- Историко-педагогический анализ системы управления развитием образования в России позволяет выявить преемственность основных организационных форм и теоретических принципов управления современным образованием. В диссертационном исследовании продемонстрирована научная значимость применения данного методологического подхода к анализу теории и практики управления образованием. Историко-педагогический подход характеризует методы управления образованием с точки зрения потребностей эпохи, социокультурного типа общественной эволюции, доминирующего типа научной рациональности, благодаря чему предоставляет исследователям возможность осуществления анализа развития социальных систем как обладающих диахронной структурой, формирование которой прошло сложный путь эволюции.
- На основе целостного теоретического осмысления процесса и результатов применения механизмов управления системами местного самоуправления в российском образовании конца. ХIХ - начала ХХ вв. выявлены эффективные механизмы организации деятельности по развитию местной системы образования и обоснованы способы их продуктивного использования в современных социально-экономической условиях. Выявлено, что земская практика дореволюционной России выработала целостную и весьма продуманную систему управления народным просвещением, которая включала в себя масштабный комплекс местных общеобразовательных, школьных, внешкольных и профессионально-педагогических мероприятий. Образовательная политика нижегородского земства во многом способствовала появлению у крестьянского населения интереса к повышению своего культурного уровня, а также адаптации представителей различных социальных слоев к быстро меняющимся социально-политическим условиям российской жизни.
- На основе историко-педагогического анализа методологических подходов к управлению образованием в советской России, выявлен значимый механизм управления образовательными системами - комплексное социальное конструирование идентичности, программирование результата образовательной политики как на уровне параметров личности, так и с точки зрения социальных эффектов. В исследовании определено, что образование, как институт социализации, дает возможность проектировать стандарты нового поколения, способствующие преодолению кризиса гражданской идентичности, становлению гражданского общества как общества повышения жизненных шансов. Кризис идентичности после распада СССР привел к тому, что массовое сознание людей разных национальностей, конфессий и регионов, утратило свою аксиологическую целостность. В этой ситуации выявление и исследование опыта проектирования гражданской идентичности с участием института образования может найти практическое применение в деятельности современных систем управления.
- В современных условиях доминирования вариативных подходов к управлению развивающимися социальными системами, наиболее эффективной является модель системно-целевого партисипативного управления образованием. Данная модель способствует возрождению субъектности в управлении образовательными системами, которая, в свою очередь, выступает основанием роста инновационного потенциала в сфере образования, гарантом качества результатов образования, так как обеспечивает непрерывность процесса информационного обмена между системой образования и социальной средой, формулирующей актуальный заказ к системе образования. Особенно эффективна партисипативная модель управления образованием, реализуемая на муниципальном уровне, который придает системе управления образованием характер самоуправления.
- В работе определены сущностные признаки развивающейся муниципальной системы образования (динамичная система, имеющая целью организацию эффективного педагогического процесса непрерывного образования, создающая условия для оптимального усвоения содержания образования и формирования ценностных гуманистических ориентаций в процессе воспитания учащихся и воспитанников; целостная система, структура которой оптимальна для образовательной деятельности и достижения высокой результативности образовательных процессов или находится в процессе оптимизации; инновационная система, обеспечивающая изменения в соответствии с социальными запросами всех участников образовательного процесса; открытая система, развивающая связи с социумом, опирающаяся на культурно-исторические и национально-региональные традиции и условия).
- Построена модель системного, целевого, партисипативного управления муниципальной системой образования, обеспечивающая устойчивое инновационное развитие в современных социально-экономических условиях России.
- Дано определение инновационного муниципального образовательного учреждения как муниципального образовательного учреждения, реализующего образовательные инновации посредством внедрения современных педагогических, управленческих, информационных и иных технологий, которые создающих новое поколение учебно-методического обеспечения образовательного процесса (современные гибкие педагогические технологии); использующего новые формы организации образования (управленческие инновации: менеджмент и маркетинг образовательных отношений) на основе новейших информационных технологий, осуществляя систематическую образовательную деятельность с постоянным превышением требований критериев государственной аккредитации.
- Спроектированы инновационные механизмы управления развитием муниципальной системы образования, обеспечивающие ее устойчивое развитие в современных социально-экономических условиях (модель организационной структуры управляющей системы, формирование единого информационного пространства муниципальной системы образования; экономические механизмы стимулирования педагогических инноваций в образовательных учреждениях; механизмы морального и материального стимулирования педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих внедрение новых педагогических технологий; механизмы демократизации управления образованием, включая механизмы общественно-государственного управления образованием). Проведена типологизация стратегий развития муниципальных систем образования (пассивно-приспособительная, ситуативная, лидерская, преобразующая) и показана степень их соответствия требованиям обеспечения устойчивого инновационного развития.
- Разработаны и реализованы в рамках экспериментального исследования социально-педагогические условия, способствующие созданию на уровне муниципального образования единого развивающе-образовательного пространства. В качестве необходимых условий возникновения и результативного функционирования данного пространства в исследовании представлена реализация ряда проектов: создание педагогической сети в Интернете с целью накопления ресурса для детей дошкольного возраста, а также создание активной сети социально-педагогических сообществ; организация повышения квалификации работников учреждений образования; создание консультативного центра с целью осуществления медико-психолого-педагогического мониторинга развития детей экспериментальных образовательных учреждений и консультирования родителей, педагогов, руководителей; разработка вариативной комплексной программы развития, образования, воспитания детей дошкольного возраста, а также вариативных программ для детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки их к школе и комплекта учебно-методического обеспечения; разработка пакета диагностических материалов для осуществления медико-психологического мониторинга за состоянием здоровья детей и прогноза школьной адаптации с использованием автоматизированной системы; использование дистанционных развивающе-образовательных технологий (ДОТ).
Издания, рекомендованные ВАК
1.Тарасова, И.Б. Проблемы методологии управления отечественной системой образования //Приволжский научный журнал. 2009. - № 1. - С.239 - 243.
2.Тарасова, И.Б. Роль земств в развитии и усовершенствовании управления системой народного образования в конце XIX - начале XX вв.//Приволжский научный журнал. 2009. - № 1. - С.230 - 235.
3.Тарасова, И.Б. Направления инновационного развития муниципальной системы образования города Нижнего Новгорода // Нижегородский университетский округ ГУ ВШЭ: итоги качественного взаимодействия школа - вуз. Н. Новгород, 2008. - С. 17-23.
4.Тарасова, И.Б. Платные образовательные услуги муниципальных школ // Народное образование.- 2008. - № 10. - С. 155-161.
5.Тарасова, И.Б. Права и ответственность муниципальных органов управления образованием в сфере опеки и попечительства // Народное образование.- 2007. - № 1. - С. 124.
6.Тарасова, И.Б. Экономическое стимулирование инновационного развития муниципальной системы образования // Народное образование.- 2007. - № 10. - С. 146-150.
7.Тарасова, И.Б. Новая нормативно-правовая база муниципальной системы образования // Народное образование.- 2006. - № 2. - С. 24.
8.Тарасова, И.Б. Социально-экономическое партнерство в муниципальной системе образования // Народное образование.- 2004. - № 10. - С. 103-105.
9.Вифлеемский, А.Б., Тарасова, И.Б. Модернизация механизма управления муниципальной системой образования // Народное образование. 2004. - № 7. - С. 57-67.
10.Тарасова, И.Б. Экономика как механизм управления муниципальной системой образования // Народное образование.- 2003. - № 10. - С. 118-122.
11.Тарасова, И.Б. Нормативное финансирование (из опыта работы департамента) //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003. - № 2. - С. 40-45.
Публикации по теме работы
12.Тарасова, И.Б. Монография. Управление развитием муниципальной системы образования: история и современность. – М.: Российская академия образования, 2008. - 358 с.
13.Тарасова, И.Б. Социокультурные парадигмы отечественной образовательной практики // Труды молодых ученых и аспирантов. Выпуск 8. - Н.Новгород: Изд. ВВАГС, 2009. - С. 251 - 259.
14.Тарасова, И.Б. Основные тенденции деятельности Нижегородского земства по управлению системой образования во второй половине XIX - начале XX века // Культурно-историческое наследие России: изучение и сохранение: Сб. ст. и докл. Пятнадцатой межвузовс. конф. по культурологии. - Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ. 2008. - С. 114 - 118.
15.Направления инновационного развития муниципальной системы образования (из опыта реализации Национального проекта «Образование») / Под ред. И.Б. Тарасовой - Н. Новгород, 2008. - 304 с.
16.Привлечение дополнительных средств на развитие и функционирование муниципальных образовательных учреждений: как не нарушить законодательство / Под ред. А.Б. Вифлеемского, И.Б. Тарасовой - Н. Новгород, 2008. - 160 с.
17.Тарасова, И.Б. Опыт реализации системы всеобщего начального обучения в дореволюционной России (на примере Нижегородской губернии)// Культурно-историческое наследие России: изучение и сохранение: Сб. ст. и докл. Пятнадцатой межвузовск. конф. по культурологии. - Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ. 2008. - С. 103 - 108.
18.Организация документооборота в муниципальных образовательеных учреждениях и органах управления образованием / Под ред..: Тарасовой И.Б., Вифлеемского А.Б. - Н. Новгород, 2007. - 160 с.
19.Организация документооборота в муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием / Под ред..: Тарасовой И.Б., Вифлеемского А.Б. - Н. Новгород, 2007. - 160 с.
20.Новое нормативно-правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности муниципальных образовательных учреждений / Под ред. А.Б. Вифлеемского, И.Б. Тарасовой, С.И. Утросиной - Н. Новгород, 2006. - 170 с.
21.Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода / Под ред. А.Б. Вифлеемского, И.Б. Тарасовой - Н. Новгород, 2006. - 89 с.
22.Нормативно-правовое обеспечение функционирования муниципальных общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Б. Вифлеемского, И.Б. Тарасовой - Н. Новгород, 2005. - 168 с.
23.Тарасова, И.Б. Развитие системы управления образованием города Нижнего Новгорода // Менеджмент в образовании.- 2005. - № 5. - С. 2-11.
24.Тарасова, И.Б. Новые организационные механизмы управления муниципальной системой образования // Новые механизмы управления муниципальной системой образования: Мат. окружной конф. - Н.Новгород, 2004. - С. 41-49.
25.Тарасова, И.Б. Социальное партнерство в системе управления муниципальной системой образования // Новые механизмы управления муниципальной системой образования: Мат. окружной конф. - Н.Новгород, 2004. - С. 87-92.
26.Организационные изменения в управлении муниципальной системой образования / Авт.-сост.: И.Б.Тарасова, А.Б. Вифлеемский - М.: Школьные технологии; Н. Новгород:, 2004. - 96 с., 2004.
27.Тарасова, И.Б. Воспитание - основа образования // Педагогическое обозрение.- 2003. - № 3. - С. 44-46.
28.Тарасова, И.Б. Развитие системы управления муниципальным образовательным комплексом Нижнего Новгорода // Педагогическое обозрение.- 2003. - № 1-2. - С. 53-66.
29.Тарасова, И.Б. Нормативное финансирование школы и учитель экономики // Итоги, проблемы и перспективы экономического образования: Мат. юбилейн. науч.-практ. кон. - Н.Новгород, 2003. - С. 23-28.
30.Тарасова, И.Б. Переход к нормативному финансированию: Нижегородская модель // Директор школы.- 2003. - № 5. - С. 19-26.
31.Тарасова, И.Б. Нормативное финансирование - способ оптимизации работы образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2003. - № 5. - С. 54-61.