Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГУМАНИЗАЦИИ ГЕОМЕТРО – ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ (ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявлена и обоснована совокупность теоретических положений, составляющих методологическую основу процесса гуманизации геометро-графической подготовки специалистов технического профиля (инженеров-строителей). Выявлена сущность гуманизации геометро-графической подготовки, ее цель и главные задачи, закономерности и принципы; определены научные подходы, психолого-педагогические условия реализации педагогических направлений гуманизации геометро-графической подготовки инженеров-строителей и ключевые тенденции. Разработано теоретико-методологическое обоснование роли и места процесса гуманизации в геометро-графических дисциплинах в профессиональной подготовке специалистов технического профиля (инженеров-строителей).
  2. Сформирована концепция гуманизации геометро-графической подготовки специалистов технического профиля, в которой теоретически обоснованы, подтверждены поисковыми, обучающими и контролирующими педагогическими экспериментами и апробированы психолого-педагогические условия ее реализации. Наиболее существенными из них являются: 1)совместная творческая деятельность преподавателя и студента в образовательном процессе (сотворчество); 2)индивидуализация траектории развития будущих специалистов, соответствующая характерологическими особенностями студентов; 3)гибкое воздействие на мотивационную сферу профессионального становления будущих инженеров-строителей; 4)корректирование курсов геометро-графических дисциплин в соответствии с доминирующими типами мышления в студенческих группах; 5)положительный эмоциональный фон образовательного процесса.
  3. Теоретически обоснована в дисциплинах геометро-графического цикла, экспериментально подтверждена и апробирована, зависимость уровня развития пространственного мышления и пространственного воображения, от степени вовлечения в учебный процесс всех типов мышления, которыми наделена личность в их интегративной совокупности (образное мышление, знаковое мышление, символическое мышление, предметное мышление).
  4. Выполнена, теоретически обоснована, экспериментально подтверждена и апробирована в учебном процессе целостная методическая система, способствующая оптимизации процессов формирования пространственного и речевого мышлений, пространственного воображения. Показана высокая корреляционная связь пространственного и речевого мышлений в процессе изучения дисциплин геометро-графического цикла, их влияние на развитие профессионально-значимых качеств будущих специалистов.
  5. Сформирована и теоретически обоснована целостная методическая система совершенствования геометро-графической подготовки будущих инженеров в условиях гуманизации процесса формирования профессионально-значимых качеств (для специальностей 270102.65 и 270115.65 направление подготовки «строительство» 230201.65).
  6. Теоретически обоснованы, экспериментально подтверждены и апробированы методические приемы построения конструкции текста учебников и учебных пособий геометро-графических дисциплин, являющегося носителем речевой интерпретации и формы отражения объективной реальности.
Список опубликованных работ
Монографии, научные статьи, учебные пособия, тезисы докладов по теме диссертационного исследования

1.Иващенко, Г.А. Основы гуманизации графической подготовки специалистов технического профиля: Монография / Г.А. Иващенко. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 256 с. (16 п.л.).

2.Иващенко, Г.А. Исследование возможностей реализации гуманистиче-ского подхода в моделировании процесса обучения графическим дисциплинам специалистов технического профиля/ Г.А. Иващенко, Л.Б. Григоревский // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008 №3. С. 94 – 103 (0,75 п.л.) Авторский вклад 80%.

3.Иващенко, Г.А. Учебник и его роль в геометро-графической подготовке студентов технических специальностей вузов / Г.А.Иващенко, Л.А. Кульгина // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008 №12. С. 18 – 28. (0,75 п.л.) Авторский вклад 80%.

4.Иващенко, Г.А. Готовность преподавателя вуза к гуманизации препода-вания общетехнических и специальных дисциплин / Г.А. Иващенко, Т.И. Блинова // Известия Волгоградского государственного педагогического универ-ситета. - Волгоград, Изд-во: ВГПУ 2008, №9 (33). С. 96 – 100. (0,45 п.л.) Авторский вклад 50%.

5.Иващенко, Г.А. Гуманизация геометро-графической подготовки специа-листов технического профиля / Г.А. Иващенко, Т.И. Блинова // Известия Ураль-ского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург, Изд-во: УрГУ. Выпуск 25-26. 2009, №62. С. 113 – 117. (0,5 п.л.) Авторский вклад 80%.

6.Иващенко Г.А. Развитие пространственного и речевого мышления в процессе графической подготовки инженеров // Казанский педагогический журнал. - Казань: Институт педагогики и профессионального образования, 2008, №10. С. 24 – 30. (0,7 п.л.).

7.Иващенко, Г.А. Математическая модель организации обучения инжене-ров-строителей сквозному курсовому проектированию с учетом компетентност-ного подхода / Г.А. Иващенко, Л.А. Кульгина, А.Н. Ростовцев // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008 №11. С. 22 – 34. (0,82 п.л.) Авторский вклад 40%.

8.Иващенко, Г.А. Формирование профессионально-значимых качеств лич-ности будущего инженера в геометро-графических дисциплинах / Г.А. Иващенко // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Екатеринбург: Изд-во УРО РАО, 2009 №3. С. 41 – 48. (0,65 п.л.).

9.Иващенко, Г.А. Парадоксы восприятия учебной информации в образователь-ных дисциплинах графического цикла / Г.А. Иващенко // Проблемы учебного процесса в инновационных школах. Вып.10: Сб. науч. тр. / Под. Ред. О.В.Кузьмина. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. –257 с. С. 24 – 31. (0,44 п.л.).

10.Иващенко, Г.А. Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей / Г.А. Иващенко, Ж.В. Зыкова, Е.В. Мещерякова /Учебное пособие / Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области строитель-ства в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 653500 «Строительство» – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006. (10.44 п.л.). Авторский вклад 80%.

11.Иващенко, Г.А. Правила выполнения видов. / Г.А. Иващенко [и др.] / Учебное пособие / Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов эксплуатации наземного транспорта и транспортного оборудования. – Братск: ГОУВПО «БрГТУ», 2003. (5.19 п.л.). Авторский вклад 25%.

12.Иващенко, Г.А. Правила выполнения сечений. / Г.А. Иващенко [и др.] / (Учебное пособие)/ Рекомендовано учебно-методическим объединением по образова-нию в области лесного дела в качестве учебного пособия для студентов вузов лесотехнического профиля, обучающихся по специальности 170400 «Машины и оборудование лесного комплекса» – Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ», 2004. – 76 с (4.75п.л.) Авторский вклад 40%.

13.Иващенко, Г.А. Начертательная геометрия / Г.А. Иващенко [и др.] / Учебное пособие / Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качест-ве учебного пособия – Братск: БрГТУ, 2001. (8.75 п.л.). Авторский вклад 35%.

14.Иващенко, Г.А. Тестовые задания для определения остаточных знаний сту-дентов по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» направле-ние подготовки (специальности) 290300 «Промышленное и гражданское строительст-во», 291500 «Экспертиза и управление недвижимостью» / Г.А. Иващенко [и др.] / Рекомендовано Сибирским региональным учебно–методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве контрольных заданий по проверке остаточных знаний у студентов специальностей 290300 «Промышленное и гражданское строительство», 291500 «Экспертиза и управление недвижимостью». - Братск: - БрГТУ, 2003. – 58 с. (3.63 п.л.) Авторский вклад 48%.

15.Иващенко, Г.А. Соединения разъемные и неразъемные. (Методическое посо-бие. Сборник заданий). / Г.А. Иващенко [и др.] / Рекомендовано Сибирским регио-нальным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия. – Братск: БрГТУ, 2002. – 53 с. (3.31п.л) Авторский вклад 48%.

16.Иващенко, Г.А. Тестовые и контрольные задания. Часть 3. Общепрофессио-нальные дисциплины / Г.А. Иващенко [и др.] / Рекомендовано Сибирским региональ-ным учебно-методическим центром высшего проф. образования для межвузовского использования в качестве тестовых и контрольных заданий / Тестовые и контроль-ные задания: в 4-х ч. / Под ред. С.В. Белокобыльского / Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. – Ч.3. (6.7 п.л.) Авторский вклад 25 %.

17.Иващенко, Г.А. Начертательная геометрия. Инженерная графика. Задачи для подготовки к олимпиаде / Учебное пособие / Г.А. Иващенко [и др.] / Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионально-го образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006. (4.75 п.л.). Авторский вклад 60%.

18.Иващенко, Г.А. Практикум по машиностроительному черчению. Нанесение размеров (Методическое пособие) / Г.А. Иващенко, М.Л. Потапова / Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионально-го образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006. – 80 с. (5.00 п.л.). Авторский вклад 50%.

19.Иващенко, Г.А. Начертательная геометрия: Сборник задач / Г.А. Иващенко [и др.] / Иркутск: Иркутский государственный университет, 1990. (3.69 п.л.) Авторский вклад 35%.

20.Иващенко, Г.А. Начертательная геометрия. Инженерная графика / Г.А. Ива-щенко, Л.П. Григоревская, З.В. Красношапка / Рабочая тетрадь / Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионально-го образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006. (5.6 п.л.) Авторский вклад 80%.

21.Иващенко, Г.А. Машинная графика. Простановка Размеров. Трехмерное мо-делирование поверхностей. учеб. пособие / Г.А. Иващенко [и др.] / Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионально-го образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов специальности 190205 Подъемно-транспортные, строительные, дорож-ные машины и оборудование. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007.– 202 с. (12.6п.л.) Авторский вклад 30%.

22.Иващенко, Г.А. Ускоренное развитие пространственного мышления / Г.А. Иващенко, Ш.Х. Даминов Учебное пособие. - Братск: БрИИ, 5-230 / 02884-5, 1993. – 55 с.(3.44 п.л.). Авторский вклад 50%.

23.Иващенко, Г.А. Учебно-методический комплекс дисциплины «Начертатель-ная геометрия. Инженерная графика» для студентов специальностей ПГС, ЭУН / Г.А. Иващенко / (учебное пособие). – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009.– 189 с. (9.8 п.л.).

24.Иващенко, Г.А. Словесно-логические средства фиксации ортогонального ап-парата проецирования/ Г.А. Иващенко, Б.В. Иващенко, Ж.В. Зыкова / (Статья) Труды Братского государственного технического университета. – Братск: БрГТУ, 2000. – С. 78-80. Авторский вклад 50%.

25.Иващенко, Г.А. Проблема гуманизации контрольных мероприятий в графиче-ских дисциплинах. Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика / Г.А. Иващенко, И.И. Гребенщикова / Международная межвузовская научно-методическая конференция. Сборник трудов кафедры графических дисциплин. Выпуск 5. – Нижний Новгород: Нижегородский Государственный архитектурно-строительный ун-т, 2000. – 296 с. ISBN 5-87941 -9. С. 256 – 259. (0,2 п.л.) Авторский вклад 70%.

26.Иващенко, Г.А. Исследование мотивационной сферы первокурсников при изучении традиционного курса начертательной геометрии / Г.А. Иващенко, С.М. Сахаровская, Ю.В. Рычкова /(Статья). Совершенствование качества профессиональ-ного образования в техническом университете: Материалы региональной научно-методической конференции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ». – В 2 ч. – 2003. –Ч. 1 – С.123-125. Авторский вклад 50%.

27.Иващенко, Г.А. Психолого-педагогические аспекты формирования речевой формы мышления в дисциплинах графического цикла / Г.А. Иващенко, Б. В. Иващен-ко / (Статья) / Совершенствование качества профессионального образования в техническом университете: Материалы региональной научно-методической конфе-ренции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ». – В 2 ч. – 2003. –Ч. 1 – С.125-127. Авторский вклад 65%.

28.Иващенко, Г.А. Выявление обобщенных закономерностей функционирования и развития познавательной деятельности в дисциплинах графического содержания / Г.А. Иващенко / (Статья) / Совершенствование качества профессионального образо-вания в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». - В 2 ч. - 2005. – Ч.1. – С. 78-82.

29.Иващенко, Г.А. Непрерывность графической подготовки студентов строи-тельных специальностей как элемент образовательной технологии формирования профессиональной компетенции / Г.А. Иващенко, Е.В. Мещерякова / Совершенство-вание качества профессионального образования в университете: Материалы всерос-сийской научно-методической конференции - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». - В 2 ч. - 2005. – Ч.1. - 398 с. С. 82-87. (0,3 п.л.). Авторский вклад 65%.

30.Иващенко, Г.А. Влияние различных фактов на самостоятельную работу сту-дентов (срс) по дисциплине «Архитектура» / Г.А. Иващенко, Л.А. Кульгина / Совер-шенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». - В 2 ч. - 2005. – Ч.2. - 324 с. С. 245 – 150. (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

31.Иващенко, Г.А. Совершенствование системы дистанционного обучения в рамках непрерывной графической подготовки студентов строительных специально-стей с использованием электронных учебных пособий. (Статья) / Г.А. Иващенко, Л.В. Перетолчина / Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». - В 2 ч. - 2006. – Ч.2. – С.37-42. Авторский вклад 70%.

32.Иващенко, Г.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в изучении дисциплин графического цикла и профессиональное становление. (Статья) / Г.А. Иващенко, З.В Красношапка / Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». - В 2 ч. - 2006. – Ч.1. – С.91-94. Авторский вклад 75%.

33.Иващенко, Г.А.Вопросы формирования речевого мышления при работе с гра-фической информации. (Статья) / Г.А. Иващенко, Е.В. Лодкина / Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч.-2006. – Ч.2. – С.311-317. Авторский вклад 75%.

34.Иващенко Г.А. Междисциплинарная интеграция как фактор интенсификации курсового проектирования / Г.А. Иващенко, Л.А. Кульгина, Л.В. Перетолчина / Устойчивое развитие городов и новации жилищно - коммунального комплекса: Пятая Международная научно-практическая конференция 4 – 7 апреля 2007 г. В 2-х тт. Т.1. - М.: МИКХиС, 2007. – 416с. С. С. 287-291. (0,3 п.л.) Авторский вклад 40%.

35.Иващенко, Г.А. Анализ восприятия аксонометрических проекций в процессе развития перцептивного мышления в курсе начертательной геометрии / Г.А. Иващен-ко [и др.] / Совершенствование форм и методов учебного процесса. Научно-методическая межвузовская конференция – Комсомольский-на-Амуре политехниче-ский ин-тут. – Комсомольск-на-Амуре, 1990г. – 160 с. С. С. 67- 69. (0,2 п.л.). Автор-ский вклад 50%.

36.Иващенко, Г.А. Анализ аксонометрических проекций как фактор развития пространственного мышления / Г.А. Иващенко [и др.] / Активные методы обучения НГ и ИГ в их органическом сочетании с традиционными. Научно-методическая межвузовская конференция - Ростовский институт железнодорожного транспорта – Ростов-на -Дону 1991. - 82 с. С. 54-57. (0,2 п.л.). Авторский вклад 40%.

37.Иващенко, Г.А. К вопросу индивидуализации процесса обучения курсам гра-фических дисциплин в техническом вузе / Г.А. Иващенко / Инженерная и машинная графика. Научно-методическая всесоюзная конференция – Полтавский строит. ин-тут. – Полтава, 1991. – 120 с. (0,2 п.л.) С. 48-50.

38.Иващенко, Г.А. Разработка и применение дифференциально-диагностических тестов при изучении курса начертательной геометрии / Г.А. Иващенко, В.И. Якунин / Социальные проблемы высшего технического образования в условиях перестройки. Всесоюзная научно-практическая конференция – Уфимский авиационный ин-тут. – Уфа, 1991г. – 250 с. С. С. 71-73. (0,2 п.л.) Авторский вклад 50%.

39.Иващенко, Г.А. К вопросу индивидуализации учебного процесса по графиче-ским дисциплинам / Г.А. Иващенко, Ш.Х. Даминов / Художественно-педагогическое образование. Научно-практическая межвузовская конференция - Удмурдский государственный ун-тет. Ижевск, 1995. - 72 с. С.61. (0,2 п.л.) Авторский вклад 50%.

Учебно-методические материалы:

40.Иващенко, Г.А. Методика построения перспективных изображений: Метод. ук. / Г.А. Иващенко, Л.А. Киргизова / Братск: БрИИ, 1991. (2.13 п.л.) Авторский вклад 70%.

41.Иващенко, Г.А. Методика построения теней в ортогональных проекциях: Ме-тод. ук. / Г.А. Иващенко, Л.А. Киргизова Братск: БрИИ, 1992. (1.69 п.л.) Авторский вклад 70%.

42.Иващенко, Г.А. Методика построения теней в перспективе: Метод. ук. / Г.А. Иващенко, Л.А. Киргизова / Братск: БрИИ, 1992. (1.44 п.л.) Авторский вклад 70%.

43.Иващенко, Г.А. Чертежи конструкций и узлов из дерева: Метод. ук. / Г.А. Иващенко, Ш.Х. Даминов / Братск: БрИИ, 1995. (1.5 п.л.) Авторский вклад 70%.

44.Иващенко, Г.А. Чертежи конструкций и узлов из металла: Метод. ук. / Г.А. Иващенко, Ш.Х. Даминов / Братск: БрИИ, 1996. (1.94 п.л.) Авторский вклад 60%.

45.Иващенко, Г.А. Инженерная графика / Г.А. Иващенко, Ш.Х. Даминов, Л.П. Григоревская / Учебное пособие. - Братск: БрИИ, 1997г. – 68 с. (4.25 п.л.). Авторский вклад 50%.

46.Иващенко, Г.А. Чертежи конструкций и узлов из железобетона: Метод. ук. / Г.А. Иващенко, Л.А. Киргизова / Братск: БрИИ, 1997. (0,88 п.л.) Авторский вклад 60%.

47.Иващенко, Г.А. Инженерная графика: Рабочая тетрадь / Г.А. Иващенко / Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. (5.6.п.л.).

Свидетельства о регистрации программ для ЭВМ

48.Иващенко, Г.А. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2002611468 Автоматизированная обучающая система «Начертательная геометрия» (GEO-BOOK v. 1.00) / Г.А. Иващенко, Л.П. Григоревская, А.В. Денеко / Авторский вклад 40 %.

49.Иващенко, Г.А. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ №2005612295 Автоматизированная обучающая система «Начертательная геометрия. Инженерная графика» (GeomForce v. 1.00) / Г.А. Иващенко, А.В. Иващен-ко / Авторский вклад 60 %.

50.Иващенко, Г.А. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ №2005612296 Электронное учебное пособие «Правила выполнения архитектур-но – строительных чертежей» (BuildingForce v. 1.00) / Г.А. Иващенко, А.В. Иващенко / Авторский вклад 60 %.

51.Иващенко, Г.А. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2008610405 Автоматизированная обучающая система «Начертательная геометрия. Инженерная графика» (UMKD build v. 1.00) / Г.А. Иващенко, А.В. Ива-щенко / Авторский вклад 60 %.