- сформулировано и обосновано понятие «полемическое взаимодействие субъектов образовательного процесса», определяемое как личностный контакт субъектов образовательного процесса, которые в ходе обсуждения познавательных задач, научных, профессиональных и социокультурных проблем формулируют и аргументируют собственные смысловые позиции, одновременно осуществляя критику утверждений оппонентов;
- разработан концептуальный подход к полемическому взаимодействию в процессе вузовской подготовки специалистов как специфической форме педагогического взаимодействия, имеющей самотрансцендентальные основания и направленной на формирование единого коммуникативного поля, в пределах которого конституируются общие смысловые параметры взаимопонимания и совместной деятельности преподавателей и студентов, создаются условия для личностного роста обучающихся;
- выявлены и раскрыты структура и сущностные характеристики полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса, обусловленные возникающей на занятиях полемической направленности интерсубъективностью как особой образовательной реальностью, включающей множество «Я», каждое из которых уникально и неповторимо, субъективно и своевольно в контексте наличия и обоснования своих смысловых позиций;
- выдвинуты и обоснованы основообразующие и регулирующие принципы полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов;
- выявлена совокупность условий, необходимых для успешной организации полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов (представление содержания учебных дисциплин как совокупности объективных противоречий, отраженных в альтернативных концепциях и теориях; использование логико-коммуникативных метазнаний в качестве основы обучения студентов способам приобретения, передачи и обработки информации; владение студентами навыками активного слушания оппонентов и продуктивного использования в ходе диалога вопросно-ответного комплекса);
- разработаны критерии эффективности полемического взаимодействия в процессе подготовки будущих специалистов, позволяющие анализировать личностный рост студентов (критический стиль мышления, способность к овладению поликонцептуальным содержанием учебных дисциплин, общая культура диалога, межличностная толерантность, способность к осуществлению продуктивного диалога в профессиональной среде);
- выделены уровни полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса (несущественное, ситуативное, периодическое, устойчивое), позволяющие дифференцировать коммуникативную деятельность студентов;
- разработаны научно-методические рекомендации по организации полемического взаимодействия и созданию условий его эффективности в процессе вузовской подготовки специалистов.
1. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие и эмоциональная напря-женность субъектов обучения // Среднее профессиональное образование. – 2003. – № 2. – С. 37 – 38. (0,25 п.л.).
2. Рябчиков В.В. Образовательные аспекты полемического взаимодейст-вия // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 1. – С. 229 – 233. (0,4 п.л.).
3. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие и культура аргументации обучающихся // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9. – С. 139 – 147. (0,6 п.л.).
4. Рябчиков В.В. Принципы полемического взаимодействия в процессе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. – 2007.– № 14. – С. 87 – 96. (0,6 п.л.).
5. Рябчиков В.В. Особенности и значение полемического взаимодействия в образовательном процессе // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 128 – 133. (0,4 п.л.).
6. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие и профессиональное обра-зование // Вестник Читинского государственного университета.– 2008. – № 5. – С. 57 – 62. (0,7 п.л.).
7. Рябчиков В.В. Сущностные характеристики полемического взаимодей-ствия субъектов образовательного процесса // Сибирский педагогический жур-нал. – 2008. – № 6. – С. 200 – 209. (0,6 п.л.).
8. Рябчиков В.В. Условия эффективности полемического взаимодействия субъектов обучения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. – № 11 (62). – С. 271 – 278. (0,9 п.л.).
II. Монографии, учебные пособия
9. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие субъектов обучения в про-цессе социокультурной подготовки студентов: Монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. – 123 с. (7,2 п.л.).
10. Рябчиков В.В. Концептуальные основы полемического взаимодействия в процессе профессионального образования: Монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – 159 с. (9,3 п.л.).
11. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие как педагогический фе-номен: Монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – 173 с. (10,0 п.л.).
12. Рябчиков В.В. Полемическое мастерство. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. – 26 с. (1,75 п.л.).
13. Рябчиков В.В., Воробьев Ю.Л. Диалогические основы публичной ком-муникации: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. – 114 с. (6,6 п.л. / 3,3 п.л.).
14. Рябчиков В.В. Организационные и процессуальные факторы полемиче-ского взаимодействия субъектов обучения: учебное пособие. – Братск; Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2008. – 109 с. (6,9 п.л.).
III. Научные статьи, материалы конференций
15. Рябчиков В.В. Формирование полемического мышления студентов в процессе изучения общественных наук // Развитие личностного потенциала учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Материалы научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных уч-реждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы разви-тия».– Иркутск: ИПКРО, 1999. – С. 66 – 70. (0,3 п.л.).
16. Рябчиков В.В. Интерсубъективность и полемическое взаимодействие участников образовательного процесса // Обеспечение процесса становления профессиональной компетентности учащихся с позиций личностно-ориентированного подхода: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск: ИПКРО, 2001. – С. 173 – 176. (0,5 п.л.).
17. Рябчиков В.В. Из опыта работы по программе «История мировых ци-вилизаций» // Студент как субъект учения: Материалы педагогических чтений.– Братск – Иркутск – СПб.: Изд-во «Тускарора», 2001.– С. 46 – 51. (0,4 п.л.).
18. Рябчиков В.В. Культура диалога – фактор успеха полемических заня-тий // Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе: Межрегиональный сборник научных трудов. – Новосибирск: Изд-во НИПКи-ПРО, 2002. – С. 173 – 176. (0,25 п.л.).
19. Рябчиков В.В. Методологические основы диалогизации образователь-ного процесса // Модернизация системы профессионального образования на ос-нове регулируемого эволюционирования: Материалы 3-й Всероссийской науч-но-практической конференции: В 6 ч. Ч. 2 / Южно-Уральск. гос. ун-т; Ин-т доп. проф.-пед. образ. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.– С. 17 – 21. (0,25 п.л.).
20. Рябчиков В.В. О специфике образовательного взаимодействия в систе-ме подготовки и повышения квалификации кадров // Научное обеспечение сис-темы повышения квалификации кадров: Межвузовский сборник научных тру-дов. – Вып.5. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – С. 58 – 66. (0,5 п.л.).
21. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие как фактор развития про-фессиональной компетентности кадров // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.2 / Ин-т доп. проф. образ. пед. раб. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.– С. 81 – 83. (0,2 п.л.).
22. Рябчиков В.В. Проблема социокультурной подготовки обучающихся в системе профессионального образования // Психолого-педагогические исследо-вания в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 5 ч. Ч. 2 / Акад. повышен. квалиф. и перепод. раб. обр.; Южно-Уральск. гос. ун-т; Челяб. гос. пед. ун-т; Челяб. ин-т доп. проф.-пед. образ. – Москва – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – С. 145 – 148. (0,25 п.л.).
23. Рябчиков В.В. Влияние педагогического взаимодействия на становле-ние гражданского самосознания обучающихся // Психолого-педагогические ис-следования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 7 ч. Ч.4 / Акад. повышен. квалиф. и проф. пере-под. раб. обр.; Южно-Уральск. гос. ун-т; Челяб. гос. пед. ун-т; Челяб. ин-т доп. проф.-пед. образ. – М. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – С. 21 – 24. (0,25 п.л.).
24. Рябчиков В.В. Диалогизация образовательного процесса в современном университете // Современный университет: образование, наука, культура: Ма-териалы Международной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. – С. 229 – 236. (0,5 п.л.).
25. Рябчиков В.В. К вопросу о выборе способов образовательного взаимо-действия // Актуальные проблемы гуманитарных, общественных и естествен-ных наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.3. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2005. – С. 146 – 169. (0,75 п.л.).
26. Рябчиков В.В. К гражданскому обществу через полемическое взаимо-действие // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сборник статей VI Международной научно-практической конфе-ренции. – Пенза: Пенз. гос. техн. акад., 2005. – С. 5 – 7. (0,2 п.л.).
27. Воробьев Ю.Л., Рябчиков В.В. Коммуникация в образовательном про-цессе: инновационные подходы // Российское образование в XXI веке: пробле-мы и перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конфе-ренции. – Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. – С. 40 – 42. (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
28. Рябчиков В.В. Критически-рефлексивное мышление студентов: про-блема развития // Модернизация образования: проблемы, пути решения: Мате-риалы международной научно-практической конференции, сб. научн. статей. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Ирк. гос. пед. ун-т», 2005. – С. 145 – 149. (0,3 п.л.).
29. Воробьев Ю.Л., Рябчиков В.В. Методологические аспекты обучения студентов вуза основам креативного анализа института политической комму-никации в избирательном процессе // Модернизация системы профессиональ-ного образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции: В 7 ч. Ч. 4 / Южно-Уральск. гос. ун-т; Ин-т доп. проф.-пед. образ. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005.– С. 65 – 68. (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
30. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие в образовательном про-цессе // Мир транспорта. Приложение «Соискатель». – 2005.– № 2. – С. 140 – 144. (0,4 п.л.).
31. Воробьев Ю.Л., Рябчиков В.В. Развитие коммуникативной культуры студенческой молодежи // Университетское образование: Сборник статей IX Международной научно-методической конференции. – Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. – С. 59 – 62. (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
32. Рябчиков В.В. Современные подходы к организации образовательного взаимодействия // Эффективные технологии профессионального образования: Сборник научных статей. – М.: Изд-во МСЭИ, 2005. – С. 78 – 88. (0,7 п.л.).
33. Рябчиков В.В. Условия развития критического мышления обучающих-ся // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы по-вышения квалификации кадров: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции: В 6 ч. Ч. 2 / Ин-т доп. проф.-пед. образования.– Че-лябинск: Изд-во «Образование», 2005. – С. 59 – 62. (0,25 п.л.).
34. Рябчиков В.В. Эволюция философско-педагогических подходов к по-лемическому диалогу // Научный поиск: парадигмы, проекции, практика: Сбор-ник научных статей. – М. – Братск: Изд-во МСЭИ, 2005. – С. 27 – 42. (1 п.л.).
35. Рябчиков В.В. Коммуникативные аспекты подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма // Внедрение инноваций в об-разовательный процесс: проблемы и пути решений: Межвузовский сборник на-учно-методических трудов. Вып.1. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2006. – С. 132 – 137. (0,4 п.л.).
36. Рябчиков В.В. Коммуникативные критерии качества подготовки спе-циалистов // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособ-ность страны: сборник статей III Международной научно-практической конфе-ренции. – Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2006. – С. 122 – 124. (0,2 п.л.).
37. Рябчиков В.В. Полемический диалог в образовательном процессе: кон-цептуальные основы // Вестник Иркутского педуниверситета совместно с Вос-точно-Сибирским институтом МВД РФ: мат-лы Общероссийской науч.-практ. конф. / Иркут. гос. пед. ун-т.; Вост.-Сиб. ин-т МВД РФ. – Иркутск, 2006. – Вып. 7. – С. 150 – 159. (0,6 п.л.).
38. Рябчиков В.В. Психологические аспекты образовательного взаимодей-ствия // Модернизация системы профессионального образования на основе ре-гулируемого эволюционирования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. Ч. 3 / Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. образ. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – С. 116 – 124. (0,5 п.л.).
39. Рябчиков В.В. Закономерности полемического взаимодействия субъек-тов образовательного процесса // Высшее образование для XXI века: сборник докладов и материалов IV Международной научной конференции. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. – С. 56-63. (0,5 п.л.).
40. Рябчиков В.В. К вопросу о сущности и компонентах взаимодействия в образовательном процессе // Модернизация системы профессионального обра-зования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VI Всерос. научно-практ. конф.: в 6 ч. Ч. 2 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2007. – С. 122 – 129. (0,5 п.л.).
41. Рябчиков В.В. Об условиях эффективности коммуникативного взаимо-действия в образовании // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Братск; Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. – С. 452 – 458. (0,4 п.л.).
42. Рябчиков В.В. Полемический диалог: взгляд с Запада и Востока // На-учный поиск: парадигмы, проекции, практики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Братск; Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. – С. 78 – 84. (0,4 п.л.).
43. Рябчиков В.В. Принцип диалогизации в современном профессиональ-ном образовании // Психология и педагогика современного образования в Рос-сии: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 274 – 276. (0,2 п.л.).
44. Рябчиков В.В. Роль полемического диалога в процессе воспитательной деятельности // Развитие личности в поликультурном славянском образова-тельном пространстве: материалы конференции, проводимой в рамках между-народного конгресса «VI Славянские педагогические чтения». – М.: «Педагоги-ка», 2007. – С. 73 – 78. (0,4 п.л.).
45. Рябчиков В.В. Виды занятий полемической направленности // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: материалы Международной научно-практической конференции. – Братск; Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.– С. 481 – 495. (0,9 п.л.).
46. Рябчиков В.В. К вопросу о формах и принципах взаимодействия в об-разовательном процессе // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: ма-териалы Международной научно-практической конференции.– Братск; Ир-кутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – С. 361 – 371. (0,6 п.л.).
47. Рябчиков В.В. Педагогические подходы к диалогизации образователь-ного процесса // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: материалы Международной научно-практической конференции. – Братск; Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – С. 285 – 293. (0,6 п.л.).
48. Рябчиков В.В. Полемическое взаимодействие в процессе профессио-нального образования: специфика и значение // Сборник научных трудов со-трудников и аспирантов кафедры педагогики и технологий образовательного процесса. – Иркутск: ИПКРО, 2008. – С. 198 – 220. (1,4 п.л.).