Научная тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ФОРМИРОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработана концепция формирования способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры, на основе интегративно-развивающего подхода, определяющего содержание методологических, теоретических и практических основ модернизации системы научно-исследовательской работы студентов, обучающихся в трехуровневой системе обучения, включающей праксиологический, технологический и методологический уровни.
  2. Определены педагогические принципы, составляющие ядро концепции формирования у студентов способностей исследовательской деятельности в рамках их дидактической подготовки (целеполагания, объективности, системности, преемственности, дополнительности, управляемости).
  3. Внесены существенные уточнения в понятия «исследовательские способности» (ИС), «творческая самостоятельность» (ТС), «исследовательская деятельность студентов» (ИДС), «формирование способностей исследовательской деятельности» (ФСИД), «научно-педагогическая деятельность» (НПД) рассматриваемые в профессионально-физкультурном образовании как предмет концептуального научного исследования.
  4. Спроектирована и реализована функционально-содержательная модель формирования способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры, которая включает: социально-образовательные потребности и профессионально-ценностные ориентации личности; принципы организации процесса формирования способностей исследовательской деятельности; содержание и педагогические условия реализации процесса формирования способностей исследовательской деятельности; качественные и количественные результаты этого процесса.
  5. Научно обоснованы и реализованы педагогические условия, совместное действие которых, обеспечивает более эффективную реализацию функционально-содержательной модели рассматриваемого процесса (насыщение учебного процесса творческими ситуациями; стимулирование исследовательской деятельности студентов; управление процессом формирования способностей исследовательской деятельности; развитие информационно коммуникативных технологий).
  6. Разработана целостная система методических средств и технологий формирования способностей исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза физической культуры (технологии педагогической диагностики; технологии педагогического проектирования; технологии педагогического эксперимента; технологии статистической обработки результатов исследования: технологии апробации и внедрения результатов прикладного научного исследования в практику).
  7. Определены критериальные признаки системного представления о диагностических эталонах качества исследовательской подготовки студентов вуза физической культуры: 1) на праксиологическом уровне - эффективность использования исследовательских способностей в процессе учебной и исследовательской деятельности студентов (показателями сформированности выступали: полнота, прочность, осознанность и освоенность исследовательских способностей); 2)на технологическом уровне - направленность студентов на осуществление исследовательской деятельности (оценивалась системой стандартных тестов), характеристика решения методических задач (оценивалась по показателям: осознанность решения, обобщенность, нестандартность); 3)на методологическом уровне - отношение студентов к исследовательской деятельности; готовность к практической исследовательской деятельности; умение студентов заниматься самообразованием; инновационной готовностью к исследовательской деятельности.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1.Анисимова, В.А. Формирование готовности у студентов вуза физиче-ской культуры к исследовательской деятельности : монография / В.А. Аниси-мова. – Челябинск : УралГУФК, 2007. – 175 с. (11 п.л.; тираж 1000 экз.).

2.Анисимова, В.А. Стратегические ориентиры развития личностно-развивающего физкультурного образования : монография / В.А. Анисимова, Л.А. Драговоз, А.С. Макурина и др. // Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры / под ред. А.Я. Найна ; УралГУФК. – Челябинск, 2008. – С. 34-55 (10 п.л. / авт. 0,7 п.л.; тираж 500 экз.).

3.Анисимова, В.А. Формирование умений исследовательской деятель-ности студентов вуза физической культуры : монография / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГУФК, 2009. – 300 с. (18,8 п.л.; тираж 1000 экз.).

4.Анисимова, В.А. Основные методические требования к аттестации на-учно-педагогических кадров : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГАФК, 2003. – 92 с. (5,75 п.л.; тираж 500 экз.).

5.Анисимова, В.А. Общие проблемы исследовательской деятельности педагога физкультурного вуза : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГАФК, 2003. – 49 с. (3,06 п.л.; тираж 300 экз.).

6.Анисимова, В.А. Основные категории процесса формирования умений исследовательской деятельности обучающихся : учеб. пособие / В.А. Анисимо-ва. – Челябинск : УралГАФК, 2003. – 63 с. (4,0 п.л.; тираж 500 экз.).

7.Анисимова, В.А. Формирование готовности студентов физкультурного вуза к самообразовательной деятельности : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГАФК, 2003. – 40 с. (2,5 п.л.; тираж 500 экз.).

8.Анисимова, В.А. Методика организации опытно-экспериментального исследования, задачи, опыт, апробация результатов : учеб. пособие / В.А. Ани-симова. – Челябинск : УралГАФК, 2004. – 48 с. (3,0 п.л.; тираж 800 экз.).

9.Анисимова, В.А. Основы самообразовательной деятельности педагога физической культуры и спорта : учеб. пособие / В.А. Анисимова А.А. Найн, А.В. Хажин и др. // Педагогика физической культуры и спорта : учеб. пособие / под ред. А.Я. Найна. – Челябинск, 2005. – С. 158-164 (11,25 п.л. / авт. 6,0 п.л.; тираж 500 экз.).

10.Анисимова, В.А. Программа дисциплины «Организация самообразо-вательной деятельности студентов физкультурного вуза» : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГАФК, 2005. – 15 с. (1,0 п.л.; тираж 1000 экз.).

11.Анисимова, В.А. Диссертационный совет: вопросы аттестации соиска-телей : метод. пособие / В.А. Анисимова, А.Я. Найн. – Челябинск : УралГАФК, 2005. – 218 с. (13,62 п.л. / авт. 6,8 п.л.; тираж 800 экз.).

12.Анисимова, В.А. Развитие творческого отношения к усвоению про-фессиональных знаний студентами университета : учеб. пособие / В.А. Аниси-мова. – Челябинск : УралГАФК, 2005. – 78 с. (4,9 п.л.; тираж 300 экз.).

13.Анисимова, В.А. Рефлексивное управление исследовательской деятель-ности студентов : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГАФК, 2005. – 39 с. (2,43 п.л.; тираж 300 экз.).

14.Анисимова, В.А. Формирование исследовательских умений студентов вуза физической культуры на занятиях по педагогике : учеб. пособие / В.А. Ани-симова. – Челябинск : УралГАФК, 2005. – 32 с. (2,0 п.л.; тираж 300 экз.).

15.Анисимова, В.А. Генезис исследовательской деятельности студентов вуза в условиях модернизации профессионально-физкультурного образования : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГУФК, 2007. – 97 с. (6,06 п.л.; тираж 500 экз.).

16.Анисимова, В.А. Организация самообразовательной деятельности : учеб. пособие для студентов / В.А. Анисимова. – Челябинск : УралГУФК, 2007. – 88 с. (5,5 п.л.; тираж 1000 экз.).

17.Анисимова, В.А. Организация опытно-экспериментальной работы и понятийного аппарата исследования : учеб. пособие / В.А. Анисимова. – Челя-бинск : УралГУФК, 2007. – 64 с. (4,0 п.л.; тираж 500 экз.).

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для

публикации результатов докторских исследований

18.Анисимова, В.А. Формирование умений исследовательской деятель-ности студентов физического вуза / В.А. Анисимова, А.Я. Найн // Вестник Юж-но-Уральского государственного университета. Сер. Образование, здравоохра-нение, физическая культура. – 2005. – Вып. 13. – № 26 (98). – С. 52–58.

19.Анисимова, В.А. Анализ проблемы формирования исследовательских умений студентов вуза физической культуры / В.А. Анисимова, Е.Ф. Орехов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта : науч. - теорет. журнал. – 2007. – № 8 (30). – С. 68– 70.

20.Анисимова, В.А. Концептуальная модель процесса формирования умений исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры / В.А. Анисимова, А.Я. Найн // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 8. – С. 62– 65.

21.Анисимова, В.А. Метод научного моделирования как основа анализа структуры содержания учебного материала / В.А. Анисимова // Сибирский пе-дагогический журнал. – 2007. – № 14. – С. 178– 186.

22.Анисимова, В.А. Развитие гуманитарной образовательной среды уч-реждения инновационного типа / В.А. Анисимова // Вестник Таджикского го-сударственного национального университета. – 2007. – № 7. – С. 262– 267.

23.Анисимова, В.А. Стратегические ориентиры развития личностно-развивающего профессионально-физкультурного образования / В.А. Анисимова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. – 2008. – № 9 (33). – С. 139-142.

24.Анисимова, В.А. Генезис научно-исследовательской работы студентов как фактор развития творческой активности / В.А. Анисимова, А.Я. Найн // Тео-рия и практика физической культуры. – 2008. – № 4. – С. 62– 64.

25.Анисимова, В.А. Интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие интеллектуализации и социализации студентов физкультурного вуза / В.А. Анисимова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта : науч. – тео-рет. журнал. – 2008. – № 5 (39). – С. 7– 11.

26.Анисимова, В.А. Самообразование студентов вуза как условие качест-венной профессиональной подготовки специалистов / В.А. Анисимова, О.Л. Карпова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 5 (59). – С. 33– 39.

27.Анисимова В.А. Формирование готовности студентов к самореализа-ции в образовательном процессе университета / В.А. Анисимова, О.Л. Карпова, Л.А. Закирова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современ-ность. – 2008. – № 3(67). – С. 97-100.

28.Анисимова, В.А. Факторы становления концептуальных представле-ний исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры / В.А. Анисимова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – С. 100-108.

29.Анисимова, В.А. Формирование коммуникативной культуры воспи-танников университета / В.А. Анисимова, Л.А. Закирова // Вестник Челябин-ского государственного педагогического университета. – 2008. – № 9. – С. 5– 14.

30.Анисимова, В.А. Развитие профессиональных интересов студентов ву-за / А.В. Анисимова // Труд и социальные отношения. Наука практика образо-вание. – 2008. – № 8 (50). – С. 71–77.

31.Анисимова, В.А. Теоретические основы совершенствования умений исследовательской деятельности педагогов физической культуры / В.А. Аниси-мова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. – 2009. – № 1 (75). – С. 158–162.

32.Анисимова, В.А. Актуализация социально-педагогической инициати-вы педагога физической культуры: исследовательский аспект: а. с. № 12265 / В.А. Анисимова ; Федер. агентство по образованию ; Отраслевой фонд алго-ритмов и программ. – № 12265 ; зарегистр. 04.02.09 ; выдан 11.02.09. – 1 с.

33.Анисимова, В.А. Развитие научно-исследовательской работы студен-тов на основе самообразовательной деятельности / В.А. Анисимова, О.Л. Кар-пова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской ака-демии образования. – 2009. – № 24. – С. 14-16.

34.Анисимова, В.А. Методика развития научно-исследовательской дея-тельности студентов вуза / В.А. Анисимова // Вестник Южно-Уральского госу-дарственного университета. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2009. – Вып. 13. – № 26 (98). – С. 17-19

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

35.Анисимова, В.А. Моделирование как метод повышения уровня иссле-довательской подготовки студентов / В.А.Анисимова // Вестник ЧГАКИ. – 2003. – № 5. – С. 13-17.

36.Анисимова, В.А. Реализация методов активного обучения при изуче-нии спецкурса «Моделирование исследовательской деятельности студентов / В.А. Анисимова // Образование Омской области. – 2003. – № 5. – С. 25– 29.

37.Анисимова, В.А Формирование готовности студентов к групповому взаимодействию в процессе решения учебно-исследовательских задач / В.А. Анисимова // Сибирский учитель. – 2004. –С. 32– 34.

38.Анисимова, В.А. Стандарт качества исследовательской деятельности педагога физкультурного вуза / В.А.Анисимова // Наука и образование Зауралья : науч. – практ. журнал. – 2008. – № 1. – С.35– 37.

39.Анисимова, В.А. Исследовательская деятельность студентов в контек-сте личностно развивающего профессионального образования // Alma mater : вестник высшей школы. – 2009. – № 1. – С. 38–42.

40.Анисимова, В.А. Теоретические основания активного развития моти-вации учебной деятельности студента / В.А. Анисимова // Инновационные про-блемы образования: поиск, опыт, решения : сб. научных трудов / Волжский гос. инженерно-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2006. – С. 23– 27.

41.Анисимова, В.А. Педагогический мониторинг и критерии качества ис-следовательской деятельности преподавателя / В.А. Анисимова // Образование и общество. – 2005. – № 3. – С. 17– 21.

42.Анисимова, В.А. Формирование умений исследовательской деятель-ности субъектов образовательного процесса вуза физической культуры / В.А. Анисимова // Педагогический вестник : сб. науч. – метод. работ / под ред. О.Л. Назаровой ; МГППК. – Магнитогорск, 2007. – С. 8 – 12.

43.Анисимова, В.А. Интегративно - развивающий подход основа форми-рования умений исследовательской деятельности студентов вуза / В.А. Аниси-мова // Педагогическая наука и образование : темат. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн ; ЧелГНОЦ УрО РАО. – Челябинск, 2008. – Вып. 8. – С. 56–62.

44.Анисимова, В.А. Нормативно-правовое сопровождение организации педагогического эксперимента / В.А. Анисимова // Теория и практика профес-сионального образования: педагогический поиск / под ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьева ; РГППУ. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 10. – С. 25–30.

45.Анисимова, В.А. Проблемы развития высшего профессионального об-разования : к дискуссии о поисках «утраченных смыслов» / В.А. Анисимова, О.Л. Карпова, Л.А. Закирова, А.В. Хабибуллина // Педагогическая наука и об-разование : темат. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн ; ЧелГНОЦ УрО РАО. – Челябинск, 2008. – Вып. 8. – С. 149– 156.

46.Анисимова, В.А. Рефлексивная подготовка обучающихся к исследо-вательской деятельностью / В.А. Анисимова // Педагогическая наука и образо-вание : темат. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн ; ЧелГНОЦ УрО РАО. – Челя-бинск, 2008. – Вып. 8. – С. 22– 27.

47.Анисимова, В.А. The technology of development the scientific research activity of the students at physical training - institute of higher education Competence and education technologis / В.А.Анисимова // Materials of research-practical con-ference. – Horsens, 2008. – С. 228– 244.

48.Анисимова, В.А. Развитие категории образования – приоритетная про-блема педагогики / В.А. Анисимова // Педагогический вестник : сб. науч. – ме-тод. работ / под ред. О.Л. Назаровой ; МГППК. – Магнитогорск, 2008. – Вып. 19. – С. 5– 8.

49.Анисимова, В.А. Факторы, влияющие на научно-исследовательскую работу студентов вуза физической культуры / В.А. Анисимова // Педагогиче-ский вестник : сб. науч. – метод. работ / под ред. О.Л. Назаровой ; МГППК. – Магнитогорск, 2009. – Вып. 19. – С. 10-13.

50.Анисимова, В.А. Основные категории процесса формирования умений исследовательской деятельности обучающихся / В.А. Анисимова // Профессио-нальная педагогика: категории, понятия, дефиниции : сб. науч. тр. / под науч. ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьева ; РГППУ. – Екатеринбург, 2009. – Вып. 5. – С. 34–45.

51.Анисимова, В.А. Развитие самообразовательной деятельности студен-тов в рефлексивно-образовательной среде / В.А. Анисимова // Человек. Образо-вание. Профессия : сб. науч. ст. / под ред. К.Я. Вазиной ; ВГИПУ. – Н. Новго-род, 2009. – С. 90–97.

52.Анисимова, В.А. Научно-педагогические требования к выпускной ква-лификационной работе студентов / В.А. Анисимова // Педагогическая наука и образование : темат. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн ; УралГУФК. – Вып. 9. – Челябинск, 2009. – С. 61-65.

Материалы докладов и выступлений на Международных и других

научно-практических конференциях

53.Anisimovа, V.A. The layout of research set instruments of molding the pro-fessionalism of the students of Institute of Higher Education of physical culture / V.A. Anisimova // Higher school and the way of improving the instruction of the specialists: the collector of the materials of mezhrigionalnoy practical-scientific con-ference on April 23 to 24, 2004. Novosibirsk; publishing house SGUPS. – Novosi-birsk, 2004. – S. 111– 115.

54.Анисимова, В.А. Исследовательская подготовка будущих педагогов физической культуры / В.А. Анисимова // Наука та iнновацiï 2005 : матерiали Мiжнародноï науково-практичноï конференцiï. – Днiпропетровськ, 2005. – Т. 15. Педагогiчнi науки. – С. 83– 86.

55.Anisimova, V.A. About some special features of molding of the moral and volitional qualities of the future specialists of the physical culture / V.A. Anisimova // Тhe modernization of theory and practice of the physical culture : the materials of the international of practical-scientific congress of the spice of physical culture and sport on June 17 to 18, 2005. – Minsk, 2005. – S. 183– 186.

56.Анисимова, В.А. Критерии эффективности профессионального обра-зования / В.А.Анисимова // Образование. Спорт. Наука : материалы юбилейной науч. - практ. конф. / гл. ред. Л.М. Куликов ; УралГУФК. – Челябинск, 2005. – В 2 ч. Ч. 1. – С. 8– 10.

57.Анисимова, В.А. Развитие субъекта самостоятельной познавательной деятельности / В.А.Анисимова // Оптимизация учебно-воспитательного процес-са в образовательных учреждениях физической культуры : материалы ХУ ме-тод. конф. УралГАФК, 20 мая 2005 г. / УралГАФК. – Челябинск, 2005. – С. 9 – 10.

58.Anisimova, V.A. The development of the research skills of students in the process of the culture communication of training / V.A. of Anisimova // The Teo-retick-methodological the bases of professional training of personnel : coll. learn. st. of the international of practical-scientific conference / PGPU. – Penza, 2005. – S. 146–149.

59.Анисимова, В.А. Педагогическое руководство самостоятельной рабо-той студентов физкультурного вуза / В.А. Анисимова // Образование в Ураль-ском регионе: научные основы развития и инноваций : материалы 4-ой регион. науч . - практ. конф., 20-21 февраля 2006 г. / РГППУ. – Екатеринбург, 2006. – С. 525– 528.

60.Анисимова, В.А. Формирование самосознания в период обучения сту-дентов в вузе / В.А.Анисимова // Оптимизация учебно-воспитательного процес-са в образовательных учреждениях физической культуры : материалы ХУI ре-гион. науч. - метод. конф., 19 мая 2006 г. – Челябинск, 2006. – С. 216 .

61.Анисимова, В.А. Организационно-педагогические условия развития профессиональных интересов студентов вуза в едином образовательном про-странстве / В.А. Анисимова // Саморазвитие человека: единое образовательное пространство : материалы междунар. науч. - практ. конф., 11-13 апреля 2006 г. / под ред. К.Я. Вазиной ; Волжский гос. инженерно - пед. ун-т. –– Н. Новгород, 2006. – Ч. 2. – С. 54– 62.

62.Анисимова, В.А. Некоторые требования гигиены умственного труда студентов / В.А.Анисимова // Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития : материалы Всерос. науч. - метод. конф., 23 марта 2007 г. / отв. ред. Л.М.Куликов, А.И. Федоров ; УралГУФК, ЧГНОЦ Уро РАО. – Челябинск, 2007. – Ч. П. – С. 18– 20.

63.Анисимова, В.А. Совершенствование умений исследовательской дея-тельности педагогов физической культуры / В.А. Анисимова // Управление ин-новационными образовательными системами в условиях реализации приори-тетного национального проекта «Образование» : материалы регион. науч. - практ. конф., 13-14 марта 2009 г. – Барнаул, 2009. – С. 99– 107.

64.Анисимова, В.А. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы студентов вуза физической культуры / В.А. Аниси-мова // Проблемы модернизации профессионального образования : материалы на-уч. - практ. конф. 11 января 2009 г. / МГППК. – Магнитогорск, 2009. – С. 70 – 73.

65.Анисимова, В.А. Примерная структура формирования исследователь-ских умений обучающихся / В.А. Анисимова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культу-ры : материалы XVIII регион. науч. - метод. конф., 16 мая 2009 г. / под ред. С.Г. Серикова, О.А. Сиротина, Д.А. Дятлова ; УралГУФК. – Челябинск, 2009. – С. 5– 7.