- представить ретроспективу становления британской системы непрерывного педагогического образования второй половины ХХ в. и обосновать периодизацию ее развития: первый период (1944-1970 гг.) - становление системы непрерывного педагогического образования с параллельным развитием начального педагогического образования и повышения квалификации (I этап (1944-1951 гг.) - принятие Закона об образовании 1944 г., определившего создание педагогических школ и территориальных организаций по подготовке учителей; восполнение недостатков базового педагогического образования; II этап (1951-1964 гг.) - интенсивное реформирование образования; критика теоретического характера подготовки будущих учителей; введение трехлетнего срока профессиональной подготовки учителей; внедрение инновационных форм повышения их квалификации, в частности, активизация работы творческих групп учителей на базе учительских центров, школ, формирование государственного аппарата руководства и финансирования этого звена системы образования; III этап (1964-1970 гг.) - обновление требований к базовой педагогической подготовке, вызванное преобразованиями в школьной системе образования; совершенствование психолого-педагогического аспекта формирования будущего учителя в целях увеличения эффективности его труда; модификация содержания программ, форм и методов их подготовки); второй период (1970-2000 гг.) - создание наиболее устойчивой системы развития непрерывного образования (I этап (1970-е гг.) - слияние начального педагогического образования и процесса повышения квалификации учителей; II этап (1980-е гг.) - утверждение практико-ориентированных концепций развития непрерывного педагогического образования, идеи об увеличении удельного веса профессиональной подготовки будущих учителей в стенах школы; реформирование курсов подготовки специалистов без отрыва от школы в направлении перехода от традиционного (основанного на лекционной форме обучения) подхода к практике непосредственного обучения в стенах школы; III этап (1990-е гг.) - интеграция традиционных форм повышения квалификации на основе непрерывной поисковой деятельности педагогических коллективов школ и долговременного сотрудничества их со специалистами вузов в ходе осуществления этой деятельности; объединение информационных, координационных, кадровых и финансовых усилий по организации повышения квалификации на базе учительских центров; утверждение философии непрерывного педагогического образования, главной идеей которой является рассмотрение учителя как исследователя);
- раскрыть внешние (децентрализация и демократизация управления высшими учебными заведениями; расширение автономии вузов, предоставление им большей самостоятельности в выработке образовательных программ, использовании методов и средств обучения с одновременным усилением подотчетности перед обществом; переход на многоуровневую систему высшего педагогического образования; стремление общества оказать наибольшее содействие подрастающему поколению в выработке ценностной ориентации; изменения в понимании теории и практики профессиональной подготовки учителя) и внутренние (усиление входного контроля при поступлении в университет: предварительное изучение абитуриентов, специальная довузовская подготовка; смещение акцентов с решения административно-организационных вопросов контроля качества на всестороннее педагогическое обеспечение качества подготовки учителей: обновление содержания педагогического образования, направленного на стандартизацию образовательных программ, введение образовательных кредитов, внедрение современных образовательных технологий, тестирование и мониторинг качества образования, формирование организационно-методических, правовых и финансовых механизмов оценки качества педагогического образования) факторы развития британской системы непрерывного педагогического образования второй половины ХХ в.;
- представить структурные признаки системы непрерывного педагогического образования в Великобритании (педагогическая профориентация и довузовская подготовка; курсы начальной подготовки учителей в школе; неуниверситетский сектор высшего образования; университетский сектор высшего образования; теоретическая и практическая подготовка стажера в течение «пробного года» в школе; последипломное образование);
- обосновать концептуальные основы обеспечения качества непрерывного образования в Великобритании, которые включают в себя: теоретические подходы, в частности, соответствие подготовки учителя социальному спросу, оценка качества профессионально-педагогической подготовки и переподготовки учителя на основе концепции «практических умений и навыков»; современные модели личности учителя как показателя качества подготовки специалистов в британской системе непрерывного педагогического образования; критерии качества образования в контексте нормативно-правовых документов: Национальная программа педагогического образования (перечень знаний, умений и навыков, которыми должны обладать студенты применительно к школьным предметам); стандарты на получение статуса квалифицированного учителя, включающие в себя следующие разделы: основные знания, планирование, обучение, работа с классом, оценка работы учителя и учеников, дополнительные требования; требования ко всем курсам подготовки учителей (требования к абитуриентам педагогических отделений, предлагаемым предметам для изучения, взаимодействию школы и вуза; требования, гарантирующие качество подготовки);
- выявить организационную структуру управления качеством непрерывного педагогического образования в Великобритании: контроль Государственного департамента образования и занятости; инспекция образовательных учреждений, организуемая Управлением по стандартам в образовании (Office for Standards in Education); внешняя система экзаменов, проводимая Агентством по подготовке учителей (Teacher Training Agency); инспекторские проверки Экзаменационной коллегии (Examination Board), Управления по стандартам в образовании совместно с Инспекторатом Ее Величества (HMI); привлечение общественных органов, связанных с инспектированием - Форума по инспектированию, Форума инспектирования наилучших ценностей, «Общества консультантов по образованию»;
- определить нормативно-правовые механизмы обеспечения качества подготовки педагогических кадров, тесно связанные с совершенствованием контроля и оценки результатов обучения в общеобразовательной школе и опирающиеся на принципы конкурентоспособности образовательного учреждения, спроса и предложения, права выбора образовательного учреждения, вариативности, контроля над качеством, продуктивности и информативности; стандарты педагогического образования;
- раскрыть финансовые механизмы обеспечения качества непрерывного педагогического образования: рост государственного контроля за сектором профессионального образования; централизованная система премиального финансирования, направленная на стимулирование расширения колледжей; сведение до минимума доли государственного субсидирования в совокупном доходе вузов; укрепление независимости и повышение финансовой ответственности вузов, перевод финансовых ресурсов и ответственности на институтский уровень управления; ориентация вузов на коммерциализацию своей деятельности, повышение индекса эффективности обучения; зависимость финансового благополучия образовательных учреждений от процента сохранения контингента студентов и общего их числа; перевод преподавателей на новую систему контрактов по степени удовлетворения повышенным требованиям к качеству;
- выявить организационно-методические (управленческие) механизмы обеспечения качества непрерывного педагогического образования: современный подход к инспектированию, в частности, четырехлетний цикл проведения, упор на самооценку с целью информирования инспекторской команды, назначение одного из членов инспектируемого учебного заведения в состав инспекции, составление плана действий по результатам инспекции; изменение системы внутреннего управления, т.е. широкое внедрение партисипативного стиля управления, приближение его к традиционному для бизнеса менеджменту качества («новый менеджериализм»), включающему менеджмент технологического обеспечения образовательной деятельности; мониторинг и менеджмент текущих результатов образовательной деятельности; менеджмент научно-информационного ресурса; внедрение стратегического управления в области качества педагогического образования с использованием метода сплошного управления качеством; тесная связь внешних и внутренних форм оценки качества образовательных учреждений, организация процедуры оценивания на национальном уровне и доведение разработанных требований до каждого учебного заведения; взаимодействие местных комитетов по распределению образовательных грантов и государственного Фонда грантов по поддержке образования;
- выявить прогностическое значение позитивного опыта Великобритании по обеспечению качества непрерывного педагогического образования в российском образовательном пространстве: универсализация, фундаментализация, повышение вариативности и преемственности содержания; использование рыночных механизмов в развитии системы профессионального педагогического образования; интеграция исследований в сфере непрерывного педагогического образования с образовательной и управленческой деятельностью; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования; усиление адресности подготовки специалистов, повышение их конкурентоспособности на рынке труда; интеграция российской системы подготовки учителей, отдельных образовательных учреждений и региональных комплексов в контексте глобальных процессов в этой области; создание эффективных механизмов формулирования и трансляции образовательного заказа (развитие научно-педагогических центров и обобщение результатов научно-исследовательской, социально-педагогической, организационно-управленческой и международной деятельности образовательных учреждений в процессе повышения квалификации учителей) в систему непрерывного педагогического образования; совершенствование региональных систем непрерывного педагогического образования за счет обеспечения непрерывности разных уровней; разработка современных концепций и моделей объективной диагностики качества непрерывного педагогического образования.
1. Сабирова, Д. Р. Психолого-педагогическая подготовка учителя для работы в условиях многонациональной школы (зарубежный опыт) [Текст] / Д. Р. Сабирова // Социально-гуманитарные знания. – М.–Уфа, 2006. – № 9. – С. 200–207.
2. Сабирова, Д. Р. Развитие концепции непрерывного педагогического образования в британских педагогических исследованиях во второй половине ХХ в. [Текст] / Д. Р. Сабирова // Высшее образование в России. – М., 2007. – № 5. – С. 119–124.
3. Сабирова, Д. Р. Непрерывное педагогическое образование в Великобритании в контексте национальной и местной образовательной политики [Текст] / Д. Р. Сабирова // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2007. – № 5. – С. 82–88.
4. Сабирова, Д. Р. Пробный год работы в школе [Текст] / Д. Р. Сабирова // Высшее образование в России. – М., 2007. – № 9. – С. 138–141.
5. Сабирова, Д. Р. Управление качеством подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании [Текст] / Д. Р. Сабирова // Вестник Университета РАО. – М., 2007. – № 4. – С. 38–41.
6. Сабирова, Д. Р. Профессионально-личностное развитие учителя в условиях послевузовского педагогического образования (опыт Великобритании) [Текст] / Д.Р. Сабирова // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. – Волгоград, 2008. – № 1. – С. 154–157.
7. Сабирова, Д. Р. Формирование устойчивых мотивов к учебной деятельности в процессе подготовки учителя иностранного языка в педагогических учебных заведениях Великобритании [Текст] / Д. Р. Сабирова // Иностранные языки в школе. – М., 2008. – № 2. – С. 81–86.
8. Сабирова, Д. Р. Британская государственная политика в области педагогического образования в конце ХХ в. [Текст] / Д. Р. Сабирова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Р/на Д., 2008. – № 2. – С. 145–152.
Монографии, учебные пособия, рекомендации
9. Сабирова, Д. Р. Профессиональное педагогическое образование в Англии [Текст] / Д. Р. Сабирова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. – 160 с.
10. Сабирова, Д. Р. Непрерывное педагогическое образование в Великобритании: исторический аспект [Текст] / Д. Р. Сабирова. – Казань: Изд-во ТАИ, 2007. – 194 с.
11. Сабирова, Д. Р. Качество непрерывного педагогического образования в Великобритании [Текст] / Д. Р. Сабирова. – Москва: Изд-во Дрофа, 2009. – 212 с.
12. Сабирова, Д. Р. Педагогическое моделирование личности современного учителя Англии [Текст] / Д. Р. Сабирова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 8. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – С. 74–85.
13. Сабирова, Д. Р. Оценка качества послевузовского педагогического образования в Великобритании [Текст] / Д. Р. Сабирова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 9. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – С. 47–58.
14. Сабирова, Д. Р. Основные тенденции развития национального образования в Пакистане в контексте британской образовательной политики [Текст] / Д. Р. Сабирова // Педагогика: семья, школа, общество: Монография / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 7. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – С. 76–87.
15. Сабирова, Д. Р. Методические рекомендации по изучению педагогического образования в Англии в курсе страноведения [Текст] / Д. Р. Сабирова. – Казань: КГПИ, 1996. – 18 с.
16. Сабирова, Д. Р. Поморцева, Н. П. Хартли, Дж. Discovering Culture of the English-speaking countries: Учеб.пособ. [Текст] / Д. Р. Сабирова. – Казань: ТГГПУ, 2006. – 160 с. (40% личного участия)
Научные статьи, материалы и тезисы
международных и всероссийских конференций
17. Сабирова, Д. Р. Образовательная философия XXI в. [Текст] / Д. Р. Сабирова // Проблемы образования на рубеже XXI в.: междунар. диалог: Матер. Междунар. науч.-прак. конф. – Курск: КГПУ, 1996. – Ч.1. – С. 30–31.
18. Сабирова, Д. Р. Социализация и гуманизация воспитательного процесса – основа формирования «гражданина человеческой цивилизации» (по материалам английских педагогов-исследователей) [Текст] / Д. Р. Сабирова // Принцип гуманизма – основа народной педагогики: Матер. Междунар. конф. – Казань: КГПИ, 1996. – Ч.1. – С. 24–26.
19. Сабирова, Д. Р. К вопросу о подготовке учителя в работе в условиях поликультурного общества (по материалам английских исследователей) [Текст] / Д. Р. Сабирова // Актуализация проблемы формирования языковой личности средствами полилингвизма, культуры и народных традиций: Матер. респуб. науч.-прак. конф. – Казань: КГПУ, 1998. – С. 139–140.
20. Сабирова, Д. Р. Из истории подготовки учителей в Англии [Текст] / Д. Р. Сабирова // Преемственность народных традиций: Матер. V Междунар. науч.-прак. конф. – Казань – Набережные Челны, 1998. – Ч.1. – С. 76–78.
21. Сабирова, Д. Р. Общая характеристика основных тенденций развития профессионального педагогического образования в Англии на современном этапе [Текст] / Д. Р. Сабирова // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство: Матер. VI Междунар. науч.-прак. конф.– Казань: КГПУ, 1999. – С. 317–318.
22. Сабирова, Д. Р. Социокультурная компетенция как общепедагогическая цель подготовки современного учителя XXI века [Текст] / Д. Р. Сабирова // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Матер. VII Междунар. науч.-прак. конф. – Казань–Нижнекамск: КГПУ, 2000. – С. 135–137.
23. Сабирова, Д. Р. Воспитательный потенциал содержания учебных дисциплин при подготовке учителя иностранного языка [Текст] / Д. Р. Сабирова // Формы и методы воспитательной работы в вузе: Матер. VIII Междунар. науч.-прак. конф. – Казань: КГПУ, 2001. – С. 122–124.
24. Сабирова, Д. Р. Роль коммуникативно-риторических умений в формировании профессиональной компетентности учителя иностранного языка [Текст] / Д. Р. Сабирова // Технологии внедрения гуманистических традиций в учебно-воспитательный процесс: Науч. тр. и матер. IX Междунар. науч.-прак. конф. – Казань: КГПУ, 2002. – С. 222–223.
25. Сабирова, Д. Р. Культуроформирующий потенциал лингвистического образования в педвузе [Текст] / Д. Р. Сабирова // Воспитание будущего учителя: Матер. Всеросс. совещания-сем. науч.-пед. раб-в и рук. высш. и сред. пед. уч. зав-й «Воспитательный потенциал дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего педагога». – Казань: КГПУ, 2004. Ч. 2. – С. 121–124.
26. Сабирова, Д. Р. Подготовка учителей-наставников в системе непрерывного педагогического образования (опыт Великобритании) [Текст] / Д. Р. Сабирова // Реализация воспитательного потенциала педагогического образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: Матер. Всеросс. науч.-прак. конф. – Казань: ТГГПУ, 2005. – С. 295–298.
27. Сабирова, Д. Р. Британская национальная и местная политика в области непрерывного педагогического образования в современных условиях [Текст] / Д. Р. Сабирова // Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт: Матер. Междунар. науч.-прак. конф. – Казань: Изд-во ИПППО РАО, 2005. – С. 590–591.
28. Сабирова, Д. Р. Ведущие направления модернизации содержания подготовки будущих учителей в Англии [Текст] / Д. Р. Сабирова // Стратегические ориентиры в профессиональной подготовке субъекта деятельности: Матер. Междунар. науч.-прак. Интернет-конф-и. – Казань: Академия социального образования КСЮИ, 2006. (0, 4 п.л.)
29. Сабирова, Д. Р. Урок – мастерская как одна из форм организации ситуативно-обусловленного ролевого общения на занятиях по иностранному языку в вузе (на материале УМК «CAE Focus on Advanced English») [Текст] / Д. Р. Сабирова // Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт: Матер. II Всеросс. науч.-прак. конф. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2006. – Ч. 1. Языковое образование в свете межкультурной коммуникации. – С. 142–144.
30. Сабирова, Д. Р. Методика подготовки специалиста-предметника в педагогических учебных заведениях Англии [Текст] / Д. Р. Сабирова // Методика вузовского преподавания: Матер. VII межвуз. науч.-прак. конф. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – С. 273–275.
31. Сабирова, Д. Р. Условия послевузовской адаптации и профессионального развития учителей Англии / Д. Р. Сабирова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. и матер. Всеросс. науч.-прак. конф.– Коломна: КГПИ, 2006. – С. 374–378.
32. Сабирова, Д. Р. Социальное становление педагога в системе непрерывного профессионального педагогического образования в Англии в свете концепции «Образование для устойчивого развития» / Д. Р. Сабирова // Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: Матер. Всеросс. науч.-прак. конф. – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 116–120.
33. Сабирова, Д. Р. Основные направления совершенствования организации педагогической практики студентов (опыт Великобритании) / Д. Р. Сабирова // Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов: Матер. IV Междунар. заочн. науч.-метод. конф. – Саратов: СГУ, 2007. – Ч. 3. – С. 97–100.
34. Сабирова, Д. Р. Основные подходы к оценке качества послевузовского педагогического образования в Великобритании / Д. Р. Сабирова // Фундаментальные исследования: Матер. Междунар. науч. конф. «Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса». – Рим-Флоренция-Венеция-Москва: Академия Естествознания, 2007. – № 5. – С. 53–55.
35. Сабирова, Д. Р. Оценка качества послевузовского педагогического образования в Великобритании: основные критерии / Д. Р. Сабирова // Фундаментальные исследования: Матер. Междунар. науч. конф. «Проблемы качества образования». – Кемер-Москва: Академия Естествознания, 2007. – № 10. – С. 76–77.
36. Сабирова, Д. Р. Оценка качества педагогического образования в Пакистане в контексте образовательной политики Великобритании / Д. Р. Сабирова // Современные наукоемкие технологии: Матер. Междунар. конф. «Система менеджмента качества в образовании». – Сардиния-Москва: Академия Естествознания, 2007. – № 12. – С. 60–61.
37. Сабирова, Д. Р. Организационная структура управления качеством подготовки педагогических кадров в Великобритании / Д. Р. Сабирова // Фундаментальные исследования: Матер. Междунар. науч.-прак. конф. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники». – Шарм-эль-Шейх-Москва: Академия Естествознания, 2007. – № 12. – С. 359–361.
38. Сабирова, Д. Р. Внешняя оценка качества в системе начального педагогического образования в Великобритании / Д. Р. Сабирова // Современные наукоемкие технологии: Матер. Междунар. науч.-прак. конф. «Вопросы современного профессионального образования». – Маврикий-Москва: Академия Естествознания, 2008. – № 1. – С. 51–53.
39. Сабирова, Д. Р. Модернизация подготовки учителей в Великобритании в условиях образовательной парадигмы конца ХХ века / Д. Р. Сабирова // Полипарадигмальный подход к модернизации современного образования: Сб. науч. тр. V Междунар. заочн. науч.-метод. конф. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 158– 162.
Статьи в журналах и сборниках научных трудов
40. Сабирова, Д. Р. Подготовка учителей в Англии / Д. Р. Сабирова // Мэгариф. – 1996. – № 1. – С. 75–76.
41. Сабирова, Д. Р. Социально-экономические факторы развития педагогического образования в Англии на современном этапе реформ / Д. Р. Сабирова // Актуальные проблемы гуманизации образования: Матер. науч.-прак. конф. молодых уч. и студ. КГПУ. – Казань: КГПУ, 1999. – С. 94–96.
42. Сабирова, Д. Р. Педагогическое моделирование личности современного учителя Англии (на основе анализа трудов английских ученых-исследователей) / Д. Р. Сабирова // Гуманизация образования: история, современные проблемы и перспективы: Матер. науч.-прак. конф. молодых уч. и студ. КГПУ. – Казань: КГПУ, 1998. – С. 63–65.
43. Сабирова, Д. Р. Актуализация системы непрерывного педагогического образования в Англии на современном этапе / Д. Р. Сабирова //Высшая школа в условиях социокультурных изменений: Тезисы докл. межвуз. науч.-прак. конф. – Казань: ТИСБИ, 2000. – С. 131–132.
44. Сабирова, Д. Р. Реструктуризация системы профессионального педагогического образования в Англии как условие совершенствования подготовки современного учителя / Д. Р. Сабирова // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков: Сб. науч. ст. – Вып. 3. – Казань: КГПУ, 1999. – С.145–151.
45. Сабирова, Д. Р. Об организации начальной подготовки учителей на отделении педагогики Оксфордского университета / Д. Р. Сабирова // Актуальные проблемы педагогической науки: Сб. науч. тр. молодых уч. и студ. КГПУ. – Казань: КГПУ, 2000. – С. 176–178.
46. Сабирова, Д. Р. Учет и реализация социального контекста при обучении иностранному языку / Д. Р. Сабирова // Инновационные образовательные стратегии в преподавании иностранного языка в школе: Матер. гор. науч.-прак. конф. – Казань: ИПКПРО РТ, 2003. – С. 67–68.
47. Сабирова, Д. Р. Подготовка современного специалиста: образовательное и культурное измерение / Д. Р. Сабирова // Ученые записки Казанского филиала Российской Международной Академии Туризма. – Казань: КГУ, 2004. – Вып. 1. – С. 140–141.
48. Сабирова, Д. Р. Профессионально-функциональные обязанности администрации общеобразовательной школы Англии / Д. Р. Сабирова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. науч. тр.– Вып. 8. – Казань: КГПУ, 2005. – С. 175–177.
49. Сабирова, Д. Р. Особенности образовательной программы подготовки английских учителей-наставников в рамках непрерывного педагогического образования / Д. Р. Сабирова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 5. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – С. 50–53.
50. Сабирова, Д. Р. Приоритетные направления формирования личности будущего специалиста в контексте концепции «Образование для устойчивого развития»: зарубежный опыт) / Д. Р. Сабирова // Развитие воспитательной системы в гуманитарно-педагогическом университете: опыт, традиции, перспективы: Сб. науч-метод. ст. – Казань: ТГГПУ, 2005. – С. 46–52.
51. Сабирова, Д. Р. Профессиональные функции учителя-наставника в общеобразовательной школе Великобритании / Д. Р. Сабирова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 6. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – С. 111–113.
52. Сабирова, Д. Р. Роль английского языка в «строительстве» Европы / Д. Р. Сабирова // Ученые записки Казанского филиала Российской Международной Академии Туризма. – Казань: КГУ, 2005. – Вып. 2. – С. 83–85.
53. Сабирова, Д. Р. Языковая глобализация: культурное и образовательное измерение / Д. Р. Сабирова // Повышение качества профессионального образования средствами иностранного языка: реалии, проблемы, перспективы: Матер. регион. науч.-прак. конф. – Казань: КГФЭИ, 2007. – С. 39–42.
54. Сабирова, Д. Р. Общеевропейские тенденции развития систем подготовки учителей в контексте Болонского процесса / Д. Р. Сабирова // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. тр. – Вып. 39. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 5–12.
55. Сабирова, Д. Р. Британская национальная политика в области образования в конце ХХ века / Д. Р. Сабирова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: Межвуз. сб. науч. тр. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007. – Вып. 10. 2007. – С. 121–123.
56. Сабирова, Д. Р. Историческая ретроспектива становления британской системы непрерывного педагогического образования в 1944-1970 гг. [Электронный ресурс] / Д. Р. Сабирова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru, свободный.