Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Специальность: 13.00.07
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. впервые разработана концепция педагогической стратегии становления этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, в состав которой входят основные идеи, сущностные характеристики, принципы реализации стратегии, и, как следствие, - модель такой стратегии, включающая в себя четыре базовых блока (концептуальный, нормативный, организационно-методический и результативно-диагностический); её характерными признаками являются гуманизм, демократизм, открытость, гибкость, развитие, а основными субъектами этнокультурного образования выступают педагоги и дети старшего дошкольного возраста;
  2. обоснована специфика построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности единстве двух подсистем: внешней (этнокультурное образование педагогов) и внутренней (этнокультурное образование дошкольников);
  3. выявлен и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий эффективности построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности объединяющий: 1)создание и реализацию программно-методического обеспечения педагогической стратегии становления этнокультурной образованности; 2)создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ; 3)раскрытие этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы; 4)введение комплексной психолого-педагогической диагностики, предполагающей анализ, оценку и коррекцию этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, иллюстрирующей эффективность педагогической стратегии становления этнокультурной образованности;
  4. разработана методика становления этнокультурной образованности, включающая в себя три логически связанных её направления: а) информационно-познавательный компонент (связанный с познанием этнокультуры); б) эмоционально-ценностный компонент (направленный на понимание значимости этнокультуры); в) действенно-практический компонент (связанный с проявлением этнокультурного опыта и отношения в различных видах деятельности и поведении);
  5. обоснован критериально-диагностический аппарат оценки эффективности реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности субъектов образовательного процесса ДОУ, включающий критерии (информационно-познавательный, эмоционально-ценностный и действенно-практический), показатели, уровни и диагностические методики.
Список опубликованных работ
в следующих публикациях

I. Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Бабунова, Е.С. Личность как социально-психологический феномен в контек-сте культуры детства / Е.С.Бабунова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 147-155.

2. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия этнопсихологического становле-ния личности дошкольника / Е.С.Бабунова // Известия Южного Федерального уни-верситета. – 2009. – № 3. – С.87-95.

3. Бабунова, Е.С. Проектирование и реализация этнокультурной среды в обра-зовательном пространстве дошкольного учреждения / Е.С.Бабунова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С.123-131.

4. Бабунова, Е.С. Специфика этнокультурной подготовки студентов / Е.С.Бабунова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С.143-150.

5. Бабунова, Е.С. Место культуры и её этнических функций в этнокультурном образовании / Е.С.Бабунова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 4. – С.134-141.

6. Бабунова, Е.С. Познавательная игротека как форма приобщения дошколь-ников к народной традиционной культуре / Е.С.Бабунова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 5. – С.34-39.

7. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности де-тей предшкольного возраста / Е.С.Бабунова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С.21-25.

8. Бабунова, Е.С. Программа (учебное пособие для дошкольного образования) «Наш дом – Южный Урал» / Е.С. Бабунова. – М. : ВНТИЦ, 2008. – № 50200802196.

9. Бабунова, Е.С. Презентация образовательной программы «Наш дом – Юж-ный Урал» / Е.С.Бабунова. – М. : ВНТИЦ, 2008. – № 50200802206.

10. Бабунова, Е.С. Электронный учебно-методический комплекс «Этнопедаго-гика» / Е.С.Бабунова. – М. : ВНТИЦ, 2007. – № 50200700410.

11. Бабунова, Е.С. Электронное учебное пособие «Основы этнопедагогики» / Е.С.Бабунова. – М. : ВНТИЦ, 2008. – № 50200802068.

12. Бабунова, Е.С. Электронная монография «Профессионально-педагогиче-ские аспекты этнокультурного образования» / Е.С. Бабунова. – М. : ВНТИЦ, 2008. – № 50200700029.

II. Монографии, учебные и методические пособия, разработки, указания, рекомендации, учебные планы, программы:

13. Бабунова, Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования : монография / Е.С. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 285 с.

14. Бабунова, Е.С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования / Е.С. Бабунова // Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников : коллективная монография / под ред. : Н.И. Левшиной, Т.М. Бабуно-вой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – С. 86–119.

15. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной об-разованности детей дошкольного возраста : монография / Е.С. Бабунова. – Магнито-горск : МаГУ, 2008. – 370 с.

16. Бабунова, Е.С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты сис-темы дошкольного этнокультурного образования : монография / Е.С. Бабунова. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 295 с.

17. Бабунова, Е. С. Содержание дошкольного образования – основа построения образовательного процесса ДОУ : учеб.-метод. пособие / Е. С. Бабунова. – Магнито-горск : МаГУ, 2002. – 24 с. (в соавт.).

18. Бабунова, Е.С. Основы этнопедагогики : учеб. пособие / Е.С. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 60 с.

19. Бабунова, Е.С. Народная педагогическая культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста / Е.С.Бабунова // Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учебное пособие / под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – С. 187-207.

20. Наш дом – Южный Урал : программа воспитания и развития детей дошко-льного возраста на идеях народной педагогики / сост. Е.С. Бабунова. – Челябинск : Взгляд, 2005. – 239 с.

21. Бабунова, Е. С. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ г. Магнитогорска : сб. трудов / науч.редактор Е. С. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 212 с.

22. Бабунова, Е.С. Пакет диагностических методик изучения этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Бабунова // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольни-ков : учебное пособие / под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – С.77-82.

23. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей стар-шего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. по-собие / Е. С. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 18 с.

24. Бабунова, Е.С. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста : науч.-методич. пособие / под ред. Е.С. Бабуновой. – Магнитогорск, 2007. – Вып.2. – 288 с.

25. Перспективное планирование образовательной работы по программе «Наш дом – Южный Урал» : методическое пособие для воспитателей детского сада / под ред. Е.С.Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 45 с.

26. Содержание и технологии воспитания и обучения детей дошкольного воз-раста : науч.-методич. пособие / под ред. Е.С.Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 318 с.

27. Бабунова, Е.С. Методические рекомендации по организации системы до-школьного этнокультурного образования : научно-методическое пособие / Е.С. Ба-бунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 60 с.

28. Бабунова, Е. С. Диагностика уровней развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к семейной традиционной культуре : метод. рекомендации / Е. С. Бабунова. – Магнитогорск, 1997. – 20 с.

29. Бабунова, Е. С. Педагогические условия формирования у детей старшего до-школьного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре : метод. указ. к спецкурсу / Е.С. Бабунова. – Магнитогорск : МГПИ. – 1999. – 23 с.

30. Бабунова, Е. С. Технология построения программы формирования интереса у детей к русской семейной традиционной культуре : метод. указ. к спецкурсу / Е. С. Бабунова. – Магнитогорск : МГПИ. – 1999. – 15 с.

31. Бабунова, Е. С. Программа воспитания и развития детей дошкольного воз-раста на идеях народной педагогики : научно-теоретические основы программы / Е. С. Бабунова; под ред. Е. С. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – 40 с.

32. Мы – нагайбаки : Программа приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории нагайбакского народа / под ред. Е.С.Бабуновой. – Магнитогорск, 2008. – 37 с. (в соавт.).

III. Научные статьи, доклады, тезисы:

33. Бабунова, Е. С. Использование идей ненасилия в приобщении дошкольни-ков к славянской культуре / Е. С. Бабунова // Педагогика ненасилия : реалии и пер-спективы. – Москва, 1993. – С.18 – 25.

34. Бабунова, Е. С. Концептуальные основы построения спецкурса по форми-рованию интереса к русской традиционной культуре / Е. С. Бабунова // Подготовка специалистов управления на факультете дошкольного воспитания : тезисы докладов межвуз. научно-практ. конф. – Магнитогорск, 1995. – С.45-47.

35. Бабунова, Е. С. Семейная народная педагогика – средство гуманизации воспитания детей дошкольного возраста (к постановке проблемы) / Е. С. Бабунова // Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения : межвуз. сборн. науч. трудов / под ред. Т. М. Бабуновой, А. Н. Троян. – Магнитогорск, 1995. – С. 146–155.

36. Бабунова, Е. С. Роль и место спецкурса по формированию интереса у до-школьников к русской культуре в подготовке магистров / Е. С. Бабунова // Подго-товка специалистов к работе в условиях гибкой многофункциональной сети дошко-льных образовательных учреждений : материалы семинара – совещания 30 янв. – 2 февр. 1996. – Шадринск, 1996. – С.35-39.

37. Бабунова, Е. С. Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста к славянской культуре / Е. С. Бабунова // Психолого-педагогические аспек-ты совершенствования дошкольного образования : межвуз. сборник научных трудов. Ч. 1. – Пермь, 1996. – С.45-49.

38. Бабунова, Е. С. Современные подходы к построению курса «Этнопедагоги-ка» / Е. С. Бабунова // Реализация Гос. Образоват. стандарта : опыт и перспективы : тезисы межвуз. научно-практ. конф. факультета дошкольного воспитания МГПИ / под ред. А. Н. Троян, Н. Г. Белоус, Т. М. Бабуновой, Л. С. Игнаткиной. – Магнито-горск, 1997. – С. 23 – 25.

39. Бабунова, Е. С. Концептуальные основы использования идей и традиций народной педагогики для воспитания и развития детей дошкольного возраста / Е. С. Бабунова // Проблемы науки и образования в современной высшей школе : сб. докладов XXXVIII внутривузовской научной конф. преподавателей МаГУ / под ред. З. М. Уметбаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – С. 89-93.

40. Бабунова, Е.С. Характеристика концепции воспитания детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Е.С. Бабунова // Управление образователь-ными учреждениями и качеством образования : сб. статей по материалам регион. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию дошк. образования г. Магнитогорска / под ред. : С.Ф. Багаутдиновой, А.Н. Троян. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – С. 12-16.

41. Бабунова, Е. С. Культурно-исторические и патриотические аспекты в ре-гиональной образовательной программе «Наш дом – Южный Урал» / Е. С. Бабунова // Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : сб. ст. научно – практиче-ской конференции. – Москва : Изд-во МГПУ, 2003. – С.27-34.

42. Бабунова, Е. С. Народная педагогическая культура как фактор модерниза-ции содержания образовательного процесса детского сада / Е.С. Бабунова // Акту-альные проблемы дошкольного образования : сборник научных трудов. – Магнито-горск : МаГУ, 2003. – С. 83 – 88.

43. Бабунова, Е. С. Областная образовательная программа для дошкольников «Наш дом – Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском федеральном округе / Е. С. Бабу-нова // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поко-ления при ЧГПУ. Серия 3. Проблемы развития личности дошкольника в образова-тельном процессе. 19 / 2003. – Челябинск : ЧГПУ «Центр личностного ориентиро-ванного и развивающего обучения». – С.43-47.

44. Бабунова, Е. С. Опыт организации работы опорных детских садов кафед-рой дошкольной педагогики / Е. С. Бабунова // Актуальные проблемы дошкольного образования : сборник научных трудов. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – С. 17–20.

45. Бабунова, Е. С. Организационно – педагогические условия реализации ре-гиональной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Е. С. Бабунова // Актуальные проблемы дошкольного образования : всероссийск. межвуз. научно-практ. конф. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2003. – С. 274–277.

46. Бабунова, Е. С. Специфика организации самостоятельной работы по курсу «Этнопедагогика» / Е. С. Бабунова // Совершенствование самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования : сборник статей по материа-лам межвузовского научно-практического семинара (26 октября 2002 г.). – Магнито-горск : МаГУ, 2003. – С. 93–96.

47. Бабунова, Е. С. Воспитательный потенциал народной педагогической куль-туры / Е. С. Бабунова // Актуальные проблемы модернизации дошкольного образо-вания в Челябинской области. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2004. – Вып. 1 (29). – С. 62–64.

48. Бабунова, Е. С. Использование идей народной педагогики в воспитании де-тей дошкольного возраста / Е. С. Бабунова // Дошкольное воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – М. : МГПУ, 2004. – С.85–90.

49. Бабунова, Е. С. Игра как фактор социального развития и воспитания ребён-ка / Е. С. Бабунова // Материалы междунар. научно-практ. конф. «Реалии и перспек-тивы образования и развития в XXI в.». – Ульяновск : Ульяновский гос. ун-т, 2005. – С. 228 – 231. (в соавт.).

50. Бабунова, Е. С. Педагогические условия использования народных тради-ций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста / Е. С. Бабунова // Воспи-тание и развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ г. Магнитогор-ска. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – С. 6–12.

51. Бабунова, Е. С. Психолого-педагогические основы патриотического воспи-тания дошкольников / Е. С. Бабунова // Духовно – нравственное воспитание дошко-льников : состояние, проблемы, перспективы : материалы городской научно – прак-тической конференции 26–27 янв. 2005 г. г. Озерск Челяб. обл. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – С. 57–60.

52. Бабунова, Е. С. Реализация субъект – субъектных отношений в процессе этнокультурного образования дошкольников / Е. С. Бабунова // Актуальные пробле-мы дошкольного образования : перспективы развития : материалы III всероссийской межвуз. науч.-практ. конф., Челябинск, 3 марта 2005 г., ЧГПУ : в 2 ч. – Челябинск : Изд-во «Образование», 2005. – Ч. 2. – С. 11–15.

53. Бабунова, Е. С. Современные подходы к этнокультурному образованию дошкольников / Е. С. Бабунова // Проблемы этнокультурного образования : мате-риалы региональной науч. – практ. конф. / под ред. Г.П.Сусловой. – Челябинск, 2005. – С.34-38.

54. Бабунова, Е.С. Народные традиции как средство художественного развития и воспитания дошкольников / Е.С. Бабунова // Проблемы двуязычия в дошкольном образовательном учреждении и перспектива его развития в условиях модернизации образования : сб. статей по материалам межрегион. науч.-практ. конф. – Сибай, 2006. – С. 90-94.

55. Бабунова, Е.С. Детское участие в народных мероприятиях как основа социа-лизации дошкольников России и Канады / Е.С. Бабунова // Россия и Канада в истори-ческой ретроспективе и современных реалиях : сб. статей по материалам междун. на-учн.-практ. семин. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – С.139-143.

56. Бабунова, Е.С. Формирование этнокультурной компетентности специали-ста дошкольного образования / Е.С. Бабунова // Мир детства и образования : сб. ма-териал. междунар. научн.-практ. конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – С.426-431.

57. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Е.С. Бабунова // Социально-личностное развитие дошкольников : сб. материалов. – Управление администрации ЗАТО г. Снежинск Челябинской обл., 2007. С.38-43.

58. Бабунова, Е.С. Психолого-педагогическая диагностика этнокультурного образования / Е.С. Бабунова // Качество дошкольного образования : научные иссле-дования и практический опыт : сб. материал. региональной научн.-практ. конф. / под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – Вып.3. – С.34-39.

59. Бабунова, Е.С. Реализация принципа поликультурности в социализации де-тей России и Канады / Е.С. Бабунова // Диалог культур в современном образователь-ном пространстве : сб. научн.-практ. конф. – Ульяновск, 2007. – С. 109-113. (в соавт.).

60. Бабунова, Е.С. Воспитательный потенциал этнокультурной среды в обра-зовательном пространстве ДОУ / Е.С. Бабунова // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы : сб. научн. тр. науч.-методического объединения специали-стов по подготовке кадров для дошк. образ. по Уральскому региону. – Екатерин-бург : Изд-во УрГПУ, 2007. – С. 46-57.

61. Бабунова, Е.С. Развитие личности в этнокультурном образовании дошко-льников / Е.С. Бабунова // Использование современных технологий в образователь-ном процессе : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию Магнитогорского государственного университета / под ред. : Л.А. Фроловой, С.А. Анохиной, С.С. Великановой. – Магнитогорск : МаГУ, 2008 – С. 9-11.

62. Бабунова, Е.С. Историко-педагогические основы этнокультурного образо-вания детей / Е.С. Бабунова // Мир детства и образования: сб материл. II междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – С.33-36.

63. Бабунова, Е.С. Реализация психолого-педагогических возможностей этно-культуры в образовательном пространстве ДОУ / Е.С. Бабунова // Качество дошко-льного образования: научные исследования и практический опыт : сб. материалов регион.- науч.-практ. конф. / под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. – Челябинск : ИИУМЦ «Образовнаие», 2008. – Вып. 4. – С.32-38.

64. Бабунова, Е.С. Реализация принципа гуманизации в этнокультурном образо-вании дошкольников / Е.С.Бабунова // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сб. науч. трудов / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Г.П.Захарова, О.В. Парфенова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – С. 117–121 (в соавт.).