- разработана и внедрена авторская концепция, включающая методологическое обоснование феномена этнокультурной толерантности в музыкальном образовании, теорию и методику воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства, концептуально-технологическую модель подготовки педагога-музыканта к формированию данного качества личности учащихся в процессе музыкальных занятий;
- теоретически и эмпирически подтверждена возможность эффективного формирования этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства и осуществления вузовской профессиональной подготовки педагога-музыканта к воспитанию этнокультурной толерантности школьников в процессе занятий музыкой;
- выявлены основные тенденции в изменении социальных функций музыкального искусства: девальвация культовой (секуляризация обрядов, их условно-символическое значение) и классовой роли искусства; значимость национально-идеологической функции искусства в регулировании межнациональных отношений; усиление роли комфортной (гедонистской, релаксационной) функции искусства; повышение значимости функции искусства как социального идентификатора);
- определен алгоритм изучения музыкальных культур различных этнических традиций (от постижения музыки своего народа к восприятию музыки народов мира), исходя из базового тезиса о том, что основой этнокультурной толерантности является позитивная этническая идентичность;
- доказано - на основе выявления корреляционных связей между музыкальными предпочтениями и этнокультурной толерантностью, - что лица с более широким спектром музыкальных предпочтений более терпимы к представителям иных этнических групп;
- установлено, что музыкальное искусство может выступать в качестве своеобразного индикатора межнациональных отношений в социуме;
- разработана теория и методика воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства;
- создана концептуально-технологическая модель подготовки педагога-музыканта к воспитанию этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства, основанная на системно-синергетическом, аксиологическом, герменевтическом, культурологическом и поликультурном подходах.
1. Майковская Л.С. Феномен этнотолератности педагога-музыканта в контексте поликультурного образования //Преподаватель ХХI век. – М.: МПГУ, 2006. №4. – С.52-57. – 0,55 п.л.
2. Майковская Л.С. Методологический анализ проблемы формирования этнокультурной толерантности в процессе музыкального образования //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №3 (19), 2007 г. – М.: МГУКИ, 2007. – С. 199-204. – 0,46 п.л.
3. Майковская Л.С. Музыкально ориентированное поликультурное образование как основа формирования этнотолерантности педагога-музыканта /Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №3 (19), 2007 г. – М.: МГУКИ, 2007. – С.271-275. – 0,46 п.л.
4. Майковская Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки //Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. №2. – М.: МАНПО, 2007. – С.13-16. – 0,55 п.л.
5. Майковская Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – №1 (22), 2008. – С. 181–185. – 0,46 п.л.
6. Майковская Л.С. Ценностная сущность толерантности в контексте этнокультурной парадигмы музыкального образования ///Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – №3 (24), 2008. – С. 209–212. – 0,46 п.л.
7. Майковская Л.С. Механизмы формирования толерантной личности в процессе постижения музыки различных этнокультурных традиций //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – №4 (25), 2008. – С. 178–182. – 0,46 п.л.
8. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном искусстве и образовании //Искусство и образование, 2009. №1. – С.60-66. – 0,55 п.л.
9. Майковская Л.С. Художественная направленность коммуникативной деятельности педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности школьников //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – №6 (27), 2008. – С.184-188. –0,46 п.л.
Монографии, учебные пособия
10. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. Монография. – М.: Граф-Пресс, 2008. – 260 с. – 16,25 п.л.
11. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность в теории и практике музыкально-педагогического образования: Учебное пособие. (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 – Музыкальное образование). – М.: МГУКИ, 2009. – 200с. – 12,5 п.л.
12. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 – Музыкальное образование. (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 – Музыкальное образование) – Изд. 2-е, допол. – М.: МГУКИ, 2005. – 68 с. – 4,25 п.л.
13. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога – музыканта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700 – Музыкальное образование). – М.: Музыка, 2006. – 111 с. – 14 п.л.
14. Майковская Л.С., Абдуллин Э.Б. Хрестоматия для начальной школы. Вып. 1. (первый класс). Учебное пособие для учителей, студентов высших и средних специальных учебных заведений. – Краснодар: Эоловы струны, 1999. – 40 с. – 5 п.л., авт. – 4,5 п.л.
15. Майковская Л.С., Абдуллин Э.Б. Хрестоматия для начальной школы. Вып. 2. (Второй и третий классы). Учебное пособие для учителей, студентов высших и средних специальных учебных заведений. – Краснодар: Эоловы струны, 1999. – 80 с. – 10 п.л., авт. – 9 п.л.
16. Майковская Л.С., Абдуллин Э.Б. Сборник песен для начальной школы (1-4 классы). Учебное пособие для учителей музыки, студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. – М., 2004. – 235 c. – 17 п.л., авт. – 15 п.л.
17. Майковская Л.С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения //Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.16-27. – 23 п.л., авт. – 1 п.л.
Научные статьи, тезисы докладов
18. Майковская Л.С., Ильясов Ф.Н. Влияние музыкальных предпочтений на коллективное поведение / Вестник Российской Академии наук, 1997, т. 67, №3. – С.246-250. – 0,56 п.л., авт. – 0,28 п.л.
19. Майковская Л.С. Воспитание этнической толерантности как музыкально-педагогическая проблема //Модернизация системы музыкально-педагогического образования: Теория и практика: Материалы междунар. науч.-практич. конференции /Под ред. Е.И. Максимова. – М., 2004. – С. 37-41. – 0,28 п.л.
20. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта: сущность, содержание и методы формирования //Материалы международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: проблемы, поиски. Решения» Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова. – Талдыкорган: ЖГУ им. И. Жансугурова, 2005. Том 1. – С.209-214. – 0,37 п.л.
21. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность как компонент профессиональной подготовки педагога-музыканта //Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Юбилейной международной науч.-практич. конференции, приуроченной к 10-летию Междунар. академии наук педагогич. образования, 15-17 сентября 2005 г. Ч.1. – М., 2005. – С. 328-332. – 0,32 п.л.
22. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта: //Вестник Жетысуского государственного факультета им. И. Жансугурова: Научный журнал. – Талдыкорган, 2005. – С. 22-25. – 0,37 п.л.
23. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность как профессиональное качество личности педагога-музыканта // Arta si educatie artistica. Revista de cultura, stinta si practica educationala. – Balti, №1, 2006. – С. 39-44. – 0,32 п.л.
24. Майковская Л.С. Этнотолерантность педагога-музыканта в контексте парадигмы поликультурного образования //Наследие и современные проблемы национальной культуры. Материалы международной научно-практической конференции. – Уральск, 2006. – С. 230-232. – 0,28 п.л.
25. Майковская Л.С. Межкультурное взаимодействие и толерантность педагога-музыканта //Музыкальная культура и образование в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской науч. практ. конф. VIII открытого фестиваля преподавателей и студентов музык. фак. вузов России 25 апреля 2006 г. / Сост. Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, А.Н. Шикина; отв. ред. Е.Б. Витель. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. – С.200-204. – С.25-28. – 0,23 п.л.
26. Майковская Л.С. Воспитание этнокультурной толерантности на уроках музыки в общеобразовательной школе //Современные подходы к проблеме развития одаренных детей в системе дополнительного музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. Максимова Е.И. – М.: МГУКИ, 2006. – С. 49-52. – 0,28 п.л.
27. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкально-педагогической практике //Актуальные вопросы музыкального образования: Материалы I международной научно-практической конференции 30 марта 2006 г. – Коломна: КГПИ, 2006. – С. 141-145. – 0,23 п.л.
28. Майковская Л.С. Воспитание этнокультурной толерантности в процессе музыкального образования //Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в ХХI веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – М.: МПГУ, 2006. – С.289-293. – 0,28 п.л.
29. Майковская Л.С. Развитие этнокультурной толерантности в процессе музыкального образования //Эмоциональный компонент содержания эстетического образования: Материалы междунар. науч.-практич. конф. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. – С.248-250. – 0,23 п.л.
30. Майковская Л.С. Феноменология этнокультурной толерантности педагога-музыканта //Информационная культура общества и личности в ХХI веке: Материалы международной научной конференции (Приложение к региональному научному журналу «Культурная жизнь Юга России»). – Краснодар, 2006. – С.521-523. – 0,14 п.л.
31. Майковская Л.С. Сущность и основные компоненты этнокультурной толерантности //Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции (Нижневартовск, 29 марта 2006 года) / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. – С.64-70. – 0,37 п.л.
32. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта (материалы социологического исследования) //Музыкальная педагогика и исполнительство: Сб. ст. Под ред.Л.С. Зориловой, М.Б. Сидоровой. – Вып. IX. – М.: МГУКИ, 2006. – с.68-74. – 0,32 п.л.
33. Майковская Л.С. Музыкальные предпочтения и этнокультурная толерантность в процессе регулирования межнациональных отношений //Информационные и коммуникационные науки в изменяющейся России: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-23 сентября 2007 г. – Краснодар, 2007. – С.314-316. – 0,14 п.л.
34. Майковская Л.С. Феномен толерантности сквозь призму духовных ценностей и ценностных ориентаций: философско-аксиологический и музыкально-педагогический аспекты //Роль духовного наследия Д.С. Лихачева в воспитании подрастающего поколения в сфере художественного образования: Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. – М.: МГУКИ, 2007. – С.72-78. – 0,32 п.л.
35. Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта и ее структурные компоненты //Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э.Б. Абдуллина): Сб. научных статей /Под науч. ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: МПГУ. – С.104-115. – 0,46 п.л.
36. Майковская Л.С. Развитие этнокультурной толерантности учащихся как важная задача учителя музыки (к постановке проблемы) //Вiховання I культура: Мiжнародний науково-практичний журнал. Жовтень-Грудень, 2007. № 3-4 (13-14). С. – 48-50. – 0,32 п.л.
37. Майковская Л.С. Толерантность в контексте диалога культур и межкультурного взаимодействия //Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы. Материалы I Всероссийского педагогического конгресса (19-21 декабря 2007 г., Москва, МАНПО): В 4-х ч. М.: МАНПО, 2007. – С. 416-422. – 0,32 п.л.
38. Majkovskaja L. S. Hudební vzdělávání jako cesta k tolerantnímu vnímání světa. In Region, regionální hudební kultura a regionální umělec v kontextu vývojových proměn společnosti. – Ostrava: Ostravská univerzita – Pedagogická fakulta, 2008. – S. 43-49. – 0,32 п.л.
39. Майковская Л.С. Герменевтический подход в процессе постижения музыкального языка произведений разных этнокультурных традиций //Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций. Материалы международной научно-практической конференции. 5-6 марта 2008 г. Т.1. – Екатеринбург, 2008. – С.55–60. – 0,28 п.л.
40. Майковская Л.С. Исследование этнокультурной толерантности с позиций социальной дистанцированности //Актуальные вопросы музыкально-педагогической науки и практики: Материалы научно-практической конференции /Под науч. ред. В.И.Закутского, Л.С. Майковской. – М.: МГУКИ, 2008. – С.37–41. – 0,28 п.л.
41. Maykovskaya L. Musical education as means of upbringing ethnocultural tolerance /Music at all ages. 28th ISME World Conference. – Bologna, 2008. – P. 545-546. – 0,19 п.л.
42. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки и его значение в воспитании толерантной личности. Материалы международной научно-практической конференции «Система непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы развития» (6-7 июня 2008 г.) /Под ред. Б.К. Момынбева. – Кызылорда: «Тумар», 2008. – С.362-366. – 0,28 п.л.
43. Majkovskaja L. S. Hudební vzdělávání jako cesta k tolerantnímu vnímání světa //Kontexty hudebni pedagogiki II. Sbornik prispevku z conference konane 28.-29. brezna 2007 v Branduse nad Labem – Stare Boleslavi. – Praha, 2007. – S.208-211. – 0,23 п.л.
44. Майковская Л.С. Взаимовлияние музыкальных традиций Востока и Запада //Совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки в вузе. Сборник статей I научной очно-заочной конференции с международным участием. 11-12 апреля 2008 г. – Уфа: БГПУ, 2008. – С.26-31. – 0,28 п.л.
45. Майковская Л.С. Постижение ценностных смыслов музыки как путь к формированию толерантных отношений в социуме //Материалы Международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы». 25-27 октября 2007 г. – СПБ., 2008. – С. 200-205. – 0,28 п.л.
46. Майковская Л.С. Развитие этнотолерантного самосознания педагога-музыканта в процессе вузовской подготовки //Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. – М.: МГУКИ, 2008. – С.86-91. – 0,28 п.л.
47. Майковская Л.С., Кухарева Н.Б. Сущность этнического самосознания личности и пути его формирования в процессе музыкального образования //Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. – М.: МГУКИ, 2008. – С.103-110. – 0,28 п.л., авт. 0,14 п.л.
48. Майковская Л.С. Создание художественной атмосферы на музыкальном занятии как педагогическое условие развития этнокультурной толерантности школьников //Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции (Нижневартовск, года) / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С.160-166. – 0,32 п.л.
49. Majkovskaya, L. Hudba Východu a Západu v podmínkách kulturního pluralismu. In Mezinárodní webový sborník hudební výchovy 2009 č. 2. – Ostrava: Ostravská univerzita, Pedagogická fakulta, 2009. – S. 55–62. – 0,37 п.л.
50. Майковская Л.С. Профессионально ориентированная деятельность и качества личности педагога-музыканта в контексте формирования этнокультурной толерантности школьников //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Т.14. Основной выпуск. Специальный выпуск. Серия Педагогики и психологии. – С.42-45. – 0,32 п.л.