Научная тема: «ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯМИ»
Специальность: 13.00.03
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. в определении и теоретическом обосновании методологических предпосылок и принципов построения раннего, комплексного, пролонгированного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения (ЛМППс) развития детей с ПЭП с младенческого периода;
  2. в раскрытии концептуальных подходов к построению раннего, комплексного, пролонгированного ЛМПП сопровождения, являющегося средством раннего коррекционного вмешательства и условием предупреждения и своевременного устранения речевых нарушений и подготовки детей с ПЭП к обучению в школе;
  3. в разработке, обосновании и внедрении инновационной модели ЛМППс, включающего три структурных звена (I -младенческий, II - ранний, III - дошкольный); алгоритма взаимодействия участников ЛМППс;
  4. в определении положений и условий, обеспечивающих функционирование инновационной модели ЛМПП сопровождения детей с младенческого возраста в оптимальных условиях детской поликлиники;
  5. в апробации скрининговой методики обследования детей с ПЭП в младенческом и раннем возрасте;
  6. в определении прогностически значимых критериев довербального развития для последующего вербального развития;
  7. в определении схемы взаимодействия специалистов - участников логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с ПЭП;
  8. в разработке научно обоснованных методических рекомендаций для родителей детей с ПЭП с целью активизации их участия в коррекционном -педагогическом процессе;
  9. в развитии информационно-просветительской базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с особыми образовательными потребностями;
  10. в осуществлении раннего логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения в рамках обязательного медицинского страхования в детской поликлинике по месту жительства ребёнка с ПЭП;
  11. в разработке методики логопедической работы с детьми с ПЭП младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия, рекомендации

1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: Просвещение, 1989.–80с.(5 п.л.)

2.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова РИЦ, 2004.–215с.(13,25 п.л.)

3.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: АСТ Астрель, 2005.–223с.(13,9 п.л.)

4.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учебное пособие для студ. вузов / Е.Ф. Архипова.–М.: АСТ-Астрель, 2006.–320с.(20 п.л.)

5.Архипова Е.Ф. Синдромы нарушений предречевого и речевого развития и их коррекция / К.А. Семенова. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом.–М.: Закон и порядок(серия «Великая Россия. Наследие») 2008.- 612с.(77 п.л.), доля автора 5,8 п.л.

6.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова.–М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.–255с.(15,9 п.л.).

7.Архипова Е.Ф. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича /К.А.Семенова.- Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова.– Т.: Медицина, 1979.–12 с.(0,8п.л)

8.Архипова Е.Ф. Медицинские рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, стирающими церебральным параличом, на ранней стадии болезни /К.А. Семенова.-Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.–14 с.(0,9п.л)

9.Архипова Е.Ф. Методические рекомендации по проведению логопедических занятий с детьми в III и IV периода доречевого развития / Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.–13 с.(0,8п.л)

10.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими церебральными параличами, на первом году жизни: Метод. рекомендации Мин. Здрав. СССР Гл. Упр. лечебно-проф. помощи детям и матерям / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–М., 1982.–30 с. (1,9п.л)

11.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими церебральными параличами, на втором году жизни: Метод. рекомендации Мин. Здрав. СССР Гл. Упр. лечебно-проф. помощи детям и матерям / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–М., 1983.–28 с.(1,8п.л.)

12.Архипова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевой период: Учебное пособие для студентов-заочников IV курса МГЗПИ / Е.Ф. Архипова, 1991.–64с.(4 п.л)

13.Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей с ДЦП / Е.Ф. Архипова.–М.: МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997.–88с.(5,5 п.л.)

14.Архипова Е.Ф. Четыре уровня доречевого развития у детей с детским церебральным параличом / Хрестоматия по логопедии. Том 1 / Е.Ф. Архипова.–М: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.–12с.(0,75 п.л.)

15.Архипова Е.Ф. Педагогическая практика (спец. логопедия): Методические рекомендации по педагогической практике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.Ф. Архипова, С.Ю. Горбунова.–М., 1998.,–64с.(4п.л.)

16.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж / Книга 1. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. Часть 2 / Е.Ф. Архипова.–М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.–8с.(0,5 п.л.)

17.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика нарушений доречевого развития у детей с ДЦП и пути их коррекции в этом периоде / Книга 1. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. Часть 2 / Е.Ф. Архипова.–М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.–48с.(3 п.л.)

18.Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова.–М.: Астрель(серия «Библиотека логопеда») 2008.–123(7,7 п.л.)

Программы

19.Архипова Е.Ф. Логопедия для спец. «Дефектология» (олигофренопедагогика): Программы высших педагогических учебных заведений / Е.Ф. Архипова.–М., 1994.–16с.(1 п.л.)

20.Архипова Е.Ф. Основы логопедии для спец. «Специальная психология»: Программа высш. пед. учеб. заведений «Основы логопедии» по спец. 031900 спец. психология / Е.Ф. Архипова.–М.: УМО, 2001.–32с.(2 п.л.)

21.Архипова Е.Ф. Педагогическая практика: Методические рекомендации для студентов IV курса (7 семестр) специальность 031800 логопедия / Е.Ф. Архипова.–М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.–48с.(3 п.л.)

22.Архипова Е.Ф. Педагогическая практика: Методические рекомендации для студентов IV курса (8 семестр) специальность 031800 логопедия / Е.Ф. Архипова.–М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.–48с.(3 п.л.)

23.Архипова Е.Ф. Педагогическая практика: Методические рекомендации для студентов V курса (9 семестр) специальность 031800 логопедия / Е.Ф. Архипова.–М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.–48с.(3 п.л.)

Статьи, тезисы, материалы конференции

24.Архипова Е.Ф. Приемы логопедической работы в доречевой период с детьми, страдающими церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, Т.А. Андреева // Труды конф. «Детские церебральные параличи».–М., 1971.– 5с.(0,3п.л.)

25.Архипова Е.Ф. Значение развития сенсорных функций для формирования импрессивной речи у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом / Е.Ф. Архипова // УП научная секция по дефектологии.–М., 1975.–1,5с.(0,1п.л.)

26.Архипова Е.Ф. Вопросы организации логопедической помощи детям первых двух лет жизни, страдающих церебральным параличом /Е.Ф. Архипова // Тезисы II всесоюзной конференции, посвященной мед. реабилитации больных ДЦП.–М., 1978.– 3с.(0,2п.л.)

27.Архипова Е.Ф. Особенности доречевого периода у детей, страдающих церебральным параличом / Вопросы логопедии: Сборник научных трудов МГПИ им. В.И. Ленина.–М., 1978.–8с.(0,5п.л.)

28.Архипова Е.Ф. Особенности лепета детей с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова // VIII научная сессия по дефектологии и V всесоюзные пед. чтения.–М., 1978.– 1,5с.(0,1п.л.)

29.Архипова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей 1-2 г. жизни / Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвузовский сб. науч. тр.–М., 1983.– 7с.(0,4п.л.)

30.Архипова Е.Ф. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, в раннем возрасте / Е.Ф. Архипова // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Минзд. СССР: Тез. докл.–Ташкент, 1984.– 1,5с.(0,1п.л.)

31.Архипова Е.Ф. Использование наглядных средств обучения при проведении лабораторно-практических занятий со студентами-заочниками по логопедии / Архипова Е.Ф.// Пути совершенствования подготовки специалистов-дефектологов. Респ. конф.: Тез. докл.–Ташкент, 1989.– 2с.(0,2п.л.)

32.Архипова Е.Ф. Патологические особенности доречевого развития детей с церебральным параличом и система коррекционно-педагогической работы с ними в первые два года жизни / Е.Ф. Архипова // Проблема патологии речи: Тезисы всесоюзного симпозиума.–М., 1989.– 3с.(0,2п.л.)

33.Архипова Е.Ф. Возрастные показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни / Межвузовский сборник научных трудов.–М., 1990.–8с.(0,5 п.л.)

34.Архипова Е.Ф. К вопросу о коррекционно-логопедической работе с больными детским церебральным параличом в доречевой период/ Е.Ф. Архипова // Организационные и клинические проблемы детской неврологии и психиатрии: Тез. докл. VI всер. научно–пр. конф.–М., 1994.– 3с.(0,2п.л.)

35.Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Актуальные вопросы теории и практики логопедии: Межвузовский сборник научных трудов.– М., 1997.8с.( 0,5 п.л.)

36.Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии / Е.Ф. Архипова // Коррекционная педагогика.–2004.–№1(3).–8с.(0,5п.л.)

37.Архипова Е.Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии / Е.Ф. Архипова // Специальная психология.–2005.–№1(3).–16с.(1 п.л.)

38.Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психомоторного развития детей в первый год жизни / Е.Ф. Архипова // Логопедия.–2005.–№3(9).–16с.(1 п.л.)

39.Архипова Е.Ф. Организация логопедической работы при афазии в условиях городской поликлиники / Е.Ф. Архипова, О.А. Фарзылаева // Школьный логопед.–2006.–№1(10).–12с.(0,75 п.л.)

40.Архипова Е.Ф. Организация логопедической работы при афазии в условиях клинического госпиталя ГУВД г. Москвы / Е.Ф. Архипова, Ю.В. Курбатова // Логопедия.–2006.–№4(13).–12с.(0,75 п.л.)

41.Архипова Е.Ф. Организация и содержание педагогической практики на IV курсе (7 семестр) / Е.Ф. Архипова // Школьный логопед.–2006.–№4(13).–17с.(1 п.л.)

42.Архипова Е.Ф. Организация и содержание педагогической практики студентов IV курса (8 семестр) на логопункте / Е.Ф. Архипова // Логопедия.–2006.–№4(14).–24с.(1,5 п.л.)

43.Архипова Е.Ф. Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств / Организация и содержание образования детей с нарушениями развития: Материалы международной научно-практической конференции (25-27 июня 2008 г.). Часть II.–М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.–4с.(0,25 п.л.)

44.Архипова Е.Ф. К вопросу профилактики речевой патологии / Организация и содержание образования детей с нарушениями развития: Материалы международной научно-практической конференции (25-27 июня 2008 г.). Часть II.–М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.–4с.(0,25 п.л.).

Работы, опубликованные в изданиях, соответствующих списку ВАК Министерства образования и науки РФ

45.Архипова Е.Ф. Проблема реализации Стратегии – государственной политики в интересах детей.//Вестник университета РАО. 2009. - № 1. – С. 82-84 (0,4 п.л.).

46.Архипова Е.Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей// Известия Самарского научного центра РАН. – 2008. - № 2. – С. 9-13, (0,25 п.л.).

47.Архипова Е.Ф. Проблема преемственности и непрерывности преддошкольного и дошкольного звеньев системы образования.// Вестник университета РАО. 2009. - № 2. – С. (0,3 п.л.).

48.Архипова Е.Ф. Профилактика специфических ошибок письма у школьников.// Вестник университета РАО. 2009. - № 3. – С. (0,25 п.л.).

49.Архипова Е.Ф. Роль среднего педагогического звена в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».// Среднее профессиональное образование - 2009. - № 3. – С. (0,4 п.л.).

50.Архипова Е.Ф. Предупреждение и преодоление нарушений письма у школьников.//Воспитание школьников – 2009. - № 4. – С. (0,3 п.л.).

51.Архипова Е.Ф. К проблеме обеспечения прав ребенка в аспекте реализации национального проекта «Здоровье».// Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 2. – С. 174-178 (0,4 п.л.).