- Проанализировано социально-историческое развитие взаимоотношений человека с другим человеком, социальными группами людей (обществом), природой, природно-социальной средой и самим собой; выделены основные этапы развития отношений названного типа, которые, по гомологии филогенеза, социогенеза и онтогенеза, в существенном и характерном обуславливают онтогенетическое развитие отношений современного человека с окружающей средой и самим собой. Тем самым выделены исторические предпосылки современной эколого-валеологии - предпосылки в виде реальных явлений и знаний о них, а также адекватной деятельности человека.
- Определены возможные предметно-методологические подходы к вариативному формированию эколого-валеологических знаний и соответствующего, эколого-валеологического образования - прежде всего педвузовского: во-первых, предметно-знаниевый подход к изучению определённых явлений - в виде рассматриваемого типа реальных отношений человека; во-вторых, методологический эколого-валеологический подход рассматриваемый как методологическая интеграция экологии и валеологии - без уменьшения значимости разделённых экологии и валеологии; в-третьих, поскольку после появления отдельных экологии и валеологии достаточно энергично развивается не эколого-валеология, но сначала экологическое образование и валеологическое образование, а затем уже интегрировалось эколого-валеологическое образование, то развитие эколого-валеологии, как науки, происходит вслед за развитием эколого-валеологического образования. И поэтому методология эколого-валеологического образования не может не влиять на разрабатываемую методологию эколого-валеологии как науки.Целесообразно, однако, развивать одновременно все три методологических подхода, - случай достаточно нетрадиционный (хотя и не исключительный) для взаимоотношений научной области и соответствующей образовательной области (в силу принципа дополнительности).
- Разработана последовательность факторных этапов создания оптимальных, в определённом смысле, искусственных систем, к которым относится и система «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования»; эта последовательность проявляет два выраженных качества: во-первых, на всём её протяжении сопрягаются теоретические и практические аспекты этапных разработок, что подвигает к выполнению непрерывного, поэтапного лонгитюдного анализа, и, во-вторых, этапные разработки нацелены на итоговое формирование концепции создаваемого явления, объекта, процесса, системы.
- В рамках названной последовательности факторных этапов разработаны методологические и концептуальные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования.
- Разработана и научно обоснована структурно-содержательно-технологическая модель формирования эколого-валеологичес-кой готовности педагогов дошкольного образования.
- Введена и использована комплексная и процессуальная оценка эффективности разработанного многоэтапного процесса созинерии системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования; названная оценка обеспечивается интеграцией лонгитюдного анализа, педагогического мониторинга, верификации и валидности».
1.Пономарёва, Л.И. Когнитивные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Вестник Челябинского государственного педагогического уни-верситета. – 2009. – №. 4.– С. 114-123 (0,5 п.л.).
2.Пономарёва, Л.И. Человек глазами дошкольника: опыт анализа [Текст] / Л.И. Пономарёва // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. – № 4.– С. 48-52 (0,23 п.л.).
3.Пономарёва, Л.И. Подготовка будущих педагогов ДОУ к реализации экологического образования дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Вест-ник института развития образования и повышения квалификации педагогиче-ских кадров при ЧГПУ: Серия 3. Актуальные проблемы образования. – Челя-бинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – №. 22.– С. 123-127 (0,23 п.л.).
4.Пономарёва, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологичес-кой аттракции современного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Вестник Че-лябинского государственного педагогического университета: Серия 10. Эколо-гия. Валеология. Педагогическая психология. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – №. 6.– С. 115-120 (0,23 п.л.).
5.Пономарёва, Л.И. Формирование экологических представлений у де-тей дошкольного возраста на основе интеграции содержания образования [Текст] / Л.И. Пономарёва, Л.И. Колясникова // Вестник Челябинского государ-ственного педагогического университета: Серия 10. Экология. Валеология. Пе-дагогическая педагогика. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – №. 6.– С. 121-124 (0,2 п.л.).
6.Пономарёва, Л.И. Взаимоотношения человека и природы: философ-ский аспект [Текст] / Л.И. Пономарёва, О.В. Крежевских // Известия Уральско-го государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 24. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.- с.155-162 (0,36 п.л.)
7.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеологическая направленность дошко-льного и начального школьного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Из-вестия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образо-вания, науки и культуры. Выпуск 24. – Екатеринбург: Изд-во Уральского уни-верситета, 2008.- с.196-202 (0,3 п.л.)
8.Пономарёва, Л.И. Подготовка студентов педагогических вузов к ва-леологической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л.И. Пономарёва // Педагогическое образование и наука.- 2008.- № 8.- С. 71-79 (0,4 п.л.)
9.Пономарева, Л.И. Устойчивость и кризисность как факторы развития экологических, валеологических, социальных и образовательных систем [Текст] / Л.И. Пономарева // Известия Уральского государственного универси-тета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 25- Екате-ринбург: Изд-во Уральского университета, 2009.- С. 86-91 (0,5 п.л.)
Монографии
10.Пономарёва Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации ес-тественнонаучного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва. – Шадринск:Изд-во ШГПИ, 2009. – 467 с. (21 п.л.)
11.Пономарёва, Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологиче-ского образования дошкольников: монография [Текст] / Л.И. Пономарёва; Под ред. З.И. Тюмасевой. – СПб.: МИНПИ, «Астерион», 2005. – 183 с. (8,3 п.л.)
12.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеология: исторические предпосылки, научные и образовательные проблемы, методология [Текст] / Л.И. Пономарёва. – СПб.: ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2008. – 270 с. (12,3 п.л.).
13.Пономарёва. Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологичес-кой подготовки педагогов: монография [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюма-сева. – СПб.: ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2008. – 197 с. (9 п.л.)
Научные статьи и материалы конференций
14.Пономарёва, Л.И. Проблема взаимосвязи человека и природы в аль-тернативных программах дошкольных учреждений [Текст] / Л.И. Пономарёва // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. научных статей. – Шадринск: ШГПИ, 1996. – С. 95-102 (0,36 п.л.).
15.Пономарёва, Л.И. К постановке проблемы формирования у старших дошкольников представлений о себе как части природы [Текст] / Л.И. Понома-рёва // Современные проблемы воспитательного процесса в различных образо-вательных учреждений: Сб. науч. статей. – Шадринск: ПО «Исеть», 1996. – С. 56-63 (0,3 п.л.).
16.Пономарёва, Л.И. Характеристика представлений старших дошколь-ников о человеке как части природы [Текст] / Л.И. Пономарёва // Новые педа-гогические технологии в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы: межвуз. сб. науч. тр. – Шадринск: ШГПИ, 1997. – С.56-63 (0,36 п.л.).
17.Пономарёва, Л.И. Формирование экологических представлений у де-тей старшего дошкольного возраста о человеке как части природы [Текст] / Л.И. Пономарёва // Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в интересах развития личности ребёнка: Материалы науч. практ. конф. – Курган: Глав УО, 1998. – С. 34-36 (0,2 п.л.).
18.Пономарёва, Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Оптимизация образовательного процесса в дошко-льных учреждениях: сб. науч.-метод. статей. – Шадринск: ШГПИ, 1999. – С. 35-37 (0,2 п.л.).
19.Пономарёва, Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы как основа нравственно-экологического образования до-школьников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков: сб. науч. статей. – Шадринск: ШГПИ, 1999. – С. 45-52 (0,36 п.л.).
20.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеологическое образование старших дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Физическое воспитание детей до-школьного возраста: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. – Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – С. 115-117 (0,2 п.л.).
21.Пономарёва, Л.И. Мониторинг антропологических представлений у дошкольников в процессе экологического образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Педагогический мониторинг образовательного процесса: Материалы росс. на-уч.-практ. конф. – Шадринск: ШГПИ, 2000. – С. 56-58 (0,2 п.л.).
22.Пономарёва, Л.И. Фенологические наблюдения в процессе экологи-ческого образования дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерыв-ного образования: материалы II Межвуз. науч.-практ. конф. – Тобольск: ТГПИ, 2000. – Ч. 1. – С. 76-79 (0,2 п.л.).
23.Пономарёва, Л.И. Формирование антропологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Пономарёва // Четвёртые Есиповские чтения. Проблемы вузовской и школьной педагогики: материалы ре-гион. науч.-практ. конф. – Глазов: Гл. ГПИ, 2001. – С. 43-46 (0,2 п.л.).
24.Пономарёва, Л.И. Интегративный подход к эколого-валеологичес-кому образованию дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Гуманизация об-разования образования в XXI веке: тез. межрегиональной. науч.-практ. конф. – Шадринск: ШГПИ, 2001. – С. 160-161. (0,1 п.л.).
25.Пономарёва, Л.И. Рейтинговая оценка студентов как содержательный компонент профессиографического мониторинга [Текст] / Л.И. Пономарёва // Ме-ханизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагоги-ческих кадров. – Екатеринбург: УрГПУ, 2001. – С. 164-167 (0,2 п.л.).
26.Пономарёва, Л.И. К проблеме воспитания основ гражданственности у дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Воспитание патриота и граждани-на XXI века: материалы науч.-практ. конф. Шадринск: ШГПИ, 2001.- С. 87-89. (0,2).
27.Пономарёва, Л.И. Антропологические представления – основа эколо-го-валеологического образования дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы: мате-риалы науч.-практ. конф. – М.: МПГУ, 2001. – С. 76-78 (0,2 п.л.).
28.Пономарёва, Л.И. Основные направления социально-экологичес-кой системы дошкольного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки социального педагога: материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Шадринск: ШГПИ, 2002. – С. 87-89 (0,2 п.л.).
29.Пономарёва, Л.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края [Текст] / Л.И. Пономарёва // Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте: тез. областных образовательных чтений. – Курган: Глав УО Кур. обл., ИПК и ПРО Кур. обл., 2003. – С. 29-31 (0,2 п.л.).
30.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеологическая направленность воспита-тельно-образовательного процесса дошкольного учреждения [Текст] / Л.И. По-номарёва // Социально-психологические аспекты формирования личности: ма-териалы межрегион. науч.-практ. конф. – Шадринск: ШГПИ, 2002. – Ч. 1. – С. 56-59 (0,2 п.л.).
31.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеологическая направленность совре-менного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Теория и практика педаго-гики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ.- Челябинск, 2004.- Вып. 12 (№1). – С. 138-143 (0,4 п.л.).
32.Пономарёва, Л.И. Интегративный подход в формировании экологи-ческих представлений старших дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва // С чего начинается Родина?: материалы всеросс. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2004. – С. 46-48 (0,2 п.л.).
33.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеологическая направленность совре-менного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Теория и практика педагоги-ки и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – Вып. 12.– С. 73-79. (0,3 п.л.)
34.Пономарёва, Л.И. Интегративный подход в системе по формирова-нию представлений о взаимодействии человека и природы [Текст] / Л.И. Поно-марёва // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания до-школьников: материалы регион. науч.-практ. конф. – Нягань: ХМАО, 2004. – С. 12-15 (0,2 п.л.).
35.Пономарёва, Л.И. Особенности применения педагогического мони-торинга в формировании эколого-валеологических представлений дошкольни-ков [Текст] / Л.И. Пономарёва // Мониторинг как условие реализации личност-но ориентированного педагогического процесса: сб. науч. матер. третьей окр. науч.практ. конф. «Знаменские чтения»: В 2 ч. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004. – Ч. 2.– С. 94-99 (0,3 п.л.).
36.Пономарёва, Л.И. Системно-синергетический подход к проблеме здоровьесбережения детей младшего возраста [Текст] / Л.И. Пономарёва // Оз-доровление средствами образования и экологии: материалы всеросс. науч.-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – С. 169-171 (0,2 п.л.).
37.Пономарёва, Л.И. Формирование эколого-валеологических представ-лений на основе интеграции содержания учебных занятий [Текст] / Л.И. Поно-марёва // Наука и образование Зауралья.- 2005.- №1.-С. 12-13 (0,2 п.л.).
38.Пономарёва, Л.И. Социально-профессиональная адаптация выпуск-ников педагогического вуза [Текст] / Л.И. Пономарёва, М.А. Птицына // Со-вершенствование системы социально-педагогического образования: материалы междунар. науч.-прак. конф. – Шадринск, 2005. – С. 96-99 (0,2 п.л.).
39.Пономарёва, Л.И. Эколого-валеологическая аттракция образования как необходимое условие подготовки студентов педагогического вуза [Текст] / Л.И. Пономарёва // Теория и практика развития современного высшего профес-сионального образования: материалы междунар. науч.-практ. конф.. – М.–Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. – Ч. 2.– С. 215-223 (0,4 п.л.).
40.Пономарёва, Л.И. К вопросу о проблеме эколого-валеологического образования студентов [Текст] / Л.И. Пономарёва, О.В. Чащина // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сб. науч. статей. – Шадринск: ШГПИ, 2006. – Вып. 2.– С. 146-149 (0,28 п.л.).
41.Пономарёва, Л.И. Психолого-педагогическое обоснование возмож-ности формирования у дошкольников эколого-валеологических представлений [Текст] / Л.И. Пономарёва // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития де-тей дошкольного образа: материалы V междунар. науч.-практ. конф. – Челя-бинск – М.: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – С. 257-261 (0,23 п.л.).
42.Пономарёва, Л.И. К вопросу об исторических предпосылках эколого-валеологической аттракции образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Оздоров-ление средствами образования и экологии: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. – СПб.–Челябинск: Изд-во ЦНИТ «АСТЕРИОН»; ЧГПУ, 2007. – С. 303-307 (0,3 п.л.)
43.Пономарёва, Л.И. Теоретические основы современного эколого-валеологического образования [Текст] // Образование в период детства: тради-ции, реальность, инновации: Материалы Международной научно-практической конференции 28 ноября 2007 г. /Шадр. гос. пед. ин-т.- Москва-Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2007. - С. 46-49 (0,28 п.л.).
44.Пономарёва, Л.И. Проблема формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюма-сева [Текст] // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. – СПб.–Челябинск: Изд-во ЦНИТ «АСТЕРИОН»; ЧГПУ, 2007. – С. 379-384 (0,3 п.л.).
45.Пономарёва, Л.И. Комплексная программа по непрерывному эколо-го-валеологическому дошкольному образованию [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина // Оздоровление средствами образования и эколо-гии: материалы V междунар. науч.-практ. конф. – СПб.–Челябинск: Изд-во ЦНИТ «АСТЕРИОН»; ЧГПУ, 2007. – С. 229-234 (0,3 п.л.).
46.Пономарёва, Л.И. Последнее слово, ставшее первым словом основопо-ложника валеологии И.И. Брехмана [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева // Международная педагогическая школа. Серия: «Фундаментальное образова-ние». – СПб.: Астерион, 2008. – С. 80-89. (0,4 п.л.)
Методические пособия и рекомендации
47.Пономарёва, Л.И. Конспекты программно-целевого комплекса «Че-ловек – часть природы: методические рекомендации [Текст] / Л.И. Пономарёва, Г.М. Киселева, В.Г. Барабаш и др. – Шадринск: ШГПИ, 1998. – С. 7-18 (0,5 п.л.).
48.Пономарёва, Л.И. Теоретические основы и технологии экологическо-го образования дошкольников: учеб. пособие [Текст] / Л.И. Пономарёва, Г.М. Киселёва. – Шадринск: ШГПИ, 1999. – 40 с. (2 п.л.).
49.Пономарёва, Л.И. Человек в мире природы: учеб. Пособие [Текст] / Л.И. Пономарёва. – Шадринск: ШГПИ, 2000. – 38 с. (2 п.л.).
50.Пономарёва, Л.И. Теоретические основы и технологии экологическо-го образования дошкольников: учеб. пособие [Текст] / Л.И. Пономарёва, Г.М. Киселёва. – Шадринск: ШГПИ. – 2-ое допол., 2002. – 48 с. (2,25 п.л.).
51.Пономарёва, Л.И. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: метод. пособие [Текст] / Л.И. Пономарёва, В.Г. Бара-баш, С.М. Зырянова и др. – Шадринск: ШГПИ, 2002. – 138 с. (0,6 п.л.)
52.Пономарёва, Л.И. Прогулки в детском саду: пособие для воспитате-лей младших средних и старших групп ДОУ [Текст] / Л.И. Пономарёва, Г.М. Киселёва. – Шадринск: ШГПИ, 2004. – 204 с. (9,5 п.л.).
53.Пономарёва Л.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка: программа и практ. рук-во / Л.И. Пономарёва, В.А. Нетаева, Г.В. Заостровных, Н.А. Андреева. – Шадринск–Курган: ШГПИ, ИПК и ПР, 2004. – 64 с. (3,9 п.л.).
54.Пономарёва, Л.И. Ребёнок в мире природы: программа и метод. рук-во по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Л.И. Пономарёва, Г.М. Киселёва. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 146 с. (9,1 п.л.).
55.Дошкольное образование: Практические занятия и задания к само-стоятельной работе студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст]: учеб.-метод. пособие / Сост. Л.И. Пономарёва, Г.М. Кисе-лёва, Л.Л. Лашкова. – Шадринск: ШГПИ, 2005.- 140 с. (8,3 п.л.)
56.Пономарёва, Л.И. Педагогическая практика по специальности – «Дошкольная педагогика и психология»: учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.И. Пономарёва, В.Г. Барабаш, С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева и др. – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 90 с. (4 п.л.).