Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе системного подхода создана типология систем оценки качества подготовки специалистов, позволяющая определять исходное и целевое состояния их развития;
  2. Представлены основополагающие принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов, как новое применение положений педагогики, системного анализа, теории организации и социологии.
  3. Разработана иерархическая классификационная модель социально-профессиональной компетентности обучающегося, представляющая собой иерархическую систему, состоящую из компетенций, определяющих успешность профессиональной и социальной деятельности, которые включают элементы (способности, знания, умения и навыки), обладающие валентностью - свойством интегрироваться в комбинациях, определенных характером деятельности.
  4. На основе моделей итеративного научения разработан и обоснован механизм системогенеза компетенций. Настоящий механизм расширяет систему научных знаний о многоуровневой структуре и процессе гетерохронного формирования компетенций в соответствии с логистической закономерностью интеграции элементов на основе присущей им валентности.
  5. Предложен конструктивно проработанный механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, основанный на синтезе моделей оценки индивидуальных образовательных достижений как результатов освоения учебных модулей, защиты выпускной квалификационной работы и неформального обучения, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.
  6. Предложен аналитический аппарат оценки компетенций как комплекс релевантных критериев, универсальной шкалы и алгоритмов оценки индивидуальных образовательных достижений, и приведения оценок - объектов числовой и нечисловой природы к их качественным аналогам с последующим их обобщением в рамках допустимых преобразований с учетом меры их неупорядоченности на основе применения стандартизированных контрольно-измерительных материалов и модели рейтинговой системы оценки компетенций обучающихся.
  7. Представлена инвариантная модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений как система теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приёмов и способов организации сложных технологических процессов: определения требований к результатам подготовки; планирования мероприятий контрольно-оценочной деятельности; подготовки организационно-технологического обеспечения; разработки и стандартизации контрольно-измерительных материалов; организации и проведения контролирующих мероприятий; обработки результатов контроля; оценки индивидуальных образовательных достижений, реализуемых в целях определения качества подготовки специалистов.
  8. Разработано устройство для контроля и самоконтроля знаний обучающихся (патент на изобретение № 2260853 от 20 сентября 2005 г. в соавторстве).
Список опубликованных работ
I.Монографии и научные труды

1.Пермяков О.Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования: Монография. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008. – 422 с.

2.Пермяков О.Е., Иванкина Л.И., Берестнева О.Г. Современный технический университет: Философский и психолого-социологический аспекты исследования состояния и развития университета: Монография. – Томск.: Изд-во Том.ун-та, 2003. – 110 с.

3.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Основы технологии комплексной экспертизы качества педагогических тестов: Монография. – Томск: Изд-во ТОИПКРО, 2008. – 100 с.

4.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика педагогических проблем системы образования в условиях эксперимента по введению Единого государственного экзамена: Монография. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 28 с.

5.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Интерсубъективность социально-педагогических измерений в условиях эксперимента по введению единого государственного экзамена (в Томской области): Монография. – Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2005. – 60 с.

6.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Теоретико-информационный анализ социально-педагогической оценки ЕГЭ в Томской области: Монография. – Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2006. – 92 с.

7.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Лонгитюдные социологические исследования в сфере оценки качества образования (на примере эксперимента по введению ЕГЭ в Томской области): Монография. – Томск: Лито-Принт, 2007. – 68 с.

8.Пермяков О.Е., Солодов Г.А., Косинцев В.И. Техническая и экологическая безопасность промышленного предприятия. Анализ аварий, катастроф и их причин, подготовка руководителей производственных коллективов к действиям при авариях и аварийных ситуациях, организация и безопасная эксплуатация промышленных предприятий: Монография. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 184 с.

9.Пермяков О.Е., Татур А.О., Митрофанов К.Г., Новиков А.М. и др. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 28 с.

II.Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

10.Пермяков О.Е. Иерархическая модель социально-профессиональной компетентности и подходы к формированию требований к результатам подготовки студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. № 7, С. 81 – 88.

11.Пермяков О.Е. Концептуальные кинетические модели системогенеза способностей и компетенций. Преподаватель XXI век. . – 2009. № 1, С. 45 – 50

12.Пермяков О.Е. Методологические основы формирования иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности студента. Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. № 8, С. 78 – 86.

13.Пермяков О.Е. Методологические подходы к моделированию личностно-профессиональной компетентности специалиста в контексте формирования государственных образовательных стандартов нового поколения. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 310. – № 1. С. 275 – 281

14.Пермяков О.Е. Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования. Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308, № 4, 2005. – С221 – 225.

15.Пермяков О.Е. Мониторинг качества профессионального образования с позиций кибернетики и системного анализа. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 6. С. 222 – 227.

16.Пермяков О.Е. Совершенствование системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в контексте требований ENQA. Университетское управление: Практика и анализ, 2007. № 3(49). С. 97 ¬–102

17.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Проблемы обеспечения качества приема и направления совершенствования системы конкурсного отбора поступающих в вузы Российской Федерации. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 310. – № 1. С. 269 – 275

18.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Процедуры комплексной экспертизы

качества тестовых заданий и тестов при формировании банка данных // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 4. Курск, 2008. – С. 110 –114

19.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Формализация экспертного оценивания качества тестовых материалов с позиции системного подхода. Вестник педагогических инноваций. Научно-практический журнал. Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, № 3(7). - 2006. С. 158 – 176.

20.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Жадан В.А. Влияние организации балльно-рейтинговой системы на мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов и профессиональной деятельности преподавателей. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 6. С. 216 – 222.

III.Авторские свидетельства, патенты, информационные карты, алгоритмы

21.Пермяков О.Е., Шевелев М.Ю., Шевелев Ю.П. Устройство для контроля и самоконтроля знаний обучающихся. Патент на изобретение № 2260853 20 сентября 2005г.

IV.Учебные пособия, методические разработки

22.Митрофанов К.Г., Новиков А.М., Пермяков О.Е. и др. Приложения к рекомендациям по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 88 с.

23.Митрофанов К.Г., Новиков А.М., Пермяков О.Е. и др. Рекомендации по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 36 с.

24.Пермяков О.Е., Борило Л.П., Князева Е.М. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по химии в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 52 с.

25.Пермяков О.Е., Борило Л.П., Князева Е.М., Ольшина О.А., Билалова А.Н. Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по химии в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 44 с.

26.Пермяков О.Е., Веретельник В.И., Сивов Ю.А., Суханова Т.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по физике в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 68 с.

27.Пермяков О.Е., Веретельник В.И., Сивов Ю.А., Суханова Т.В., Ольшина О.А. и др. (всего 6 чел.) Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по физике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 67 с.

28.Пермяков О.Е., Глок Л.Э., Горлов П.И., Веснина Л.В., Свинцова А.Д. Нормативные и правовые основы проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в Томской области: Сборник нормативных документов. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 176 с.

29.Пермяков О.Е., Горлов П.И., Неверова В.В., Петров Г.С. Статистика основных результатов мониторинга качества общеобразовательной подготовки учащихся в 2003 году. Томская область: Методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 104 с.

30.Пермяков О.Е., Зальмеж В.Ф., Домбровская Т.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по математике в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 56 с.

31.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Медведев И.И. Компьютерные технологии в тестировании. Руководство для выполнения лабораторных работ в системе АИС «Экзамен»: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 48 с.

32.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Терентьева Л.В. Компьютерные технологии в тестировании. Руководство для выполнения лабораторных работ в адаптивной среде тестирования АСТ-2: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 43 с.

33.Пермяков О.Е., Петрашова Т.Г., Уразаева Т.Т, Колпакова Л.В. и др. (всего 8 чел.) Анализ результатов ЕГЭ-2006 по английскому языку, литературе, русскому языку в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 112 с.

34.Пермяков О.Е., Петрова И.В., Зальмеж В.Ф., Борило Л.П. и др. (всего 8 чел.) Анализ результатов ЕГЭ-2006 по биологии, математике, физике, химии в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 134 с.

35.Пермяков О.Е., Петрова И.В., Кравченко Л.Б. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по биологии в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 64 с.

36.Пермяков О.Е., Подскребко Э.Н., Домбровская Т.В., Ольшина О.А., Билалова А.Н. Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по математике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 58 с.

37.Пермяков О.Е., Подскребко Э.Н., Домбровская Т.В., Хмылева Т.Е., Горлова О.А. и др. (всего 7 чел.) Анализ результатов единого государственного экзамена (2002г.) по математике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Научно-методическое издание: – Томск: Дельтаплан, 2002. – 94 с.

38.Пермяков О.Е., Ромашова Т.В., Ющенко О.И., Сыров В.Н. Анализ результатов ЕГЭ-2006 по географии, истории, обществознанию в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 96 с.

39.Пермяков О.Е., Солодов Г.А., Косинцев В.И., Рыжков П.Ю. Подготовка руководителя производственного коллектива к действиям в аварийных ситуациях: Учебное пособие. – Томск: ИПФ ТПУ, 2000. – 220 с.

40.Пермяков О.Е., Старикова Г.Н., Колпакова Л.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по русскому языку в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 71 с.

41.Пермяков О.Е., Старикова Г.Н., Малярова С.Г., Тубалова И.В., Федянина Г.И. и др. (всего 8 чел.) Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по русскому языку в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 63 с.

42.Пермяков О.Е., Ющенко О.И., Луков Е.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по истории в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 56 с.

V. Статьи в научных журналах

43.Пермяков О.Е. Исследования успешности обучения студентов и прогностической валидности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Вопросы тестирования в образовании № 3 (15). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С. 46 – 51

44.Пермяков О.Е. Методология формирования систем оценки качества образования // Качество образования – проблемы оценки и мониторинг (опыт проведения единого государственного экзамена в Томской области): Сборник научных статей. – Томск: Изд-во, ТПУ, 2005. – С. 6 – 19

45.Пермяков О.Е. Мониторинг технологии проведения ЕГЭ // Мониторинг единого государственного экзамена/ Опыт, технология, перспективы: Материалы и тезисы докладов всероссийской конференции и семинара-совещания 16-18 декабря 2003. – Самара: РЦМО, 2004. – С. 42 – 50

46.Пермяков О.Е. Проблемы и перспективы развития региональных систем оценки качества образования в контексте формирования общероссийской системы оценки качества образования // Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования: Материалы межрегионального совещания. – Новосибирск, 2006. – С. 15 – 20

47.Пермяков О.Е. Профессиональная подготовка специалистов для систем контроля качества образования (на примере подготовки тестологов) Штатный режим ЕГЭ. Проблемы переходного периода // Организация и задачи эксперимента по введению ЕГЭ 2005 года: Материалы межрегионального совещания. – СПб.: ГОУ ВПО СПбГУАП, 2004. – С. 86 – 87

48.Пермяков О.Е. Экспертное заключение 2 (по материалам аналитического доклада по итогам эксперимента по введению ЕГЭ в России) Анализ итогов эксперимента по введению ЕГЭ в России // Оценка качества образовательных достижений в системе общего образования: Материалы и тезисы докладов III Международной конференции. – М.: «Уникум – Центр», 2006. – С. 84 – 88

49.Пермяков О.Е., Горлов П.И. Менькова С.В. Формирование региональной системы оценки качества образования в Томской области // Качество образования – проблемы оценки и мониторинг (опыт проведения единого государственного экзамена в Томской области): Сборник научных статей. – Томск: Изд-во, ТПУ, 2005. – С. 20 – 34.

50.Пермяков О.Е., Горлов П.И. Менькова С.В. Формирование региональной системы оценки качества образования в Томской области // Материалы межрегионального совещания по проекту «Разработка типовых моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования» 17-18 ноября 2006 г. «Проблемы разработки общероссийской системы оценки качества образования». – М., 2006. 200 с. С.169 – 179

51.Пермяков О.Е., Горлов П.И. Формирование организационно-структурных элементов общероссийской системы оценки качества образования // Единый государственный экзамен. Выпуск 3. Теоретические предпосылки, методологические и организационные аспекты создания общероссийской системы оценки качества образования: Сб. ст./ Под ред. В.А. Болотова. – М.:Логос, 2005. – С. 62 – 76

52.Пермяков О.Е., Долматов О.Ю. Организация довузовской подготовки в специализированной школе молодого физика // Труды научно-методической конференции «Образовательные технологии состояние и перспективы». – Томск. ТПУ. 1999. – С. 134 – 142

53.Пермяков О.Е., Долматов О.Ю., Похолков Ю.П. Тенденции развития систем формирования контингента студентов высших учебных заведений // Формирование контингента инженерно-технического вуза: Мировой опыт и основные тенденции совершенствования: Труды Международного симпозиума. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – С. 8 – 13

54.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Влияние систематических ошибок оценивания учебных достижений на качество приема в вузы // Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы Междунар. научн.-метод. конф. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – С. 158 – 160

55.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Задачи и методы создания системы мониторинга качества приема в вузы Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация в образовании, 2006, – № 1(6). – С. 90 – 92

56.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Необходимость создания системы мониторинга качества приема в вузы Российской Федерации // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XII Международной конференции: в 2 т. – Санкт-Петербург, ЛЭТИ, 20-21 апр. 2006 г. – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006 – Т. 1. – С. 153 –155

57.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Проблемы и задачи формирования контингента студентов вузов в условиях ЕГЭ // Формирование контингента инженерно-технического вуза: Мировой опыт и основные тенденции совершенствования: Труды Международного симпозиума. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – С. 64 – 68

58.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В., Илюхина А.В. Системный подход к организации приема в вузы в условиях единого государственного экзамена. Вопросы тестирования в образовании № 3 (15). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С. 68 – 72

59.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В., Ляшенко Е.О. Анализ угроз и уязвимостей информационной системы обеспечения массовых процедур оценки качества знаний // Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы Междунар. научн.-метод. конф. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – С. 144 – 146

60.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Общие подходы к стандартизации тестовых заданий и тестов в электронных банках данных // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийской научно-методической конференции. – М.: «Федеральный центр тестирования», 2007. – С. 133 – 136.

61.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Качество подготовки и работы экспертов единого государственного экзамена // Качество образования – проблемы оценки и мониторинг (опыт проведения единого государственного экзамена в Томской области): Сборник научных статей. – Томск: Изд-во, ТПУ, 2005. – С. 35 – 44.

62.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Компьютерное тестирование как технология обучения и как технология контроля качества обучения тестологов (тезисы)// Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов VI Всероссийской научно-методической конференции. – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2004.– С.100 –101.

63.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Компьютерное тестирование как технология обучения и как технология контроля качества обучения тестологов // Вопросы тестирования в образовании. № 1 (13). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005 С.93 – 95.

64.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Мониторинг качества профессионального образования с позиций системного подхода // Менеджмент XXI века: управление образованием: Сб. научных статей [Материалы VI Международной научно-практической конференции]. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – С. 86 – 88

65.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Общественное мнение о тестовых технологиях // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов VII Всероссийской научно-методической конференции. – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С.97 – 98.

66.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Применение технологии модульного обучения тестологов – специалистов в области педагогических измерений // Менеджмент XXI века: управление образованием: Сб. научных статей [Материалы VI Международной научно-практической конференции]. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – С. 98 – 99.

67.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Ресурсное обеспечение ЕГЭ (проект расчета) // Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена: Материалы научно-практического семинара в рамках VIII Всероссийской конференции «Довузовское образование: проблемы и перспективы развития», 5 – 8 октября 2003, Сочи.– М.:Уникум-центр, 2004. – С. 151 –154.

68.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Социологические исследования среди профессионально-ориентированных групп населения Томской области в условиях эксперимента по введению ЕГЭ // Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена: Материалы научно-практического семинара в рамках VIII Всероссийской конференции «Довузовское образование: проблемы и перспективы развития», 5 – 8 октября 2003, Сочи.– М.:Уникум-центр, 2004. – С. 144 – 150.

69.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С. Когнитивный диссонанс мнений экспертов о ЕГЭ. Вопросы тестирования в образовании № 4 (16). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С. 76 – 90.

70.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С. Методологические аспекты управления качеством подготовки тестологов // Современные технологии обучения «СТО – 2004»: Матер.X Междун.конф. Том 1. – СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.– С. 158 – 162

71.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С. Технологии обучения в подготовке тестологов – специалистов в области педагогических измерений // Современные технологии обучения «СТО – 2004»: Матер.X Междун.конф. Том 1. – СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. – С. 174 – 178

72.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С., Максимова О.А. Как работают эксперты ЕГЭ: результаты социологических исследований в Томской области // ОКО. Оценка качества образования. Научно-методический журнал. № 1 – 2007. – С. 16 – 21.

73.Пермяков О.Е., Смирнова А.С. Результаты социологического исследования мнения абитуриентов о целесообразности проведения единого государственного экзамена. Вопросы тестирования в образовании № 3 (15). – М.: Федеральный центр тестирования, 2005. – С. 61 – 67