Научная тема: «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Впервые обоснована необходимость разработки унифицированных ме­тодологических принципов синтеза различных теорий и технологий интеграции в учебном процессе в результате направленного поиска по формированию це­лостной картины окружающего мира у старшеклассников как сложного фено­мена психического синтеза, при использовании которого различные дидактиче­ские подходы к интеграции оказываются реально соотносимыми.
  2. Впервые представлено научно-образовательное направление «интегра­тивная биология» и выявлена роль интегративной биологии как  целостного контекста преодоления когнитивной дискретности в формировании целостной картины мира старшеклассников, в преодолении смысловой отчужденности знаний разного уровня и модальностей, преодолены барьеры предметоцен­тризма.
  3. Биологическая грамотность интерпретирована как самостоятельная ди­дактическая дефиниция, характеризующая уровень синтеза разномодальных знаний в целостную картину мира, формирующую смысловые установки био­лого-экологического сознания учащихся.
  4. Разработана концептуальная модель формирования биологической грамотности старшеклассников на интегративной основе. В границах модели создается реальная возможность для синтеза различных типов и способов инте­грации учебного содержания в формировании биологической грамотности старшеклассников.
  5. Впервые выделены и описаны основные виды интеграции знаний, пре­одолевающих общую дезинтегрированность в понимании и оценке реальности в контексте интегративной биологии: вертикальная, горизонтальная и диаго­нальная интеграция.
  6. Показано, что интеграция в учебном процессе может реализовываться по различным образовательным траекториям и технологии интеграции могут быть ориентированы на  различные познавательные и личностные особенности учащихся.
  7. Выявлены различные виды интеграции оказывающие специфическое влияние на познавательные и мотивационно-смысловые особенности учащихся, на формирование биолого-экологического сознания школьников, их ценност­ные ориентации и смысложизненные стратегии.
Список опубликованных работ
Научные монографии:

1.Пивоварова Л.В. Интегративная биология: проблемы формирования биологической грамотности. М.: Изд-во «Кредо». 2008. 287 с.

2.Pivovarova L.V. Biological literacy as an imperative of present time // Reading: Assessment Comprehension and Teaching / Editors: N.H. Salas, D.D. Peyton. N-Y: Nova Science Publishers. 2009. P. 80-106 (соаuthor Korzhenevskaya T.G.).

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

3.Пивоварова Л.В. Биолого–экологическая программа «ЭкО–Ключ» // Биология в школе. 2002. № 7. С.25–30 (соавторы Корженевская Т.Г., Маркарова Е.Н., Гусев М.В.).

4.Пивоварова Л.В. Биолого-экологическое образование для всех // Вестник МГУ. 2006. Серия «Биология». № 1. С. 21–26 (соавтор - Корженевская Т.Г.).

5.Пивоварова Л.В. Интеграция науки и образования в формировании биологической грамотности // Вестник РАН. 2006. Т. 76. № 1. С. 30–37 (соавторы - Корженевская Т.Г., Гусев М.В.).

6.Пивоварова Л.В. Качество биологического образования и управленческих решений // Вестник МГУ. Серия «Биология». 2007. №2. С.46–50.

7.Пивоварова Л.В. Модель обучения интегративной биологии на основе программы «ЭкО–Ключ» // Биология в школе. 2002. № 6. C.18–25 (соавторы - Корженевская Т.Г., Гусев М.В.).

8.Пивоварова Л.В. Преподавание биополитики как составная часть школьных программ по биологии // Вестник МГУ. Серия 16. 2001. № 3. С.3–13 (соавторы - Олескин А.В., Карташова Е.Р., Гусев М.В.)

9.Пивоварова Л.В. Проблемы безопасности биосферы и новая стратегия биологического образования // Вестник МГУ. 1998. Серия 16. № 4. С.45–50 (соавторы - Корженевская Т.Г., Гусев М.В.)

10.Пивоварова Л.В. Пивоварова Л.В. Проблемы среднего биологического и высшего педагогического образования // Вестник МГУ. Серия «Педагогика». 2007. №1. 43–56.

11.Пивоварова Л.В. Учебный проект по биолого-экологической программе «ЭкО-Ключ» // Биология в школе. 2004 № 2. С.34–38.

12.Пивоварова Л.В. Человек, мировоззрение, природа // Биология в школе. 2004. № 4. С. 34–39 (соавтор - Маркарова Е.Н.).

Статьи в других журналах и сборниках научных трудов:

13.Пивоварова Л.В. Биологическая грамотность – необходимая составляющая жизненной и профессиональной компетентности. Пути и опыт ее формирования / Материалы Международной научно-практической конференции «Биологическое образование и общество знаний» II Ассамблеи «Стратегия России: интеллект, образование развитие» Всемирного форума «Интеллектуальная Россия». Брянск (21-24 ноября 2006 г.). М.: Макс Пресс. 2007. С. 8–27.

14.Пивоварова Л.В. Биологическая грамотность – элемент культуры современного человека // «Опыт экологического воспитания». Информационно-методическое пособие / Под ред. А.К. Шульженко. М.: Изд–во ГНИИ семьи и воспитания. 2004. С. 120–125 (соавторы - Корженевская Т.Г, Гусев М.В.).

15.Пивоварова Л.В. Биологическая грамотность в общей функциональной грамотности личности / Материалы научной конференции «Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции» (2-4 февраля 2009 г.). М.: Макс Пресс. 2008. С.17-32 .

16.Пивоварова Л.В. Биологию нужно не урезать, а расширять // Известия. 2003. №№147, 162 (соавторы - Гусев М.В, Голиченков В.А., Тимофеев К.Н., Тамбиев А.Х., Корженевская Т.Г., Федин В.А., Мерзляк М.Н., Самуилов В.Д., Олескин А.В.).

17.Пивоварова Л.В. Действенность модели обучения интегративной биологии / Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (3-4 декабря 2004 г.) Новомосковск: УРАО. 2004. С.63–68.

18.Пивоварова Л.В. Интегративная биология в решении проблем биолого–экологического образования / Материалы Российско-Американской научно-практической конференции МГУ–СУНИ «Человечество и окружающая среда» (26-28 октября 2004 г.). М: МГУ. 2004. C.149-152.

19.Пивоварова Л.В. Интегративная биология в решении проблем взаимодействия цивилизации и природы / Международный научно-технический конгресс «Безопасность – основа устойчивого развития регионов и мегаполисов» (16 ноября 2005г.). М.: ООО НИЦ «Инженер». 2005. С.572–581 (соавтор - Корженевская Т.Г.).

20.Пивоварова Л.В. Интегративная биология и задачи образования для устойчивого развития / Сборник научных трудов конференции «Интеграция научно-технической и педагогической общественности в обеспечении экологической безопасности» (18 ноября 2005г.). М.: Московский Союз научных и инженерных общественных объединений. 2005. С.5–16.

21.Пивоварова Л.В. Интегративная биология: основы формирования действенной модели обучения учеников и будущих педагогов / Сборник статей и тезисов научной конференции «Ломоносовские чтения – 2004». М: Макс Пресс. 2005. Вып. 3. C.31–34.

22.Пивоварова Л.В. Конференция CBE: новая роль биологического образования / Материалы Международной конференции «Биология, гуманитарные науки и образование» (25-28 августа 1997г.). М.: «Диалог – МГУ». 1998. С. 83–93 (соавторы - Корженевская Т.Г., Гусев М.В.).

23.Пивоварова Л.В. Образовательные реформы и тенденции развития биологической науки и образования / Материалы Международного форума ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (5-6 апреля 2005 г.). Минск: Изд. Центр БГУ. 2005. C.593–600.

24.Пивоварова Л.В. Опыт обучения экологии / Материалы научно-практической конференции «Физиология растений и экология на рубеже веков» (26-28 мая 2003г.). Ярославль: ЯГУ. 2003. С. 237–238 (соавторы - Запольнова И.Б., Корженевская Т.Г.).

25.Пивоварова Л.В. Опыт обучения. Новые биологические технологии: «за» и «против» генной инженерии / Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития». Новомосковск: УРАО. 2004. C.68–72 (соавтор - Запольнова И.Б.).

26.Пивоварова Л.В. Опыт проектной деятельности будущих учителей в свете развития образования для устойчивого развития / Материалы международной научной конференции «Основные тенденции развития образования в современном мире» (30 ноября 2006 г.). М.: РАО. 2006. C. 225–230.

27.Пивоварова Л.В. Преподавание истории в концепции интегративной биологии // «История». Приложение газеты «Первое сентября». 2001. № 10 (соавтор - Гусев М.В.).

28.Пивоварова Л.В. Программа повышения квалификации учителей старших классов средней школы «Формирование биологической грамотности» на основе курса «Интегративная биология» / Материалы Всероссийской научной конференции «Биологическое образование и общество знаний». Брянск (21-24 ноября 2006г.). М.: МАКС Пресс. 2007. С. 183–186 (соавтор - Корженевская Т.Г.).

29.Пивоварова Л.В. Профилактическое образование – необходимый компонент сохранения здоровья молодежи / Международный научно-технический конгресс «Безопасность – основа устойчивого развития регионов и мегаполисов» (16 ноября 2005г.). М.: ООО НИЦ «Инженер». 2005. С.534-545 (соавторы - Запольнова И.Б., Дольникова Г.А.).

30.Пивоварова Л.В. Развивающая модель обучения учащихся для общества устойчивого развития / Материалы III Международной научно–практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (22-23 октября 2006г.). Новомосковск: УРАО.2006. C.132–141 (соавторы - Корженевская Т. Г.).

31.Пивоварова Л.В. Роль педагогического образования в ликвидации биологической неграмотности граждан / Сборник статей и тезисов научной конференции «Ломоносовские чтения – 2004». М: Макс Пресс. 2004. Вып. 3. C.21-26.

32.Пивоварова Л.В. Школа против наркотиков. Формирование ценностного отношения к здоровью / Материалы Международной научно-практической конференции «Биологическое образование и общество знаний» II Ассамблеи «Стратегия России: интеллект, образование, развитие» Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» (21-24 ноября 2006 г.). М.: Макс Пресс. 2007. С. 84–88 (соавтор - Дольникова Г.А.).

33.Pivovarova L.V. Model of teaching integrative biology // The Commission on Biology Education. Proceedings of BioEd 2000. [Электронный ресурс]. 2000. Режим доступа: www.concord.org/intl/cbe (coautors - Korzhenevskaya T.G., Gusev M.V.).

Тезисы докладов:

34.Пивоварова Л.В. Деятельность человечества и гидросфера Земли / Труды научной конференции «Водные экосистемы и организмы» (18-19 мая 2004г.). М.: Макс Пресс, 2004. С.43–44 (соавтор - Запольнова И.Б.).

35.Пивоварова Л.В. Изучение биоразнообразия как способ формирования нравственного отношения к природе / Научные труды II Международной научной конференции «Биотехнология – охране окружающей среды» (25-27 мая 2004 г.). М.: Изд-во «Спорт и Культура». 2004. С. 69 (соавторы - Запольнова И.Б., Дольникова Г.А., Корженевская Т.Г.).

36.Пивоварова Л.В. Использование психолого-педагогических методов обучения в интегративной биологии на разных уровнях образования / Тезисы IV Российской конференции по экологической психологии (28-29 марта 2005г.). М.: УМК «Психология», 2005. C.220–222.

37.Пивоварова Л.В. Проблемы и перспективы развития экологического образования в России / Материалы научно–практической конференции «Физиология растений и экология на рубеже веков» (26-28 мая 2003г.). Ярославль: ЯГУ. 2003. С.237.

38.Пивоварова Л.В. Прогнозирование воздействий биологических открытий и биотехнологий на биосферу / Материалы конференции «Сохранение биоразнообразия и рациональное использование биологических ресурсов» (25 мая 2000 г.). М.: МГУ. 2000. С.74.

39.Пивоварова Л.В. Пути сохранения биосферы / Научные труды II Международной научной конференции «Биотехнология – охране окружающей среды» (25-27 мая 2004 г.). М.: Макс Пресс. 2004. С.68.

40.Пивоварова Л.В. Роль интегративной биологии в решении проблемы биологической грамотности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования» (20 октября 2005). Выпуск 6. Том 2. М.: OOO «ИнфокорМ», 2005. С. 430–432.

41.Пивоварова Л.В. Сохранение водных ресурсов – фактор выживания человечества / Материалы конференции «Водные экосистемы и организмы» (18-19 мая 2004 г.). М.: Макс Пресс. 2004. С. 86–87.

42.Пивоварова Л.В. Формирование профилактического образования на основе модели обучения «Интегративная биология» / Материалы II Международной научно-практической конференции «Геоэкологические и биоэкологические проблемы Северного Причерноморья» (15-16 сентября 2005г.). Тирасполь: Приднестровский гос. университет. 2005. С.55–56 (соавторы - Запольнова И.Б., Дольникова Г.А., Корженевская Т.Г.).

43.Пивоварова Л.В. Экологическое просвещение в системе национальной безопасности России / Материалы Международной конференции «Москва – Россия на рубеже тысячелетий». Мэрия Москвы (19-20 ноября 1999 г.). М.: Информ – Знание. 1999. С. 25–27 (соавторы - Корженевская Т.Г., Гусев М.В.).

44.Pivovarova L.V. Experience in teaching of integrative biology to non – biologists at the basis for biocentric world vision / Proc. Intern. Symp. «BioEd 2000: the Challenges of the 21st Century» (15-18 may 2000) Paris. 2000. P. 15 (Korzhenevskaya T.G., Gusev M.V.).

45.Pivovarova L.V. Re–training teachers to develop biological literacy / Proceedings International Conference BioEd 2008: «Biological Sciences, Ethics and Education. The Challenges of Sustainable Development» (24-28 june). Dijon, Bourgogne, France. [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: http://www.u–bourgogne.fr/cimeos/COSMOS/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=38&limit=1&limitstart=1 (сoautor - Korzhenevskaya T.).