Научная тема: «АДАПТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В ходе исследования впервые разработано, обосновано и реализовано решение проблемы адаптивного проектирования и реализации образовательных технологий в условиях ДПО инженерного вуза как значимой проблемы профессионального образования.  Адаптивность процесса проектирования и реализации образовательных технологий предполагает оперативное реагирование на изменения внутренней и внешней среды при сохранении эффективности и целостности технологии, а также соответствие получаемых результатов требованиям, предъявляемым потребителями и рынком труда. При этом механизм адаптации к специфическим условиям ДПО  проявляется на нескольких взаимосвязанных уровнях:  образовательной технологии - образовательного процесса - образовательной программы - образовательной услуги и обеспечивает повышение эффективности и конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
  2. Создана концепция, опирающаяся на методологические подходы, позволяющие адаптировать процесс проектирования и реализации образовательных технологий к специфическим условиям ДПО инженерного вуза (системный, компетентностный, интегративный, личностно-деятельностный, а также методологию стратегического планирования и управления), включающая основные положения, закономерности и принципы.
  3. Определены системообразующие связи (конкурентные преимущества будущего инженера - наличие наряду с профессиональными  стержневых, отличительных компетенций; качество образовательных программ ДПО - адаптивные возможности образовательных технологий; эффективность процесса проектирования и реализации образовательных технологий - высокий уровень компетенции преподавателя, и др.), придающие целостность и устойчивость процессу адаптивного проектирования и реализации образовательных технологий в условиях ДПО, являющиеся значимыми механизмами его эффективности.
  4. Разработана и научно обоснована технология адаптивного проектирования и реализации образовательных технологий в условиях ДПО инженерного вуза, характерными чертами которой являются учет решающего влияния состояния образовательного климата и образовательного потенциала; предвидение развития рынка труда;  использование элементов обобщенных технологий; разработка множественных альтернативных решений.
  5. На основе трех взаимодополняющих методов (целевого, системного и многопараметрического) и на различных уровнях анализа (индивидуальной, групповой, организационной эффективности) выявлены и обоснованы критерии: краткосрочные (продуктивность, качество, результативность, гибкость, удовлетворенность), среднесрочные (конкурентоспособность, развитие), совокупность которых определяет эффективность  образовательных технологий, проектируемых и реализуемых в условиях ДПО.
  6. Установлено, что преподаватели, осуществляющие учебный процесс в условиях ДПО инженерного вуза, должны обладать компетенцией, позволяющей им осуществлять поэтапное проектирование конкретной образовательной технологии и ее внедрение с учетом изменяющейся внешней и внутренней обстановки. Создана модель технологии формирования образовательно-технологической компетенции преподавателя инженерного вуза, включающая в себя: цели; принципы; содержание, структурированное на инвариантные и вариативные модули; формы; методы; средства; диагностические процедуры и результат.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Шагеева, Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования в инженерном вузе / Ф.Т. Шагеева. - Казань: РИЦ«Школа»,2008.- 257 с.

2.Шагеева, Ф.Т. Современные образовательные технологии в инженерном вузе / Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 126 с.

3.Никитина, Л.Л. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза / Л.Л.Никитина, Ф.Т.Шагеева, В.Г.Иванов.- Казань: РИЦ«Школа»,2007.-216 с.

Статьи в рекомендованных ВАК РФ ведущих научных журналах и изданиях

4.Иванов, В.Г. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы / В.Г. Иванов, Ф.Т. Шагеева // Высшее образование в России. – 2002. - № 2. - С.103-106.

5.Иванов, В.Г. Педагогические технологии в инженерном вузе / В.Г. Иванов, Ф.Т. Шагеева, А.В.Иванов // Высшее образование в России. – 2003. - № 1. - С.120-124.

6.Шагеева, Ф.Т. Проектирование образовательных технологий / Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов//Высшее образование в России.- 2004. - № 2.- С.169-172.

7.Шагеева, Ф.Т. Современные образовательные технологии (опыт инженерного вуза) / Ф.Т. Шагеева, В.Г. Иванов // Высшее образование в России. – 2006. - № 4.- С.129-132.

8.Никитина, Л.Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л.Л. Никитина, Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов //Высшее образование в России. – 2006. - №9. – С.125-127.

9.Шагеева, Ф.Т. Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ДПО / Ф.Т. Шагеева // Высшее образование в России.- 2008.- №1. – С.97-101.

10.Шагеева, Ф.Т. Дополнительное профессиональное образование как фактор карьерной перспективы студентов /Ф.Т.Шагеева//Высшее образование в России.- 2008.- №2. – С.92-95.

11.Шагеева, Ф.Т. Организационная модель учебного процесса / Ф.Т. Шагеева // Высшее образование в России.- 2008.- №6.- С.45-48.

12.Шагеева, Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования будущих инженеров / Ф.Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2008.-№5.- С.258-266.

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

13.Шагеева, Ф.Т. Подготовка преподавателей общетехнических дисциплин по программам дополнительного образования в технологическом университете / Ф.Т. Шагеева, И.Я. Курамшин, Л.И. Тарарина. - Pedagogische Probleme in der Ingenieurausbildung: referate des 27 Internationalen Symposium “Ingenierpadagogik “ band 2 / Leuchtturm-Verlag, 1998.- P.186-189.

14.Шагеева, Ф.Т. Перспективные технологии подготовки студентов в химико-технологическом вузе: проектирование и реализация / Ф.Т.Шагеева // Актуальные проблемы современного химико-педагогического и химического образования: материалы Всеросс. конференции. /СПб.: Изд-во РГПУ, 2001.- С.208-211.

15.Шагеева, Ф.Т. Современные образовательные технологии в инженерном вузе / Ф.Т. Шагеева // Инженерная педагогика: сб.статей.- Вып.2. / М.: Изд-во МАДИ(ТУ), 2001.- С.245-249.

16.Шагеева, Ф.Т. Проектирование технологий обучения в инженерном вузе / Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов // Инженерная педагогика: сб.статей- Вып.3. / М.: Изд-во МАДИ(ТУ), 2001.- С.251-254.

17.Шагеева, Ф.Т. Модульные технологии в подготовке инженеров-химиков / Ф.Т. Шагеева // Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и химического образования: материалы Всеросс. конференции. /СПб.: Изд-во РГПУ, 2002.- С.217-223.

18.Иванов, В.Г. Дополнительное профессиональное образование студентов-химиков в технологическом университете: состояние и перспективы / В.Г.Иванов, И.Я. Курамшин, Ф.Т. Шагеева // Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического образования: материалы Всеросс. конференции. /СПб.: Изд-во РГПУ, 2002.- С.212-217.

19.Шагеева, Ф.Т Дополнительная технологическая подготовка преподавателя инженерного вуза / Ф.Т.Шагеева, В.Г.Иванов // О совершенствовании системы повышения квалификации педагогических кадров: материалы школы-семинара деканов ФПК / М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002.- С.90-92.

20.Шагеева, Ф.Т Проектирование образовательных технологий в условиях инженерного вуза / Ф.Т. Шагеева // Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов: материалы Всеросс. конференции /Казань: Изд-во - Редакция «Бутлеровские сообщения», 2002.- С.270-271.

21.Шагеева, Ф.Т Современные образовательные технологии в системе дополнительного профессионального образования / Ф.Т. Шагеева // Проблемы методологической, психолого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы: материалы Всеросс. семинара / Казань: Изд-во КГТУ, 2003.- С.42-52.

22.Шагеева, Ф.Т. Задачно-модульная технология обучения по курсу «Общая химическая технология»/ Ф.Т. Шагеева, Т.Н.Преображенская, В.Г.Иванов// Проблемы и перспективы химического образования: материалы Всеросс. конференции /Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.- С.136-140.

23.Шагеева, Ф.Т. Технология креативной подготовки студентов в химико-технологическом вузе / Ф.Т. Шагеева, Л.Л.Никитина, В.Г.Иванов // Актуальные проблемы модернизации многоуровневого химико-педагогического и химического образования: материалы Всеросс. конференции. /СПб.: Изд-во РГПУ, 2003.- С.224-227.

24.Храмов, Ю.В. Дополнительная многоуровневая подготовка инженеров в области менеджмента / Ю.В.Храмов, Ф.Т. Шагеева // Инновационные процессы в области образования, науки и производства: материалы межрегиональной конференции / Казань: Изд-во - Редакция «Бутлеровские сообщения», 2004.- С.183-184.

25.Курамшин, И.Я. Непрерывное дополнительное профессиональное образование студентов в технологическом университете / И.Я. Курамшин, Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов // Инновационные процессы в области образования, науки и производства: материалы межрегион. конференции / Казань: Изд-во - Редакция «Бутлеровские сообщения», 2004.- С.202-204.

26.Шагеева, Ф.Т. Эффективные образовательные технологии заочного обучения в вузе/ Ф.Т.Шагеева, В.Г.Иванов // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: материалы Всеросс. конференции. /СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.- С.167-169.

27.Храмов, Ю.В. Многоуровневая подготовка будущих инженеров в области менеджмента как элемент системы ДПО РТ / Ю.В.Храмов, Ф.Т. Шагеева // Региональные проблемы модернизации и развития дополнительного профессионального образования РФ: материалы Всеросс. совещания./ Казань: «Печатный двор», 2004. – С.87-89.

28.Шагеева, Ф.Т Контекстные образовательные технологии в подготовке инженеров-химиков / Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов // Актуальные проблемы модернизации химического образования: материалы Всеросс. конференции. / СПб.: Изд-во РГПУ, 2005.- С.215-219.

29.Шагеева, Ф.Т. Образовательная технология как условие инновационного учебного процесса / Ф.Т. Шагеева // Образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования: традиции и инновации. Сб. статей. / Казань: Изд-во КГТУ, 2006.- С.384-390.

30.Шагеева, Ф.Т. Технологии концентрированного обучения магистров в химико-технологическом вузе /Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов // Актуальные проблемы модернизации химического образования: материалы Всеросс. конференции. /СПб.: Изд-во РГПУ, 2006.- С.268-270.

31.Иванов, В.Г. Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного профессионального образования инженерного вуза /В.Г.Иванов, Ф.Т. Шагеева // Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов: материалы Всеросс. конференции. / М.: Союз ДПО, 2006.- С.145-148.

32.Шагеева, Ф.Т Проект ФДО «Дополнительное образование студентов как карьерная перспектива (от студенческой скамьи – до кресла руководителя)» / Ф.Т. Шагеева // Актуальные проблемы развития дополнительного образования в условиях реформирования образовательной отрасли: материалы Всеросс. конференции / Казань: Центр инновационных технологий, 2006.- С.272-275.

33.Шагеева, Ф.Т. Параметры оценки профессиональной компетентности специалиста на этапе его подготовки/ Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов, Л.Л.Никитина//Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика: материалы симпозиума/ М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.- С.66-70.

34.Шагеева, Ф.Т. Образовательно-технологическая компетенция преподавателя инновационного вуза / Ф.Т. Шагеева //Актуальные проблемы профессионального образования: учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса: материалы отчетной научно-методической конференции КГТУ/ Казань: Изд-во КГТУ, 2007.-С.23-26.

35.Шагеева, Ф.Т. Формирование образовательно-технологической компетенции преподавателей вузов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки / Ф.Т. Шагеева //Формирование профессиональных стандартов по направлению «Химическая технология» в компетентностном формате: материалы Всеросс. семинара/ Казань: Изд-во КГТУ, 2007.-С.39-44.

36.Шагеева, Ф.Т. Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ДПО инновационного вуза / Ф.Т. Шагеева // Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов: материалы Всеросс. Конференции / М.: Союз ДПО, 2007.- С.110-112.

37.Шагеева, Ф.Т. Проектирование и оценка эффективности образовательных технологий дополнительной подготовки инженеров / Ф.Т. Шагеева // Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России: материалы Всеросс. конференции / Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - С.317-320.

38.Шагеева, Ф.Т. Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ДПО инновационного вуза / Ф.Т. Шагеева // Дополнительное профессиональное образование.- 2008.- №1.- С.16-19.

39.Shageeva, F.T. Educational and technological competence of the faculty members of an institution of higher engineering education/ F.T. Shageeva // Engineering competencies – traditions and innovations: proceedings of the 37th International IGIP Symposium/ М.: Изд-во МАДИ(ТУ), 2008.- С.123-124.

40.Шагеева, Ф.Т. Инновационные технологии дополнительной подготовки инженеров в области менеджмента /Ф.Т. Шагеева//Актуальные проблемы профессионального образования: материалы отчетной научно-методической конференции КГТУ./ Казань: Изд-во КГТУ, 2008.-С.873-880.

41.Шагеева, Ф.Т. Инновационные технологии дополнительной подготовки инженеров/ Ф.Т. Шагеева, В.Г.Иванов// Известия МАН ВШ. – 2008.-№4.- С.93-104.

Учебные пособия, методические разработки

42.Иванов, В.Г. КГТУ: дополнительное профессиональное образование студентов / В.Г.Иванов, Ф.Т. Шагеева, И.Я.Курамшин. - Казань: Изд-во КГТУ, 1999.- 24 с.

43.Учебно-программное обеспечение подготовки по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика» / Ред.: В.Г.Иванов, Ф.Т.Шагеева, И.Я.Курамшин. - Казань: Изд-во КГТУ, 2000.-92 с.

44.Шагеева, Ф.Т Проектирование проблемных модулей / Ф.Т. Шагеева, И.Я. Курамшин, В.Г. Иванов. - Казань: Изд-во КГТУ, 2000. – 64 с.

45.Общая методика обучения общетехническим и специальным дисциплинам в инженерном вузе / В.Г. Иванов [и др.]. - Казань: Изд-во КГТУ, 2001. -300 с.

46.Шагеева, Ф.Т Проектирование новых образовательных и информационных технологий / Ф.Т. Шагеева, В.В.Кондратьев. - Казань: Изд-во КГТУ, 2002. - 40 с.

47.Зарипов, Р.Н. Инновационные образовательные технологии / Р.Н.Зарипов, А.М.Кочнев, Ф.Т.Шагеева. - Казань: Изд-во КГТУ, 2005. - 63 с.

48.Шагеева, Ф.Т. Современные педагогические технологии/ Ф.Т.Шагеева, И.Я.Курамшин, В.Г.Иванов. // Программно-методическое и организационное обеспечение системы подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей технической школы России / под ред. В.М.Жураковского, В.М. Приходько / РМК IGIP, ИПР ВПО МАДИ (ГТУ).- М., 2007.- С.138-142.