- систематизировано знание о миграционных процессах в широком социокультурном контексте и выявлены факторы, оказывающие влияние на изменение педагогического образования;
- на основании оригинальных источников актуализировано знание о развитии поликультурного образования и подготовке учителя к реализации ценностей поликультурного общества в практике образования в США;
- выявлены направления изменений в подготовке педагогов в США к работе с детьми-мигрантами, являющиеся ценностными ориентирами построения обобщенной модели системных изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов в мире;
- охарактеризованы направления изменений педагогического образования в России, обусловливающие их системность и целостность на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования;
- определены условия реализации системных изменений педагогического образования в России с учетом позитивного опыта США;
- разработаны методики, определяющие динамику развития поликультурной компетентности педагогов, выступающей результатом системных изменений педагогического образования в России в условиях развития миграционных процессов.
1.Дюжакова, М.В. Актуальные проблемы образования России в контексте мигра-ционных процессов/ М.В. Дюжакова //Известия Российского государственного педагогиче-ского университета имени А.И.Герцена. «Общественные и гуманитарные науки». - 2008. - № . 12 (88). – С.122-131.
2.Дюжакова, М.В. Идеи поликультурного образования в подготовке учителей в учебных заведениях США/ М.В. Дюжакова //Вестник Вятского государственного гумани-тарного университета. – 2008. - №3 (3). - С. 56-61. (0,6 п.л.)
3.Дюжакова, М.В. Проблемы и прогнозы развития педагогического образования в условиях миграционных процессов (на примере Воронежской области)/ М.В. Дюжакова // Мир образования – образование в мире: Научно-методический журнал. – 2008. - № 4 (32). – С. 208-219. (0,9 п.л.)
4.Дюжакова, М.В. Организационно-содержательные модели интеграции детей-мигрантов в новые условия жизни средствами школьного образования (на примере Воро-нежской области)/ М.В. Дюжакова //Известия Российского государственного педагогиче-ского университета имени А.И.Герцена. «Общественные и гуманитарные науки». - 2008. - № 11 (78). – С. 182-190. (0,8 п.л.)
5.Дюжакова, М.В. Миграция населения как источник проблем образовательной политики/ М.В. Дюжакова //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 6 (62). - 2008. – С. 265-270. (0,4 п.л.)
6.Дюжакова, М.В. Современные реформы высшего педагогического образования в США/ М.В. Дюжакова //Известия Волгоградского государственного педагогического уни-верситета. Серия «Педагогические науки». - 2007. - № 7 (24).- С. 165-171. (0,6 п.л.)
7.Дюжакова, М.В. Гуманитарная подготовка учителей в России и США/ М.В. Дю-жакова, В.В. Подколзин //Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования».- 2006. - № 2. – С. 9-13. (0,5 п.л.)
8.Дюжакова, М.В. О содержании подготовки педагогических кадров в США/ М.В. южакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2005. - № 2. – С.28-30. (0,3 п.л.)
9.Дюжакова, М.В. Многоуровневая подготовка педагогических кадров в США/ М.В. Дюжакова //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: гумани-тарные науки. – 2004. - №1. – С. 177-185. (0,6 п.л.)
Монографии, учебно-методические пособия, учебные программы
10.Дюжакова, М.В. Развитие педагогического образования в поликультурном об-ществе: монография/ М.В. Дюжакова – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. - 224 с. (14 п.л.)
11.Дюжакова, М.В. Система образования и подготовка педагогов в США: история и современность: монография/ М.В. Дюжакова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 160 с. (10 п.л.)
12.Дюжакова, М.В. Колледж в образовательных системах англоязычных стран и России: Учебное пособие для студентов психолого-педагогического факультета по спецкур-су «Основы сравнительной педагогики»/ М.В. Дюжакова. – Воронеж: ВГПУ, 1999. – 67 с. (4 п.л.)
13.Дюжакова, М.В. Опыт образовательных систем зарубежных стран: Учебное по-собие по спецкурсу «Основы сравнительной педагогики»/ М.В. Дюжакова. – Воронеж: ВГПУ, 1997. - 74 с. (5 п.л.)
Научные статьи
14.Дюжакова, М.В. Подготовка учительских кадров в контексте Болонского про-цесса/ М.В. Дюжакова, В.В. Подколзин// Современное образование: опыт и проблемы: сбор-ник научных статей под ред. В.Т.Титова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – С. 76-84. (0,7 п.л.)
15.Дюжакова, М.В. Подготовка учителей в США: структура, содержание, техноло-гии/ М.В. Дюжакова// Гуманитарий. Научно-публицистический альманах. Ежегодник Исто-рико-социологического института Мордовского государственного университета, 2008. - № 7. – С. 203-211. (0,8 п.л.)
16.Дюжакова, М.В. Некоторые подходы к проведению мониторинговых исследова-ний качества школьного образования за рубежом/ М.В. Дюжакова// Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика. – Вы-пуск 3. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2008. – С. 13-17. (0,4 п.л.)
17.Дюжакова, М.В. Реформы высшего педагогического образования: основные тен-денции/ М.В. Дюжакова// Образование: история, теория, практика. - Воронеж: изд-во ВГПУ, 2007. – С. 43-47. (0,4 п.л.)
18.Дюжакова, М.В. О содержании гуманитарной подготовки учителей в России и США/ М.В. Дюжакова// Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов. Материалы IX Международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2007. – С. 536-542. (0,6 п.л.)
19.Дюжакова, М.В. Ментальность как отражение образа жизни/ М.В. Дюжакова// Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. /Сб. научных статей по пробле-мам педагогики ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конфе-ренции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.) / Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гаври-ловой М.С. - СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri, 2007. – С. 98-99. (0,3 п.л.)
20.Дюжакова, М.В. Интегративность гуманитарных дисциплин в подготовке сту-дентов педагогических специальностей/ М.В. Дюжакова// Правосудие: история, теория, практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. – Воронеж: Научная книга, 2006. – С. 302-305. (0,4 п.л.)
21.Дюжакова, М.В. Реформирование современной системы образования в контексте социально-экономических изменений/ М.В. Дюжакова// Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования. Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педаго-гического образования: проблемы, подходы, решения». – Воронеж, издательство ВГПУ, – 2006. – С. 20-22. (0,5 п.л.)
22.Дюжакова, М.В. Содержание психолого-педагогической подготовки учителей в США/ М.В. Дюжакова Вестник ВОИПКРО: Вып. 13. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – С. 181-189. (0,8 п.л.)
23.Дюжакова, М.В. Организация многоуровневой подготовки педагогических кад-ров в США/ М.В. Дюжакова// Известия Воронежского госпедуниверситета. Том 254. Лично-стно ориентированное образование: история, теория, технология: Сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – С. 49-54. (0,5 п.л.)
24.Дюжакова, М.В. Опыт подготовки педагогических кадров в США/ М.В. Дюжа-кова// Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в период вхожде-ния в Болонский процесс: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.Н. Бе-режновой, В.В. Семикина. - СПб.: Союз, 2005. – С. 39-46. (0,6 п.л.)
25.Дюжакова, М.В. Сравнительно-исторический анализ зарубежной подготовки пе-дагогических кадров/ М.В. Дюжакова// Формирование личности в условиях высшей школы. Материалы межвузовского круглого стола педагогов-исследователей. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – С. 142-162. (1,3 п.л.)
26.Дюжакова, М.В. Философско-педагогическая мысль в истории российского и американского образования/ М.В. Дюжакова// Смысложизненные проблемы бытия человека. Международный сборник научных трудов. - Воронеж. Центрально-Черноземное издательст-во, 2004. – С. 178-183. (0,6 п.л.)
27.Дюжакова, М.В. Профессиональная подготовка педагогических кадров за рубе-жом/ М.В. Дюжакова// Вестник Воронежского областного института повышения квалифика-ции и переподготовки работников образования: Вып. 11, Воронеж, 2004. – С. 33-38. (0,5 п.л.)
28.Дюжакова, М.В. Учебно-научные педагогические комплексы в системе непре-рывного образования/ М.В. Дюжакова// Вестник Воронежского областного института повы-шения квалификации и переподготовки работников образования: Вып. 11, Воронеж, 2004. – С. 61-64. (0,3 п.л.)
29.Дюжакова, М.В. Программа модернизации образования и стратегия развития пе-дагогического образования на региональном уровне/ М.В. Дюжакова, В.В. Подколзин// Вестник Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования: Вып. 7, Воронеж, 2001. – С. 33-39. (0,7 п.л.)
30.Дюжакова, М.В. Концептуальные основы организации учебно-воспитательного процесса в инновационном учебном заведении/ М.В. Дюжакова, В.В. Подколзин// Педагоги-ческий комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: Те-зисы докладов научно-практической конференции. - Волгоград: Перемена, 2001. – С. 26-29. (0,5 п.л.)
31.Дюжакова, М.В. Обеспечение преемственности и непрерывности педагогическо-го образования в условиях функционирования УНПК/ М.В. Дюжакова// Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методологического семи-нара памяти проф. В.С. Ильина; Вып. 5, Волгоград: Перемена. 2001. – С. 114-117. (0,5 п.л.)
32.Дюжакова, М.В. Реализация вариативных и индивидуальных образовательных программ в учебном процессе на примере социально-педагогического колледжа при ВГПУ/ М.В. Дюжакова// Вестник Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования: Вып. 6, Воронеж, 2000. – С. 216-221. (0,7 п.л.)
33.Дюжакова, М.В. Эффективность функционирования интегративной модели «педколледж-вуз»/ М.В. Дюжакова// Вестник Воронежского областного института повыше-ния квалификации и переподготовки работников образования: Вып. 5, Воронеж, 2000. – С. 75-79. (0,8 п.л.)
34.Дюжакова, М.В. Основы проектирования колледжа в условиях непрерывного образования. (Из опыта работы социально-педагогического колледжа при ВГПУ)/ М.В. Дю-жакова, Э.В. Паничева// Alma Mater (Вестник высшей школы). - 1999, № 12. – С. 13-17. (0,6 п.л.)
Тезисы докладов
35.Дюжакова, М.В. Новые подходы к организации учебного процесса в высших учебных заведениях/ М.В. Дюжакова// Актуальные проблемы профессионального образова-ния: подходы и перспективы: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конфе-ренции. – Воронеж: Издательство «Научная книга». – 2005. - С. 103-104. (0,1 п.л.)
36.Дюжакова, М.В. Многоуровневая подготовка в контексте непрерывного образо-вания/ М.В. Дюжакова// Материалы Международной научно-практической конференции «Образование – XXI век: непрерывное образование – основа социализации личности» / Под ред. Н.А. Провоторовой, П.А. Бабкина. – Воронеж, 2004. - С. 300-301. (0,1 п.л.)
37.Дюжакова, М.В. Эффективность интеграции колледжей в систему непрерывного образования/ М.В. Дюжакова// Современные технологии обучения: Материалы 7 междуна-родной конференции «Сто – 2001». Ч. 1, Санкт-Петербург, 2001. – С.104-105. (0,2 п.л.)
Издания на иностранном языке
38.Dyuzhakova M. First steps in Multicultural Education in Russia/ Educational Leader-ship Research Symposium. – Ypsilanti, Michigan, USA. – 2008. – P. 6-7. (0,1 п.л.)
39.Dyuzhakova M. The challenge of Teacher Preparation in Multicultural Education in Russia/ Teaching and Learning in Global Society. – Normal, Illinois, USA. – 2008. – P. 3-4. (0,1 п.л.)