Научная тема: «НАУЧНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПЕДВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Впервые  в педагогической науке и истории образования Таджикистана изучены научно-педагогические основы развития и формирования  профессиональной компетенции студентов - будущих учителей английского языка в педагогических вузах Республики Таджикистан на основе реализации системно-целевого подхода.
  2. Определены психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки учителей иностранных языков, в частности, системно-целевой способ развития и укрепления профессиональных личностных качеств студентов, необходимых для ведения самостоятельной обучающей деятельности в условиях средней общеобразовательной  школы Республики Таджикистан.
  3. Определены  особенности системно-целевого подхода и способы его реализации в развитии профессиональной компетенции студентов - будущих учителей иностранных языков в условиях опытно-экспериментального обучения.
  4. Разработана концептуальная основа профессиональной подготовки учителей иностранного (английского) языка, усиливающая идею системности профессиональной направленности специального педагогического образования.
  5. Определены системные отношения (в рамках профессиональной компетенции) между профессионально значимыми знаниями, владением обучающими умениями и личностными качествами характера молодого специалиста, с одной стороны, и его коммуникативной компетенцией,- с другой.
  6. Описаны условия и принципы, при которых иноязычное образование приобретает необходимую фундаментальность и глубину.
  7. Определены критерии экспериментального исследования обучающей деятельности студентов в период педагогической практики, направленных  на выявление у будущих учителей педагогической рефлексии и мотивации.
Список опубликованных работ
Монографии, учебно–методические пособия, сборники научных трудов,

программы, рекомендации

1.Алиев С.Н. Научно–педагогические основы развития профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка: Монография. Душанбе: Ирфон, 2008. 260 с.

2.Основы практической психологии образования: Учебно–методическое пособие / Под ред. доцента С.Н. Алиева. – Душанбе: Нодир, 2004.  512 с.

3.Психолого – педагогические вопросы профессионального становления студентов педагогического вуза // Сб. научных трудов / Под ред. С.Алиева и И.Тупайло. Душанбе, 1990. – 120 с.

4.Алиев С.Н. Программа курса «Актуальные воспросы методики и технологии обучения иностранным языкам»: Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностранные языки» в области образования.-Душанбе, 2008.-26 с.

5.Алиев С.Н. Программа курса методики обучения иностранному языку в средней школе. Для специальности № 033200 –“Иностранные языки” (английский язык). –Душанбе, 2006. – 46 с. (на тадж.яз.).

6.Алиев С.Н. и др. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по направлению 520300 – Филология, по специальности 02.17.02. – Англ. язык //Учебно–методические рекомендации для педвузов. –Душанбе: Шарки озод, 2000. – 48 с. ( в соавт. ).

7.Алиев С.Н. (ред.). Методические разработки к психологическим заданиям по педагогической практике. Душанбе, 1991. – 40 с.

8.Алиев С.Н. Изучение психологии учащихся: Методич. пособие в помощь студентам – практикантам. Душанбе: Маориф, 1985. – 32 с. (на тадж. яз).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

9.Алиев С.Н. Основные принципы организации обучения лингводидактическим дисциплинам в педагогическом вузе // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. – Душанбе, 2009. – № 1 (50). –С. 151–157.

10.Алиев С.Н. Теоретические основы формирования иноязычной профессиональной компетенции у будущих педагогов // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. – Душанбе, 2009. № 1 (50). –С. 230–236.

11.Алиев С.Н. Спецсеминар – важное средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя // Иностранные языки в школе. –М., 2008. –№ 2. –С. 59–65.

12.Алиев С.Н. Педагогическая практика как один из основных этапов освоения профессиональной компетенции учителя иностранного языка. // Известия АН Республики Таджикистан. –Душанбе, 2008. № 2. –С. 205–210.

13.Алиев С.Н., Гусейнова Т.В. Социально–правовой контекст совершенствования обучения русскому и английскому языкам в системе образования Таджикистана // Вопросы филологии.–М., 2007. –№ 3 (27), –С. 75–79.

14.Алиев С.Н. Роль специальных психологических знаний в профессиональной подготовке студентов // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. –Душанбе, 2007. – № 7 (39). –С. 35–47.

15.Алиев С.Н. Развитие педагогического мастерства будущих учителей иностранного языка // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. –Душанбе, 2007.– № 7(39). –С. 47– 58.

16.Алиев С.Н. Теоретические аспекты многоуровневой подготовки специалистов в педагогическом вузе // Известия АН Республики Таджикистан. –Душанбе, 2007. –№ 2. –С. 191–198

17.Алиев С.Н. Психолого–педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя иностранного языка. // Известия АН Республики Таджикистан.–Душанбе, 2007.– № 3.–С.183–190.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

18.Алиев С.Н. Психологические условия оптимизации обучения иностранному языку в школе // Вестник педуниверситета. Серия обществен. и филол. наук. –Душанбе, 2008.– № 4. –С.32–38.

19.Алиев С.Н. Государственная политика в области языкового образования и подготовки педагогических кадров // Вестник Российско–Таджикского (Славянского) университета. –Душанбе, 2007. – № 1(15). – С. 202–213.

20.Алиев С.Н. Концепция формирования иноязычной профессиональной компетенции у будущих учителей // Вестник Российско–Таджикского (Славянского) университета. –Душанбе, 2007. – № 2 (16). – С. 226–233.

21.Алиев С.Н. Формирование основ профессионального мастерства студентов – будущих учителей иностранного языка. // Вестник Российско–Таджикского (Славянского) университета. –Душанбе, 2007. –№ 4 (18). – С. 172–179.

22.Алиев С.Н. О системном подходе к профессиональной подготовке учителя иностранного языка // Материалы ежегодной научно–теоретической конференции преподавателей и студентов педуниверситета им. С. Айни // Вестник педуниверситета: Специальный выпуск. –Душанбе, 2007. – С. 22–24.

23.Алиев С.Н. Анализ и оценка УМК по английскому языку // Вестник педуниверситета. Серия обществен. и филол. наук.–Душанбе, 2007.-№ 1.-С. 65–71.

24.Алиев С.Н. Политика государства в области языкового образования // Русский язык и литература в школах Таджикистана: Учебно–методический журнал МО Респ. Таджикистан. –Душанбе, 2007, –№ 2 (238). – С. 19–25.

25.Алиев С.Н Меры по осуществлению государственной программы совершенствования обучения английскому языку // Вестник педуниверситета. Серия общест. и филол. наук. –Душанбе – 2006. – № 3. – С. 55–60. (на тадж. яз.).

26.Алиев С.Н. Методический анализ урока английского языка – важное средство профессиональной подготовки студентов // Вестник педуниверситета. Серия обществен. наук. –Душанбе, 2005.– № 1 – С. 58–70.

27.Алиев С.Н. Семинар по школьным учебникам – важное средство подготовки студентов к педагогической практике // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук –Душанбе, 2002. –№ 1. – С. 71–72.

28.Алиев С.Н. Многоуровневое обучение: новый учебный план по английскому языку // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук. –Душанбе, 2002. – № 2. – С. 191–196. (на тадж. яз.).

29.Алиев С.Н. Роль активных методов обучения в формировании профессиональных качеств будущих учителей // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук –Душанбе, 2002.– № 1. – С. 71–72.

30.Алиев С.Н., Лутфуллоев М. О философии реформы системы образования // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук –Душанбе, 1999.–№ 2 . – С 41–45.

31.Алиев С.Н. Особенности обучения и профессиональной подготовки студентов в Американском Университете // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук. –Душанбе, 1999.– № 8. – С 8–20.

32.Алиев С.Н. Психологические особенности неуспевающих школьников в обучении: В помощь студентам–практикантам. Журнал «Мактаби Совети», 1990, № 1. – С. 7–11.(на тадж.яз).

33.Алиев С.Н. Эффективность различных форм организации самостоятельной работы студентов при изучении психологии / Организация самостоятельной работы студентов. // Методические рекомендации. –Душанбе, 1988.– С. 5–10.

34.Алиев С.Н. О социально–психологических особенностях формирования школьного коллектива: В помощь студентам–практикантам // Мактаби Совети: Учебно–методический журнал МО Респ. Таджикистан.–Душанбе, 1985.– № 12. –С. 3–6. (на тадж.яз).

35.Алиев С.Н.,Салибаев В.Х. Об особенностях коммуникативного поведения таджиков. В кн. Национально–культурная специфика речевого общения народов СССР. –М., 1982. – С.125–131.

Тезисы докладов и тексты выступлений на международных

и республиканских конференциях

36.Алиев С.Н. Роль педагогической практики в профессиональной подготовке будуших учителей английского языка // Мир–Язык – Человек: Материалы межд. научно–прак. конф. (27–29 марта), посв. 45–летию факультета иностранных языков. –Владимир: ВГГУ, 2008. – С. 308–314.

37.Алиев С.Н. Деловые игры в обучении иностранному языку // Материалы межд. конф. «Наука и современное образование», посв. 60–летию Таджикского государственного национального Университета. –Душанбе, 2008. – С.145–146.

38.Алиев С.Н. О государственной политике в сфере языкового образования в Республике Таджикистан // Материалы 1V межд. конф. «Язык, культура, общество» г. Москва, 27–30 сентября 2007. –М., 2007. – C. 221–222.

39.Алиев С.Н. Опыт реализации профессионально направленного обучения английскому языку в педагогическом вузе. // Перспективы развития науки и образования в XXI веке / Материалы II межд. научно–прак. конф. Часть 2. – Душанбе: «Эр – граф», 2006. – С. 348–351.

40.Алиев С.Н. Системный целевой подход к подготовке учителей английского языка – как условие формирования их профессиональной компетенции // Актуальн. проблемы филологии: Материалы II Ежегодной респ. научно–прак. конф. ( РТСУ, 28 февраля 2006 г.). –Душанбе – 2006. – С. 6–10.

41.Алиев С.Н. Учебные планы по английскому языку на основе требований многоуровневой подготовки специалистов в педвузах Республики Таджикистан // 10 лет реформ на постсоветском пространстве: ожидания, результаты, перспективы: Материалы межд. конф. Часть 4. –Алматы, 2001. – С. 315–317.

42.Алиев С.Н. Новый стандарт профессионального образования в подготовке специалистов по английскому языку // Подготовка пед. кадров: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы межд. конф. –Душанбе, 2001. – С. 31–32.

43.Алиев С.Н. Роль курсовых работ в подготовке учителей иностранных языков // Подготовка педагогических кадров в условиях многоуровневой системы обучения: Тезисы докладов научно–методической конф. Душанбе, 1998. – С.72–74. (на тадж.яз.).

44.Алиев С.Н. Место психологического анализа урока в формировании профессиональной направленности студентов // Подготовка педагогических кадров в условиях многоуровневой системы обучения: Тезисы докладов научно–методической конф. –Душанбе, 1998. – С.74–75. (на тадж.яз.).

45.Алиев С.Н. Л.С. Выготский – осноположник теории развивающего обучения (к 100–летию со дня рождения) // Материалы научной конф., посв. памяти К.Ш. Джураева: Тезисы докладов. –Душанбе, 1997. – С. 43–45.

46.Алиев С.Н. Особенности профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе // Материалы респ. научно–прак. конф. по проблеме. «Школа и будущий учитель», посв. 1100–летию Государства Саманидов (27–28 ноября 1997 г.). –Душанбе, 1997. – С.21–22.

47.Алиев С.Н. Психологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей // Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания и их роль в формировании подрастающего поколения : Тезисы докладов респ. научно–прак. конф. –Душанбе, 1995. – С. 56–57.

48.Алиев С.Н. Повышение интеллектуальной активности студентов в процессе преподавания курса психологии // Психологические вопросы совершенствования подготовки учительских кадров в педвузах и университетах в условиях непрерывного образования: Тезисы докладов респ. научно–практ. конф. Часть I. –Ташкент, 1991. – С.14–15.

49.Алиев С.Н. Изучение психолого–педагогических воззрений мыслителей Востока, как необходимое условие профессионального воспитания будущих учителей // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзн. научно–прак. конф. Часть 2.–Чебоксары, 1991.– С.119–120.

50.Алиев С.Н. Роль самостоятельной работы в развитии профессионального мышления студентов./ Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе: Тезисы докладов Всесоюзн. научно– прак. конф. –М., 1990. – С.156.

51.S.Aliev. Reforming Higher Education in Tajikistan: Legacies, Successes & Difficulties. / Annual Central Eurasian Studies Conference: Abstract of Papers // Ed . by R. Gliha & J. McKane. Bloomington, Indianа, USA, 2000. Р. 1–2.

52.S.Aliev. Toward Improving the quality of Teachers’ Training in Tajikistan / Annual Central Eurasian Studies Conference: Abstract of Papers // Ed. by J. Elverskog, A. Naymark, Bloomington, Indiana, USA. 1996. Р.74–75.