- Впервые в педагогической науке и истории образования Таджикистана изучены научно-педагогические основы развития и формирования профессиональной компетенции студентов - будущих учителей английского языка в педагогических вузах Республики Таджикистан на основе реализации системно-целевого подхода.
- Определены психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки учителей иностранных языков, в частности, системно-целевой способ развития и укрепления профессиональных личностных качеств студентов, необходимых для ведения самостоятельной обучающей деятельности в условиях средней общеобразовательной школы Республики Таджикистан.
- Определены особенности системно-целевого подхода и способы его реализации в развитии профессиональной компетенции студентов - будущих учителей иностранных языков в условиях опытно-экспериментального обучения.
- Разработана концептуальная основа профессиональной подготовки учителей иностранного (английского) языка, усиливающая идею системности профессиональной направленности специального педагогического образования.
- Определены системные отношения (в рамках профессиональной компетенции) между профессионально значимыми знаниями, владением обучающими умениями и личностными качествами характера молодого специалиста, с одной стороны, и его коммуникативной компетенцией,- с другой.
- Описаны условия и принципы, при которых иноязычное образование приобретает необходимую фундаментальность и глубину.
- Определены критерии экспериментального исследования обучающей деятельности студентов в период педагогической практики, направленных на выявление у будущих учителей педагогической рефлексии и мотивации.
программы, рекомендации
1.Алиев С.Н. Научно–педагогические основы развития профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка: Монография. Душанбе: Ирфон, 2008. 260 с.
2.Основы практической психологии образования: Учебно–методическое пособие / Под ред. доцента С.Н. Алиева. – Душанбе: Нодир, 2004.  512 с.
3.Психолого – педагогические вопросы профессионального становления студентов педагогического вуза // Сб. научных трудов / Под ред. С.Алиева и И.Тупайло. Душанбе, 1990. – 120 с.
4.Алиев С.Н. Программа курса «Актуальные воспросы методики и технологии обучения иностранным языкам»: Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностранные языки» в области образования.-Душанбе, 2008.-26 с.
5.Алиев С.Н. Программа курса методики обучения иностранному языку в средней школе. Для специальности № 033200 –“Иностранные языки” (английский язык). –Душанбе, 2006. – 46 с. (на тадж.яз.).
6.Алиев С.Н. и др. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки бакалавра по направлению 520300 – Филология, по специальности 02.17.02. – Англ. язык //Учебно–методические рекомендации для педвузов. –Душанбе: Шарки озод, 2000. – 48 с. ( в соавт. ).
7.Алиев С.Н. (ред.). Методические разработки к психологическим заданиям по педагогической практике. Душанбе, 1991. – 40 с.
8.Алиев С.Н. Изучение психологии учащихся: Методич. пособие в помощь студентам – практикантам. Душанбе: Маориф, 1985. – 32 с. (на тадж. яз).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
9.Алиев С.Н. Основные принципы организации обучения лингводидактическим дисциплинам в педагогическом вузе // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. – Душанбе, 2009. – № 1 (50). –С. 151–157.
10.Алиев С.Н. Теоретические основы формирования иноязычной профессиональной компетенции у будущих педагогов // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. – Душанбе, 2009. № 1 (50). –С. 230–236.
11.Алиев С.Н. Спецсеминар – важное средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя // Иностранные языки в школе. –М., 2008. –№ 2. –С. 59–65.
12.Алиев С.Н. Педагогическая практика как один из основных этапов освоения профессиональной компетенции учителя иностранного языка. // Известия АН Республики Таджикистан. –Душанбе, 2008. № 2. –С. 205–210.
13.Алиев С.Н., Гусейнова Т.В. Социально–правовой контекст совершенствования обучения русскому и английскому языкам в системе образования Таджикистана // Вопросы филологии.–М., 2007. –№ 3 (27), –С. 75–79.
14.Алиев С.Н. Роль специальных психологических знаний в профессиональной подготовке студентов // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. –Душанбе, 2007. – № 7 (39). –С. 35–47.
15.Алиев С.Н. Развитие педагогического мастерства будущих учителей иностранного языка // Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных наук. –Душанбе, 2007.– № 7(39). –С. 47– 58.
16.Алиев С.Н. Теоретические аспекты многоуровневой подготовки специалистов в педагогическом вузе // Известия АН Республики Таджикистан. –Душанбе, 2007. –№ 2. –С. 191–198
17.Алиев С.Н. Психолого–педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя иностранного языка. // Известия АН Республики Таджикистан.–Душанбе, 2007.– № 3.–С.183–190.
Статьи в сборниках научных трудов и журналах
18.Алиев С.Н. Психологические условия оптимизации обучения иностранному языку в школе // Вестник педуниверситета. Серия обществен. и филол. наук. –Душанбе, 2008.– № 4. –С.32–38.
19.Алиев С.Н. Государственная политика в области языкового образования и подготовки педагогических кадров // Вестник Российско–Таджикского (Славянского) университета. –Душанбе, 2007. – № 1(15). – С. 202–213.
20.Алиев С.Н. Концепция формирования иноязычной профессиональной компетенции у будущих учителей // Вестник Российско–Таджикского (Славянского) университета. –Душанбе, 2007. – № 2 (16). – С. 226–233.
21.Алиев С.Н. Формирование основ профессионального мастерства студентов – будущих учителей иностранного языка. // Вестник Российско–Таджикского (Славянского) университета. –Душанбе, 2007. –№ 4 (18). – С. 172–179.
22.Алиев С.Н. О системном подходе к профессиональной подготовке учителя иностранного языка // Материалы ежегодной научно–теоретической конференции преподавателей и студентов педуниверситета им. С. Айни // Вестник педуниверситета: Специальный выпуск. –Душанбе, 2007. – С. 22–24.
23.Алиев С.Н. Анализ и оценка УМК по английскому языку // Вестник педуниверситета. Серия обществен. и филол. наук.–Душанбе, 2007.-№ 1.-С. 65–71.
24.Алиев С.Н. Политика государства в области языкового образования // Русский язык и литература в школах Таджикистана: Учебно–методический журнал МО Респ. Таджикистан. –Душанбе, 2007, –№ 2 (238). – С. 19–25.
25.Алиев С.Н Меры по осуществлению государственной программы совершенствования обучения английскому языку // Вестник педуниверситета. Серия общест. и филол. наук. –Душанбе – 2006. – № 3. – С. 55–60. (на тадж. яз.).
26.Алиев С.Н. Методический анализ урока английского языка – важное средство профессиональной подготовки студентов // Вестник педуниверситета. Серия обществен. наук. –Душанбе, 2005.– № 1 – С. 58–70.
27.Алиев С.Н. Семинар по школьным учебникам – важное средство подготовки студентов к педагогической практике // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук –Душанбе, 2002. –№ 1. – С. 71–72.
28.Алиев С.Н. Многоуровневое обучение: новый учебный план по английскому языку // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук. –Душанбе, 2002. – № 2. – С. 191–196. (на тадж. яз.).
29.Алиев С.Н. Роль активных методов обучения в формировании профессиональных качеств будущих учителей // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук –Душанбе, 2002.– № 1. – С. 71–72.
30.Алиев С.Н., Лутфуллоев М. О философии реформы системы образования // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук –Душанбе, 1999.–№ 2 . – С 41–45.
31.Алиев С.Н. Особенности обучения и профессиональной подготовки студентов в Американском Университете // Вестник педуниверситета. Серия филол. и обществен. наук. –Душанбе, 1999.– № 8. – С 8–20.
32.Алиев С.Н. Психологические особенности неуспевающих школьников в обучении: В помощь студентам–практикантам. Журнал «Мактаби Совети», 1990, № 1. – С. 7–11.(на тадж.яз).
33.Алиев С.Н. Эффективность различных форм организации самостоятельной работы студентов при изучении психологии / Организация самостоятельной работы студентов. // Методические рекомендации. –Душанбе, 1988.– С. 5–10.
34.Алиев С.Н. О социально–психологических особенностях формирования школьного коллектива: В помощь студентам–практикантам // Мактаби Совети: Учебно–методический журнал МО Респ. Таджикистан.–Душанбе, 1985.– № 12. –С. 3–6. (на тадж.яз).
35.Алиев С.Н.,Салибаев В.Х. Об особенностях коммуникативного поведения таджиков. В кн. Национально–культурная специфика речевого общения народов СССР. –М., 1982. – С.125–131.
Тезисы докладов и тексты выступлений на международных
и республиканских конференциях
36.Алиев С.Н. Роль педагогической практики в профессиональной подготовке будуших учителей английского языка // Мир–Язык – Человек: Материалы межд. научно–прак. конф. (27–29 марта), посв. 45–летию факультета иностранных языков. –Владимир: ВГГУ, 2008. – С. 308–314.
37.Алиев С.Н. Деловые игры в обучении иностранному языку // Материалы межд. конф. «Наука и современное образование», посв. 60–летию Таджикского государственного национального Университета. –Душанбе, 2008. – С.145–146.
38.Алиев С.Н. О государственной политике в сфере языкового образования в Республике Таджикистан // Материалы 1V межд. конф. «Язык, культура, общество» г. Москва, 27–30 сентября 2007. –М., 2007. – C. 221–222.
39.Алиев С.Н. Опыт реализации профессионально направленного обучения английскому языку в педагогическом вузе. // Перспективы развития науки и образования в XXI веке / Материалы II межд. научно–прак. конф. Часть 2. – Душанбе: «Эр – граф», 2006. – С. 348–351.
40.Алиев С.Н. Системный целевой подход к подготовке учителей английского языка – как условие формирования их профессиональной компетенции // Актуальн. проблемы филологии: Материалы II Ежегодной респ. научно–прак. конф. ( РТСУ, 28 февраля 2006 г.). –Душанбе – 2006. – С. 6–10.
41.Алиев С.Н. Учебные планы по английскому языку на основе требований многоуровневой подготовки специалистов в педвузах Республики Таджикистан // 10 лет реформ на постсоветском пространстве: ожидания, результаты, перспективы: Материалы межд. конф. Часть 4. –Алматы, 2001. – С. 315–317.
42.Алиев С.Н. Новый стандарт профессионального образования в подготовке специалистов по английскому языку // Подготовка пед. кадров: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы межд. конф. –Душанбе, 2001. – С. 31–32.
43.Алиев С.Н. Роль курсовых работ в подготовке учителей иностранных языков // Подготовка педагогических кадров в условиях многоуровневой системы обучения: Тезисы докладов научно–методической конф. Душанбе, 1998. – С.72–74. (на тадж.яз.).
44.Алиев С.Н. Место психологического анализа урока в формировании профессиональной направленности студентов // Подготовка педагогических кадров в условиях многоуровневой системы обучения: Тезисы докладов научно–методической конф. –Душанбе, 1998. – С.74–75. (на тадж.яз.).
45.Алиев С.Н. Л.С. Выготский – осноположник теории развивающего обучения (к 100–летию со дня рождения) // Материалы научной конф., посв. памяти К.Ш. Джураева: Тезисы докладов. –Душанбе, 1997. – С. 43–45.
46.Алиев С.Н. Особенности профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе // Материалы респ. научно–прак. конф. по проблеме. «Школа и будущий учитель», посв. 1100–летию Государства Саманидов (27–28 ноября 1997 г.). –Душанбе, 1997. – С.21–22.
47.Алиев С.Н. Психологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей // Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания и их роль в формировании подрастающего поколения : Тезисы докладов респ. научно–прак. конф. –Душанбе, 1995. – С. 56–57.
48.Алиев С.Н. Повышение интеллектуальной активности студентов в процессе преподавания курса психологии // Психологические вопросы совершенствования подготовки учительских кадров в педвузах и университетах в условиях непрерывного образования: Тезисы докладов респ. научно–практ. конф. Часть I. –Ташкент, 1991. – С.14–15.
49.Алиев С.Н. Изучение психолого–педагогических воззрений мыслителей Востока, как необходимое условие профессионального воспитания будущих учителей // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзн. научно–прак. конф. Часть 2.–Чебоксары, 1991.– С.119–120.
50.Алиев С.Н. Роль самостоятельной работы в развитии профессионального мышления студентов./ Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе: Тезисы докладов Всесоюзн. научно– прак. конф. –М., 1990. – С.156.
51.S.Aliev. Reforming Higher Education in Tajikistan: Legacies, Successes & Difficulties. / Annual Central Eurasian Studies Conference: Abstract of Papers // Ed . by R. Gliha & J. McKane. Bloomington, Indianа, USA, 2000. Р. 1–2.
52.S.Aliev. Toward Improving the quality of Teachers’ Training in Tajikistan / Annual Central Eurasian Studies Conference: Abstract of Papers // Ed. by J. Elverskog, A. Naymark, Bloomington, Indiana, USA. 1996. Р.74–75.