- сформировано представление о диалогичности и полипарадигмальности в развитии современного образования. (Диалогичность - полипарадигмальность выступают отражением сути интеграционных и глобализационных процессов, объединяющих и смешивающих традиционно автономные сферы общественного и экономического развития. Подвергаются переосмыслению основы развития образования: в контексте философских и педагогических теорий акцентируются параметры развития образования, представляющие важное аксиологическое значение для формирования облика образования будущего. Образование будущего развивается как выбор из множества не действительных элементов, а возможных структур, не только с помощью конкуренции, но и кооперации; в силу постоянно нарушающих равновесие собственных процессов, образование переходит из одного состояния равновесия в другое на все более высоком уровне. Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом приводят к большей эластичности, многосторонности, меньшей жесткости социальных связей человека и предоставляют простор проявлению человеческой индивидуальности. Создание приемлемого будущего требует кардинальных изменений в организации партнерских отношений между всеми субъектами окружающего мира, в том числе, и между различными парадигмами развития образования).
- выявлен и описан замкнутый характер образовательных систем, детерминирующий невозможность проведения их направленных изменений за счет внешних сил, определяющий функциональное значение внутренних механизмов развития. (Образовательные системы обладают выраженным замкнутым характером, присущим функциональной природе внутренних механизмов развития аутопоэтичных систем. Их признаками являются: операциональная замкнутость, которая заключается в реализации принципа обратной связи на основе собственных, внутренних закономерностей системы, а не корректировки извне; информационная замкнутость, в результате которой реакция системы образования на внешние воздействия реализуется путем инициирования внутренней активности, что обеспечивает адекватный с точки зрения самой системы ответ на внешнее воздействие в соответствии с ее внутренними закономерностями; открытость обменных процессов с внешним окружением, где характер взаимодействий определяется самой системой образования. Образовательные системы, таким образом, выступают в качестве самодостаточных, саморазвивающихся, взаимодействующих с внешней средой, которая более сложна и коммуникационно насыщена, чем сама социально-педагогическая система образования. Именно эти обстоятельства предопределяют большее значение внутренних факторов развития в качестве возможных движущих сил изменений и преобразований в образовательных системах).
- обосновано и раскрыто содержание феномена «стратегического лидерства» в управлении школой. (Стратегическое лидерство понимается как полифункциональная качественная характеристика и способность системы управления школы вносить изменения в организационный процесс, чтобы создавать и воспроизводить лидирующее положение школы в конкурентной образовательной среде. В условиях, когда образовательная система регулируется и видоизменяется лишь под воздействием внутренних сил и детерминант, стратегическое лидерство функционально должно объединять группы ведущих - движущих процессы изменений субъектов образовательной системы. С позиции системного подхода это должны быть те субъекты, которые функционально, статусно и на уровне сложившихся прямых и обратных связей обеспечивают эффективные коммуникации и взаимодействие всех субъектов в образовательной системе образовательного учреждения. Сообразно этому стратегическое лидерство представляется в качестве характеристики школьной управленческой команды - сложного управленческого субъекта внутри системы, который своим положением в системе, связями и ресурсами влияния выполняет функцию регулятора стабильного функционирования или устойчивого развития образовательной системы. Одновременно стратегическое лидерство является принципиально новым видом профессиональной деятельности менеджеров образования, сущность которого выражается в последовательной реализации стратегических изменений в образовании).
- обосновано и описано в качестве базового элемента стратегического лидерства понятие «видение». (Видение представляет собой не столько предвидение развития событий, их результат (антиципация), сколько коллективную (или индивидуальную) работу с целями. Если обозначить «цель» как предвосхищение в мышлении результата деятельности, то она приобретает значение «видения». «Видение» есть конфигурация целей, построенная в системе координат собственных значений образовательной системы, и оно необходимо для осуществления изменений в ней. Когда планируемые изменения не выходят за рамки набора собственных значений, то речь идет о количественных изменениях в образовательной системе. Для качественных изменений собственных значений системы необходим слом основополагающей модели, самого «образа мира», что во многих случаях невозможно, пока система состоит из людей, для которых эта модель является основополагающей для деятельности на базовом уровне. Видение является большим, чем предвидение развития событий (антиципация), большим, чем выражение намерения или желания; выступает основой для развития стратегического лидерства, реализуется в возможности детального представления образа будущих результатов).
- разработана научная концепция стратегического лидерства и компетентностного развития школьных управленческих команд, которая, базируясь на компетентностном и деятельностном подходе в педагогике, задействует естественный компетентностный ресурс лидеров школы. Ведущими компонентами развития/укрепления феномена стратегического лидерства концептуально выступают: ресурсы школьных управленческих команд, включая: компетенции лидеров - стратегическую, социальную, задачную, управленческую; способности стратегического мышления и умения лидеров выполнять функцию видения образов устойчивых результатов развития школы; система оценки результативности стратегического лидерства на основе критериальных значений-результатов (И.А.Зимняя), которые должны быть достигнуты в ходе реализации стратегического лидерства, а именно: выход школьной управленческой команды на разработку стратегии развития школы, разработка и принятие программы развития школы, защита нового качественного статуса школы, приобретение дополнительных внешних ресурсов развития, индивидуально - личностный рост членов школьной управленческой команды; технологии компетентностного развития школьных управленческих команд посредством применения которых школьные управленческие команды: погружаются в проблематику задач, технологий и методов стратегического развития школы в условиях интерактивного, рефлексивного и диалогового обучения, в формате мобильного, модульного профессионального обучения и проектного развития; под руководством консультантов осваивают разработанные кейсы инструментов для стратегического развития школы; проектируют, апробируют и тиражируют локальные и масштабные проекты, обеспечивающие школе более высокий уровень конкурентности.
1.Гам В.И. Системные изменения в образовании: методология, стратегия, инструментарий. –Омск: «Издательский дом «Наука», 2005. – 14,5 п.л.
2.Гам В.И. Управление многообразием в условиях системных изменений в образовании. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 8,5 п.л.
3.Гам В.И. Системные изменения в образовании: методология, стратегия, инструментарий (дополнено). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 14,6 п.л.
4.Гам В.И. Стратегическое управление системными изменениями в образовании: методология исследования. // Менеджмент в образовательных системах: теоретико-прикладные аспекты. Глава 2: Коллективная монография. / Под ред. Л.А. Шипилиной. – Омск, Изд-во ОмГПУ, 2008. – С. 87-149. 11/3,9 п.л.
Статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях
5.Гам В.И. Управление многообразием в сфере образования. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. Научный журнал. – М., 2006. – №3 (15). – С. 169-178. 1,2 п.л
6.Гам В.И. Методологические основания ценностного системного подхода в сфере образования. // Омский научный вестник. – Омск, 2006. – №3 (36). – С. 9-17. 1 п.л.
7.Гам В.И. Управление многообразием в системе образования. // Социальная политика и социология. – М., 2006. – №3. – С. 121-137. 2,1 п.л.
8.Гам В.И. Устойчивое развитие. // Вестник РАО. – М., 2007. – №2. – С. 24-27 / 0,5 п.л.
9.Гам В.И. Стратегическое мышление – основа стратегии успеха. // Вестник Государственного университета управления. – М., 2007. – № 3 (21). – С.141-151. 1,4 п.л.
10.Гам В.И. Стратегическое мышление как основа стратегии успеха. // Народное образование. – М., 2007. – №7. – С. 101-106. 0,8 п.л.
11.Гам В.И. Выбор стратегии развития в сфере образования в условиях направленных системных изменений. // ГУУ, Вестник университета. – М., 2007. – №10. – С. 30-35. 0,6 п.л.
12.Гам В.И. Стратегическое управление направленными системными изменениями в системе образования. // ГУУ, Вестник университета. – М., 2008. – №4 (14). – С. 236-243. 1 п.л.
13.Гам В.И. Стратегия как способ системных изменений в сфере образова-ния.\ ЧПГУ, Вестник ЧПГУ – Челябинск, 2008. - № 12. – с. 22- 36. 1 п.л.
Учебные пособия, программы, методически рекомендации
14.Гам В.И. Внебюджетное финансирование учреждений образования: Методическое пособие. – Омск.: Управление образования администрации г. Омска, 1998. (в соавторстве) – 5/3 п.л.
15.Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования: Технология создания проектов образовательных систем: Учебное пособие. – Омск: Б.и., 2001. (в соавторстве). 10,2/6 п.л.
16.Гам В.И. Эксперимент по модернизации управления и обучения в профильной школе: Методические рекомендации. / Составители: В.И. Гам, А.А. Филимонов. – Омск, 2003. 3/1,7 п.л.
17.Гам В.И. Финансы и экономика образования: внебюджетное финансирование образовательных учреждений: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2003. (в соавторстве) – 8,5/5 п.л.
18.Гам В.И. Стратегическое лидерство: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. (в соавторстве). 13/9 п.л.
19.Гам В.И. Разработка учебных курсов на основе компетентностного подхода: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. (в соавторстве). 5,1/2,9 п.л.
20.Гам В.И. Мотивация к обучению: стратегический аспект управления: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. (в соавторстве) – 5,6/4 п.л.
21.Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. (в соавторстве). 16/9 п.л.
Научно-методические статьи
22.Гам В.И. Организация профессионального лицея: из опыта работы. – Омск, ИПКРО. – 1992. (в соавторстве). 6/3 п.л.
23.Гам В.И. Ресурсы реформирования системы управления образованием. // Омская школа. – Омск, Управление образования администрации г.Омска, 1998. (в соавторстве) – №0 (апрель). – 1,4/0,9 п.л.
24.Гам В.И. Технология управления образовательной системой на муниципальном уровне. // Гуманитарные исследования. Выпуск III. – Омск, ОмГПУ, 1998. (в соавторстве). 0,5/0,2 п.л.
25.Гам В.И. Омская школа: проблемы и перспективы // Омская школа1998. – №2. 0,2 п.л.
26.Гам В.И. Программы развития общеобразовательных учреждений г.Омска: Информационный сборник. – Омск, 1999. (в соавторстве). 5,5/3,2 п.л.
27.Гам В.И. Перспективные учебные планы общеобразовательных учреждений г.Омска: ИнформацГам В.И. Программно-целевой подход к управлению муниципальной системой образования. // Омская школа, 1999. – №3. 0,7 п.л.
29.Гам В.И. Итоги функционирования системы образования г.Омска за 1995/99 годы и перспективы развития. В сб. мат-в к городской конференции работников образования «О задачах педагогических коллективов и органов управления образованием г.Омска в 1999-2000 учебном году». – Омск, Управление образования администрации г.Омска 1999. (в соавторстве). 2/1,5 п.л.
30.Гам В.И. Программа развития муниципальной системы образования г.Омска на 2001/05 годы. – Омск, Управление образования администрации г.Омска, 2001. (в соавторстве). 3,2/2 п.л.
31.Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001. 7 п.л.
32.Гам В.И. Лидерство в образовании. В сб.: Развитие лидерства – ресурс модернизации образования. Материалы научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. (в соавторстве) – 0,3/0,15 п.л.
33.Гам В.И. О жизненном цикле образования. В сб.: Развитие лидерства – ресурс модернизации образования. Материалы научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. (в соавторстве). 0,6/0,4 п.л.
34.Гам В.И. О жизненном цикле образования. В сб.: Социальная политика: сборник научных трудов. (в соавторстве) – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. 0,5/0,3 п.л.
35.Гам В.И. Организация сети профессиональных сообществ как ресурса культурно-образовательных инициатив. В сб.: Развитие лидерства – ресурс модернизации образования. Материалы научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. (в соавторстве). 0,9/0,7 п.л.
36.Гам В.И. Истоки гендерного дисбаланса общего образования. В сб.: Наука образования: Сб. научных статей. Вып. 21. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. (в соавторстве). 0,3/0,1 п.л.
37.Гам В.И. Модель устойчивого развития личности руководителя школы. // Педагог: Наука, технология, практика, 2003г. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. (в соавторстве) – №1(14). 0,4/0,2 п.л.
38.Гам В.И. Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования ключевых компетенций и повышения мотивации к обучению. В сб.: Проблемы подготовки педагогических кадров к внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс: Материалы Сибирских Педагогических Чтений образовательных учреждений среднего профессионального образования (5-7 мая 2004 г.). / Под общ. ред. З.В. Семеновой, М.Г. Абросимовой, Э.А. Мишиной – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. (в соавторстве). 0,6/0,4 п.л.
39.Гам В.И. Применение методов математической статистики и когнитивной графики для анализа и представления многообразия школьной жизни. // Образование в регионе: Научно-методический журнал, Вып. 13. – Тамбов, ТОИПКР, 2004. (в соавторстве). 0,3/0,15 п.л.
40.Гам В.И. Телеология перемен. // Педагогический журнал (реферирован.). – Тамбов, Изд- во «Гаудеомус», 2004. (в соавторстве) – №2(6). 0,4/0,2 п.л.
41.Гам В.И. Образовательное пространство школы. // Педагог: Наука, технология, практика. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. (в соавторстве) – №1(14). 0,4/0,2 п.л.
43.Гам В.И. Представление многообразия школьной жизни с учетом гендерного дисбаланса. В сб.: Наука образования: Сб. научных статей. Вып. 21. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. (в соавторстве). 0,3/0,1 п.л.
43.Гам В.И. Определение стратегии развития в условиях системных изменений. В сб.: Инновации в образовании: Сб. научных статей. Вып. 1. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. –С. 5-21. 1 п.л.
44.Гам В.И. Управление инновационной деятельностью в образовании. В сб.: Инновации в образовании: Сб. научных статей. Вып. 2. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 1,5 п.л.
45.Гам В.И. Управление многообразием. В сб.: Инновации в образовании: Сб. научных статей. Вып. 1. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 156-177. 1,1 п.л.
46.Гам В.И. Стратегическое лидерство. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2007. – №17. – 29-36 с. 0,9 п.л.
47.Гам В.И. Стратегическое лидерство. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2007. – №18. – 25-33 с. 1 п.л.
48.Гам В.И. Стратегическое лидерство. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2007. – №19. – 27-31 с. 0,5 п.л.
49.Гам В.И. Стратегические аспекты в управлении образованием в условиях системных изменений. В сб.: Инновации в образовании: Сб. научных статей. Вып. 2. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – с.6-16. 0,6 п.л.
50.Гам В.И. Ступень к повышению качества школьного образования. // Тест-классы как способ повышения качества образования. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – с. 6-8. 0,2 п.л.
51.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 1. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №17. – 42-47. 0,8/0,4 п.л.
52.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 2. //Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №18. – 40-47. 0,8/0,4 п.л.
55.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 3. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №19. – 41-47. 0,8/0,4 п.л.
56.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 4. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №20. – 37-47.. 0,8/0,4 п.л.
57.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 5. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №21. – 40-47. 0,8/0,4 п.л.
58. Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 6. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №22. – 38-47. 0,8/0,4 п.л.
59.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 7. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №23. – 40-47. 0,8/0,4 п.л.
60.Гам В.И. Организация сетевого профильного обучения. Лекция 8. // Управление школой. ИД «Первое сентября». – М., 2008. (в соавторстве) – №24. – 39-47. 0,8/0,4 п.л.
Материалы научно-практических конференций
61.Гам В.И. Использование модульной технологии в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности. // Реформирование содержания начального профессионального образования: Матер. международной конференции. – СПб., 1999. 0,5 п.л.
62.Гам В.И. Рефлексивный анализ истоков гендерного дисбаланса общего образования. В сб.: Рефлексивные процессы и управление. Тезисы IV Международного симпозиума 7-9 октября 2003г., Москва. / Под ред. В.Е. Лепского. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. (в соавторстве) – 0,3/0,2 п.л.
63.Гам В.И. Школа устойчивого развития. В сб.: Роль международных проектов в совершенствовании системы управления образованием: Материалы международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. (в соавторстве). 0,5/0,3 п.л.
Отчеты по НИР
64.Гам В.И. Отчет по НИР «Методическое обеспечение содержания про-фильного обучения» по программе МО РФ «Научно-методическое обес-печение функционирования и модернизации системы образования». / Научный руководитель НИР д.п.н., профессор Н.В. Чекалева. – Омск, Изд-во ОмГПУ, 2004. (в соавторстве).34,4/20 п.л.
65.Гам В.И. Отчет по НИР «Организация профильного обучения учащихся по индивидуальным учебным планам с учетом их исследовательской деятельности» по программе МО РФ «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования». / Научный руководитель НИР д.п.н., профессор Н.В. Чекалева. – Омск, Изд-во ОмГПУ, 2004. (в соавторстве). 12,7/6,7 п.л