Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. разработана концепция формирования этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета как целостного системного образования (совокупность теоретико-методологических обоснований,   тенденции, закономерности, принципы и факторы; понятийный аппарат сформированности искомого понятия; компоненты процесса формирования этноэстетической культуры (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный) на основе выделенных групп педагогических условий; теоретическая модель (как единство цели, содержания, средств, форм, методики, этапов (адаптации, становления, проявления, актуализации и индивидуализации) и результата; механизмы /структурные характеристики/ воздействия на смысловую сферу личности по уровням ее развития в соответствии с выделенными критериями);
  2. разработана теоретическая модель формирования этноэстетической культуры студентов в университете, способствующая усилению культурологической направленности университетского образования; этнической идентификации и творческой реализации личности вместе с развитием ее этноэстетической компетентности, а также механизмы практической реализации модели через специальную методику как направление реализации личностного подхода в профессиональном образовании. Целью реализации данной модели выступает создание условий, способствующих проявлению и востребованности элементов национальной культуры в образовательном процессе университета, что оптимизирует этнокультурное развитие личности, формирование основ ее ментальности, творческой направленности и этноэстетической компетентности. Результативность предлагаемой модели обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: социально-педагогических, организационно-педагогических и психолого-педагогических;
  3. теоретически (модель, концепция, механизмы реализации) и процессуально доказана правомерность использования методики формирования этноэстетической культуры студентов, как стратегии высшего профессионального образования.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные и учебно-методические пособия

1.Алдошина, М.И. Введение в педагогическую профессию: подготовка сту-дентов к профессионально- педагогической деятельности: Учебное пособие / М.И.Алдошина, Е.В.Куканова. – М., 2000. – 87с. (6,2 п.л.)

2.Алдошина, М.И. Методика преподавания религиоведения в вузе: Учебно-методическое пособие / М.И.Алдошина. – М.:ИНПО, 2001. – 66с.(4,12 п.л.)

3.Алдошина, М.И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно-методическое пособие / М.И.Алдошина. – М.: Педобщество России, 2005. – 128с. (8 п.л.)

4.Алдошина, М.И. Модель формирования этноэстетической культуры лич-ности будущего преподавателя и ее реализация в университете.: Монография / М.И.Алдошина. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 243с. (15,2 п.л.)

5.Алдошина, М.И.Технологические основы формирования этноэстетиче-ской культуры преподавателя: Учебное пособие / М.И.Алдошина. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 142с. (9 п.л.)

6.Алдошина, М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: Монография/ М.И.Алдошина – М., Изд-во МГОУ, 2008. – 263с. (16,4 п.л.)

Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК

7.Алдошина, М.И. Общая характеристика этноэстетической культуры лич-ности преподавателя / М.И.Алдошина // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика и психология». – №1 (22). – Том 1. –2 006.– М.: Изд-во МГОУ – С.110-117 (0,7 п.л)

8.Алдошина, М.И. Возможности педагогической практики для формирова-ния этноэстетической культуры преподавателя / М.И.Алдошина //Омский на-учный вестник. – 2006. –№8 (45). – С.306-310 (0,6 п.л.)

9.Алдошина, М.И. Философский контекст этноэстетического развития лич-ности будущего преподавателя в университете / М.И.Алдошина // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – №4 (36). –2006. − Выпуск в серии №5. – Изд-во МГОУ. – С.15-19. (0,3 п.л.)

10.Алдошина, М.И.Концепция формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете / М.И.Алдошина // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – №2 (31). –2006. – Изд-во МГОУ. – С.129-139.(0,7 п.л.)

11.Алдошина, М.И. О культурной миссии университетов / М.И.Алдошина // Высшее образование сегодня. – М., 2007. – №5.– С.35-38. (0,5 п.л.)

12.Алдошина, М.И. Некоторые аспекты формирования этноэстетической культуры будущего преподавателя в университете / М.И.Алдошина // Сибир-ский педагогический журнал. – №14. – 2007. – С.77-87 (0,6 п.л.).

13.Алдошина, М.И. Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете: региональный аспект / М.И.Алдошина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки. – №10 (52). – 2008. – С.83 -91 (0,6 п.л.).

14.Алдошина, М.И. Ценностная основа формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей / М.И.Алдошина // Сибирский педагоги-ческий журнал. – №4. – 2008. – С.168-173 (0,6 п.л.)

15.Алдошина, М.И. Культурологический аспект современного университет-ского образования будущих преподавателей / М.И.Алдошина // Вестник Мо-сковского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – М., 2008. –№3. – С.83-96 (0,8 п.л.)

16.Алдошина, М.И. Модель формирования этноэстетической культуры бу-дущих преподавателей в университете / М.И.Алдошина // Высшее образова-ние сегодня. – М., 2009. – №2. – С.90-94 (0,5 п.л.)

17.Алдошина, М.И. Осмысление теоретических основ процесса формирова-ния этноэстетической культуры студентов / М.И.Алдошина // Вестник Ады-гейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.2 (44). – 2009. – С.13-20. (0,5 п.л.)

Программы и методические рекомендации

18.Алдошина, М.И. Через прекрасное – к человечному: Методические реко-мендации по организации эстетического воспитания сельских школьников средствами народного искусства / М.И.Алдошина. – Орел: ОГУ, 1998. – 47с. (2 п.л.)

19.Алдошина, М.И. Педагогические теории, системы, технологии. Методи-ческое пособие для студентов очного и заочного отделения. Ч.1. / М.И.Алдошина, Н.А.Коломеец. – Орел: ОГУ, 1998. – 112с. ( 7 п.л.)

20.Алдошина, М.И. Педагогика. Методическое пособие для студентов уни-верситета очного и заочного отделений. Ч.2. / М.И.Алдошина, Н.А.Коломеец. – Орел: ОГУ, 2002. – 80с. (5 п.л.)

21.Алдошина, М.И. Программа дисциплины «Педагогика и региональное образование» / М.И.Алдошина. – Орел: ОГУ, 2003. – 20с.(1 п.л.)

22.Алдошина, М.И. Программа дисциплины «Педагогика»/ М.И.Алдошина. – Орел: ОГУ, 2003. – 18с. (1 п.л.)

23.Алдошина, М.И. Программа педагогической практики / М.И.Алдошина, Л.В.Воронкова, М.А Федорова. – Орел: ОГУ, 2006. – 56с ( авт.1,5 п.л.)

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

24.Алдошина, М.И. Музыкальный и поэтический фольклор в духовном ста-новлении личности / М.И.Алдошина // Духовно-нравственные и государст-венно-правовые основы отечественного просвещения. – М.,1998.– С.67-68. (0, 2 п.л.)

25.Алдошина, М.И. Гуманизация воспитания через эстетическое / М.И.Алдошина // Новаторство как традиция отечественной педагогики. – М., 1998.– С. 133-134 (0,13 п.л.).

26.Алдошина, М.И. Воспитание на русском народном творчестве/ М.И.Алдошина // Сельская школа. – М., 1999. – №1.– С.15-24. (0,7 п.л.)

27.Алдошина, М.И. Детские фольклорные праздники / М.И.Алдошина // Сельская школа. – М., 1999. – №2-3. – С.74-83. (1,05 п.л.).

28.Алдошина, М.И. Эстетические ценности и эстетическая культура педаго-га/ М.И.Алдошина //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. – М.: МПГУ, Ч.1, 2000. – С.34-37 (0,25п.л.)

29.Алдошина, М.И. Общая характеристика эстетической культуры педагога/ М.И.Алдошина // Качество педагогического образования: история и совре-менность. – Белгород: БГУ, 2000. – С. 378-380. (0,2 п.л.).

30.Алдошина, М.И. Использование идей П.Ф.Каптерева в обосновании эс-тетического воспитания современной школы / М.И.Алдошина // Педагогиче-ское наследие П.Ф.Каптерева и современность. – М.:МПГУ, 2001. – С.141-142. (0,3 п.л.)

31.Алдошина, М.И. Эстетическая культура педагога как элемент культуро-логической парадигмы образования / М.И.Алдошина // Философско-историч. основы общего образования в России.– М.,2002. – С.4-7 (0,25 п.л.)

32.Алдошина, М.И. Технология личностно-ориентированного тренинга во взаимодействии с трудновоспитуемыми подростками / М.И.Алдошина//Нау-ка и практика.–Орел:ОЮИ МВД России,−2003.–№2(13).–С.152-154 (0, 2 п.л.)

33.Алдошина, М.И. Эстетическая культура преподавателя как фактор этни-ческой идентификации его личности / М.И.Алдошина // Образование и обще-ство. – Орел, – 2004. – №4 (27). – С.94-97 (0, 6 п.л.)

34.Алдошина, М.И.Условия формирования этнической идентичности лично-сти / М.И.Алдошина // Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и современ-ные проблемы модернизации российского образования. – Курск: КГПУ, 2004. Ч.1.– С.119-121. (0,2 п.л.)

35.Алдошина, М.И. Формирование эстетической культуры личности как средства этнической идентификации / М.И.Алдошина // Модернизация оте-чественного образования: сущность, проблемы, перспективы // Серия «Фило-софия образования»,Т.12. – Новосибирск, 2005.– С.269-274. (0, 4 п.л.)

36.Алдошина, М.И. Ценности национальной культуры как основа этноэсте-тической культуры преподавателя / М.И.Алдошина // Проблемы нравствен-но-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспек-тивы. – Орел: ОГУ, 2005. – С.23-27. (0, 4 п.л.)

37.Алдошина, М.И. Ценностные приоритеты в системе эстетической культу-ры преподавателя / М.И.Алдошина // Ученые записки. Т.2. – Святоотеческое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в Рос-сии. – Выпуск 3.– Орел, ОГУ, 2005. – С. 158-160. (0, 3 п.л.)

38.Алдошина, М.И. Этническая идентификация как критерий этноэстетиче-ской культуры преподавателя / М.И.Алдошина // Российский научный форум «Россия. Культура. Будущность». Ч.1. − Челябинск: ЧГАКИ, ЧИ (филиал) УрАГС, 2005. – С.69 -76. (0,6 п.л.)

39.Алдошина, М.И.Влияние поликультурности образования на формирова-ние этноэстетической культуры преподавателя / М.И.Алдошина // Воспита-тельный потенциал гуманитарного образования. – Казань: ТГГПУ, 2005, Ч.1. – С.98-102. (0,4 п.л.)

40.Алдошина, М.И. Национально-ориентированная модель воспитания на основе использования народного искусства / М.И.Алдошина // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Матер.Всерос.науч.-практ. семинара – Орел: ОГУ, 2006.–С.211-215. (0.4 п.л.)

41.Алдошина, М.И.Формирование этноэстетической культуры преподавателя в процессе тренинговых занятий /М.И.Алдошина // Православие и отечест-венная культура: наука, образование, искусство: Матер.7Всерос. форума –в3-хт – Т.3. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2006. – С.92-101. (0,6 п.л.)

42.Алдошина, М.И. Некоторые аспекты формирования этноэстетической культуры личности преподавателя / М.И.Алдошина // Личностное и профес-сиональное развитие будущего специалиста. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2006. – С.3-8. (0, 4 п.л.)

43.Алдошина, М.И. Педагогический практикум в процессе формирования эт-ноэстетической культуры преподавателя / М.И.Алдошина // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и ин-формационные аспекты. – №3, раздел 2.: http//rspu.edu.ru/ university/ publish/ pedagogika/2006. (0,7 п.л.)

44.Алдошина, М.И. Характеристика технологии формирования этноэстети-ческой культуры преподавателя в университете / М.И.Алдошина // Теория и практика образования: история и современность. Выпуск 15. Сборник науч. трудов. – Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2006. – С.102-107. (0,3 п.л.)

45.Алдошина, М.И.Активные формы обучения в процессе подготовки сту-дента к этноэстетической деятельности / М.И.Алдошина // Самостоятельная работа в соврем. российском вузе: проблемы организации и перспективы развития. Матер.2 науч-практ. конф. – Орел: ОГУ, 2006. – С.61-65. (0,4 п.л.)

46.Алдошина, М.И. Традиционный этнический элемент в структуре этноэ-стетической культуры личности преподавателя / М.И.Алдошина // Преемст-венность и новаторство в развитии основных направлений отечественной пе-дагогической науки. Матер. XXV сессии Научн. Совета.– М.–Тверь: Золотая буква–ИТИП РАО, 2007. – С.256-259. (0,3 п.л.)

47.Алдошина, М.И.Роль традиций в этноэстетическом развитии личности будущего преподавателя в университете / М.И.Алдошина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Матер. междунар. науч. конф.: Т.1. Педагогика. – Рязань: РГУ, 2007. – С.229-232. (0,25 п.л.)

48.Алдошина, М.И. К вопросу о русском национальном характере / М.И.Алдошина // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». –№1. –2007. – М.: Изд-во МГОУ. – С.223-227. (0,3 п.л.)

49.Алдошина, М.И.Формирование этноэстетической культуры будущих пре-подавателей в контексте этнокультурного развития / М.И.Алдошина // Этно-конфессиональные отношения в современной России и странах СНГ: содер-жание и роль. Материалы междунар. науч-практ. конф. – Челябинск: ЦАиП, 2007. – С172-177. (0,3 п.л.)

50.Алдошина, М.И. Методологические основы формирования этноэстетиче-ской культуры будущих преподавателей / М.И.Алдошина // Российское обра-зование в XXΙ веке: проблемы и перспективы: Мат.ΙΙΙ Всерос.науч.-практ.кон.– Томск: Изд-во Том.ун-та, 2008. – С.203-208 (0,3 п.л.)

51.Алдошина, М.И.Концептуальные основы формирования этноэстетиче-ской культуры личности преподавателя в университете / М.И.Алдошина // Вестник Ставропольского государственного университета. - № 55. – 2008. – С. 5-11 (0,6 п.л.)

52.Алдошина, М.И. Эстетический аспект этнической идентификации буду-щих преподавателей в современном университете / М.И.Алдошина // Тради-ционная культура славянских народов в современном социокультурном про-странстве. Ч.2. – Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2008. – С.150 – 159 (0,6 п.л.)

53.Алдошина, М.И. Общие основы формирования этноэстетической куль-туры студентов в университете / М.И.Алдошина // Профессионально-педагогическая культура: проблемы воспитания учащейся и студенческой молодежи. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – С.135-137 (0,2 п.л.)

54.Алдошина, М.И. Этноидентификация студентов в современном универ-ситете / М.И.Алдошина // Инноватика – 2009: Труды международной конфе-ренции. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – С. 428-435 (0,5 п.л.)