Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. С позиций системного подхода в исследовании выявлены, обоснованы и сгруппированы: 1)социально-профессиональные предпосылки развития института предпринимательства: возникновение объединений предпринимателей по реализации технических новаций, по подготовке требований хозяйственной политики, оказанию профессионально-консультационных услуг; разгосударствление собственности; формирование рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности; появление нормативной базы предпринимательства и др. ; 2)принципы предпринимательской деятельности, обусловившие направления, характер и особенности развития предпринимательской деятельности в РФ на современном этапе (первая группа включает исторически сложившиеся общие принципы управления: специализации и разделения труда, единоначалия, единства действий и др.; вторая группа - новые принципы управления, предложенные в 90-е годы ХХ в.: адаптивности, гибкости, децентрализации, педагогического дуализма, рефлексивности, корпоративности и др.) в качестве факторов моделирования системы подготовки к предпринимательской деятельности;
  2. Установлены  тенденции и этапы развития теории и практики предпринимательства, в основу  которых положены основополагающие характеристики предпринимательской деятельности: концентрация внимания на  несении предпринимателем риска (XVIII в.); выделение инновационности как основной отличительной черты предпринимательства (XIX в.); сосредоточение внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе (XX в.); перенос акцента в теории предпринимательской функции на управленческий аспект (конец XX в.).
  3. Представлен социально-профессиональный портрет современного предпринимателя, раскрывающий его профессионально значимые качества  в контексте  организационно-управленческой, социальной, производственной  деятельности, как целевой ориентир подготовки к предпринимательской деятельности.
  4. Определен комплекс концептуальных идей о признании предпринимательства как позитивного социального явления, требующего поощрения его духовно-нравственного содержания, положительной оценки помощи и услуг, которые  предприниматель оказывает людям и обществу; признании универсальности предпринимательской деятельности, ориентированной на материальное развитие, нравственное изменение организационно-культурной среды; признании важности влияния личности предпринимателя на культурные ценности, добродетели, формы проявления нравственного поведения; моделировании взаимодействия внутри и вне предпринимательской организации на основе установок корпоративной культуры.
  5. Предложен и научно обоснован новый подход к подготовке студентов технического вуза к предпринимательской деятельности на основе методологии рефлексивного управления, основным принципом которой является педагогическим дуализм как интегративное выражение принципов развития социальных систем, и методология творческой деятельности.
  6. Разработана и обоснована авторская концепция подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности, основными положениями которой являются следующие: 1)успешность предпринимательской деятельности как социально и экономически востребованной в современном обществе определяется уровнем подготовки будущего предпринимателя как профессионала в определенной сфере деятельности и уровнем его готовности к предпринимательской деятельности в этой сфере, включающей мотивацию к предпринимательской деятельности, развитые профессионально важные для предпринимателя способности и качества личности, основы культуры предпринимательства и соответствующие компетенции; 2)цель системы подготовки к предпринимательской деятельности определяется исходя из требований динамично изменяющейся сферы производства и услуг, рынка труда, учитывает затруднения, которые испытывает предприниматель в своей деятельности, перспективные направления развития бизнеса и культуры предпринимательства; 3)формирование готовности к предпринимательской деятельности осуществляется в процессе профессиональной подготовки студентов по базовой специальности (автодорожной сферы) опираясь на обучающий и воспитательный потенциал учебных дисциплин, раскрывающий содержание, характер и особенности предпринимательской деятельности в указанной сфере деятельности, и реализации технологии обучения, способствующей развитию творческого подхода и лидерских качеств студентов.
  7. Разработана и обоснована модель педагогической системы подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности, нацеленная на формирование готовности к предпринимательской деятельности в современных динамично изменяющихся социально-экономических условиях, в основу которой положена модель деятельности предпринимателя автодорожной сферы
  8. Разработана личностно-ориентированная технология подготовки студентов технических вузов к предпринимательской деятельности, которая характеризуется: 1)творческим взаимодействием преподавателей и студентов в проектно-предпринимательской деятельности, формирующей у последних мотивацию конструктивных управленческих действий; 2)организацией инициативной и творческой самостоятельной работы студентов, способствующей активизации их лидерских качеств , готовности к инновационной деятельности в зоне разумного риска; 3)взаимодействием субъектов предпринимательской деятельности (преподавателей, студентов, руководителей автодорожного хозяйства) по созданию многофункциональной профессионально ориентированной, духовно-нравственной, культурологической среды;
  9. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально проверены критерии сформированности готовности к предпринимательской деятельности и их показатели: интеллектуальный (когнитивный) критерий (проектно-технологические знания в автодорожной сфере, знания и умения четко планировать работу автодорожного хозяйства и др.), потребностно-мотивационный критерий (установка на предпринимательскую деятельность в автодорожной сфере, предпринимательские мотивы риска, позитивно мотивированные установки на получение прибыли и др.), операционно-поведенческий критерий (проектно-технологические умения и навыки, умение изучать интеллектуальные и материальные возможности предпринимательской компании и др.).
Список опубликованных работ
Научные труды, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Гатиятуллин М.Х. Основные направления в подготовке менеджеров дорожного хозяйства/ М.Х. Гатиятуллин //"Философия хозяйства" Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ.- Москва: МГУ, 2006. – С. 315 – 318.

2. Гатиятуллин М.Х. Развитие интереса у учащейся молодежи к предпринимательской деятельности/ М.Х. Гатиятуллин //Сибирский педагогический журнал. 2007. №10. – С.254-260.

3. Гатиятуллин М.Х. Содержание обучение студентов предпринимательской деятельности в автодорожной сфере/ М.Х. Гатиятуллин //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. – С.97-103.

4. Гатиятуллин М.Х. Проектная деятельность студентов – будущих менеджеров дорожного хозяйства/ М.Х. Гатиятуллин //Сибирский педагогический журнал.- 2007. № 15. – С.43-48.

5. Гатиятуллин М.Х. Подготовка менеджеров для дорожной отрасли/ Высшее образование в России. 2007. № 12.- С.115-118.

6. Гатиятуллин М.Х. Нравственно-ценностные аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в автодорожной сфере/ М.Х. Гатиятуллин // Казанский педагогический журнал.- 2007.- №5(53). – С.3-10.

7. Гатиятуллин М.Х. О подготовке студентов к предпринимательской деятельности/ М.Х. Гатиятуллин // Высшее образование в России.-2008. №4. – С.157-160.

Монографии, учебные пособия, рекомендации

8. Гатиятуллин М.Х. Технолого-трудовая культура как основа профессионального будущего сельского старшеклассника/ М.Х. Гатиятуллин // Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. – 150 с.

9. Гатиятуллин М.Х. Предпринимательская деятельность в дорожной сфере: теоретический аспект/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. – 208 с.

10. Гатиятуллин М.Х. Технология обучения студентов предпринимательской деятельности в автодорожной сфере/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. –154 с.

11. Гатиятуллин М.Х. Проект эксплуатации автомобильной дороги. Методические указания к дипломному проектированию/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: КГАСА, 2002. – 32 c.

12. Гатиятуллин М.Х. Методические указания по разработке муниципальных программ "Повышения безопасности дорожного движения на 2002-2010 гг."/ М.Х. Гатиятуллин // Казань: Изд-во НЦБЖД, 2002. -32 c.

13. Гатиятуллин М.Х. Инженерная психология. Методические указания к проведению практических занятий/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: КГАСА, 2003.- 32 c.

14. Гатиятуллин М.Х. Эксплуатация дорог и организация движения. Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ для студентов специальности 240400/ М.Х. Гатиятуллин // Казань: КГАСА, 2003. -34 c. (авторских – 1,4 п.л., Чукин А.В.- 0,6 п.л.).

15. Гатиятуллин М.Х. Эксплуатация дорог и организация движения. Методические рекомендации к выполнению курсовых работ для студентов специальности 240400/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: КГАСА, 2005.- 30 c. (авторских – 1,4 п.л., Чукин А.В.- 0,6 п.л.).

16. Гатиятуллин М.Х. Организация и безопасность движения в России: состояние, стратегии развития и управления, службы, кадровый потенциал/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: КГУ, 2006.-104 с.

17. Гатиятуллин М.Х. Разработка дипломного проекта по специальности "Организация дорожного движения". Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов по специальности "Организация дорожного движения"/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: КГАСА, 2007.- 30c. (авторских – 0,6 п.л., В.А.Швецов – 0,6 п.л., Г.А.Имайкин – 0,6 п.л.).

18. Гатиятуллин М.Х. Методические указания к выполнению лабораторных работ «Эксплуатация автомобильных дорог» для студентов специальности 240400 «Организация и безопасность движения»/ М.Х. Гатиятуллин // Казань: КГАСА, 2007.- 32 c. (авторских – 1,5 п.л., Чукин А.В.- 0,5 п.л.).

19. Гатиятуллин М.Х. Моделирование и проектирование процесса подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности/ М.Х. Гатиятуллин //Москва: Изд-во «Дрофа», 2008. – 376с.

Научные статьи, материалы и тезисы

международных и всероссийских конференций

20. Гатиятуллин М.Х. Трудовые традиции семейного воспитания/ М.Х. Гатиятуллин //Преемственность народных традиций: Материалы V Международной научно-практической конференции, Часть II, Казань-Н.Челны: Каз.гос.пед.ун-т, 1998.- С.73-75.

21. Гатиятуллин М.Х. К вопросу о формировании технологической культуры сельских школьников/ М.Х. Гатиятуллин // Педагогические традиции и новаторство: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора педагогических наук, профессора З.Г.Нигматова. Казань: Каз.гос.пед.ун-т,1999. – С.335-338.

22. Гатиятуллин М.Х. К вопросу о реализации национально-регионального компонента в содержании предмета "Технология" в условиях сельской школы/ М.Х. Гатиятуллин // Материалы VII международной научно-практической конференции "Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений". Казань, Каз. гос. пед. ун-т, 2000 – С.85-86.

23. Гатиятуллин М.Х. Формирование культуры профессионального труда, как проблема преемственности между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями/ М.Х. Гатиятуллин //Материалы VIII международной научно-практической конференции. – Казань: Каз. гос. пед. ун-т, 2001. – С.245-246.

24. Гатиятуллин М.Х. Воспитание культуры труда на уроках технологии в сельской школе/ М.Х. Гатиятуллин //"Воспитательный потенциал гуманитарного образования". Материалы III Всероссийской научно-практической конференции "реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс" 25-26 октября 2005 г. Часть 2. – Казань: ТГГПУ, 2005. – С.191-194.

25. Гатиятуллин М.Х. Образовательные проекты подготовки учащейся молодежи к предпринимательской деятельности/ М.Х. Гатиятуллин //Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию: Международная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию ГОУ ВПО "Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет" (Казань, 23-25 октября 2006г.): Труды и материалы. Казань: Алма-Лит, 2007.- С.77 – 80.

26. Гатиятуллин М.Х. Подготовка студентов для сферы менеджмента в дорожной отрасли/ М.Х. Гатиятуллин //Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции "Современные научно-технические проблемы транспортного строительства". – Казань: ИТС КГАСУ, 2007. С.32-35.

27. Гатиятуллин М.Х. Разработка технологии проектной деятельности студентов будущих менеджеров автодорожной сферы с учетом региональной специфики развития отрасли/ М.Х. Гатиятуллин //Воспитательный потенциал национальной культуры: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (24-25 октября 2007г.): В 2-х ч. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. – Ч.2. – С.56-59.

28. Гатиятуллин М.Х. Предпосылки проектирования модели профессиональной подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности/ М.Х. Гатиятуллин //Повышение долговечности транспортных сооружений и безопасности дорожного движения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: КГАСУ, 2008. – С.100-103.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

29. Гатиятуллин М.Х. Просвещение – на переднем плане/ М.Х. Гатиятуллин //Казань: Магариф. 1994. №5. С.1-5.

30. Гатиятуллин М.Х. Земля-кормилица/ М.Х. Гатиятуллин //Народное образование. 1999.- № 6. - С.31-34.

31. Гатиятуллин М.Х. Паспортизация и диагностика автомобильных дорог и искусственных сооружений в Республике Татарстан/ М.Х. Гатиятуллин //Региональный отраслевой журнал "Дороги и транспорт", 2005. № 12 С.46-48.

32. Гатиятуллин М.Х. Проблемы профессионально-трудового воспитания в условиях модернизации школ сельского типа. / М.Х. Гатиятуллин // Сборник научных материалов конференции "Проблемы профессиональной педагогики и практики в условиях модернизации образования". Казань: ТГГПУ, 2005. – С.203-206.

33. Гатиятуллин М.Х. Реализация идей профильного обучения в решении задач подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики/ М.Х. Гатиятуллин // Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения проф. Г.Г.Габдуллина «Традиции и инновации в образовании: проблемы управления». Выпуск 8. – Казань: Татарское книжное издательство, 2006. – С.132-136.

34. Гатиятуллин М.Х. Развитие культуры предпринимательства в системе профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях вуза/ М.Х. Гатиятуллин //Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10. – Казань: Изд-во татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2008. – С. 51-53.

35. Гатиятуллин М.Х. Подготовка студентов для сферы менеджмента в дорожной отрасли/ М.Х. Гатиятуллин //Актуальные проблемы строительного и дорожного комплексов – 2007: Межвузовский сборник научных статей. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – С.230-234.

36. Гатиятуллин М.Х. Концепция повышения безопасности дорожного движения в республике Татарстан (на период 2002-2010 гг.)/ М.Х. Гатиятуллин // Казань: Изд-во НЦБЖД. 2002. – 120 с.