Научная тема: «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА»
Специальность: 13.00.05; 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Определено, что поликультурное отечественное воспитание представляет собой интегративно-плюралистический процесс, реализующийся в таких направлениях, как: освоение русской культуры, являющейся основным посредником с культурой мира на базе изучения русского языка как государственного и языка межнационального общения; приобщение к традициям национальной культуры и развитие стремления к их сохранению и творческому преобразованию; знание основных тенденций развития мировой культуры и воспитание на позициях общечеловеческих нравственных ценностей.
  2. Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона, а именно: проблемно-тематическое структурирование содержания образования;  опора на инновационные педагогические технологии (создание диалогического пространства занятия, проектные технологии, коммуникативные тренинги межкультурного диалога, самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, деловые игры, драматизация, игровое моделирование и т.д.); соотносительность в культурно-образовательной среде динамики культуры и процесса личностного становления; активизация особых механизмов культурного саморазвития личности в процессе коллективной творческой деятельности.
  3. Научно определено и доказано в практике положение о доминантной роли культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания молодежи, которая понимается как личностно-ориентированная образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования, когда учебно-воспитательный процесс строится на  принципах гуманизма, толерантности, плюрализма, историзма.
  4. Определены структурно взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты толерантного сознания: перцептивный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный. Раскрыты общие (непрерывность, целостность, гуманистическая направленность) и специфические, проявляющиеся в сфере возрастных особенностей молодежи и сфере творческой реализации их мировоззренческих установок - признаки развития толерантного сознания молодежи.
  5. Разработаны научные основы создания системы педагогического сопровождения развития толерантного сознания у молодежи в условиях многонациональных регионов. Доказано, что педагогическое сопровождение выступает в этом случае как комплексная технология поддержки молодого человека той или иной возрастной группы в  решении  задач  его личностного развития,  обучения,  воспитания, социализации.
  6. Подтверждена значимость коллективной творческой деятельности для достижения у молодежи высокого уровня межкультурной коммуникации. Выделены виды коммуникации внутри творческих коллективов (межличностная коммуникация, коммуникация малых групп, взаимоотношения солиста и группы в целом, общегрупповая коммуникация) и описаны уровни ее проявления (определяющий, предпочтительный,     конвенциональный,    периферийный).
Список опубликованных работ
I. Публикации в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации и НРФ.

1.Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник МГУКИ. – 2008. – №5. – С. 69-74 (0,8 п.л.).

2.Абдуразакова Д.М. Методологические аспекты развития толерантного сознания личности // Вестник МГУКИ. – 2008. – №6. – С. 104-109 (0,9 п.л.)

3.Абдуразакова Д.М. Влияние единой культурно-образовательной сферы в процессе становления толерантного сознания молодежи многонационального региона // Вестник МГУКИ. – 2009. – №1. – С

4.Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания у молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона // Вестник МГУКИ. – 2009. – №1. – С.

5.Абдуразакова Д.М. Особенности реализации педагогической модели развития толерантного сознания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона // Орел, 2009 г. №1. – С.

6.Абдуразакова Д.М. Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе становления толерантного сознания учащейся молодежи многонационального региона // Педагогика искусства. Электронный журнал: art-education.ru / AE-magazine.

7.Абдуразакова Д.М. Некоторые аспекты формирования толерантного и этнокультурного поведения подрастающего поколения в сельской среде Дагестана. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова /Акмеология образования. - Кострома, том 11; № 4. 2005. –С. 136-141.

8.Абдуразакова Д.М. Сельская община Дагестана как естественная среда формирования толерантных отношений. Сибирский педагогический журнал. № 4, 2008. - С. 230-237.

9.Абдуразакова Д.М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности / Известия Южного Федерального Университета. 2009. №1.

II. Монографии.

10.Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона –М.: МГУКИ, .-220 с. (монография)

III. Программы и учебные пособия.

11.Абдуразакова Д.М. Семья-этнос-культура. Программа спецкурса. Махачкала, 1995. – 15 с.

12.Абдуразакова Д.М. Педагогические теории и системы. Программа курса для студентов факультета педагогики и психологии. Махачкала, 1996. – 15 с.

13.Абдуразакова Д.М. Моделирование воспитательных систем образовательных учреждений. Программа для студентов факультета педагогики и психологии. Махачкала, 1997. – 18 с.

14.Абдуразакова Д.М. Педагогические теории и системы. Программа курса для студентов-заочников факультета педагогики и психологии. Махачкала, 1997. – 12 с.

15.Абдуразакова Д.М. Моделирование воспитательных систем образовательных учреждений. Практикум для студентов факультета педагогики и психологии. Махачкала, 1998. – 17 с.

16.Абдуразакова Д.М. Педагогические теории и системы. Программа. Программа и учебно-методические материалы для студентов факультета педагогики и психологии. Махачкала, 2000. – 13 с.

17.Абдуразакова Д.М. Дневник и программа педагогической практики студентов 4-5 курсов факультета «Правоведение». Учебно-методическое пособие для студентов. Махачкала: ДГПУ, 2002. – 12 с.

18.Абдуразакова Д.М. Педагогика и психология ненасилия. Программа спецкурса. Махачкала: ДГПУ, 2002. – 10 с.

19.Абдуразакова Д.М. Методология психолого – педагогических исследований. Программа спецкурса. Махачкала: ДГПУ, 2002. – 9 с.

20.Абдуразакова Д.М. Теория и методика обучения праву. Учебно-методическое пособие. Махачкала: Деловой мир, 2003 – 222 с.

21.Абдуразакова Д.М. Теория и методика обучения праву в таблицах и схемах. Учебно-методические материалы для студентов факультета «Правоведение». – Махачкала, 2004. - 35 с.

22.Абдуразакова Д.М. Интерактивные методы обучения праву Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. – Москва: «Спутник +», 2008. – 125 с.

23.Абдуразакова Д.М., Гаджиева П.Д. Основы научной и учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Правоведение». – Махачкала: ДГПУ, 2006. – 130 с.

24.Абдуразакова Д.М. Теория и методика обучения праву (переизданное) Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. – Махачкала, 2007. – 222 с.

25.Абдуразакова Д.М., Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова Д.И. Методика преподавания прав ребенка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. - 218 с. (авт. вклад 60%).

IV. Научные статьи, тезисы выступлений и докладов.

26.Абдуразакова Д.М. Традиции и обычаи в народной педагогике Дагестана. НИИ теории и истории педагогики РАН. – М., 1992. – 29с. Библиграф. ОЦНН, «Школа и педагогика», 29.06.92г., №112. – 29 с.

27.Абдуразакова Д.М. Намус как фактор гуманизации межличностных отношений в школах Дагестана. Сб.: Современная школа: Тезисы межд. научно-практ. конференции,М.,1993. -3 с.

28.Абдуразакова Д.М. Педагогический опыт старших поколений и его роль в формировании личности школьника. /Сб.: Актуальные проблемы развития личности: теория и практика: Тезисы научно-практ. конференции молодых ученых. – М., 1994. – 2 с.

29.Абдуразакова Д.М. Воспитательный потенциал среды горного Дагестана: его особенности. /Сб.: Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. Под ред. Л.И. Новиковой и др.- М., 1996. – 9 с.

30.Абдуразакова Д.М. Воспитательная система авторской школы. Сб.:Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: Тезисы 3 Респ.науч.-практ. конференции. – Карачаевск,1997. – 4 с.

31.Абдуразакова Д.М. Воспитательное пространство в рамках малого социума-аула. Сб.: Воспитательное пространство: концепция и проблемы моделирования. Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. – Тверь - Москва, 1997. – 9 с.

32.Абдуразакова Д.М. Народная игра как средство коррекции личности. Сб.: Тезисы докладов Всероссийской науч.-практ. конференции «Коррекционно-развивающее обучение». Махачкала, 1997. – 5 с.

33.Абдуразакова Д.М. Воспитательное пространство как фактор гуманизации межличностных отношений. /Сб.:Современные проблемы профессионального мировоззрения, деятельности и поведения преподавателя высшей школы. Махачкала, ДГПУ,1998. – 4 с.

34.Абдуразакова Д.М. Воспитательная среда как педагогическое понятие и феномен реальной действительности. /Сб.: Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире: Тезисы 4-й Респ. науч.-практ. конференции.- Карачаевск, 1998. – 2-с.

35.Абдуразакова Д.М., Муталимова А.М. Свободное воспитание в истории педагогики. /Сб. научных трудов ДГПУ – Махачкала: ДГПУ, 1999. – 10 с.

36.Абдуразакова Д.М. Единое воспитательное пространство – феномен педагогической действительности. Современные проблемы культуры и воспитания /Сб. научных трудов. - Махачкала: ДГПУ, 1999. – 6 с.

37.Абдуразакова Д.М. Гуманизация образования в кризисном обществе. Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. Межвузовский сб. научно-метод. трудов преподавателей. – Махачкала, ДГПУ, 2000. - 6 с.

38.Абдуразакова Д.М. Межвозрастное общение: функции и этапы (статья). Современная наука: проблемы и перспективы /Под. ред. д.п.н., проф. Маллаева Д.М. /Сб. статей к юбилею факультета педагогики и психологии. Махачкала, 2000. – 4 с.

39.Абдуразакова Д.М. Воспитательное пространство в условиях малого социума-аула. /Сб. статей к юбилею ФПиП. Махачкала,2000. – 5 с.

40.Абдуразакова Д.М. Модель «преподаватель-студент» в системе педагогического образования. Проблемы методической подготовки студентов в условиях многоуровнего образования. (Сб. статей преподавателей ДГПУ). Махачкала: ДГПУ, 2001. – 3 с.

41.Абдуразакова Д.М. Личность ребенка в воспитательной системе школы. /Сб.: Будущие науки: методология познания и образовательные технологии. Тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников ДГПУ. – Махачкала: ДГПУ, 2001. -5 с.

42.Абдуразакова Д.М. Школа как открытая социально-педагогическая система. /Сб.: Интеграция культур в смыслосозидающем образовании. Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Махачкала: ИПЦДГУ, 2002. – 2 с.

43.Абдуразакова Д.М. Средовой подход в воспитании учащихся сельских школ Дагестана. /Сб.: Социально-педагогическая работа в современных условиях. Материалы научно-практической конференции Армавирского Гос. Пед. Университета. -Армавир, 2002. – 3 с.

44.Абдуразакова Д.М. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: «Новый учебник», 2002. – 2 с.

45.Абдуразакова Д.М. Личность ребенка в воспитательной системе школы. Сб. докладов научной сессии преподавателей и сотрудников Даггоспедуниверситета. Махачкала, ДГПУ, 2002. – 8с.

46.Абдуразакова Д.М. Сельская община Дагестана, как фактор воспитания. Сб.: Ислам в культурном ландшафте России: история и современность. Материалы научно-практ.конференции. – Томск: ТГПУ,2002. – 4 с.

47.Абдуразакова Д.М. Средовой подход в воспитании учащихся сельских школ Дагестана. /Сб.: Социально – педагогическая работа в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Армавир: центр АГПИ,2002. – 6 с.

48.Абдуразакова Д.М. Становление профессионального самосознания у студентов в процессе их обучения. /Сб. статей преподавателей Даггоспедуниверситета. – Махачкала, 2002. – 5 с.

49.Абдуразакова Д.М. Социальные факторы воспитания: община, род, семья. /Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия: Семейное воспитание: история и современность. Материалы 24 всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: «Verba Magistri»,2003. – 3 с.

50.Абдуразакова Д.М. Подготовка студентов к работе с дезадаптированными детьми. Сб.: Реализация воспитательного потенциала педагогического образования в условиях вхождения России в Болонский процесс. Материалы 3 Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2005. -7 с.

51.Абдуразакова Д.М. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Сб.: Актуальные проблемы гражданско-правового образования //Материалы научно-практической конференции. – Махачкала: ДГПУ, 2007. -6 с.

52.Абдуразакова Д.М. Подготовка будущих учителей к работе с детьми соц.-проблемного поведения. Сб. материалов научно-практической конференции «Юридическое образование и наука». Выпуск 1. - Махачкала, 2006. – 7 с.

53.Абдуразакова Д.М. Воспитательный потенциал интерактивного обучения студентов в педагогическом вузе. Сб. материалов Международной научно-практической конференции 24-25 апреля. Махачкала: ДНЦ РАО, 2008. - С. 370-374

54.Абдуразакова Д.М. Подходы к формированию толерантности у молодёжи. Сб. материалов республиканской научно-практической студентов и преподавателей «Культура толерантности: проблемы и пути решения». Махачкала: Изд-во «ДГПУ». 2008. - 5 с.

55.Абдуразакова Д.М. Особенности формирования толерантной личности в юношеском возрасте (статья) //Материалы всероссийской научно-практической конференции (19-20 декабря). «Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы». –Материала: ДГПУ, - 5 с.

56.Абдуразакова Д.М. Воспитательный потенциал интерактивного обучения студентов в педагогическом вузе. Психологическая служба в системе образования. /Сб. материалов Международной научно-практической конференции ( 24-25 апреля). – Махачкала: ДНЦ РАО, 2008. - 5 с.

57.Абдуразакова Д.М. Абдуразакова Д.М., Гасанов М.Г. Правовое образование учащихся общеобразовательных школ как основа формирования толерантности. Культура толерантности: проблемы и пути решения / Сб. материалов республиканской научно-практической конференции студентов и преподавателей Махачкала: Изд-во «ДГПУ». 2008. - 8 с. (авт. вкалад 60%)

58.Абдуразакова Д.М., Абдуразакова А.Н.Использование современных педагогических технологий формирования толерантности в правовом образовании учащихся. Материалы международной конференции (18-19 сентября) «Гуманизация инновационного образования: перспективы и достижения» - М., 2008. - С.149-154. (авт. вклад 60%).