- осуществлена постановка научной проблемы педагогического прогнозирования социальной эффективности образования как особого объекта прогнозирования; который необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: педагогическом, экономическом и социальном;
- показано несколько альтернативных, а в ряде случаев и дополняющих друг друга возможностей представления образа социальной динамики, имеющих существенное значение для разработки проблемы социальной эффективности образования: концепция открытого общества К. Поппера; концепция постиндустриального общества Д. Белла; концепция Примордиальной традиции Р. Генона; концепция социокультурной динамики А.С. Ахиезера; концепция информационного общества; концепция модернизации; концепция эволюции миро-системы И. Валлерстайна, которые характеризуются как часть обширного и весьма неоднородного комплекса воззрений о так называемом «хорошем обществе»;
- выявлены предпосылки получения прогноза в педагогическом исследовании социальной эффективности образования, раскрыты предметно-дисциплинар-ные и междисциплинарные, концептуальные и методологические основания построения сущностных проблемных моделей, которые в совокупности служат в качестве достаточно надежного инструментального базиса в процессе педагогического прогнозирования уровня социальной эффективности образования;
- раскрыты возможности адаптации и применения общенаучного структурно-функционального подхода, его ресурсного исследовательского потенциала, а также общенаучных методов (логических средств), интернаучных методов и собственных методов исследования педагогики в прогнозировании социальной эффективности образования;
- доказано, что выполнение современным институтом образования функций интеграции, инновации, адаптации и стабилизации в обществе невозможно в отсутствие достаточно развитой в его рамках прогностической функции, которая может быть поставлена в ряд тех его функций, которые имеют критическое значение для его функционирования в конкретном обществе;
- на основании выделенных в исследовании функций и дисфункций системы образования выявлен состав критериев социальной эффективности образования, а определение антропологической функции как базовой функции институтов образования позволило обозначить социализацию и социальное здоровье личности и общества как наиболее общие критерии эффективности их деятельности;
- в ходе исследования выявлены тенденции развития прогнозирования социальной эффективности образования, демонстрирующие общее направление движения этой актуальной отрасли науки и практики.
2. Осипова, Л.Я. Принцип комплиментарности в разработке проблемы социальной эффективности образования / Л.Я. Осипова // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Философия, история, социология, педагогика, право и экономика». – Самара: Изд. Сам. науч. центра РАН, 2006. – С.178-184. – ISSN 1990-5378.
3. Осипова, Л.Я. О значении структурно-функционального подхода в процессе разработки проблемы социальной эффективности образования / Л.Я. Осипова // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Философия, история, социология, педагогика, право и экономика». – Самара: Изд. Сам. науч. центра РАН, 2006. – С.185-193. – ISBN 1990-5378.
4. Осипова Л.Я. О критериях социальной эффективности образования // Л.Я. Осипова // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Философия, история, социология, педагогика, право и экономика». – Самара: Изд. Сам. науч. центра РАН, 2006. – С.139-146. – ISBN 1990-5378.
5. Осипова Л.Я. Методологические основания исследования и прогнозирования социальной эффективности образования / Л.Я. Осипова // «Казанский педагогический журнал», 2008. – № 7. – С.3-12. – ISSN 1726-846Х.
6.Осипова Л.Я. Функции системы образования в образовательно-педагоги-ческом прогнозировании / Л.Я. Осипова // Научно-практическое издание «Сибирский педагогический журнал». – Новосибирск, 2008. – № 8. – С. 396-404. – ISSN 1813-4718.
7. Осипова Л.Я. Влияние синергетической методологии на социальную эффективность образования / Т.Ю. Иванова, Л.Я. Осипова, Ю.В. Осипов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2009. – №4 (18). – С. 56-64 – ISBN 1990-90-47.
В монографиях:
8. Осипова, Л.Я. Государственная экономическая стратегия и маркетинг в сфере образования / Л.Я. Осипова. – Самара.: Изд-во Самарского ин.-та управления, 2000. – 124 с. – ISBN 5-86465-149-4.
9. Осипова, Л.Я. Экономика образования и образовательный императив информационного общества / Л.Я. Осипова. – Самара.: Изд-во Самарского ин.-та управления, 2002. – 180. – ISBN 5-93424-059-5.
10. Осипова, Л.Я. Историко-философская ретроспектива социальной эффективности образования / Л.Я. Осипова. – Самара: Изд-во Самарского ин.-та управления, 2008. – 170 с. – ISBN 978-5-94267-040-5.
11. Осипова Л.Я. Социальная эффективность образования: методологичес-кие основы исследования / Л.Я. Осипова. – Самара: Изд-во Самарского ин.-та управления, 2008. – 296 с. – ISBN 978-5-94267-038-2.
В учебных и учебно-методических пособиях:
12. Осипова, Л.Я. Исследование операций в экономическом анализе и управлении в системе «Школа-вуз»/ Л.Я. Осипова. Учебное пособие. – Самара: изд-во СИУ, 1993. – 30 c.
13. Осипова, Л.Я. Программное обеспечение учебно-воспитательного комплекса «Школа-Вуз»/ Л.Я. Осипова. Руководство. – Самара: изд-во СИУ, 1994. – 23 c.
14. Осипова, Л.Я. Исследование функций в задачах экономики и управления в системе «Школа-вуз» / Л.Я. Осипова. Учебное пособие. – Самара: изд-во СИУ, 1994. – 48 c.
15. Осипова, Л.Я. Концепция совершенствования образовательных программ в Самарском институте управления / Л.Я. Осипова. Руководство. Самара: изд-во СИУ, 1996. – 31 c.
16. Осипова, Л.Я. Управление в социальных системах / Л.Я. Осипова, М.В. Лапшов, Ю.Ф. Швецов. Учебное пособие. Часть I. – Самара: изд-во СИУ, 2001. – 98 с.
17. Осипова, Л.Я. Стратегия успешного продвижения предприятия на рынке / Л.Я. Осипова, Г.А. Комарова, Л.В. Полынова и др. Учебное пособие по проведению деловой игры для студентов факультета «Менеджмент». – Самара: изд-во СИУ, 2004. – 70 с.
18. Осипова, Л.Я. Инновационный менеджмент / Л.Я. Осипова, Ю.Ф. Шве-цов. – Учебное пособие (с грифом УМО). – Самара: изд-во СИУ, 2005. – 144 с.
19. Осипова, Л.Я. Основа маркетинга / Л.Я. Осипова. Д.В. Ралык. – Учебное пособие (с грифом УМО). – Самара: изд-во СИУ, 2009. – 218 с.
Публикации в других научных изданиях:
20. Осипова, Л.Я. Возможность и проблемы негосударственного образова-ния / Л.Я. Осипова // Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы рос-сийского образования на рубеже третьего тысячелетия. Тезисы и доклады к IV На-учной сессии Научного Совета по проблемам образования. – СПб, 1997. – С. 51-56.
21. Осипова, Л.Я. Формы поддержки и нетрадиционные источники финан-сирования науки и образования / Л.Я. Осипова // Социально-экономическое разви-тие Самарской области: стратегия, проблемы, поиск решений. Материалы регио-нальной научно-практической конференции. – Самара, 1996. – С. 233-236.
22. Осипова, Л.Я. Опыт создания вуза внебюджетного финансирования / Л.Я. Осипова, С.Г. Абламунец, Ж.В. Пыжикова // Проблемы и перспективы со-вершенствования негосударственных образовательных учреждений. Сб. научных трудов. – Самара: СИУ, СИПКРО, 1998. – С. 16-19.
23. Осипова, Л.Я. Научно-методические, кадровые и информационные фак-торы создания рыночной среды / Л.Я. Осипова // Региональные и межотраслевые проблемы рынка и его инфраструктуры. Сб. материалов. Ч. II. – Пенза, СГЭА, 1998. – С. 54-57.
24. Осипова, Л.Я. Проблемы, перспективы и оценка качества профессио-нальной подготовки бакалавров и специалистов по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Л.Я. Осипова // Рыночная экономика: состояние, проблемы, пер-спективы. Сб. научных трудов РАН. Выпуск 3. – Самара: МИР, 1999. – С. 460-465.
25. Осипова, Л.Я. Проблемы и перспективы развития высшего образования (опыт Самарского института управления) / Л.Я. Осипова, Л.С. Меламедова // Ры-ночная экономика: состояние, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов РАН. Отд. экономики. Выпуск 3. – Самара: МИР, 1999. – С. 393-396.
26. Осипова, Л.Я. Реализация новаторской стратегии делового образования / Л.Я. Осипова // Наука в вузе: образование, экономика, юриспруденция: Сб. науч. тр. – Самара: Сам. ин-т повыш. квалиф. раб. образ., 1999. – С. 5-20.
27. Осипова, Л.Я. Современные проблемы использования компьютерных учебных курсов в подготовке менеджеров / Л.Я. Осипова, Л.С.Меламедова // Нау-ка в вузе: образование, экономика, юриспруденция: Сб. науч. тр. – Самара: Сам. ин-т повыш. квалиф. раб. образ., 1999. – С. 21-30.
28. Осипова, Л.Я. Повышение эффективности использования технических средств обучения в СИУ / Л.Я. Осипова, С.Н. Баринова // Наука в вузе: образова-ние, экономика, юриспруденция: Сб. науч. тр. – Самара: Сам. ин-т повыш. квалиф. раб. образ., 1999. – С. 30-40.
29. Осипова, Л.Я. Обучение и воспитания неразделимы / Л.Я. Осипова, Г.А. Зобнина // Наука в вузе: образование, экономика, юриспруденция: Сб. науч. тр. – Самара.: Сам.ин-т повыш. квалиф. раб. образ., 1999. – С. 41-43.
30. Осипова, Л.Я. Опыт использования современных информационных тех-нологий для проведения всероссийской студенческой олимпиады по менеджменту / Л.Я. Осипова, С.Н. Баринова, С.Г. Абламунец, С.Р. Кирюков // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права: На-уч. тр. II Международной науч.-практич. конференции. – Москва: Московская го-сударственная академия приборостроения и информатики, 1999. – С. 146-148.
31. Осипова, Л.Я. Применение математических моделей творческого разви-тия и целевой установки в педагогическом процессе / Л.Я. Осипова, С.Р. Кирюков // Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник научных трудов. – Самара, 2000. – С. 21-32.
32. Осипова, Л.Я. Модель подготовки специалиста, анализ рынка образова-тельных услуг и роль тьюторов в современном негосударственном вузе / Л.Я. Осипова // Сборник научных трудов / Под ред. А.И. Жданова. – Самара: СИПКРО, 2001. – С. 5-8.
33. Осипова, Л.Я. Реклама деятельности негосударственного вуза на совре-менном этапе / Л.Я. Осипова // Сборник научных трудов / Под ред. А.И. Жданова. – Самара: СИПКРО, 2001. – С. 8-12.
34. Осипова, Л.Я. Информационные технологии в Самарском институте управления (опыт, анализ, перспективы) / Л.Я. Осипова, С.Н. Баринова // Сборник научных трудов / Под ред. А.И. Жданова. – Самара: СИПКРО, 2001. – С.19-26.
35. Осипова, Л.Я. Портрет современного студента специальности «Менедж-мент» / Л.Я. Осипова // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник университета», серия «Развитие образования в области менеджмента». – Москва, 2002. – № 1(3). – С. 20-22.
36. Осипова, Л.Я. Образование и технологии / Л.Я. Осипова // Обозрение прикладной и промышленной математики. Том 9. Выпуск 3.. Ч. II. – Москва, 2002. – С. 645-646.
37. Осипова, Л.Я. Проблемы и перспективы подготовки специалистов в об-ласти менеджмента в негосударственных вузах / Л.Я. Осипова // Рыночная эконо-мика: состояние, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов РАН (отд. экономи-ки). Выпуск 4. Ч. II. – Самара: МИР, 2000. – С. 188-194.
38. Осипова, Л.Я. Проблема подготовки имидж-менеджеров в негосударст-венных вузах / Л.Я. Осипова // Рыночная экономика: состояние, проблемы, пер-спективы. Сб. научных трудов РАН (отд. экономики). Выпуск 4. Ч. II. – Самара: МИР, 2000. – С. 194-197.
39. Осипова, Л.Я. Самоорганизация в неравновесных системах и понятие «Состояние социально-экономической системы» /Л.Я. Осипова, В.И. Патрин, Ю.Л. Ратис // Естествознание. Экономика. Управление. Межвузовский сборник научных работ. Выпуск 2. Самара: СамГАУ, 2001. – С. 150-153.
40. Осипова, Л.Я. Реализация принципа обратной связи в экономико-математических моделях / Л.Я. Осипова В.Н. Шумилов // Естествознание. Эконо-мика. Управление. Межвузовский сб. научных работ. Выпуск 2. – Самара: Сам-ГАУ, 2001. – С. 154-161.
41. Осипова, Л.Я. Термодинамические аналоги социально-экономических процессов / Л.Я. Осипова, В.А. Зимин, Ю.Л. Ратис // Естествознание. Экономика. Управление. Межвузовский сб. научных работ. Выпуск 2. – Самара: СамГАУ, 2001. – С. 162-168.
42. Осипова, Л.Я. Тактика и стратегия построения процесса управления ка-чеством образования (из опыта работы СИУ) / Л.Я. Осипова // Проблемы и пер-спективы естественнонаучного и инженерно-технического образования. Совре-менные аспекты формирования коммуникативной культуры студентов. Сб. науч-ных трудов. Выпуск 5. Ч.3. – Нижний Новгород, 2002. – С. 188-190.
43. Осипова, Л.Я. Обратные связи в экономико-математических моделях / Л.Я. Осипова, В.Н. Шумилов // Высшее образование, бизнес, предпринимательст-во. Межвузовский сб. научных трудов. Выпуск 1. – Самара: СамГТУ, Поволжский институт бизнеса, 2002. – С. 264-271.
44. Осипова, Л.Я. Опыт внедрения элементов системы контроля качества образования в СИУ / Л.Я. Осипова, З.И. Шпунтова // Мониторинг и контроль ка-чества образования: развитие методологии и опыт. Сб. статей. Кн. 3. X симпозиум «Квалиметрия в образовании». – М., 2002. – С. 138-143.
45. Осипова, Л.Я. Теоретические и практические аспекты подготовки спе-циалистов / Л.Я.Осипова // Актуальные вопросы вузовской науки: Сб. научных и научно-методических статей. – Самара: Сам. ин-т. упр., 2003. – С. 5-11.
46. Осипова, Л.Я. Глобализация, образование и экономика Самарского ре-гиона / Л.Я. Осипова // Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, право. Материалы международного научного симпозиу-ма. Ч.1. – Самара: СГЭА, 2003. – С. 404-406.