- Впервые создана целостная концепция комплексного формирования у подростков социокультурного феномена «здоровье», в которой определены общеметодологические, организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы построения деятельности школы по данному направлению.
- Впервые в педагогической науке и практике предложено теоретическое обоснование и определены пути комплексного формирования у подростков социокультурного феномена «здоровье» как приоритетной задачи общего образования.
- Сформирована теоретическая основа управления процессом формирования в школе у подростков здоровья как социокультурной личностной характеристики, в определенной степени средствами самого общеобразовательного учреждения.
1. Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический ана-лиз: Монография [текст] / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.
2. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: Монография [текст] / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 368 с.
II. Научные статьи:
а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях,
рекомендованных ВАК Министерства образования РФ
для публикации основных положений докторской диссертации:
3. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы [текст] / Ю.В. Науменко // Педагогика, № 6, 2005. – С. 37-44.
4. Науменко, Ю.В. Организация комплексной профилактической работы в общеобразовательном учреждении по предупреждению наркомании среди учащихся [текст] / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании, № 6 (45), 2005 г. – С. 39-45 (начало); № 1 (46), 2006. – С. 51-56 (окончание).
5. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующее образование как модель со-циокультурной педагогической практики [текст] / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4 (49), 2006. – С. 13-22.
6. Науменко, Ю.В. Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков [текст] / Ю.В. Науменко // Школьные технологии, № 1, 2006. – С. 91-105.
7. Науменко, Ю.В. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и уме-ний подростков [текст] / Ю.В. Науменко // Школьные технологии, № 2, 2006. – С. 173-181.
8. Науменко, Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образо-вания [текст] / Ю.В. Науменко // Валеология, № 3, 2006. – С. 44-52.
9. Науменко, Ю.В. Психолого-педагогическая поддержка ребенка с ММД как актуальная проблема здоровьесберегающей деятельности общеобразова-тельной школы [текст] / Ю.В. Науменко // Валеология, № 4, 2006. – С. 51-58.
10. Науменко, Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования [текст] / Ю.В. Науменко // Вопросы образования, № 2, 2007. – С.140-160.
11. Науменко, Ю.В. Комплексная оценка эффективности здоровьесбере-гающей деятельности школы [текст] / Ю.В. Науменко // Интеграция образова-ния, № 3/4 (48/49), 2007. – С. 49-55.
б) научные статьи, опубликованные в международных, российских и
региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках,
методические работы:
12. Науменко, Ю.В. Интегративная психолого-педагогическая характери-стика деликвентного поведения несовершеннолетних [текст] / Ю.В. Науменко // Учебный год: Журнал волгоградских учителей, № 1, 2002. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - С. 79-87.
13. Науменко, Ю.В. Связь агрессивного поведения детей с эмоциональ-ными нарушениями психики [текст] / Ю.В. Науменко // Учебный год: Журнал волгоградских учителей, № 2, 2002. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - С. 78-88.
14. Науменко, Ю.В. Социально-психологический подход к профилактике употребления школьниками алкоголя и наркотиков [текст] / Ю.В. Науменко // Учебный год: журнал волгоградских учителей, № 3, 2003. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - С. 25-30.
15. Науменко, Ю.В. Проблемы в самоопределении и самоутверждении в подростковом возрасте как источник деформации личностного развития [текст] / Ю.В. Науменко // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 11 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкого. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. - С. 49-53.
16. Науменко, Ю.В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования [текст] / Ю.В. Науменко // Образование в современной школе: Методико-педагогический журнал, № 11, 2003 г. – Москва: Изд-во НОУ «Школа «Поляр-ная Звезда»», 2003. - С. 3-6.
17. Науменко, Ю.В. Концепция здоровьеформирующего образования [текст] / Ю.В. Науменко // Инновации в образовании: Научно-методический журнал, № 2, 2004 г. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный уни-верситет». - С. 90-103.
18. Науменко, Ю.В. Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесберегающей деятельности школы [текст] / Ю.В. Науменко // Инновации в образовании: Научно-методический журнал, № 5, 2004. – М.: Изд-во ГОУ ВПО «Современный гуманитарный университет». - С. 64-95.
19. Науменко, Ю.В. Организация здоровьеформирующей деятельности в детском доме и школе-интернате [текст] / Ю.В. Науменко // Коррекционная пе-дагогика: Научно-методический журнал, № 4(6), 2004. – М.: Изд-во «Коррекци-онная педагогика». - С. 11-17.
20. Науменко, Ю.В. Проектирование здоровьеформирующего образова-ния [текст] / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании: Науч-но-информационный журнал, № 5 (38), 2004. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. - С. 46-51.
21. Науменко, Ю.В.; Твердохлеб, А.И. Образовательная программа курса «Мое здоровье» (5-7-е классы) [текст] / Ю.В. Науменко, А.И. Твердохлеб // Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоро-вье школьников: Сб. ст. и науч.-метод. разработок / Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып. 2. – С. 154-171.
22. Науменко, Ю.В. Здоровье и здоровый образ жизни как ценности рус-ской цивилизации [текст] / Ю.В. Науменко // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ
им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
23. Науменко, Ю.В. Здоровье, здоровый образ жизни и Нездоровье как ценности западной цивилизации [текст] / Ю.В. Науменко // Образование: ис-следовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
24. Науменко, Ю.В. Социокультурная концепция здоровьеформирующего образования [текст] / Ю.В. Науменко // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. – 21.01.2006
25. Науменко, Ю.В. Профилактика наркомании среди учащихся в школе: Методические рекомендации [текст] / Ю.В. Науменко // – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. – Приложение к журналу «Учебный год», №42. Серия «Здо-ровьесбережение», Вып. №3. – 128 с.
26. Гаврилова, Т.А., Додина, Н.П., Науменко, Ю.В. Профилактика ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях: Методические рекоменда-ции для педагогов [текст] / Т.А. Гаврилова, Н.П. Додина, Ю.В. Науменко //. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. – Методические рекомендации разработа-ны в рамках региональной программы мероприятий Администрации Волго-градской области по противодействию употреблению наркотиков и их незакон-ному обороту на 2006-2008 годы. – 188 с.
27. Науменко, Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы [текст] / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании: На-учно-информационный журнал, №3 (54), 2007. – М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. - С. 20-27.
28. Мое здоровье: Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИД у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236 с. – (Серия «Воспитательная работа»).
29. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: монито-ринг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководите-лей общеобразовательных учреждений [текст] / Ю.В. Науменко. – М.: Изда-тельство «Глобус», 2008. – 125 с. – (Серия «Управление школой»).
III. Материалы конференций и тезисы докладов:
30. Науменко, Ю.В. Организация здоровьесберегающего образования как комплексная проблема [текст] / Ю.В. Науменко // Развитие социально-психологической службы системы образования Волгограда: Теория и практика: Тез. док. II региональной науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2003 г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. - С. 57-59.
31. Науменко, Ю.В. Концепция позитивной профилактики наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях [текст] / Ю.В. Нау-менко // Развитие социально-психологической службы системы образования Волгограда: Теория и практика: Тез. док. II региональной науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2003 г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. - С. 148-151
32. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующее образование как цель модер-низации школы [текст] / Ю.В. Науменко // Матерiали Першоi Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Науковий потенцiал свiту 2004».Том 42. Стратегiчиi напрями реформування системи освiти. – Днiпропетровськ: Наука I освiта, 2004. - С. 30-34.
33. Науменко, Ю.В. Выбор здорового образа жизни: потенциал здоровье-формирующего образования [текст] / Ю.В. Науменко // Проблемы жизненного выбора подростков и молодежи в условиях социальных перемен: Матер. вы-ступл. и учебно-метод. разработки участников Всерос. конф. «Проблемы со-циализации подростков и молодежи в условиях социальных перемен». Волго-град, 21 апреля 2004 г. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. - С. 100-108.
34. Науменко, Ю.В. Модель формирования внутренней картины здоровья у детей и подростков [текст] / Ю.В. Науменко // Развитие личности в образова-тельных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XII годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д.: Изд. РГПУ, 2005. Ч. IV. - С. 138-139.
35. Науменко, Ю.В. Комплексная стратегия укрепления здоровья школь-ников [текст] / Ю.В. Науменко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний» (27-29 ноября 2006 г., г. Тверь). – Тверь: Изд-во «На-учная книга», 2006. - С. 204-209.
36. Науменко, Ю.В. Здоровье как предмет педагогического исследования и объект педагогической практики [текст] / Ю.В. Науменко // Материалы X Международной научно-практической конференции «Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы» (29-30 мая 2007 г., г. Казань). – Ка-зань: Изд-во Института педагогики и психологии профессионального образова-ния РАО, 2007. - С. 123-130.
37. Науменко, Ю.В. Здоровье как компонент содержания общего образо-вания [текст] / Ю.В. Науменко // Формирование культуры здоровья в современ-ной образовательной среде: Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Россий-ской Федерации» (8-9 ноября 2007 года) / Под ред. Ф.Ф. Харисова. – М.: Феде-ральный институт развития образования, 2007. - С. 276-288.