Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Конкретизированы научные представления о будущем офицере как полисубъекте деятельности и уточнены понятия «субъект», «субъектность», «личность», «индивидуальность», «развитие», «управление развитием», «формирование личности», «становление») в предметном поле военной педагогики применительно к курсантам военного вуза. Субъектность будущего офицера представлена как системное качество личности, обусловливающее его сущностную, интегральную характеристику как общую способность к инициированию и регуляции целенаправленной активности, самореализации и непрерывному самосовершенствованию во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, самоутверждению в более высоком качестве в системе социальных взаимодействий.
  2. Выделены и содержательно раскрыты субъективные детерминанты становления субъектности будущих офицеров в военном вузе в совокупности мотивационного (ценностной и учебной мотивации), деятельностно-результативного (учебной успешности), оценочно-рефлексивного (самосознания, самооценки), регулятивного (самодетерминации и саморегуляции), коммуникативного, статусно-ролевого (социометрического статуса в учебной группе) компонентов, изменение которых выявляет индивидуальные особенности становления субъектности будущих офицеров.
  3. Впервые разработана концепция становления субъектности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, определяющая сущность, источник, движущие силы, структуру, механизмы управления и функционирования, условия, представленная как система, включающая три уровня: теоретико-методологический (цель, ведущая идея, методологические подходы), структурно-функциональный (компоненты системы становления субъектности будущих офицеров, связи и зависимости между ними) и технологический (этапы, методы, формы, средства, диагностический инструментарий, мониторинг, критерии, показатели, уровни, функции, результат). Источником становления субъектности будущих офицеров является совокупность личностных потенциалов (аксиологический, когнитивный, коммуникативный, регулятивно-волевой). Движущими силами выступают внутренне мотивированная активность и педагогическое влияние преподавателей. Внутренний механизм заключается в самоуправлении целенаправленной активностью и самоактуализации личностных потенциалов. Внешний - в самореализации в различных видах деятельности и взаимодействии с участниками образовательного процесса. Представлена периодизация процессов становления субъектности и личностно-профессионального развития будущих офицеров, а также педагогической деятельности преподавателя в логике их развертывания в виде последовательности стадий, фаз и этапов, соответственно. Выявлена вариативность результатов и динамики прохождения фаз развития, обусловливающая гетерохронность становления субъектности будущих офицеров на каждой стадии. Содержательное наполнение характеристик стадий, этапов и фаз впервые выполнено на таком уровне детализации, который обеспечил согласованное взаимодействие процессов педагогической деятельности преподавателей, становления субъектности и личностно-профессионального развития будущих офицеров в военном вузе.
  4. Разработана технология становления субъектности будущих офицеров в военном вузе, реализация которой включает: структурирование решаемых курсантами задач по уровню сложности, дифференциацию курсантов учебных групп по уровням субъектности, вариативность педагогического влияния преподавателей в зависимости от актуальной субъектности будущих офицеров.
  5. Выявлены педагогические условия эффективной реализации становления субъектности будущих офицеров в военном вузе, представляющие взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения, и выделены специфические особенности становления субъектности будущих офицеров в военном вузе: 1)с одной стороны, доминанта внешне заданного, целевого (квалификационные требования к выпускникам, профессиограмма офицера-специалиста) и организационно-управленческого (регламентация жизнедеятельности курсантов как военнослужащих), с другой - образование профессионально значимых личностных и субъектных качеств у курсантов не определяется напрямую педагогическим воздействием но, в основном, благодаря самодвижению, собственной целенаправленной активности, когда внешнее, которое оказывает влияние, корректируется внутренним; 2)курсант является полисубъектом деятельности: учебно-познавательной, военно-служебной деятельности, самообслуживания (поддержания внутреннего порядка), которые он обязан выполнять как обучающийся и как военнослужащий, постоянно реализуя при этом ситуативно-адаптивную активность, что затрудняет становление субъектности; 3)инициирование и последующая реализация курсантами надситуативной активности не должны вступать в противоречие с требованиями воинской дисциплины, установленным распорядком дня. Кроме того, при возникновении обстоятельств, связанных с исполнением служебных обязанностей, надситуативная активность не всегда реализуется, что не способствуют ее проявлению в последующем; 4)курсанты взаимодействуют друг с другом на учебных занятиях, во время самостоятельной работы, при выполнении обязанностей, связанных с военной службой, т. е. практически в течение всего времени суток. В результате, формируется групповой субъект, групповая субъектность, влияющие на становление субъектности каждого курсанта; 5)субординация во взаимодействии с преподавателями-военнослужащими оказывает отрицательное влияние на установление равноправных, субъект-субъектных отношений; 6)постоянное пребывание курсантов на ограниченной территории, когда нарушаются «дистанции комфорта», требует непрерывной саморегуляции поведенческой активности.
  6. Доказана обусловленность проявления и реализации субъектности выпускниками соответствием типологических особенностей их личности виду и содержанию военно-профессиональной деятельности, что способствует раскрытию закономерностей успешного выполнения выпускниками своих функциональных обязанностей на офицерских должностях.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Белошицкий А.В. Становление субъектности офицеров в образовательном процессе военного вуза: Монография // А.В. Белошицкий. – М., Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с. (13,53 п.л).

2. Белошицкий А.В. Педагогическая технология становления субъектности офицеров в военном вузе: Монография // А.В. Белошицкий. – Воронеж: Изд-во ВВВАИУ, 2007. – 158 с. (10,0 п.л).

3. Белошицкий А.В. Становление субъектности курсантов в системе военного образования: от идеи к реализации в образовательно-воспитательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий // Интегративные проблемы воспитания и развития школьников и студентов / Под. ред. Н. И. Вьюновой. – Воронеж, 2005. – С. 172-184 (14,25 п.л., авторский текст 0,8 п.л.).

Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

4. Белошицкий А.В. Опыт дифференцированного обучения в техническом вузе / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Педагогика. – 2004. – №7. – С. 51-54 (0,5 п.л., авторский текст 0,4 п.л.).

5. Белошицкий А.В. Концептуальные основы личностно-профессионального становления студентов в образовательном процессе вуза / А.В. Белошицкий // Вестник Воронеж. гос. ун-та. – 2005. – №2. – С. 10-16 (1 п.л.).

6. Белошицкий А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. – 2006. – №5. – С. 60-66 (0,8 п.л., авторский текст 0,6 п.л.).

7. Белошицкий А.В. Проблема субъекта и субъектности специалиста в военном образовании: теоретико-методологический аспект / А.В. Белошицкий // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 187-198 (0,9 п.л.).

8. Белошицкий А.В. Педагогические условия становления военных специалистов в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2006. – Т. 2. – № 10. – С. 42-45 (0,55 п.л.)

9. Белошицкий А.В. Мониторинг профессионального становления студентов (курсантов) в образовательном процессе вуза / А.В. Белошицкий, В.Е. Белоусов, А.А. Караванов // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2006. – Т. 2. – № 12. – С. 55-59 (0,6 п.л., авторский текст 0,4 п.л.).

10. Белошицкий А.В. Субъективные детерминанты личностно-профессионального развития курсантов в военном вузе / А.В. Белошицкий // Мир образования – образование в мире. – 2007. – №1. – С. 125-130 (0,5 п.л.).

11. Белошицкий А.В. Содержательные и процессуальные аспекты саморегуляции как механизма управления личностно-профессиональным развитием курсанта в военном вузе / А.В. Белошицкий // Культура физическая и здоровье. – 2008. – № 4. – С. 7-10 (0,4 п.л.).

12. Белошицкий А.В. Личность студента в субъектном измерении / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Вестник Тамбов. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Вып. 12 (68). – С. 65-71 (0,6 п.л., авторский текст 0,5 п.л.).

13. Белошицкий А.В. Определение соответствия типа личности выпускника военного вуза виду военно-профессиональной среды / А.В. Белошицкий // Вестник Тамбов. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – Вып. 1 (69). – С. 93-98 (0,4 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия

14. Белошицкий А.В. Личностно-профессиональное становление офицеров в военном вузе: Учеб. пособие / А.В. Белошицкий; Под общ. ред. Г.В. Зиброва. – Воронеж: ВВВАИУ, 2008. – 328 с. (20,63 п.л.).

15. Белошицкий А.В. Объектно-субъектное преобразование личности в условиях вуза (из опыта подготовки военных специалистов) / А.В. Белошицкий // Роль методологических знаний в профессионально-педагогической деятельности: Пособие для педагогов высшей и средней школы / Под ред. С.М. Годника, В.И. Хлоповских. – Воронеж: ВФ МОСУ, 2007. – 96 с. (6,0 п.л., авторский текст 0,25 п.л.).

Научные статьи

16. Белошицкий А.В. Инженерное образование в вузах силовых ведомств в условиях информатизации / А.В Белошицкий, А.В. Душкин // Вестник ВИ МВД России, №2(9). – Воронеж, 2001. – C. 95-99 (0,3 п.л., авторский текст 0,2 п.л.).

17. Белошицкий А.В. Роль психолого-педагогического диагностирования в управлении качеством образования технического вуза / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Системы управления качеством высшего образования: Материалы второй международной научно-методической конференции. – Воронеж, 2002. – С. 125-128 (0,2 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

18. Белошицкий А.В. Обеспечение дистанционного обучения в вузе / А.В. Белошицкий // Информатика как педагогическая задача: Материалы второй межрегиональной научно-методической конференции. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 25-28 (0,2 п.л.).

19. Белошицкий А.В. Технологии обучения в системе высшего технического образования / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды международной научно-практической конференции. – СПб., 2002. – С. 251-253 (0,15 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

20. Белошицкий А.В. Особенности профессионального становления офицеров в военных вузах / А.В. Белошицкий // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы третьей региональной научно-методической конференции. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 38-41 (0,2 п.л.)

21. Белошицкий А.В. Дифференцированное обучение курсантов как направление совершенствования образовательного процесса в военном вузе / А.В. Белошицкий // Непрерывное образование – основа социализации личности: Материалы четвертой международной научно-практической конференции «Образование ХХI век». – Воронеж, 2003. – С. 183-187 (0,25 п.л.).

22. Белошицкий А.В. Выбор технологии дифференцированного обучения в военно-инженерном вузе / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин, А.А. Рябчиков, А.Е. Кратков // Вестник Военного института радиоэлектроники. Вып.1. – Воронеж, 2003. – С. 65-70 (0,4 п.л., авторский текст 0,2 п.л.).

23. Белошицкий А.В. Профессиональная подготовка и формирование высоконравственной личности в военном вузе / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Духовность, нравственность, патриотизм. Сб-к науч. трудов. – Воронеж: ВИРЭ, 2003. – С. 35-42 (0,4 п.л., авторский текст 0,3 п.л.).

24. Белошицкий А.В. Дифференцированное обучение в вузе на основе психолого-педагогического диагностирования / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Роль классических университетов в педагогическом образовании: Материалы межрегион. научно-практической конференции. – Воронеж, 2003. – С. 102-104 (0,3 п.л., авторский текст 0,2 п.л.).

25. Белошицкий А.В. Дифференцированный подход в обучении курсантов военно-инженерного вуза / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Деп. ЦСИФ МО РФ 20.05.2004. № Б 5496. СРДР Серия Б. Вып.68. – М.: ЦВНИ МО РФ, 2004. – 21 с. (1,3 п.л., авторский текст 1 п.л.).

26. Белошицкий А.В. Концептуальная модель профессионального становления офицеров в военно-инженерном вузе в контексте дифференцированного обучения / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Деп. ЦСИФ МО РФ 20.05.2004. № Б 5497. СРДР Серия Б. Вып.68. – М.: ЦВНИ МО РФ, 2004. – 18 с. (1,2 п.л., авторский текст 0,6 п.л.).

27. Белошицкий А.В. Субъектность курсанта в современном образовательном пространстве военного вуза / А.В. Белошицкий // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2005. – С. 208-210 (0,2 п.л.).

28. Белошицкий А.В. Развитие личности курсанта в образовательном пространстве военного вуза / А.В. Белошицкий // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы пятой межрегион. научно-практической конференции. – Воронеж, 2005. – С. 20-24 (0,25 п.л.).

29. Белошицкий А.В. Концептуальные положения субъектного преобразования курсантов в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий // Вестник Военного института радиоэлектроники. – Воронеж, 2005. – №3 – С. 45-54 (0,5 п.л.).

30. Белошицкий А.В. Теоретические аспекты становления субъектности офицеров в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий // Вестник Военного института радиоэлектроники. – Воронеж, 2005. – №3. –

С. 37-44 (0,5 п.л.).

31. Белошицкий А.В. Фазы личностно-профессионального развития курсантов в военном вузе / А.В. Белошицкий // Вестник Военного института радиоэлектроники. – Воронеж, 2005. – №3. – С. 55-64 (0,5 п.л.).

32. Белошицкий А.В., Караванов А.А. Психолого-педагогическое сопровождение курсантов в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий, А.А. Караванов // Вестник Военного института радиоэлектроники. – Воронеж, 2005. – №3. – С. 65-69 (0,35 п.л., авторский текст 0,2 п.л.).

33. Белошицкий А.В. Гуманизация образовательного процесса военного вуза / А.В. Белошицкий // Материалы международной конференции «Педагогика ненасилия». – СПб., 2006. – С. 196-197 (0,25 п.л.).

34. Белошицкий А.В. Субъектное преобразование курсантов военного вуза – актуальное направление развития военного образования и личностно-профессионального становления офицеров / А.В. Белошицкий // Формирование социально активной личности – основа развития гражданского общества: Материалы пятой международной научно-практической конференции «Образование – XXI век». – Воронеж, 2006. – С. 405-409 (0,25 п.л.).

35. Белошицкий А.В. Личностно-профессиональное развитие курсантов в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий // Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Казань: АСО (КСЮИ), 2006. – С. 182-186 (0,25 п.л.).

36. Белошицкий А.В. Подготовка офицера в военном вузе: методологический аспект / А.В. Белошицкий // Стратегические ориентиры в профессиональной подготовке субъекта деятельности: Материалы международной научно-практической конференции. – Казань: КСЮИ, 2006. – С. 41-44 (0,25 п.л.).

37. Белошицкий А.В. Технология интегративно-дифференцированного обучения курсантов в военном вузе / А.В. Белошицкий // Педагогические технологии в системе подготовки специалистов: Материалы Всероссийской научно-практической Internet-конференции. – Тамбов, 2006. – C. 55-60 (0,25 п.л.).

38. Белошицкий А.В. Образовательный процесс военного вуза: на стыке парадигм / А.В. Белошицкий // Проблемы педагогического образования: Сб-к научных статей: Выпуск 26 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ МОСПИ, 2006. – С. 72-74 (0,2 п.л.).

39. Белошицкий А.В.Становление субъектности специалиста в вузе / А.В. Белошицкий // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы 6-й межрегион. научно-практической конференции. – Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 51-55 (0,3 п.л.).

40. Белошицкий А.В. Субъектность в личностно-профессиональном развитии курсантов военного вуза / А.В. Белошицкий // Профессиональное образование. Приложение «Новые педагогические исследования». – 2006. – №1. – С. 53-57 (0,25 п.л.).

41. Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: технологический аспект / А.В. Белошицкий // Профессиональное образование. Приложение «Новые педагогические исследования». – 2007. – №1. – С. 21-27 (0,75 п.л.).

42. Белошицкий А.В. Субъектность в профессиональном образовании и развитии специалиста: технологический аспект/ А.В. Белошицкий // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: Сб-к науч. статей / Под ред. И.Ф. Бережной. – Воронеж: ВГУ, 2007. – С. 187-194 (0,55 п.л.).

43. Белошицкий А.В. Учет типологических особенностей личности выпускников военного вуза при распределении на первичные офицерские должности / А.В. Белошицкий // Проблемы педагогического образования. Сб-к науч. статей: Выпуск 31 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2008. – С. 20-27 (0,4 п.л.).

44. Белошицкий А.В. Применение новых информационных технологий для активизации профессионального развития обучаемых / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Совершенствование наземного обеспечения авиации: Сб-к науч. статей. – Воронеж, ВАИУ, 2008. – С. 15-18 (0,25 п.л., авторский текст 0,2 п.л.).

45. Белошицкий А.В. Исследовательское обучение как составная часть педагогики ненасилия / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Молодежная культура и ценности будущего. Сб-к науч. статей по проблемам педагогики ненасилия: Материалы 22-й заочной научно-практической конференции. – СПб., 2001. –

С. 326-327 (0,15 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

46. Белошицкий А.В. Акмеологический подход в практической психологии / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Актуальные вопросы психологической службы: Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. – Воронеж: ВГПУ, 2001. – С. 263-265 (0,2 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

47. Белошицкий А.В. Гуманистически-деятельностный подход в обучении / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин, Л.В. Жариков // Труды института, Вып. 7.: Материалы седьмой межвузовской научно-технической конференции. – Воронеж: ВИРЭ, 2001. – С. 28-32 (0,4 п.л., авторский текст 0,2 п.л.).

48. Белошицкий А.В. Актуализация познавательных способностей обучающихся в вузах / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы межрегион. научно-практической конференции. – Воронеж, 2001. – С. 104-106 (0,2 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

49. Белошицкий А.В. Индивидуально-дифференцированный подход в дистанционном обучении / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Информатика как педагогическая задача: Материалы 2-й межрегиональной научно-методической конференции. – Воронеж, 2002. – С. 28-30 (0,2 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

50. Белошицкий А.В. Проектирование модели обучаемого для обеспечения дифференцированного обучения / А.В. Белошицкий, А.В. Душкин // Информационные технологии в естественных, технических и гуманитарных науках: Материалы международной научной конференции. – Таганрог, 2002. – С. 46-47 (0,15 п.л., авторский текст 0,1 п.л.).

51. Белошицкий А.В. Дифференцированное обучение как направление гуманизации образовательного процесса в военном вузе / А.В. Белошицкий // Совершенствование наземного обеспечения авиации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, ВВАИИ, 2003. – С. 270 (0,1 п.л.).

52. Белошицкий А.В. Актуализация потенциала личностно-профессионального развития курсанта в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий // Военная электроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов: Материалы межвузовской научно-технической конференции. – Воронеж, ВИРЭ, 2005. – С. 118-119 (0,15 п.л.).