Научная тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция профессионально-личностного развития субъекта ППО на основе принципов самоорганизации и саморазвития является результатом использования холистического и гуманистического подходов к анализу глобальной образовательной среды, интеграции национальных образовательных систем, технологий, привнесения в образовательный процесс инновационных тенденций, имеющих всеобщий, глобальный характер (повышение конкуренции на рынке образовательных услуг, повышение требований к качеству образовательных ресурсов и образования в целом, уровню подготовки современных педагогов) и отличается от существующих тем, что разработана на основе методологии синергетики. Концепция позволяет обосновать идею построения субъектом самоорганизуемого образовательного пространства, способствующего индивидуализации, гуманизации и демократизации образовательной среды ППО, повышению творческой самостоятельности и конкурентноспособности работников образования через привнесение личностных смыслов в профессиональную деятельность;
  2. Синергетические факторы глобального характера: первый - ориентирует на пересмотр рационализма как господствующего принципа научного объяснения педагогической действительности, второй - предполагает рассматривать соотношение категорий объективного и субъективного в глобальном пространстве на основе принципа дополнительности одного другим, третий - ориентирует на построение системы ППО в качестве способа становления и развития его субъекта в глобальном пространстве культуры в контексте личностных смыслов. Они обуславливают рассмотрение субъекта и ППО как открытые саморазвивающиеся системы. Раскрытие роли синергетических факторов в профессионально-личностном развитии субъекта и жизнедеятельности системы ППО способствует ускорению процесса перехода от «закрытого» к «открытому» типу образования на основе принципов самоорганизации и саморазвития. Проектирование синергетической модели непосредственно исходит из объективного положительного влияния этих факторов на систему ППО;
  3. Образовательное пространство ППО является объективным условием, ориентирующим на становление определенных моделей поведения субъекта как проектировщика и оценщика собственных действий, предполагающих высокий уровень ответственности за эти действия в глобальном пространстве деятельности;
  4. Проектирование содержания образовательного процесса ППО в условиях формирования глобального образовательного пространства осуществляется исходя из смысловой связки «культура - глобальные цели и ценности образования - социальный заказ и заказ личности - педагогическое моделирование». Четыре компонента содержания: когнитивно-информационный; опыт профессиональной деятельности и системное представление о нем; опыт эмоционально-ценностной регуляции и ценностных ориентаций; опыт творческой деятельности, основанный на способности субъекта работать в режиме саморазвития образуют структуру содержания ППО, соответствующую основным компонентам профессионально-личностного развития субъекта;
  5. Синергетическая модель профессионально-личностного развития субъекта ППО на основе принципов самоорганизации и саморазвития, обеспечивающая методологическое, теоретическое и практическое обоснование построения и реализации образовательного процесса ППО в современных условиях глобализации. Она характеризуется повышенным вниманием к роли самоорганизационных начал в деятельности субъекта, проблеме развития субъектности личности педагога; создает условия для проектирования субъектом самоорганизуемого образовательного пространства; позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию каждого слушателя, исходя из глобальных целей и ценностей образования:
    • проектирование модели исходит из научно обоснованных представлений о том, что синергетическая методология обладает более значительными, чем другие, возможностями и большим эвристическим потенциалом в профессионально-личностном развитии субъекта ППО в современных условиях глобализации;
    • модель ориентирована на психолого-педагогическое, культурно-технологическое и методическое обеспечение образовательного процесса ППО, главной целью и результатом которого является высоко продуктивная личностно-значимая педагогическая деятельность субъекта;
    • модель инициирует развитие нелинейных процессов в межсубъектных взаимодействиях, создает условия для самоорганизации обучающихся самих себя и коммуникативных процессов, в которые они погружены. В этом случае происходит не только и не столько приспособление обучающегося к существующему социальному опыту, а выработка самим субъектом личной экзистенциальной позиции, концептуальной схемы собственной деятельности, способов ее осуществления и развития;
    • модель создает условия для развития у субъекта методологической культуры, ключевых компетенций, позволяющих ему критериально осмысливать проблему моделирования и оценивания объектов педагогической действительности, результаты своей деятельности на глобальном уровне;
  6. Универсальные концептуальная и культурно-технологическая схемы построения образовательного процесса ППО демонстрируют механизмы функционирования и развития синергетической модели на основе субъектно-деятельностного, компетентностного и других подходов и технологии решения проблем. Схемы содержат в себе способы и инструментарий самопреобразования субъекта, самоконструирования профессиональной компетентности через рефлексию, индивидуально-личностное самоопределение в учебно-моделирующих ситуациях. Они предусматривают развитие у субъекта практики мыслепостроения и мыследействия посредством усвоения категорий и понятий теории деятельности, овладения механизмами самоорганизации, самоопределения и саморазвития. Реализация схем в образовательном процессе предполагает использование соответствующих дидактических и диагностических средств, которые составляют андрагогический инструментарий, включающий в себя: принцип «дополнительности» в отношениях противоположностей, синергетический принцип «выращивания» методологического и глобального стиля мышления, состояния автономности и профессиональных компетенций у субъекта; новое толкование исследовательского и проблемного методов обучения; схемотехника, организационно-мыслительные (ОМИ) и организационно-деятельностные (ОДИ) игры, проектные и проективные технологии; методики определения сущности затруднений педагогов, диагностики уровней развития профессиональной компетентности, интегративным показателем эффективности которых выступает высокий уровень присвоения субъектом личностно-значимой педагогической деятельности.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Беляков, В.В. Дополнительное (послевузовское) профессионально-педагогическое образование как социокультурный феномен [Текст]: монография / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. (9,6 п.л.).

2.Беляков, В.В. Педагогические технологии формирования профессиональных компетенций работников образования в системе повышения квалификации [Текст]: монография / В.В. Беляков [и др.]. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ Высшей школы, 2006. (Личное участие – 2 п.л.).

3.Беляков, В.В. Образовательный процесс системы повышения квалификации как модель деятельности в условиях регионализации и глобализации [Текст]: монография / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. (9,4 п.л.)

4.Беляков В.В. Управление развитием образовательного учреждения среднего профессионального образования в условиях модернизации [Текст]: монография / В.В. Беляков [и др.] - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2012 (личное участие 1.7 п.л.).

Статьи, опубликованные в журналах, согласно списку ВАК:

5.Беляков, В.В. К вопросу о саморазвитии личности учителя [Текст] / В.В. Беляков // Гуманитарные и социально-экономические науки. – Ростов н/Д: СКНЦ Высшей школы, 2006. – № 1. (0,6 п.л.)

6.Беляков, В.В. Некоторые аспекты проектирования образовательного пространства субъекта системы повышения квалификации работников образования [Текст] / В.В. Беляков // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика и психология». – М.: МГОУ, 2006. – № 1 (22), т. 1. (0,5 п.л.).

7.Беляков, В.В. Некоторые тенденции развития отечественного профессионального образования в условиях регионализации и глобализации [Текст] / В.В. Беляков // Научная мысль Кавказа. Приложение. – Ростов н/Д: СКНЦ Высшей школы, 2006. – № 10. (0,6 п.л.)

8.Беляков, В.В. Особенности современного социокультурного и образовательного пространства в контексте дополнительного (послевузовского) профессионально-педагогического образования [Текст] / В.В. Беляков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – Ростов н/Д: СКНЦ Высшей школы, 2006. – № 1. (0,8 п.л.)

9.Беляков, В.В. Синергетические факторы в жизнедеятельности системы дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] / В.В. Беляков // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». – М., 2006. – № 2. (0,7 п.л.)

10.Беляков, В.В. Управление самоопределением слушателей в учебных ситуациях образовательного процесса системы повышения квалификации [Текст] / В.В. Беляков // Гуманитарные и социально-экономические науки. Приложение. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ Высшей школы, 2006. (0,6 п.л.).

11.Беляков, В.В. Развитие у слушателей рефлексивного педагогического мышления в процессе организационно-деятельностных и организационно-мыслительных игр [Текст] / В.В. Беляков // Гуманитарные и социально-экономические науки. Приложение. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ Высшей школы, 2006. (0,6 п.л.).

12.Беляков В.В. Соотношение глобальных и региональных стратегий построения постдипломного профессионального образования (антрополого-андрагогическиий аспект) [Текст] / В.В. Беляков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2008, №6. (0,6 п.л.).

13.Беляков, В.В. Профессионально-личностное развитие субъекта постдипломного педагогического образования в контексте квалификационного и компетентностного подходов к обучению [Текст] / В.В. Беляков // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д: Педагогический институт ЮФУ, 2010, №1 (11). (0.6. п.л.)

14.Беляков, В.В. Концептуализация профессионально-личностного развития субъекта постдипломного педагогического образования в глобализирующейся среде [Текст] / В.В. Беляков // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д: Педагогический институт ЮФУ, 2011, №1 (16). (0.6 п.л.).

Учебные пособия и программно-методические комплексы:

15.Беляков, В.В. Построение учебного процесса на основе крупного блока [Текст]: учебно-методическое пособие для дистанционного образования слушателей системы повышения квалификации работников образования / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2001. (1,5 п.л.)

16.Беляков, В.В. Педагогические основы конструирования современного содержания образования [Текст]: учебно-методическое пособие для дистанционного образования слушателей системы повышения квалификации работников образования / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2002. (2 п.л.)

17.Беляков, В.В. Программно-методический комплекс: «Основы административного и гражданского права» [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: РГПУ, 2003. (1,5 п.л.)

18.Беляков, В.В. Программно-методический комплекс «Управление региональными и муниципальными образовательными системами» [Текст]: учебно-методическое издание / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: РГПУ, 2003. (1,5 п.л.)

19.Беляков, В.В. Программно-методический комплекс: «Экономика» [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации / В.В. Беляков. – Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2003. (3 п.л.)

20.Беляков, В.В. Программно-методический комплекс «Правовые основы управления образованием» [Текст]: учебно-методическое издание / В.В. Беляков. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. (1,5 п.л.)

21.Беляков, В.В. Концептуальная модель развития «Школы как ресурсного центра предпрофильной подготовки и профильного обучения» (СШ № 16 Ростовской области) [Текст] / В.В. Беляков, Л.Д. Снегирь. – Ростов н/Д, 2005. (Личное участие – 3 п.л.)

22.Беляков, В.В. Педагогические основы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей ФПК и ИПК / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2005. (3 п.л.)

23.Беляков, В.В. Программно-методический комплекс «Совершенствование кадрового менеджмента в образовательном учреждении» [Текст]: учебно-методическое издание / В.В. Беляков. – Ростов н/Д: РГПУ, 2005. (1,5 п.л.)

24.Беляков, В.В. Концептуальная модель развития «Школы с углубленным изучением иностранных языков и математики» (СШ № 3 Ростовской области) [Текст] / В.В. Беляков. – Ростов н/Д, 2006. (Личное участие – 2,5 п.л.)

Статьи, материалы конференций

25.Беляков, В.В. Диалектика индивидуального и личностного в учебном процессе системы повышения квалификации [Текст] / В.В. Беляков // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. (0,3 п.л.)

26.Беляков, В.В. Дистанционное обучение и процесс творческого, индивидуально-личностного развития педагога [Текст] / В.В. Беляков // Практические советы учителю. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2000. – № 12. (0,4 п.л.)

27.Беляков, В.В. Личностно-деятельностная ориентация повышения квалификации учителей истории и обществознания в системе ИПК [Текст] / В.В. Беляков // Совершенствование содержания и структуры повышения квалификации и переподготовки работников образования: материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2000. (0,3 п.л.)

28.Беляков В.В. Личностно-деятельностный подход в системе повышения квалификации [Текст] / В.В. Беляков // Научная мысль Кавказа: труды молодых ученых. – Ростов н/Д: СКНЦ Высшей школы, 2000. (0,5 п.л.)

29.Беляков, В.В. Организационно-деятельностные и организационно-мыслительные игры как важнейший способ развития у слушателей курсов повышения квалификации рефлексивного мышления [Текст] / В.В. Беляков // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы научно-практической конференции – Ставрополь, 2001. (0,3 п.л.)

30.Беляков, В.В. Некоторые концептуальные основы правового образования руководителей общеобразовательных учреждений в системе дополнительного (послевузовского) образования [Текст] / В.В. Беляков // Проблемы правового образования взрослых в контексте модернизации общего образования: материалы научно-практической конференции. – М., 2002. (0,3 п.л.)

31.Беляков В.В. Личностно-деятельностная ориентация системы повышения квалификации учителей как научная проблема [Текст] / В.В. Беляков // Сибирь. Философия. Образование. – Новокузнецк: Сиб. отд. РАО, ИПК, 2003. – № 7. (1 п.л.)

32.Беляков, В.В. Соотношение практического и исследовательского в образовательном процессе системы повышения квалификации работников образования [Текст] / В.В. Беляков // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы научно-практической конференции. – Ставрополь, 2003. (0,3 п.л.)

33.Беляков, В.В. Управление самоопределением слушателей в учебных ситуациях образовательного процесса системы повышения квалификации [Текст] / В.В. Беляков // Современные образовательные технологии в повышении квалификации работников образования: материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2003. (0,3 п.л.)

34.Беляков, В.В. Некоторые актуальные аспекты подготовки менеджеров образования в системе дополнительного (послевузовского) образования [Текст] / В.В. Беляков // Научные основы управления современной системой образования: материалы круглого стола. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. (0,4 п.л.)

35.Беляков, В.В. Некоторые аспекты профессионального самоопределения молодых специалистов-педагогов в системе образования [Текст] / В.В. Беляков // Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе: материалы круглого стола. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. (0,3 п.л.)

36.Беляков, В.В. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Как его понимать с позиций требований к современному педагогическому процессу [Текст] / В.В. Беляков // Практические советы учителю. – Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2004. – № 12. (0,5 п.л.)

37.Беляков, В.В. Сущность и основные характеристики педагогического мышления преподавателя университета: рефлексивно-методологический аспект [Текст] / В.В. Беляков // История университетского образования в России и международные традиции просвещения: материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2005. (0,3 п.л.)

38.Беляков, В.В. Инновационные подходы к развитию профессионализма менеджеров образования в системе повышения квалификации [Текст] / В.В. Беляков // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2005. (0,3 п.л.)

39.Беляков, В.В. Личностно-деятельностный подход в структуре учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования (цели, содержание, принципы, методы, организационные формы) [Текст] / В.В. Беляков // Наука и образование. Известия Южного отделения РАО и РГПУ. – Ростов н/Д, 2005. – № 2. (0,8 п.л.)

40.Беляков, В.В. Насущные проблемы педагогики высшего и послевузовского профессионального образования [Текст] / В.В. Беляков // Актуальные проблемы науки России: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Кузнецк, 2005. (0,3 п.л.)

41.Беляков, В.В. Некоторые актуальные вопросы непрерывного профессионально-педагогического образования [Текст] / В.В. Беляков // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона: материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д, 2005. (0,3 п.л.)

42.Беляков, В.В. Современный образовательный процесс в педвузе и некоторые аспекты профессионального самоопределения будущего учителя [Текст] / В.В. Беляков // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – Ч. 4. (0,3 п.л.).

43.Беляков, В.В. Квалификационная и компетентностная ориентация системы высшего и послевузовского профессионального образования [Текст] / В.В. Беляков // Большая Восьмерка в глобализирующемся мире: новые подходы в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2006. (0,4 п.л.)

44.Беляков, В.В. Инновационные подходы к построению образовательного процесса в системе повышения квалификации [Текст] / В.В. Беляков // Правовые и организационные проблемы развития системы образования Российской Федерации: настоящее и будущее: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2006. (0,3 п.л.)

45.Беляков, В.В. Образование с позиций некоторых синергетических аспектов [Текст] / В.В. Беляков // Вопросы международного сотрудничества в дополнительном профессиональном образовании Южного региона. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – Вып. 1. (0,4 п.л.)

46.Беляков, В.В. Правовое образование руководителей образовательных учреждений (организаций) в системе повышения квалификации и переподготовки (содержательно-технологический аспект) [Текст] / В.В. Беляков // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – Вып. 1. (0,4 п.л.)

47.Беляков, В.В. Квалификационный и компетентностный подход в системе высшего и послевузовского профессионального образования [Текст] / В.В. Беляков // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России. – Ростов н/Д: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – Вып. 2. (0,4 п.л.)

48.Беляков, В.В. Культурно-технологическая модель построения образовательного процесса системы повышения квалификации работников образования [Текст] / В.В. Беляков // Вопросы международного сотрудничества в дополнительном профессиональном образовании Южного региона. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – Вып. 3. (0, 5 п.л.)

49.Беляков, В.В. Методологическая структура моделирования образовательного процесса системы повышения квалификации на основе синергетических подходов (теории самоорганизации) [Текст] / В.В. Беляков // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – Вып. 3. (0,4 п.л.)

50.Беляков В.В. Основные стратегии построения регионального образовательного пространства системы повышения квалификации (антрополого-андрагогический аспект) [Текст] / В.В. Беляков // Вопросы международного сотрудничества в дополнительном профессиональном образовании Южного региона. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – Вып. 2. (0,4 п.л.)

51.Беляков, В.В. Технологическая модель многосторонней организации рефлексии педагогической деятельности при усвоении нового материала и формировании мыслительной культуры [Текст] / В.В. Беляков // Гуманитарные и социально-экономические науки. Приложение. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ Высшей школы, 2007. (0,6 п.л.)

52.Беляков В.В. Соотношение глобальных и региональных стратегий построения постдипломного профессионального образования (антрополого-андрагогическиий аспект) [Текст] / В.В. Беляков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, №6, 2008. (0,6 п.л.).

53.Беляков В.В. Некоторые особенности образовательного процесса при реализации дополнительных профессиональных программ нового поколения [Текст] / В.В. Беляков // Гуманитарные и социально-экономические науки. Приложение. – Ростов н/Д: АПСН СКНЦ Высшей школы, 2009. (0,6 п.л.)

54.Беляков В.В. Самоорганизация в деятельности субъектов при реализации дополнительных профессиональных программ нового поколения [Текст] / В.В. Беляков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, №6, 2009. (0,6 п.л.).

55.Беляков В.В. Проектирование индивидуального образовательного пространства субъекта постдипломного педагогического образования [Текст] / В.В. Беляков // Актуальные проблемы технологического образования сельских школьников: Материалы международной научно-практической конференции (28-29 октября 2010 г.) – Армавир: РИЦ АГПА, 2010. (0,6 п.л.).