Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. обоснована роль образования в решении проблем, выявляемых глобализацией (Роль образования в решении проблем, выявляемых глобализацией, заключается в том, что оно обладает возможностью формирования у учащихся представления об общем, каким являются гуманизм и гуманистические идеи миропонимания, как системы знаний о бытии; приобщения учащихся к ценностям, образующим содержание ценностного базиса жизнедеятельности и обнаруживающим себя в опытах будущего миромоделирования, как системы идеалов, выполняющих прогностическую функцию; развития способности учащегося к моральному выбору, который позволит ему обнаружить и осознать, что ценность блага определяет общее этическое, ценностное основание «нарастающего единства мира», что достоинство есть одна из «наилучших» добродетелей человека);
  2. выявлены этические основания образовательной системы нового поколения (Этическими основаниями образовательной системы нового поколения, выявляемыми в контексте золотого правила нравственности, в котором как в ориентире педагогической деятельности и деятельности ученика проясняется идея ценности, самоценности человека, ученика как цели собственного развития, являются этика долга и этика добродетелей, этика ответственности, этика пользы и этика блага.
  3. определены требования к разработке образовательной системы нового поколения и критерии, которым она должна соответствовать (Требования: развивающий характер образования, доступность массовой школе, целостность, непрерывность, преемственность. Критерии: цель образования; теоретическая концепция; единые образовательные технологии, реализуемые в учебниках и используемые в учебном процессе с учетом специфики возраста и предметной области; полный набор учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию принципа непрерывности и преемственности образования на всех ступенях в соответствии с поставленной целью и на основе предложенной концепции и технологий; востребованность в образовательных учреждениях; система повышения квалификации педагогов в регионах России);
  4. выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет основания концепции образовательной системы нового поколения, разрабатываемой (концепция) в контексте уровней методологии (Философский уровень методологии представлен категориями «картина мира», «мировоззрение», «мораль», «нравственность»; в него входят категориальные структуры мировоззрения, определяющие способ осмысления и понимания мира человеком, задающие целостный образ человеческого мира, картину этого мира, определяющие систему моральных знаний о мире и нравственных отношениях, сплав которых придает мировоззрению целостность и отражает его специфическую природу, не сводимую к другим духовным явлениям. Наиболее адекватными содержанию философского уровня методологии являются принципы морального взаимопонимания, гуманизма. Методологической основой принципа взаимопонимания является - этика взаимопонимания, принципа гуманизма - гуманистическая этика.
  5. разработана образовательная система нового поколения [Образовательная система есть целостность, характеризующаяся системностью, непрерывностью и преемственностью. Методологическим принципами системного подхода к созданию образовательной системы являются принцип органической целостности объективного и субъективного; принцип структурности; принцип динамизма образовательной системы. Системообразующими факторами, приводящими образовательную систему к функционированию, являются: а) наличие цели по созданию, дальнейшему совершенствованию образовательной системы (подвижность, динамичность цели, ее социальная обусловленность, ее осознание и принятие учащимися, а не только создателями системы приводят к образованию системы, делают возможным ее развитие и совершенствование); б) понимание идеи создания образовательной системы, включающего (понимание) в себя осознание цели (идея создания образовательной системы, опосредствованная (идея) осознанной и принятой целью, делает возможным становление и развитие субъект-субъектных связей и отношений, делает субъективную ценностную систему субъектов образования более устойчивой, а объективную ценностную систему более открытой в беспредельность перспектив ее освоения и переводу во «внутренний план сознания», во внутренний план личности); в) время; г) внутренние системообразующие факторы (связи взаимодействия, связи порождения и связи функционирования, отношение между структурными компонентами системы, причинно-следственные связи между компонентами образовательной системы), порождаемые объединяющимися в систему отдельными компонентами, для которых характерна общая направленность при достижении цели создаваемой образовательной системы, обеспечивают связь всех компонентов.
  6. конкретизировано научное представление о принципе органической целостности объективного и субъективного [Суть конкретизации заключается в уточнении роли субъективного. Суть субъективного - в общности взглядов ученых, учителей-практиков на образовательную систему нового поколения, на цель и следующее за ее постановкой целеполагание при разработке образовательной среды, технологий и методов обучения и воспитания, реализуемых в целесообразной деятельности. Совершенной целью является человечность учащегося, который представительствует учителя, через которого учитель оказывается представленным в пространстве отношений между людьми, которое есть пространство морали. В пространстве морали «движутся» ценности, которые, будучи освоенными, принятыми учителем, придают адекватную их содержанию направленность его деятельности по образованию и воспитанию учащихся. Учителя и учащихся связывает общее (но не единое), каким являются ценности как осознанные смыслы жизни. Роль субъективного при разработке образовательной системы заключается в том, что в процессе обучения, благодаря наличию в учебниках, в текстах избыточной информации, учитель устраняет неполноту знания (отношения-результаты, достигнутые в конкретный период обучения учащегося) и осуществляет «приращение» нового знания за счет переструктурирования имеющегося знания, благодаря которому возникают новые отношения и взаимоотношения учащихся с миром, становящиеся отношениями-предпосылками)];
  7. конкретизировано научное представление о причинно-следственных связях между учителем и учащимися [Суть конкретизации научного представления о причинно-следственных связях между субъектами образования (компоненты образовательной системы) заключается в том, что взаимодействию учителя с учащимися предшествует воздействие на них, в основаниях которого находится знание учителя об обученности и воспитанности детей (педагогическое воздействие вторично по отношению к педагогической деятельности). Факт вторичности воздействия относительно педагогической деятельности означает, что педагогическая деятельность является причиной взаимодействия как воздействия, потому что она предшествует во времени воздействию, является необходимым условием порождения взаимодействия учителя с учащимися и их родителями. При педагогическом взаимодействии, образующими которого являются действия учителя (причина) и действия учащихся (следствие), первые являются первопричиной, а учет действий учащихся дает полную причину. Зависимость действий учащихся от действий учителя осуществляется посредством причинения, в котором посредством воздействия особое значение приобретает образ учителя, ценностно опосредуемый учащимися];
  8. конкретизировано научное представление о понятии «образовательная среда школы» [Образовательная среда - это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая 1) определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; 2) проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы); 3) содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь];
  9. разработаны технологии и методы обучения и воспитания, обеспечивающие развивающий характер образования, его непрерывность и преемственность, интеллектуальное развитие школьников, развитие у них личностных (нравственных) смыслов, способности к моральному выбору [Технология проблемно-диалогического обучения (воспитания) используется на уроках открытия нового знания, во внеурочное время при решении этических ситуаций; технология формирования типа правильной читательской деятельности, используемая при работе с текстом на уроках по разным предметам, начиная со старшего дошкольного возраста (введение в художественную литературу); технология оценивания учебных достижений].
Список опубликованных работ
I. Монографии

1. Бунеев, Р.Н. Образовательная система «Школа 2100»: теоретический аспект : монография / Р.Н. Бунеев. – М. : Баласс, 2008. – 182 с.

2. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика : монография / Р.Н. Бунеев. – М. : Баласс, 2009. – 298 с.

II. Учебники, учебные пособия

3. Бунеев, Р.Н. Организация самостоятельной работы студентов-иностранцев при изучении русского языка : учебно-методическое пособие для преподавателей / Р.Н. Бунеев. – М. : Прогресс, 1989. – 85 с.

4. Бунеев, Р.Н. Как работать по учебникам серии «Свободный ум» : учеб-но-методическое пособие для учителей / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Про-нина. – М. : Баласс, 1993. – 180 с.

5. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир : учебник для 2 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1993. – 208 с.; 160 с.

6. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Малень-кая дверь в большой мир». 2 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее-ва. – М. : Баласс, 1993. – 64 с.

7. Бунеев, Р.Н. Как открыть «Маленькую дверь в большой мир» : учебно-методическое пособие для учителей / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 1993. – 192 с.

8. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. В одном счастливом детстве : учеб-ник для 3 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1994. –208 с.; 208 с.

9. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. В океане света : учебник для 4 клас-са : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1994. – 224 с.; 224 с.

10. Бунеев, Р.Н. Методические рекомендации к учебнику по чтению для 1 класса «Капельки солнца» : учебно-методическое пособие для учителей / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 1994. – 160 с.

11. Бунеев, Р.Н. Три недели в Москве : учебник русского языка для ино-странцев : для подготовительных факультетов для иностранцев / Р.Н. Бунеев, Н.А. Забашта, Е.А. Жаркова. – М. : Баласс, 1994. – 144 с.

12. Бунеев, Р.Н. Будущему врачу : учебное пособие для студентов-иностранцев по языку специальности (медико-биологический профиль) / Р.Н. Бунеев, Л.А. Попова. – М. : Баласс, 1995. – 2008 с.

13. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. Капельки солнца : учебник для 1 класса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1995. – 208 с.

14. Бунеев, Р.Н. Моя любимая Азбука : учебник для первоклассников / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 1998. – 160 с.

15. Бунеев, Р.Н. Русский язык (первые уроки) : учебник для 1 класса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 1998. – 64 с.

16. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 5 класса основной школы : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 1998. – 172 с.; 208 с.

17. Бунеев, Р.Н. Литература. Шаг за горизонт : учебник для 5 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1998. – 224 с.; 224 с.

18. Бунеев, Р.Н. Слова с непроверяемыми написаниями : пособие к учеб-нику «Русский язык (первые уроки)». 1 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1999. – 64 с.

19. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 2 класса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 1999. – 160 с.

20. Бунеев, Р.Н. Орфографическая тетрадь. 2 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова. – М. : Баласс, 1999. – 64 с.

21. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 6 класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 1999. – 384 с.

22. Бунеев, Р.Н. Литература. Год после детства : учебник для 6 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 1999. – 224 с.; 240 с.

23. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 7 класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 2000. – 288 с.

24. Бунеев, Р.Н. Наши прописи : пособие для дошкольников : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 2000 – 32 с.; 32 с.

25. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 3 класса : В 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 2000. – 144 с.; 176 с.

26. Бунеев, Р.Н. Литература. Путь к станции «Я» : учебник для 7 класса: в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2000. – 288 с.; 288 с.

27. Бунеев, Р.Н. Слова с непроверяемыми написаниями : пособие к учеб-нику «Русский язык». 2 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2001. – 64 с.

28. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М. : Баласс, 2001. – 144 с.; 128 с.

29. Бунеев, Р.Н. Слова с непроверяемыми написаниями : пособие к учеб-нику «Русский язык». 4 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2001. – 96 с.

30. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2001. – 64 с.

31. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 8 класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 2001. – 304 с.

32. Бунеев, Р.Н. Литература. Дом без стен : учебник для 8 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2001. – 272 с.; 224 с.

33. Бунеев, Р.Н. Комплект наглядных пособий. 3 класс. Русский язык : в 3 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Е.В., М.А. Яковлева. – М. : Баласс, 2002. – 40 с.; 40 с.; 40 с.

34. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2002.– 112 с.

35. Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке («Лесные истории»): пособие по раз-витию речи для самых маленьких (3-4 г.) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Ки-слова. – М. : Баласс, 2003. – 80 с.

36. Бунеев, Р.Н. Наглядный и раздаточный материал для самых малень-ких (карточки и схемы) : приложение к пособию «По дороге к Азбуке» («Лес-ные истории») : в 3 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс, 2003. – 80 с.; 80 с.

37. Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке : пособие для дошкольников 4-6 лет : в 4 ч. – Ч. 1, 2: для 4-5 лет; Ч. 3, 4: для 5-6 лет / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс, 2003. – 64 с.; 64 с.; 64 с.; 64 с.

38. Бунеев, Р.Н. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников : пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и «Здравствуй, мир!» : в 11 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М. : Баласс, 2003.

39. Бунеев, Р.Н. Комплект наглядных пособий. 2 класс. Русский язык : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – М. : Баласс, 2003. – 40 с.; 40 с.

40. Бунеев, Р.Н. Слова с непроверяемыми написаниями : пособие к учеб-нику «Русский язык». 3 класс : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2003. – 96 с.; 48 с.

41. Бунеев, Р.Н. Комплект наглядных пособий. 4 класс. Русский язык : в 3 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – М. : Баласс, 2003. – 40 с; 40 с.; 40 с.

42. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца». 1 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2003. – 64 с.

43. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературе к учебнику «Шаг за горизонт». 5 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Ба-ласс, 2003. – 80 с.

44. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературе к учебнику «Год после детства». 6 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Ба-ласс, 2004. – 80 с.

45. Бунеев, Р.Н. Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамо-те: в 4 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – М. : Баласс, 2004. – 40 с.; 40 с.; 40 с.; 40 с.

46. Бунеев, Р.Н. Летняя тетрадь будущего второклассника : учебное посо-бие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М. : Баласс, 2004. – 64 с.

47. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 9 класса основной школы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 2004. – 176 с.

48. Бунеев, Р.Н. Тетрадь по литературе к учебнику «Путь к станции «Я». 7 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2004. – 80 с.

49. Бунеев, Р.Н. Литература. История твоей литературы : учебник для 9 класса : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2004. – 304 с.; 240 с.

50. Бунеев, Р.Н. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттеста-ции и ЕГЭ. Русский язык : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.В. Болотник. – М. : Баласс, 2004. – 208 с.

51. Бунеев, Р.Н. Развитие речи : пособие для дошкольников : приложение к тетрадям «По дороге к Азбуке» : в 4 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Ки-слова. – М. : Баласс, 2005. – 48 с.; 48 с.

52. Бунеев, Р.Н. Летняя тетрадь будущего третьеклассника : учебное по-собие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М. : Баласс, 2005. – 80 с.

53. Бунеев, Р.Н. Летняя тетрадь будущего четвероклассника : учебное по-собие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М. : Баласс, 2005. – 80 с.

54. Бунеев, Р.Н. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника. 1 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахру-шев и др. – М. : Баласс, 2005. – 112 с.

55. Бунеев, Р.Н. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника. 2 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахру-шев и др. – М. : Баласс, 2005. – 112 с.

56. Бунеев, Р.Н. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника. 3 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахру-шев и др. – М. : Баласс, 2005. – 112 с.

57. Бунеев, Р.Н. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника. 4 класс : учебное пособие / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахру-шев и др. – М. : Баласс, 2005. – 112 с.

58. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 10 класса (общеобразова-тельный и профильный гуманитарный уровень) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.

59. Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 11 класса (общеобразова-тельный и профильный гуманитарный уровень) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова и др. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.

60. Бунеев, Р.Н. Литература. Между завтра и вчера : учебник для 10 класс : в 2 ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2009. – 304 с.; 240 с.

III. Научные статьи

а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публика-ции основных положений докторской диссертации:

61. Бунеев, Р.Н. Система образования и образовательные системы / Р.Н. Бунеев // Мир образования – образование в мире. – 2009. – №1. – С. 153-156.

62. Бунеев, Р.Н. Технологии образовательной системы нового поколения / Р.Н. Бунеев // Мир образования – образование в мире. – 2009. – №2 – С. 148-151.

63. Бунеев, Р.Н. Образовательные системы и реализующие их учебники нового поколения / Р.Н. Бунеев // Мир психологии. – 2009. – №1. – С. 232-236.

64. Бунеев, Р.Н. Современный учебник как инструментарий организации учебной деятельности / Р.Н. Бунеев // Мир психологии. – 2009. – №1. – С. 210-215.

65. Бунеев, Р.Н. Процесс воспитания как составная часть образовательной системы / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №5. – С. 29-32.

66. Бунеев, Р.Н. Образовательная система как составная часть системы образования / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №6. – С. 24-27.

67. Бунеев, Р.Н. Учет психолого-педагогических принципов нового поко-ления в образовательной системе / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №6. – С. 41-43.

б) опубликованные в международных, российских и региональных

периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сбор-никах:

68. Бунеев, Р.Н. Характеристика нового учебника «Моя любимая Азбука» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // «Школа 2000…». Концепция и программы непре-рывных курсов для общеобразовательной школы: сборник материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, 1997. – С. 67-72.

69. Бунеев, Р.Н. Что это значит – учить читать? (технология работы с тек-стом на уроках чтения по книгам серии «Свободный ум») / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // «Школа 2000…». Концепции. Программы. Технологии : научно-методический сборник. – Вып. 2. – М. : Баллас, 1998. – С. 80-96.

70. Бунеев, Р.Н. Концепция содержания непрерывного образования (до-школьное и начальное звено) / Р.Н. Бунеев, А.А. Леонтьев, Б.М. Неменский и др. // Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М. : Дрофа. – 2000. – 160 с.

71. Бунеев, Р.Н. Обновление содержания и организации образования в средней школе (материалы и концепции) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Ле-онтьев и др. // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа : научно-методический сборник. – Вып. 5. – М. : Баллас, 2001. – С. 6-23.

72. Бунеев, Р.Н. Образовательный процесс в начальной, основной и стар-шей школе / Р.Н. Бунеев, А.Л. Венгер, А.А. Мелик-Пашаев и др. // Рекоменда-ции по организации опытно-экспериментальной работы. – М. : Сентябрь, 2001. – 238 с.

73. Бунеев, Р.Н. Портрет выпускника начальной школы, занимавшегося по программе «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая шко-ла» : научно-методический сборник. – Вып. 5. – М. : Баллас, 2001. – С. 23-27.

74. Бунеев, Р.Н. Личностно ориентированное образование / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №2. – С. 3-4.

75. Бунеев, Р.Н. Организация учебного процесса по литературе в 9 классе / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и По-сле. – 2004. – №10. – С. 62-66.

76. Бунеев, Р.Н. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. // На-чальная школа плюс До и После. – 2005. – №9. – С. 3-14.

77. Бунеев, Р.Н. Психолого-педагогические принципы Образовательной системы «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : сборник материалов в помощь работни-кам органов образования, преподавателям ИПК. – М. : Баласс, 2006. – С. 94-100.

78. Бунеев, Р.Н. Содержательно-целевые линии развития учащихся сред-ствами школьных предметов. Русский язык / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Обра-зовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : сборник материалов в помощь работникам органов образования, преподавате-лям ИПК. – М. : Баласс, 2006. – С. 117-119.

79. Бунеев, Р.Н. Содержательно-целевые линии развития учащихся сред-ствами школьных предметов. Литературное чтение. Литература / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Образовательная система «Школа 2100» – ка-чественное образование для всех : сборник материалов в помощь работникам органов образования, преподавателям ИПК. – М. : Баласс, 2006. – С. 120-126.

80. Бунеев, Р.Н. Еще раз о личностно ориентированном образовании / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – №12. – С. 3-5.

81. Бунеев, Р.Н. Ход модернизации российского образования и образова-тельная система «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев // Начальное образование 21 века : сборник. – Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2006. – С. 98-101.

82. Бунеев, Р.Н. Модель проблемно-диалогического урока русского языка в Образовательной системе «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Обра-зовательная система «Школа 2100». Образовательные технологии : сборник ма-териалов в помощь дошкольным педагогам, учителям, администрации школ и ДОУ. – М. : Баласс, 2008. – С. 56-58.

83. Бунеев, Р.Н. Развитие общеучебных умений / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее-ва, А.А. Вахрушев и др. // Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М. : Баласс, 2008. – С. 247-260.

84. Бунеев, Р.Н. Важные вопросы модернизации педагогического образо-вания / Р.Н. Бунеев // Системный подход к образованию студентов, обеспечи-вающий их готовность к работе по образовательной системе «Школа 2100» : сборник. – М. : Баласс, 2008. – С. 83-84.

IV. Программы и методические рекомендации

85. Бунеев, Р.Н. Программа чтение и начальное литературное образование / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // «Школа 2000…». Концепция и программы непре-рывных курсов для общеобразовательной школы» : научно-методический сбор-ник. – Вып. 1. – М. : Баласс, 1997. – С.120-134.

86. Бунеев, Р.Н. Программа дошкольного курса развития речи и подго-товка к обучению грамоте / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова // «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации : научно-методический сборник. – Вып. 3. – М. : Баласс, 1999. – С. 114-118,

87. Бунеев, Р.Н. Программа по русскому языку для основной школы (5-9 классы). Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова и др. // Образовательная программа «Школа 2100» : научно-методический сборник. – Вып. 3. – М. : Баласс, 1999. – С.. 172-198.

88. Бунеев, Р.Н. Базисный учебный план общеобразовательных учрежде-ний Российской Федерации (проект) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Леонтьев и др. // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и стар-шая школа» : научно-методический сборник. – Вып. 5. – М. : Баллас, 2001. – С. 6-23.

89. Бунеев, Р.Н. Концепция и программа курса литературы в основной и старшей школе / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // «Школа 2100». Непрерывное обра-зование: начальная, основная и старшая школа» : научно-методический сбор-ник. – Вып. 5. – М. : Баласс, 2001. – С. 78-107.

90. Бунеев, Р.Н. Речевое развитие дошкольников. Дошкольная подготовка в образовательной системе «Школа 2100». Младший дошкольный возраст (3-4 года). Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова // Образова-тельная система «Школа 2100» : сборник программ – М. : Баласс, 2004. – С. 104-106.

91. Бунеев, Р.Н. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте («По до-роге к Азбуке»). Дошкольная подготовка в образовательной системе «Школа 2100». Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова // Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. – М. : Баласс, 2004. – С. 127-128.

92. Бунеев, Р.Н. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте («По до-роге к Азбуке»). Дошкольная подготовка в образовательной системе «Школа 2100». Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова // Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. – М. : Баласс, 2004. – С. 148-150.

93. Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образова-ние». Программы по предметам для четырехлетней начальной школы – про-должение непрерывных курсов. Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. – М. : Баласс, 2004. – С. 173-189.

94. Бунеев, Р.Н. Программа по русскому языку. Программы по предметам для четырехлетней начальной школы – продолжение непрерывных курсов. Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. – М. : Баласс, 2004. – С. 189-212.

95. Бунеев, Р.Н. Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы. Программы по предметам для основной и старшей школы – продолже-ние непрерывных курсов. Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова и др. // Образовательная система «Школа 2100» : сборник про-грамм. – М. : Баласс, 2004. – С. 303-334.

96. Бунеев, Р.Н. Программа по литературе. 5-11 классы. Программы по предметам для основной и старшей школы – продолжение непрерывных кур-сов. Программа курса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. – М. : Баласс, 2004. –. С. 334-374.

97. Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образова-ние» (новый стандарт). Таблица требований к умениям учащихся по литератур-ному чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Образовательная система «Школа 2100». Дошкольное образование. Начальная школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 98-112.

98. Бунеев, Р.Н. Программа по русскому языку (новый стандарт). Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Образовательная система «Школа 2100». Дошкольное образо-вание. Начальная школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 112-133.

99. Бунеев, Р.Н. Программа по русскому языку для основной школы (но-вый стандарт) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова и др. // Образова-тельная система «Школа 2100». Основная школа. Старшая школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 6-33.

100. Бунеев, Р.Н. Программа по русскому языку для старшей школы (но-вый стандарт) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова и др. // Образова-тельная система «Школа 2100». Основная школа. Старшая школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 33-46.

101. Бунеев, Р.Н. Программа по литературе (5-11 классы) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Образовательная система «Школа 2100». Основная школа. Старшая школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 46-90.

102. Бунеев, Р.Н. Программа развития общеучебных умений / Р.Н. Буне-ев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. // Образовательная система «Школа 2100». Основная школа. Старшая школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 258-272.

103. Бунеев, Р.Н. Предшкольное образование (образование детей старше-го дошкольного возраста) : методические рекомендации / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бу-неева, Л.М. Денякина и др. – М. : Баллас, 2008. – 160 с.

V. Материалы конференций

104. Бунеев, Р.Н. Модернизация российского образования и образова-тельная система «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев // Школьное образование и соци-альное взросление растущего человека: поиски и перспективы : материалы и тезисы докладов международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2006. – С. 5-6.

105. Бунеев, Р.Н. Что такое личностно ориентированное образование? / Р.Н. Бунеев // Проблема подготовки учителя для современной российской шко-лы : материалы и тезисы докладов первой всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов. – М. : Баллас, 2007. – С. 8-11.

106. Бунеев, Р.Н. Важные вопросы модернизации педагогического обра-зования / Р.Н. Бунеев // Системный подход к образованию студентов, обеспечи-вающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100» : материалы и тезисы докладов второй всероссийской научно-практической кон-ференции преподавателей педагогических вузов. – М. : Баласс, 2008. – С. 83-84.

107. Бунеев, Р.Н. Современный учебник: цели, задачи, структура / Р.Н. Бунеев // Формирование базовых компетенций будущих педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и вузовский учебник: Материа-лы и тезисы докладов третьей всероссийской научно-практической конферен-ции преподавателей педагогических вузов. – М. : Баласс, 2009. – С. 180-181.