Научная тема: «РАЗВИТИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В отличие от предшествующих работ, проблема развития парадоксального характера мышления как характеристика стиля физического мышления стала объектом специального научного исследования; рассмотрен философский аспект проблемы в рамках различных философских конструкций. Определена возможность развития парадоксального характера физического мышления, заключающаяся в исключительной сбалансированности качественного и количественного подходов к исследованию изучаемых явлений.
  2. Впервые обосновано понятие парадоксального характера мышления при обучении физике в средней школе, которое необходимо развивать на основе следующих положений: 1)использования аналогий, позволяющих применять одинаковый математический аппарат при описании явлений различной физической природы; 2)рассмотрения различной физической трактовки одних и тех же математических выражений; 3)обобщения математической модели рассматриваемых явлений; 4)включения физических соображений на различных этапах сформулированной математической задачи; 5)использования принципа дополнительности при анализе физических и математических моделей явления; 6)использования математических представлений в качестве не только инструмента, но и источника принципов, на которых формулируется физическая теория; 7)оценки уровня математической строгости при анализе уравнений, описывающих рассматриваемый процесс; 8)понимания и умения использовать принцип математической красоты, как критерия правильности физической теории.
  3. Представлено комплексное исследование изучение проблемы развития парадоксального характера мышления через использование физических парадоксов, определяющее их место, роль, причины появления и целесообразность использования при обучении физике в средней и высшей школе.
  4. В работе впервые разработана методическая система развития парадоксального характера мышления при обучении физике в средней школе; предложена методика последовательного использования парадоксов на различных ступенях обучения физике.
Список опубликованных работ
Монография и учебно-методические работы

1.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Парадоксальность физического мышления. Мо-нография СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 280 с. (17,5./5,8 п.л.)

2.Ситнова Е.В., Маслова О.К. Парадоксы как средство развития физического мышления. Методическое пособие. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 2008. – с. 120. (6, 98/5,24 п.л.)

3.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Методические указания по использованию физиче-ских парадоксов на II ступени обучения. – Иваново: РИО ИвГУ, 1990. – с. 16. (1/0,5 п.л.)

4.Ситнова Е.В., Попчук В.В. Методические указания по использованию физиче-ских парадоксов на уроках физики в педагогических училищах и педагогиче-ских колледжах. – Иваново: РИО ИвГУ, 1993. – с. 16. (1/0,5 п.л.)

5.Ситнова Е.В. Методические указания по использованию материалов истории физики в средней школе. Методические рекомендации. – Иваново: РИО ИвГУ, 1993. – с. 16. (0,93 п.л.)

6.Блинов А.П., Кулаков В.Е., Максимов Ю.В., Ситнова Е.В. Электричество. Ме-тодические указания к лабораторному практикуму. Работы 10-13. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 1994. – с. 28. (1,75/0,44 п.л.)

7.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Демонстрационные опыты по механике. Кинематика. Методические указания в помощь студенту-практиканту и начинающему учи-телю. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 1995. – с. 20. (1,16/0,58 п.л.)

8.Ситнова Е.В. Физические парадоксы в системе обучения физике. Автореф. дис-сертации кандидата педагогических наук. – СПб.: ГУКПК, 1997. – с. 18 (1 п.л.)

9.Кулаков В.Е., Ситнова Е.В. Методика преподавания физики. Методические ука-зания для студентов, получающих дополнительную специальность «Преподава-тель». – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2001. – с. 28. (1,63/0,83 п.л.)

10.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Изучение вращательного движения тел. Методиче-ские указания по выполнению лабораторной работы для студентов, получаю-щих дополнительную специальность «Преподаватель». – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2002. – с. 12. (0,7/0,35 п.л.)

11.Блинов А.П., Кулаков В.Е., Ситнова Е.В. Физика. Методические указания для студентов 3 курса математического факультета. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2003. – с. 12. (0,7/0,25 п.л.)

12.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 8. Демонстрационные опыты по кинематике. Методические указания по выполнению лабораторного практи-кума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004, 2006. – с. 20. (0,16/0,08 п.л.)

13.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 9. Проверка законов механи-ки на приборе ПДЗМ. Методические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004, 2006. – с. 8. (0,7/0,35 п.л.)

14.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 10. Изучение вращательного движения тел. Методические указания по выполнению лабораторного практи-кума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004, 2006. – с. 12. (0,7/0,35 п.л.)

15.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 11. Строение вещества. Ме-тодические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004. – с.8. (0,7/0,35 п.л.)

16.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 12. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Методические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004, 2006. – с.12. (0,7/0,35 п.л.)

17.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 13. Свойства газов и паров. Методические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004, 2006. – с.8. (0,7/0,35 п.л.)

18.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 14. Теплопередача и работа. Методические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004. – с.12. (0,7/0,35 п.л.)

19.Кулаков В.Е., Ситнова Е. В. Теория и практика методики обучения физике. Ме-тодические указания для студентов 4 курса физического факультета. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2004. – с.40. (2,33/1,17 п.л.)

20.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 15. Электростатика. Методи-ческие указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005, 2008. – с.14. (0,7/0,35 п.л.)

21.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 16. Постоянный ток и его за-коны. Методические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005, 2008. – с.10. (0,7/0,35 п.л.)

22.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 17. Электрические свойства полупроводников. Методические указания по выполнению лабораторного прак-тикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005, 2008. – с.16. (0,7/0,35 п.л.)

23.Ситнова Е.В., Белова Т.В. Лабораторная работа № 19. Электромагнитная ин-дукция. Методические указания по выполнению лабораторного практикума. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005, 2008. – с.16. (0,7/0,35 п.л.)

24.Ситнова Е.В., Кубасова Е.С. Экспериментальные задачи по физике. Методиче-ские указания. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2008. – с.40. (2,56/1,28 п.л.)

Статьи в ведущих рецензируемых журналах

25.Кондратьев А.С., Ляпцев А.В., Ситнова Е.В. О развитии физического мышления. // Физическое образование в вузах. Т.13. №3. М.: Издательский Дом МФО, 2007. – с. 3 – 12. (0,89/0,27п.л.)

26.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Физическое мышление на современном этапе развития науки. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №8 (34): Обще-ственные и гуманитарные науки. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – с. 7 – 20. (1,78/0,88 п.л.)

27.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Развитие парадоксальности мышления при изучении основ квантовой физики в средней школе // Наука и школа. № 2. М.: МПГУ, 2007. – с. 58 – 61. (0,5/0,25 п.л.)

28.Ситнова Е.В. Методическая система развития парадоксальности мышле-ния при обучении физике // Среднее профессиональное образование. №4. – М.: Миратос, 2007. – с. 63 – 65. (0,44 п.л.)

29.Ситнова Е.В. Психолого-педагогические аспекты развития парадоксально-сти мышления при обучении физике в средней школе. // Сибирский педа-гогический журнал. № 1. - Новосибирск: Немо Пресс, 2008. – с. 371 – 376. (0,52 п.л.)

30.Ситнова Е.В., Майорова Н.С. Формирование естественно научной картины мира у школьников на основе парадоксальности мышления // Сибирский педагогический журнал. № 7. – Новосибирск: Немо Пресс, 2008. – с. 277 – 283. (0,52/0,26 п.л.)

31.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Физические задачи как средство развития парадоксального характера мышления // Сибирский педагогический жур-нал. № 2. - Новосибирск: Немо Пресс, 2009. – с. 256 – 261. (0,52/0,26 п.л.)

Научные статьи в журналах и трудах Международных конференций

32.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Физические парадоксы в системе обучения фи-зике. // Физика в системе современного образования. Тез. докладов IV Межд. конф. Ч.1. – Волгоград: Перемена, 1997. – с. 118 – 119. (0,13/0, 06 п.л.)

33.Ситнова Е.В., Смирнов В.В. К вопросу об учебных парадоксах физики микро-мира. // Физика в школе и ВУЗе: Межд. сб. научн. статей. Выпуск 1. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – с. 34 – 36. (0,19/0,1п.л.)

34.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Развитие творческой одаренности в процессе обуче-ния физике. // Физика в школе и ВУЗе. Межд. сб. научн. статей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – с. 73 – 76. (0,25/0,13 п.л.)

35.Кулаков В.Е., Ситнова Е.В., Хромова Л.А. Личностно-ориентированные техно-логии при обучении физике. // Физика в школе и ВУЗе: Межд. сб. научн. статей. Выпуск 2. - СПб.: БРАН, 2005. – с. 70 – 73. (0,19/0,08 п.л.)

36.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Парадоксальность физического мышления как фактор качества физического образования. // Физика в школе и ВУЗе: Межд. сб. научн. статей. Выпуск 3. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – с. 3 – 5. (0,19/0,09 п.л.)

37.Ситнова Е.В. Физические парадоксы как один из компонентов развития физиче-ского мышления. // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики. Материалы Межд. научно-практич. конф.. В 2 ч. Ч.1. – Екатерин-бург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006. с. 218. (0,13 п.л.)

38.Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Физические парадоксы как критерий компетент-ности в современном физическом образовании. // Академические чтения. Вы-пуск 6. - СПб.: СПбГИПСР, 2006. – с. 117 -119. (0,38/0,19 п.л.)

39.Кондратьев А.С., Ляпцев А.В., Ситнова Е.В. Компьютерное моделирование при изучении физики. Проверка корректности модели и вычислений. // Компьютер-ные инструменты в образовании. №2. – СПб.: КИО, 2006. – с.52 – 57. (0,87/0,29 п.л.)

40.Ситнова Е.В. Онтогенетический подход к обучению физике. // Физика в школе и ВУЗе: Межд. сб. научн. статей. Выпуск 5. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – с. 104 – 107. (0,19 п.л.)

41.Ситнова Е.В. Развитие парадоксальности мышления при обучении физике. // Физика в системе современного образования. Матер. 9 межд. конф.Т.2. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – с. 151 – 152. (0,13 п.л.)

42.Ситнова Е.В. Физические задачи как средство развития парадоксальности мыш-ления. // Физика в школе и ВУЗе: Межд. сб. научн. статей. Выпуск 6. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – с. 121 – 124. (0,25 п.л.)

43.Ситнова Е.В., Николаева Л.П. Видеоролики как средство развития парадоксаль-ности мышления учащихся при изучении физики. // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики. Матер. Межд. научно-практич. конф. В 2 ч. Ч.1. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007. – с. 178 – 180. (0,13/0,07 п.л.)

44.Ситнова Е.В. Физическое мышление как эталон научного мышления. Депони-рование в ВИНИТИ 03.12.2007г. № 1115-B2007.

45.Ситнова Е.В. Физические парадоксы как способ осуществления «мягкой» моде-ли обучения физике. // Физика в школе и ВУЗе: Межд. сб. научн. статей. Вы-пуск 8. - СПб.: БРАН, 2008. – с. 67 – 70. (0,25 п.л.)

Статьи в научных и методических сборниках

46.Ситнова Е.В. Дидактические особенности использования парадоксов на уроках физики. // Актуальные общественно-политические и научно-технические про-блемы. Тез. докладов IV областной конф. молодых ученых - Иваново: ИЭИ, 1990. - с.144. (0,05 п.л.)

47.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Роль физических парадоксов в активизации позна-вательной деятельности студентов и школьников. // Современный учебный процесс: традиции и новые подходы в обучении. Тез. научно-практич. конф. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 1993. – с. 5. (0,06/0,03 п.л.)

48.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Физические парадоксы в системе дифференциро-ванного обучения. // Преподавание физики и астрономии в школе: состояние, проблемы, перспективы. Тез. докладов региональной научно-метод. конф. - Н.Новгород: НГПУ, 1994. - с.22-23. (0,12/0,06 п.л.)

49.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Парадоксы в истории физики и их отражение в учебном процессе. // Проблема управления качеством подготовки специалистов в учебном процессе. Тез. научно-практ. конф. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 1994. – с. 3 – 4. (0,06/0,03 п.л.)

50.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Использование физических парадоксов в системе дифференцированного обучения. // Методологические проблемы физического образования. Матер. научн. конф. - СПб.: ЭОС, 1994. - с. 16 – 17. (0,12/0,06 п.л.)

51.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Использование парадоксов истории физики в учеб-ном процессе. // Методологические проблемы физического образования. Матер. научн. конф - СПб.: Образование, 1995. - с.19 - 20. (0,12/0,06 п.л.)

52.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Методологические вопросы физического образова-ния. // Университетский курс общей физики: современные проблемы. Тезисы докладов 2-й Всеросс. научно-метод. конф. – М.: 1996. – с. 41 – 43. (0,17/0,08 п.л.)

53.Ситнова Е.В. Физические парадоксы как средство развития физического мыш-ления учащихся средней школы. // Физическое образование в школе и вузе. Ма-тер. научно-практич. межвузовской конф. – СПб.: Образование, 1997. – с. 13 – 14. (0,12 п.л.)

54.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Анализ метода размерностей в курсе физики сред-ней школы. // Преподавание физики в школе и вузе. Матер. научн. конф. – СПб.: Образование, 1997. – с. 71 – 72. (0,12/0,06 п.л.)

55.Ситнова Е.В. Физические задачи – основной компонент физического образова-ния. // Ивановский государственный университет. Юбилейный сб. тезисов ста-тей молодых ученых. - Иваново: Ив. гос. ун-т, 1998. – с. 126 – 127. (0,12 п.л.)

56.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Проблемные ситуации при изучении вопросов кван-товой физики. // Молекулярная физика неравновесных систем. Матер. итоговой научн. конф. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 1998. – с. 97. (0,06/0,03п.л.)

57.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Неизбежность появления парадоксов в физике и их отражение в учебном процессе. // Ивановский государственный университет. Юбилейный сб. научн. статей. Ч.2. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 1998. – с.151 -155. (0,27/0,14 п.л.)

58.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Метод гипотез как один из методов развития физи-ческого мышления учащихся. // Методика обучения физике в школе и вузе. Сб. научн. статей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – с. 111 – 112. (0,12/0,06 п.л.)

59.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Моделирование в научном познании. // Модели и моделирование в методике обучения физике: Матер. докладов республиканской научно-теоретич. конф. – Киров: Изд-во Вятского ГПУ, 2000. – 63 – 64. (0,13/0,07 п.л.)

60.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Моделирование в обучении физике. Вестник ИвГУ. Вып.2. – Иваново: Ив.гос.ун-т, 2001. – с.110 – 115. (0,44/0,22 п.л.)

61.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Формирование педагогических умений и навыков у будущих учителей физики. // Формирование учебных умений в процессе реали-зации стандартов образования. Тез. докладов Зональной научн.-практич. конф. – Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2001. – с.19 – 20. (0,12/0,006 п.л.)

62.Ситнова Е.В., Хромова Л.А. Связь «школа-ВУЗ»: спецкурс по физике для уча-щихся 10-х классов как первый шаг к учебе в ВУЗе. // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Сб. ст. по итогам научн. конф. Ч.1. Естеств. и техн. науки. – Иваново: Ив.гос.ун-т , 2002. – с. 199. (0,09/0,05 п.л.)

63.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Систематизация и обобщение знаний по физике на основе структурно-логического подхода. // Научно-исследовательская деятель-ность в классическом университете. Сб. ст. по итогам научн. конф. Ч.1. Естеств. и техн. науки. – Иваново: Ив.гос.ун-т , 2002. – с. 194 – 195. (0,18/0,09 п.л.)

64.Ситнова Е.В., Березина Е.В. Особенности работы по программе «Развитие ода-ренных детей на спецкурсе «Физика»». // Научно-исследовательская деятель-ность в классическом университете: ИвГУ – 2003. Матер. научн. конф. – Ивано-во: Ив.гос.ун-т , 2003. – с. 10 – 11. (0,18/0,09 п.л.)

65.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Проблемное обучение на уроках физики как усло-вие развития творческого мышления школьников. // Научно-исследовате-льская деятельность в классическом университете: ИвГУ – 2003. Матер. научн. конф. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 2003. – с. 27 – 28. (0,12/0,06 п.л.)

66.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Развитие творческого мышления в преподавании физики у одаренных детей. // Научно-исследовательская деятельность в класси-ческом университете. Матер. научн. конф. Ч.1. Естеств. и техн. науки. – Ивано-во: Ив.гос.ун-т , 2004. – с. 21 – 22. (0,18/0,09 п.л.)

67.Ситнова Е.В., Блинов А.П. Парадоксальные опыты в практикуме по методике демонстрационного эксперимента. // Научно-исследовате-льская деятельность в классическом университете. Матер. научн. конф. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 2004. – с.10. (0,08/0,04п.л.)

68.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Совершенствование методической подготовки учи-теля физики в связи с переходом на профильное образование. // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Матер. научн. конф. Ч.1. Естеств. и техн. науки. – Иваново: Ив.гос.ун-т , 2004. – с. 17 – 18. (0,18/0,09 п.л.)

69.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Физические парадоксы в науке и учебном процессе. // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Сб. ст. по итогам научн. конф. Ч.1. Естеств. и техн. науки. – Иваново: 2006. – с. 29 – 35. (0,31/0,16 п.л.)

70.Ситнова Е.В. Развитие парадоксальности мышления при обучении физике в профильных классах. // Научно-исследоват. деятельность в классическом уни-верситете. Сб.ст. по итогам научн. конф. Ч. 1. Естеств. и техн. науки. - Иваново: Иван. Гос. ун-т, 2007. – с. 28 – 32. (0,29 п.л.)

71.Ситнова Е.В., Кулаков В.Е. Современные проблемы методики преподавания физики. // Традиции ИвГУ и вызовы Болонского процесса: проблемы, противо-речия, пути решения. Сб. научно-методич. ст. – Иваново: Ив. гос. ун-т, 2007. – с. 342 – 346. (0,29/0,15 п.л.)

72.Ситнова Е.В. Развитие парадоксальности мышления при обучении физике, как условие осуществления «мягкой» модели обучения. // Фундаментальные науки и образование. Матер. II –й Всерос. научно-практ. конф. – Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008. – с. 383 – 386. (0,19 п.л.)

73.Ситнова Е.В., Хромова Л.А. Методология физики как основа развития физиче-ского мышления. // Новации и традиции в преподавании физики: от школы до вуза. Матер. IV Всерос. научно-практ. конф.- Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – c. 62 – 64. (0,19/0,1 п.л.)