Научная тема: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Конкретизированы педагогические предпосылки диалогизации эвристического обучения: историко-религиозная, отражающая историческую активность и нравственность христианской религии как диалога цивилизаций восточного и западного культурных типов; психоаналитическая предпосылка, отражающая сущность познания как процесса припоминания (Сократ), а также выявленную корреляцию основных методологических групп вопросов познания («Что?», «Как?», «Почему?») с тремя архетипами коллективного бессознательного (Тени, Анимы/Анимуса, Самости).
  2. Обосновано введение в педагогический аппарат понятия «эвристический диалог», в котором вопрошающая активность в приобретении нового знания принадлежит учащемуся.
  3. Разработана модель эвристического обучения на основе диалога, включающая три блока: функции диалога как методологического принципа реализации эвристического обучения (нравственно-развивающая, когнитивная, эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная); система проектирования диалога в основных структурных компонентах эвристического обучения; система реализации эвристического обучения в очной, дистантной и очно-дистантной формах.
  4. Раскрыт диалоговый компонент целей, структуры, содержания эвристического обучения, системы контроля образовательных результатов эвристической деятельности школьников, который основан на постановке учеником вопросов к фундаментальному образовательному объекту (коррелируется группой вопросов «Что?»), доказательстве или опровержении утверждения учителя при сравнении первичного продукта ученика с культурно-историческим аналогом (коррелируется группой вопросов «Как?»), одновременном доказательстве и опровержении утверждения учителя при создании учащимся обобщенного образовательного продукта (коррелируется группой вопросов «Почему?»).
  5. Обоснование и разработка инструментария моделирования системы эвристического обучения на основе диалога является вкладом автора в развитие теории эвристического обучения, а также в педагогические основы проектирования компонентов образовательной системы, направленной на творческую самореализацию учащихся.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Король, А.Д. Диалог восточного и западного культурного типов в модернизации современного образования : монография [Текст] / А.Д. Король. – Гродно : Изд-во ГрГМУ, 2003. – 148 с.

2.Король, А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание [Текст] / А.Д.Король. – М. : ЦДО «Эйдос», Иваново : Издательский центр «Юнона», 2009. – 260 с. (15,11 п.л.).

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

3.Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] / А.Д. Король // Педагогика. – 2007. – №9. – С. 18-25. (0,9 п.л.).

4.Хуторской, А.В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) [Текст] / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 109-114. (0,5 п.л. – авт. вклад 0,4 п.л.).

5.Король, А.Д. Дихотомия Востока и Запада как методологическая основа моделирования диалога в эвристическом обучении [Текст] / А.Д. Король // Философия образования. – 2007. – № 2 (19). – С. 219-225. (0,7 п.л.).

6.Король, А.Д. Эвристический диалог как основа творческой самореализации младшего школьника [Текст] / А.Д. Король // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 17-23. (0,8 п.л.).

7.Король, А.Д. Образование в судьбе современной России : [выступление на «Круглом столе»] [Текст] / А.Д. Король // Педагогика. – 2008. – №1. – С. 22-24. (0,2 п.л.).

8.Король, А.Д. Диалог в организации эвристического обучения физике [Текст] / А. Д. Король // Физика в школе. – 2008. – № 6. – С. 43-49. (0,5 п.л.).

9.Король, А.Д. Диалоговый подход к проектированию ученического компонента образовательного стандарта [Текст] / А.Д. Король // Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 2. – С. 271-281. (0,7 п.л.).

10.Король, А.Д. Эвристический диалог учащегося как основа здоровьесберегающей концепции современного образования [Текст] / А.Д. Король // Культура физическая и здоровье. – 2008. – № 3. – С.36-42. (0,6 п.л.).

11.Король, А.Д. Повышение квалификации учителя в сетевой структуре учебного взаимодействия [Текст] / А.Д. Король // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 20-27. (0,9 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия, книги

12.Король, А.Д. Диалог в эвристическом обучении : учеб. пособие [Текст] / А.Д. Король. – Гродно, 2001. – 97 с. (5,6 п.л.)

13.Korol, A.D. Integrated dialogue-based course in Medical and Biological Physics. Part 1. = Интегрированный диалогический курс медицинской и биологической физики. Часть 1. : учеб. пособие для студ. отд. ин. студентов [Текст] / A.D. Korol. – Гродно : ГрГМУ, 2004. – 163 с. (9,3 п.л.)

14.Король, А.Д. Диалогический курс медицинской и биологической физики : учеб. пособие для студ. леч., педиатр., мед.-психол. факультетов [Текст] / А.Д. Король. – Гродно : ГрГМУ, 2004. – Ч.1. – 174 с. (10,1 п.л.).

15.Король, А.Д. Избранные лекции по медицинской и биологической физике = Selected lectures in Medical and Biological Physics : пособие для фак. ин. учащихся [Текст] / А.Д. Король, Н.Н. Забелин, Т.А. Литвинова – Гродно : ГрГМУ, 2007. – 188 с. (10,93 п.л.).

16.Король, А.Д. Медицинская информатика : курс лекций : пособие для студ. мед.-психол. факультета [Текст] / А.Д.Король, А.В.Прудило. – Гродно : ГрГМУ, 2008. – 132 с. (7,67 п.л.).

Статьи в научных периодических изданиях и сборниках трудов

17.Король, А.Д. Свобода и (ли) равенство [Текст] / А.Д. Король // «Ученые записки». Гродненский Филиал ИСЗ, 1999. – № 2. – С. 42-48. (0,6 п.л.).

18.Хуторской, А.В. Вопрос как основа дистанционного диалога [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская, А.Д. Король // Информатизация образования. – 2000. – №3. – С. 13–27. (0,6 п.л., – авт. вклад 0,2 п.л.).

19.Король, А.Д. Три возраста самопознания западной цивилизации [Текст] / А.Д. Король // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2003. – №1. – С. 59-64. (0,5 п.л.).

20.Король, А.Д. Особенности диалогического проектирования вузовского учебника [Текст] / А.Д. Король // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2005. – №1. – С. 100-105. (0,7 п.л.).

21.Korol, A.D. The dialogue-based principles of a textbook projection in a higher school distance learning / A.D. Korol // Annales Academiae Medicae Bialostocensis. – 2005. – Vol. 50, № 1-2. – P. 48-50. (0,5 п.л.).

22.Король, А.Д. Анализ влияния диалогового компонента эвристических заданий на степень творческой самореализации участников дистанционных курсов и олимпиад [Текст] / А.Д.Король // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 23 июля. http://eidos.ru/journal/2006/0723-2.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru (0,4 п.л.).

23.Korol, A.D. Element dialogowy systemu kształcenia na odleglość nauczyciela heurystycznego [Текст] / A.D. Kopol // Zeszyty naukowe wyższej szkoły hotelarstwa i turystyki w Częstohowie. – 2008. - № 1. – S. 87-104. (0,5 п.л.).

24.Korol, A.D., Gworys Wiesław. Dialog heurystyczny uczących się jako podstawa kształtowania doświadczenia w działalności twόrczej / A.D. Kopol // Zeszyty naukowe wyższej szkoły hotelarstwa i turystyki w Częstohowie. – 2008. - № 1. – S. 104-117. (0,5 п.л. – авт. вклад 0,45 п.л.).

25.Карманчиков, А.И. Прогнозирование учебной успешности студентов с учетом их типологических особенностей [Текст] / А.И. Карманчиков, А.Д. Король // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2008. – № 2. – С. 144-147. (0,7 п.л. – авт. вклад 0,2 п.л.).

26.Король, А.Д. Здоровьесберегающие подходы в эвристическом обучении [Текст] / А.Д.Король // Школьные технологии. – 2008. – №4. – С.127-132. (0,6 п.л.)

27.Король, А.Д. Подготовка эвристического учителя в меняющемся обществе: информационно-коммуникативный аспект. [Текст] / А.Д.Король // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. – 12 июля. http://eidos.ru/journal/2008/0712-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru (0,5 п.л.).

28.Хуторской, А.В. Проектирование и реализации на школьных уроках человекосообразного типа образования. Программа педагогического эксперимента Научной школы А.В.Хуторского на 2008-2010 гг. [Текст] / А.В.Хуторской, А.Д.Король и др. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. – 12 июля. http://eidos.ru/journal/2008/0712-7.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru (0,7 п.л. – авт. вклад 0,5 п.л.).

29.Король, А.Д. Методика проведения интегрированного урока физики и биологии по интерактивной технологии [Текст] / А.Д. Король // В помощь учителю физики : Метод. рекомендации / под ред. Л.Н. Хуторской. – Гродно, 2001. – С. 36 – 49. (0,8 п.л.)

30.Король, А.Д. Метод обратного диалога в дистанционном обучении [Текст] / А.Д. Король // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования : Сб. науч. трудов / под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. – М. : ИОСО РАО, 2001. – С. 159 –165. (0,4 п.л.).

31.Король, А.Д. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся [Текст] / А.Д.Король // Ученик в обновляющейся школе : Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. – М., 2002. – С. 173 – 181. (0,5 п.л.).

32.Король, А.Д. Рефлексия участников конференции и мастер-классов. Мастер-класс «Метод обратного диалога в обучении» [Текст] / А.Д.Король // Ученик в обновляющейся школе : Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М., 2002. – С. 482 – 483. (0,1 п.л.).

33.Король, А.Д. Метод «обратного» диалога в курсе медицинской и биологической физики. [Текст] / А.Д. Король, И.М. Бертель, С.И. Клинцевич // Медицинское образование XXI века : сб. науч. трудов. – Витебск, 2002. – С. 131 – 133. (0,4 п.л. – авт. вклад – 0,35 п.л.)

34.Король, А.Д. Диалогические принципы проектирования учебника [Текст] / А.Д. Король, И.С. Маслов // Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования : сб. науч. трудов / под ред. А.В.Хуторского. – М. : ИСМО РАО, 2004. – С. 51-56. (0,5 п.л. – авт. вклад – 0,4 п.л.)

35.Король, А.Д. В поисках утраченного образа, или будущее школьного учебника (в контексте диалогичности восточной и западной цивилизаций) [Текст] / А.Д.Король // Современный учебник : Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М., 2004. – С. 105-108.

36.Хуторской, А.В. Вопрос как педагогическая категория [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская, А.Д. Король // Избранные педагогические труды / Под ред. А. В.Хуторского. – Гродно : ГрГУ, 2005. – С. 62-68. (0,4 п.л. – авт.вклад 0,2 п.л.)

37.Король, А.Д. Психоаналитический аспект метода эвристического диалога [Текст] / А.Д.Король // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. – 290 с. (0,5 п.л.).

38.Хуторской, А.В. Культурологическая функция диалога в эвристическом обучении [Текст] / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Культура. Филология. Образование. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2006. – Вып. 4. – С. 130-142. (0,7 п.л. – авт.вклад 0,4 п.л.).

39.Король А.Д. Диалог в реформируемом отечественном образовании: от целей к содержанию [Текст] / А.Д. Король // Смыслы и цели образования: инновационный аспект : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 44-58. (0,5 п.л.).

40.Король, А.Д. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования эвристического типа [Текст] / А.Д.Король, А.В.Хуторской // Смыслы и цели образования : инновационный аспект : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М., 2007. – С. 197-206. (0,4 п.л. – авт.вклад 0,3 п.л.).

41.Король, А.Д. Эвристический диалог в содержании отечественного дистанционного образования: анализ практических результатов [Текст] / А.Д. Король // Образование и культура в изменяющемся мире : Материалы междисциплинарного семинара для молодых ученых и аспирантов. – Новосибирск, 2007. – С. 196-201. (0,4 п.л.).

42.Король, А.Д. Роль и место диалогового компонента дистанционных эвристических олимпиад и курсов в инновационном механизме формирования ключевых образовательных компетенций [Текст] /А.Д.Король // Компетенции в образовании : Опыт проектирования : Сб. науч. трудов / под ред. А.В.Хуторского. – М., 2007. – С. 219-229. (0,4 п.л.).

43.Король, А.Д. Диалоговый подход в формировании ключевых образовательных компетенций [Текст] / А.Д.Король // Компетенции в образовании : опыт проектирования : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М., 2007. – С. 96-107. (0,5 п.л.).

44.Король, А.Д. Педагогическая сущность диалога в реформируемом образовании [Текст] / А.Д.Король // Труды научного семинара «Философия-образование-общество» / Под ред. В.А.Лекторского. – М., 2007. – Т. 4. – С. 67-77. (0,65 п.л.).

45.Король, А.Д. Философско-методологическая основа диалога в формировании ключевых образовательных компетенций [Текст] / А.Д.Король // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки : Материалы Всерос. метод. семинара / Науч. ред. В.В. Краевский. – Краснодар : М., 2008. – С.197-205. (0,7 п.л.).

46.Король, А.Д. Педагогическая значимость диалогового компонента эвристических заданий на различных ступенях образования [Текст] / А.Д.Король // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М., 2008. – С. 31-39. (0,5 п.л.).

47.Король, А.Д. Диалоговый подход к проектированию содержания эвристических заданий [Текст] / А.Д.Король // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М., 2008. – С. 101-110. (0,6 п.л.).

48.Одинец, К.А. Образовательные результаты участников дистанционных эвристических олимпиад на кафедре обществознания [Текст] / К.А. Одинец, А.Д. Король // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. трудов / под ред. А.В.Хуторского. – М. : Элит-полиграф, 2008. – С. 206-213. (0,6 п.л. – авт. вклад 0,4 п.л.).

49.Жандармова, И.В. Дистанционные эвристические олимпиады по математике: анализ практических результатов [Текст] / И.В. Жандармова, А.Д. Король // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. трудов / под ред. А.В.Хуторского. – М. : Элит-полиграф, 2008. – С. 213-223. (0,6 п.л. – авт. вклад – 0,4 п.л.).

50.Жук, И.Г. Инновационный механизм реализации компетентностного подхода в медицинском вузе [Текст] / И.Г. Жук, А.Д. Король, Т.П. Пронько // Инновационные подходы к организации педагогического процесса в медицинском вузе : сб. материалов Респ. науч.-практ. семинара. – Витебск : ВГМУ, 2008. – С. 92-94 (0,3 п.л. – авт. вклад 0,25 п.л.).

51.Король, А.Д. Роль и место вопросов в дистанционном учебном диалоге [Текст] / А.Д.Король // Педагогическое образование в классическом университете : проблемы и перспективы : Материалы Междунар. науч.-практ. конференции : в 2 ч. – Минск : БГУ, 2000.– Ч. 2. – С. 141-143. (0,8 п.л.).

52.Король, А.Д. Технология развития мыслительной деятельности учащегося в учебном диалоге с использованием компьютера [Текст] / А.Д.Король // Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании : Материалы науч.-практ. конференции / Центр проблем развития образования БГУ ; Под ред. М.А. Гусаковского. – Минск, 2000. – С. 333 – 342. (0,8 п.л.).

53.Король, А.Д. Философия вопроса [Текст] / А.Д.Король // НИРС-2000 : Материалы конференции : в 5 ч. – Гродно: ГрГУ, 2000. - Ч. 5. – С. 384-388. (0,4 п.л.).

54.Король, А.Д. Организация «вопрошающей» деятельности ученика: анализ экспериментальных данных [Текст] / А.Д.Король // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Пути и средства активизации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях». – М. : ИОСО РАО, 2001. – С. 125-134. (0,6 п.л.).

55.Король, А.Д. Деятельность учащегося в учебном дистанционном диалоге креативного типа [Текст] / А.Д.Король // Материалы четвертой Международной научно-практической конференции «Наука – производству» : Сб. ст. науч.-практ. конференции : в 2 ч. – Гродно : ГГАУ, 2001. – Ч. 2. – С. 159 – 162. (0,6 п.л.)

56.Король, А.Д. Особенности дистанционного учебного диалога как фактора развития мышления учащегося [Текст] / А.Д.Король // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : Материалы Всерос. объедин. конф. – СПб., 2000. – С. 292-294. (0,2 п.л.).

57.Король, А.Д. Деятельность учащегося в учебном дистанционном диалоге креативного типа [Текст] / А.Д.Король // Информационные технологии в общеобразовательной школе : Сб. материалов Междунар. телеконференции. – Новосибирск : Изд.центр ИВТ СО РАН, 2002. – С. 133-138. (0,5 п.л.).

58.Король, А.Д. Специфика действий обучаемого в учебном дистанционном диалоге [Текст] / А.Д.Король // Материалы IV Международной научной конференции «Экономика и право переходного периода». – Гродно, 2000. – С. 212-214. (0,4 п.л.).

59.Король, А.Д. Дистанционное обучение как один из основных факторов интеграции естественных и гуманитарных наук [Текст] / А.Д.Король // Съезд российских физиков – преподавателей «Физическое образование в XXI веке» : тез. докладов. – Физический факультет МГУ, 2000. – С. 426-429. (0,3 п.л.).

60.Король, А.Д. Culture and archetypes of unconscious [Текст] / А.Д.Король // Материалы IV Международной научной конференции «Экономика и право переходного периода». – Гродно, 2000. – С. 163-164. (0,2 п.л.).

61.Король, А.Д. Межвузовская дистанционная аудио-видео-конференция как феномен творческого взаимообучения и воспитания студентов разных специальностей [Текст] / А.Д. Король, Н.В. Матецкий, Л.Н.Хуторская // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований : материалы Всерос. науч.-практ.конф., Москва, 21-23 июня 2004 г. / под ред. А.В. Хуторского. – М. : ИСМО РАО, 2004. – С. 82-86. (0,5 п.л. – авт. вклад 0,4 п.л.).

62.Король, А.Д. Диалог в проектировании содержания и методов дистанционного обучения [Текст] / А.Д.Король // Единое информационное пространство 2004 : Сб. докл. II Междунар. науч.-практ. конф., Днепропетровск, 2-3 дек. 2004 г. / Под ред. акад. НАНУ В.В. Пилипенко . – Днепропетровск, 2004. – С.119-124. (0,5 п.л.).

63.Король, А.Д. Диалог восточного и западного культурного типов как основа модернизации дистанционного образования [Текст] / А.Д.Король // Прогрессивные технологии в учебном процессе : Сб. науч. работ межвуз. науч.-метод. конференции / Отв. ред. П.В Гарелик. – Гродно : ГрГМУ, 2005. – С. 17 – 19. (0,3 п.л.).

64.Король, А.Д. Эвристический диалог в проектировании содержания образования [Текст] / А.Д.Король // Качество образования : менеджмент, достижения, проблемы : Материалы VI Междунар. науч.-метод. конф. / Под общ. ред. Н.В. Пустового. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. – С. 644 – 646. (0,4 п.л.).

65.Король, А.Д. Культурно-психологические аспекты эвристического диалога в содержании дистанционного образования [Текст] / А.Д.Король // Информационные технологии в XXI веке : Сб. докл. и тез. III-го Молодежного науч.-практ. форума, Днепропетровск, 27-28 апр. 2005 г. / Под ред. акад. НАНУ В.В. Пилипенко. – Днепропетровск, 2005. – С. 102-105. (0,5 п.л.).