Научная тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Уточнено с учетом стратегических приоритетов развития образования на современном этапе, а также специфики лицейского образования как альтернативной формы общего образования привилегированного характера, предназначенной для воспитания интеллектуальной элиты общества, содержание понятия «лицейское образование», которое представляет собой особую разновидность многопрофильного общего образования, интегрирующего многообразие разноуровневых (начального, основного общего, среднего полного образования) основных и дополнительных образовательных программ в единое целое с целью обеспечения возможностей получения всеми школьниками, независимо от их способностей, наклонностей, интересов, полного среднего образования повышенной сложности и создания условий для их успешной социализации.
  2. Выделены и обоснованы методологические принципы гуманистически ориентированного образовательного процесса, обеспечивающие создание в лицее инновационной образовательно-профессиональной среды: 1)персонализация, т.е. ориентация педагога на личность обучающегося, а не на образовательную систему, на сотворчество и продуктивную деятельность учителя и ученика; 2)инновационность, т.е. направленность на создание нового личностно и социально значимого образовательного продукта; 3)социокультурная ориентация педагога, т.е. создание специально организованной среды, в которой будет формироваться социокультурный опыт личности; 4)контекстуальная включенность, т.е. ориентация на разработку конкретных образовательных проектов внутри локальной образовательной системы;5)вариативность предметно-содержательного наполнения образования.
  3. Раскрыта сущность инновационной образовательно-профессиональной среды как главного фактора гуманизации лицейского образования, которая понимается совокупность педагогических, организационно-управленческих, материальных условий, целенаправленно созданных в лицее на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающих: 1)инновационность как способ и механизм существования образовательной системы лицея; 2)формирование субъектной позиции обучающихся как основы их успешной социализации; 3)содержательное гуманистически ориентированное изменение условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического коллектива; 4)открытость лицея как локальной образовательной системы.
  4. Обосновано, что определяющим условием организации в муниципальном лицее инновационной образовательно-профессиональной среды является деятельностно-аксиологический подход, который представляет собой методологический принцип исследовательской и практической педагогической деятельности, обеспечивающий интегративное содержательное, процессуальное и технологическое единство деятельностной направленности и ценностной ориентированности образования.
  5. Разработана организационно-структурная модель инновационной образовательно-профессиональной среды лицея, включающая три интегративно взаимосвязанных уровня в соответствии с определяющими факторами успешной социализации школьников.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Киприянова, Е.В. Аксиологические и социологические аспекты социальной работы / Е.В. Киприянова // Социальная работа: региональный аспект: коллективная монография. – Челябинск: «Взгляд», 2006. – 509 с. (1000 экз.)

2.Гостев, А.Г., Киприянова, Е.В. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / Е.В. Киприянова. – Екатеринбург, 2008. – 290 с. (1000 экз.)

3.Киприянова, Е.В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: методология, теория, практика: монография / Е.В. Киприянова. – Нижний Новгород, 2009. – 504 с. (1000 экз.)

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

4.Киприянова, Е.В. Изучение основ философии в старших классах / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. – 1998. – № 2. – С. 54-55.

5.Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. – 1999. – № 2. – С. 50-53.

6.Киприянова, Е.В. В чем состоит человечность человека? Материалы урока по обществознанию / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. – 2000. – № 3. – С. 68-74.

7.Киприянова, Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? / Е.В. Киприянова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 9. – С. 44-47.

8.Киприянова, Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников / Е.В. Киприянова // Наука и школа. – 2006. – № 6. – С. 30-32.

9.Киприянова, Е.В. Методология и технология формирования социально-экологической культуры школьников на основе социально-проектной и научно-исследовательской деятельности / Е.В. Киприянова // Вестник Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности (Приложение): по материалам I международной научно-практической конференции «Ресурсосбережение и возобновляемые источники энергии: экономика, экология, опыт применения». – СПб.; Чита, 2008. – С. 224-231.

10.Киприянова, Е.В. Новые подходы в преподавании обществознания (к обсуждению фундаментального ядра нового стандарта) / Е.В. Киприянова // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 7. – С. 58-59.

Учебники и учебные пособия

11.Киприянова, Е.В. Программа развития муниципального лицея: учебное пособие / Е.В. Киприянова, А.Г. Гостев. – Челябинск: Изд-во ЧПО «Книга», 2004. – 90 с.

12.Киприянова, Е.В. Обществознание: раздел «Право». Материалы для подготовки к ЕГЭ: Тесты: учебное пособие / Т.В. Дробинина, Е.В. Киприянова. – Челябинск: Изд-во ЧПО «Книга», 2004. – 70 с.

13.Киприянова, Е.В. Обществознание: раздел «Экономика». Материалы для подготовки к ЕГЭ: Тесты: учебное пособие / Е.В. Киприянова. – Челябинск: Изд-во ЧПО «Книга», 2004. – 80 с.

14.Единый государственный экзамен: Обществознание: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: Учебное пособие для 10-11 классов / С.В. Борисов, Л.Д. Ибрагимова, Е.В. Киприянова, Л.П. Костыря, О.Н. Полякова, Т.В. Якубовская. – Челябинск: «Взгляд», 2005. – 204 с. (2000 экз.)

15.Киприянова, Е.В. Социальный заказ школе как государственно-общественное управление: анализ социального заказа муниципальному лицею: учебно-методическое пособие / Е.В. Киприянова. – Челябинск: УралГУФК, 2006. – 80 с.

16.Киприянова, Е.В. Контрольно-измерительные материалы по обществознанию / Е.В. Киприянова, Т.В. Дробинина, Т.В. Якубовская. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 128 с. (5000 экз.)

17.Киприянова, Е.В. Обществознание. Философия. Познавательно-творческие задания: Методическое пособие для учителей / Е.В. Киприянова. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 183 с. (5000 экз.)

18.Киприянова, Е.В. Введение в специальность социальная работа: тексты лекций. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. – 209 с.

19.Киприянова, Е.В. Инновационность. Профессионализм. Качество / А.Г. Гостев, Е.В. Киприянова // «Опыт школ, победителей конкурса приоритетного проекта «Образование», реализующих инновационные образовательные программы»: сборник информационных карт инновационного педагогического опыта образовательных учреждений Челябинской области, победителей конкурса ПНПО / авт.-сост. Н.Ф. Белокур, А.К. Дьячков, А.В. Коптелов, А.Г. Обоскалов; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – C. 5-10.

20.Киприянова, Е.В. Программа социализации личности в условиях лицейского образования / Е.В. Киприянова // Образовательная программа Муниципального лицея (содержательный и нормативный компонент) / Под ред. Т.Г. Калугиной. – Челябинск: Лаборатория организации и содержания лицейского образования, 2000. – С. 89-91.

21.Киприянова, Е.В. К вопросу о педагогическом воздействии на социально-нравственный уровень самосознания личности / Е.В. Киприянова // Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика: учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Г. Калугиной. – Челябинск: МИРОС, 1998. – С. 147-153.

22.Киприянова, Е.В. Стратегические приоритеты лицейского образования: научно-методическое пособие. – Челябинск, 2008. – 64 с.

23.Киприянова, Е.В. Инновационная стратегия общеобразовательного учреждения: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 50 с.

24.Киприянова, Е.В. Профессионально-образовательная среда и развитие компетентности учителя в муниципальном лицее: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 26 с.

25.Киприянова, Е.В. Научно-методическая служба в муниципальном лицее: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 58 с.

26.Киприянова, Е.В. Методика диагностики уровня социализации личности: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 44 с.

27.Киприянова, Е.В. Деятельностно-аксиологический подход к организации образовательного процесса в лицее: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 54 с.

28.Киприянова, Е.В. Организационно-педагогические условия создания в лицее инновационной образовательно-профессиональной среды: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 48 с.

29.Киприянова, Е.В. Теоретические основы создания в лицее инновационной образовательно-профессиональной среды: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 65 с. – (500 экз.).

30.Киприянова, Е.В. Активная школа и позитивная образовательная среда: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 65 с.

31.Киприянова, Е.В. Программа социализации личности в муниципальном лицее: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 46 с.

32.Киприянова, Е.В. Современные образовательные технологии и стратегии преподавания в современной школе: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 84 с.

33.Киприянова, Е.В. Педагогическая навигация профессиональной деятельности педагога: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 68 с.

34.Киприянова, Е.В. Проектная деятельность школьников: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 105 с.

35.Киприянова, Е.В. Гуманистические технологии в образовании в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 72 с.

36.Киприянова, Е.В. Активные методы обучения обществознанию: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 96 с.

37.Киприянова, Е.В. Методические проблемы реализации Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования образовательной области «Обществознание»: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 38 с.

38.Киприянова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание и социализация школьников средствами обществоведческих дисциплин как приоритет современной инновационной образовательной стратегии: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 46 с.

39.Киприянова. Е.В. Формирование национальной системы позитивных ценностей и государственная политика в сфере образования как факторы социализации молодежи: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 46 с.

40.Киприянова, Е.В. Методика и технология формирования социально-экологической культуры школьников на основе социально-проектной и научно-исследовательской деятельности: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 74 с.

41.Киприянова, Е.В. Психолого-педагогические условия реализации профильного обществоведческого курса «Введение в философию» и познавательно-творческая дидактика: методические рекомендации / Е.В. Киприянова. – Челябинск, 2008. – 134 с.

42.Киприянова, Е.В. Федечкина, Е.Н. Организационно-методические материалы по проекту «Экопарк: экологическое агентство юных журналистов» (в рамках организации единого информационного пространства образовательного учреждения) / Е.В. Киприянова, Е.Н. Федечкина. – Челябинск: Транспорт, 2009. – 85 с.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

43.Киприянова, Е.В. Диагностика социализации личности старшеклассников в образовательном учреждении / Е.В. Киприянова // Вестник АРЭ. Уральское региональное отделение. – Челябинск, 2001. – № 2. – С. 61-65.

44.Киприянова, Е.В. О некоторых проблемах социализации личности в системе профессионально-технического образования / Е.В. Киприянова // Вестник АРЭ. Уральское региональное отделение. – Челябинск, 2002. – № 3-4. – С. 90-96

45.Киприянова, Е.В. Организация разработки мультимедийных учебных материалов по обществознанию / Е.В. Киприянова // Вестник Челябинского регионального отделения «Молодежь и наука» Международной академии авторов научных открытий и изобретений. – Челябинск, 2002. – № 1. – С. 58-60.

46.Киприянова, Е.В. Некоторые проблемы современной образовательной ситуации / Е.В. Киприянова // Вестник Челябинского регионального отделения «Молодежь и наука» Международной академии авторов научных открытий и изобретений. – Челябинск, 2002. – № 2-3 (2-3). – С. 120-124.

47.Киприянова, Е.В. Проектирование научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях лицейского образования / Е.В. Киприянова, Т.Г. Калугина // Научное общество учащихся: из опыта работы по организации исследовательской деятельности школьников. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – С. 23-28.

48.Киприянова, Е.В. Принципы образовательной политики. К вопросу о перспективах развития образовательного учреждения / Е.В. Киприянова // Вестник Челябинского регионального отделения «Молодежь и наука» Международной академии авторов научных открытий и изобретений. – Челябинск, 2003. – № 5 (5). – С. 97-99.

49.Киприянова, Е.В. Научно-исследовательская деятельность школьников в системе физического образования / Е.В. Киприянова // Первое сентября. Физика. – М.: Издат. дом «Первое сентября» – № 16/06. – С. 16-18.

50.Киприянова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников как паритет современной образовательной политики / Е.В. Киприянова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2006. – № 2. – С. 77-80.

51.Киприянова, Е.В. Совершенствование методики преподавания обществознания с учетом результатов ЕГЭ / Е.В. Киприянова, Т.В. Якубовская // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 6. – С. 36-40.

52.Киприянова, Е.В. Организация служб сопровождения в муниципальном лицее / Е.В. Киприянова // Библиотечка «Вестник образования России». – 2007. – № 6. – С. 5-36.

53.Киприянова, Е.В. Анкетирование родителей. Примерный перечень вопросов для выявления мнения родителей об образовательном учреждении / Е.В. Киприянова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2007. – № 1 – С. 74-86.

54.Киприянова Е.В. Изучение отношения родителей к школе / Е.В. Киприянова // Справочник классного руководителя. – 2009. - № 3 – С. 74 – 88.

55.Киприянова, Е.В. Организация научно-исследовательской деятельности школьников в муниципальном лицее / Е.В. Киприянова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе» / Под ред. В.П. Борисенкова. – М.: НТА «АПФН», 2007. – Т. 5. – С. 22-33. (Сер. «Профессионал»)

56.Киприянова, Е.В. Формирование национальной системы позитивных ценностей и государственная политика в сфере образования как факторы социализации молодежи / Е.В. Киприянова // Труды научного семинара «Философия – образование - общество». / Под ред. В.А. Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2008. (Сер. «Профессионал») – Т. 5. – С. 67-75.

Тезисы докладов и выступлений на научно-практических конференциях

57.Киприянова, Е.В. Модель социализации личности ученика инновационного учебного заведения в аспекте теоретических положений Я.А. Коменского / Е.В. Киприянова // Коменский Я.А. и современное образование: проблемы, поиски, решения: Тез. докл. межд. науч.-практ. конф., 25-28 марта 1997 г. – Челябинск: Дом Обухова, 1997. – С. 100-101.

58.Киприянова, Е.В. Образование и здоровье / Е.В. Киприянова // Проблемы сохранения здоровья школьников в условиях образования: Матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – С. 43-47.

59.Киприянова, Е.В. Социологический анализ исследования по проблемам профильного обучения в образовательных учреждениях г. Челябинска / Е.В. Киприянова, Е.В. Морозова // Содержание образования в профильной школе: Материалы науч.-практ. конф. общеобразовательных учреждений / Под ред. Е.В. Киприяновой. – Челябинск, 2005. – С. 17-26.

60.Киприянова, Е.В. Организация учебной деятельности школьников муниципального лицея в условиях профилизации и индивидуализации образования / Е.В. Киприянова // Содержание образования в профильной школе: Материалы науч.-практ. конф. общеобразовательных учреждений / Под ред. Е.В. Киприяновой. – Челябинск, 2005. – С. 35-46.

61.Киприянова, Е.В. Концепция математического профиля / Е.В. Киприянова, В.М. Коржаков // Содержание образования в профильной школе: Материалы науч.-практ. конф. общеобразовательных учреждений / Под ред. Е.В. Киприяновой. – Челябинск, 2005. – С. 83-91.

62.Киприянова, Е.В. Концептуальные основы социально-экономического образования в общеобразовательном учреждении / Е.В. Киприянова // Содержание образования в профильной школе: Материалы науч.-практ. конф. общеобразовательных учреждений / Под ред. Е.В. Киприяновой. – Челябинск, 2005. – С. 144-153.

63.Киприянова, Е.В. Общественные ценности и жизненные ориентиры молодежи / Е.В. Киприянова // Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века. Материалы международной научно-практической конференции, 24-26 октября 2005 г.: В 2 ч. / Под ред. Р.А. Литвак и др. – Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2005. – Ч. 1. – С. 128-130.

64.Киприянова, Е.В. Профессиональная компетентность педагога в условиях модернизации образования / Е.В. Киприянова // Педагогическая компетентность учителя в условиях перехода на профильное обучение: методология и методика. – Челябинск: УралГУФК, 2006. – С. 14-24.

65.Киприянова, Е.В. Методология и технология формирования социально-экологической культуры школьников на основе социально-проектной и научно-исследовательской деятельности // Вестник Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности (Приложение): по материалам I международной научно-практической конференции «Ресурсосбережение и возобновляемые источники энергии: экономика, экология, опыт применения» - Санкт-Петербург – Чита. – 2008. – С. 224 – 231.

66.Киприянова, Е.В. О практике педагогической деятельности в условиях внедрения новых педагогических технологий / Е.В. Киприянова // Компетентность и технологии образования: Сб. материалов межд. конф. – Ч. 1. – Horsens: University College Vitus Bering Danmark, 2008. – С. 307-315.

67.Киприянова, Е.В. О гуманитарной сущности образования и практике педагогической деятельности в условиях внедрения новых педагогических технологий / Е.В. Киприянова // Воспитательный потенциал исторического образования: история, теория и практика: XII международные историко-педагогические чтения. – Ч. 2. – Екатеринбург: УрГПУ, 2008. – С. 532-539.

68.Киприянова, Е.В. Формирование профессионально-образовательной среды и развитие компетентности учителя в муниципальном лицее / Е.В. Киприянова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции: в 10 ч. / Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2008. – Ч. 5. – С. 213-222.

69.Киприянова, Е.В. Самообразование учителя в процессе апробации новых образовательных программ / Е.В. Киприянова // Проблемы культурного образования. – Вып. 7: Материалы областной научно-практической конференции. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. – С. 44-49.

70.Киприянова, Е.В.Проблемы и перспективы развития методической службы в муниципальном лицее / Е.В. Киприянова // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики: Материалы региональной научно-практической конференции: в 2 ч. – Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2008. – Ч. I. – С. 77-80.

71.Киприянова, Е.В. Техногенные подходы и гуманитарная сущность образования современного человека / Е.В. Киприянова, Д.А. Алпатиков // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики: Материалы региональной научно-практической конференции: в 2 ч. – Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2008. – Ч. II. – С. 18-20.