- На основе системного подхода создана типология систем оценки качества подготовки специалистов, позволяющая определять исходное и целевое состояния их развития;
- Представлены основополагающие принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов, как новое применение положений педагогики, системного анализа, теории организации и социологии.
- Разработана иерархическая классификационная модель социально-профессиональной компетентности обучающегося, представляющая собой иерархическую систему, состоящую из компетенций, определяющих успешность профессиональной и социальной деятельности, которые включают элементы (способности, знания, умения и навыки), обладающие валентностью - свойством интегрироваться в комбинациях, определенных характером деятельности.
- На основе моделей итеративного научения разработан и обоснован механизм системогенеза компетенций. Настоящий механизм расширяет систему научных знаний о многоуровневой структуре и процессе гетерохронного формирования компетенций в соответствии с логистической закономерностью интеграции элементов на основе присущей им валентности.
- Предложен конструктивно проработанный механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, основанный на синтезе моделей оценки индивидуальных образовательных достижений как результатов освоения учебных модулей, защиты выпускной квалификационной работы и неформального обучения, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.
- Предложен аналитический аппарат оценки компетенций как комплекс релевантных критериев, универсальной шкалы и алгоритмов оценки индивидуальных образовательных достижений, и приведения оценок - объектов числовой и нечисловой природы к их качественным аналогам с последующим их обобщением в рамках допустимых преобразований с учетом меры их неупорядоченности на основе применения стандартизированных контрольно-измерительных материалов и модели рейтинговой системы оценки компетенций обучающихся.
- Представлена инвариантная модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений как система теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приёмов и способов организации сложных технологических процессов: определения требований к результатам подготовки; планирования мероприятий контрольно-оценочной деятельности; подготовки организационно-технологического обеспечения; разработки и стандартизации контрольно-измерительных материалов; организации и проведения контролирующих мероприятий; обработки результатов контроля; оценки индивидуальных образовательных достижений, реализуемых в целях определения качества подготовки специалистов.
- Разработано устройство для контроля и самоконтроля знаний обучающихся (патент на изобретение № 2260853 от 20 сентября 2005 г. в соавторстве).
1.Пермяков О.Е. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования: Монография. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008. – 422 с.
2.Пермяков О.Е., Иванкина Л.И., Берестнева О.Г. Современный технический университет: Философский и психолого-социологический аспекты исследования состояния и развития университета: Монография. – Томск.: Изд-во Том.ун-та, 2003. – 110 с.
3.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Основы технологии комплексной экспертизы качества педагогических тестов: Монография. – Томск: Изд-во ТОИПКРО, 2008. – 100 с.
4.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика педагогических проблем системы образования в условиях эксперимента по введению Единого государственного экзамена: Монография. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 28 с.
5.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Интерсубъективность социально-педагогических измерений в условиях эксперимента по введению единого государственного экзамена (в Томской области): Монография. – Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2005. – 60 с.
6.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Теоретико-информационный анализ социально-педагогической оценки ЕГЭ в Томской области: Монография. – Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2006. – 92 с.
7.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Лонгитюдные социологические исследования в сфере оценки качества образования (на примере эксперимента по введению ЕГЭ в Томской области): Монография. – Томск: Лито-Принт, 2007. – 68 с.
8.Пермяков О.Е., Солодов Г.А., Косинцев В.И. Техническая и экологическая безопасность промышленного предприятия. Анализ аварий, катастроф и их причин, подготовка руководителей производственных коллективов к действиям при авариях и аварийных ситуациях, организация и безопасная эксплуатация промышленных предприятий: Монография. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 184 с.
9.Пермяков О.Е., Татур А.О., Митрофанов К.Г., Новиков А.М. и др. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 28 с.
II.Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
10.Пермяков О.Е. Иерархическая модель социально-профессиональной компетентности и подходы к формированию требований к результатам подготовки студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. № 7, С. 81 – 88.
11.Пермяков О.Е. Концептуальные кинетические модели системогенеза способностей и компетенций. Преподаватель XXI век. . – 2009. № 1, С. 45 – 50
12.Пермяков О.Е. Методологические основы формирования иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности студента. Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. № 8, С. 78 – 86.
13.Пермяков О.Е. Методологические подходы к моделированию личностно-профессиональной компетентности специалиста в контексте формирования государственных образовательных стандартов нового поколения. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 310. – № 1. С. 275 – 281
14.Пермяков О.Е. Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования. Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308, № 4, 2005. – С221 – 225.
15.Пермяков О.Е. Мониторинг качества профессионального образования с позиций кибернетики и системного анализа. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 6. С. 222 – 227.
16.Пермяков О.Е. Совершенствование системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в контексте требований ENQA. Университетское управление: Практика и анализ, 2007. № 3(49). С. 97 ¬–102
17.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Проблемы обеспечения качества приема и направления совершенствования системы конкурсного отбора поступающих в вузы Российской Федерации. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2007. – Т. 310. – № 1. С. 269 – 275
18.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Процедуры комплексной экспертизы
качества тестовых заданий и тестов при формировании банка данных // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 4. Курск, 2008. – С. 110 –114
19.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Формализация экспертного оценивания качества тестовых материалов с позиции системного подхода. Вестник педагогических инноваций. Научно-практический журнал. Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, № 3(7). - 2006. С. 158 – 176.
20.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Жадан В.А. Влияние организации балльно-рейтинговой системы на мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов и профессиональной деятельности преподавателей. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. – 2006. – Т. 309. – № 6. С. 216 – 222.
III.Авторские свидетельства, патенты, информационные карты, алгоритмы
21.Пермяков О.Е., Шевелев М.Ю., Шевелев Ю.П. Устройство для контроля и самоконтроля знаний обучающихся. Патент на изобретение № 2260853 20 сентября 2005г.
IV.Учебные пособия, методические разработки
22.Митрофанов К.Г., Новиков А.М., Пермяков О.Е. и др. Приложения к рекомендациям по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 88 с.
23.Митрофанов К.Г., Новиков А.М., Пермяков О.Е. и др. Рекомендации по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 36 с.
24.Пермяков О.Е., Борило Л.П., Князева Е.М. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по химии в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 52 с.
25.Пермяков О.Е., Борило Л.П., Князева Е.М., Ольшина О.А., Билалова А.Н. Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по химии в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 44 с.
26.Пермяков О.Е., Веретельник В.И., Сивов Ю.А., Суханова Т.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по физике в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 68 с.
27.Пермяков О.Е., Веретельник В.И., Сивов Ю.А., Суханова Т.В., Ольшина О.А. и др. (всего 6 чел.) Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по физике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 67 с.
28.Пермяков О.Е., Глок Л.Э., Горлов П.И., Веснина Л.В., Свинцова А.Д. Нормативные и правовые основы проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в Томской области: Сборник нормативных документов. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 176 с.
29.Пермяков О.Е., Горлов П.И., Неверова В.В., Петров Г.С. Статистика основных результатов мониторинга качества общеобразовательной подготовки учащихся в 2003 году. Томская область: Методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 104 с.
30.Пермяков О.Е., Зальмеж В.Ф., Домбровская Т.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по математике в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 56 с.
31.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Медведев И.И. Компьютерные технологии в тестировании. Руководство для выполнения лабораторных работ в системе АИС «Экзамен»: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 48 с.
32.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Терентьева Л.В. Компьютерные технологии в тестировании. Руководство для выполнения лабораторных работ в адаптивной среде тестирования АСТ-2: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 43 с.
33.Пермяков О.Е., Петрашова Т.Г., Уразаева Т.Т, Колпакова Л.В. и др. (всего 8 чел.) Анализ результатов ЕГЭ-2006 по английскому языку, литературе, русскому языку в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 112 с.
34.Пермяков О.Е., Петрова И.В., Зальмеж В.Ф., Борило Л.П. и др. (всего 8 чел.) Анализ результатов ЕГЭ-2006 по биологии, математике, физике, химии в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 134 с.
35.Пермяков О.Е., Петрова И.В., Кравченко Л.Б. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по биологии в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 64 с.
36.Пермяков О.Е., Подскребко Э.Н., Домбровская Т.В., Ольшина О.А., Билалова А.Н. Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по математике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 58 с.
37.Пермяков О.Е., Подскребко Э.Н., Домбровская Т.В., Хмылева Т.Е., Горлова О.А. и др. (всего 7 чел.) Анализ результатов единого государственного экзамена (2002г.) по математике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Научно-методическое издание: – Томск: Дельтаплан, 2002. – 94 с.
38.Пермяков О.Е., Ромашова Т.В., Ющенко О.И., Сыров В.Н. Анализ результатов ЕГЭ-2006 по географии, истории, обществознанию в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – Томск: Дельтаплан, 2006. – 96 с.
39.Пермяков О.Е., Солодов Г.А., Косинцев В.И., Рыжков П.Ю. Подготовка руководителя производственного коллектива к действиям в аварийных ситуациях: Учебное пособие. – Томск: ИПФ ТПУ, 2000. – 220 с.
40.Пермяков О.Е., Старикова Г.Н., Колпакова Л.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по русскому языку в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 71 с.
41.Пермяков О.Е., Старикова Г.Н., Малярова С.Г., Тубалова И.В., Федянина Г.И. и др. (всего 8 чел.) Анализ результатов ЕГЭ – 2003 по русскому языку в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации: Аналитический отчет и методические рекомендации: Учебно-методическое издание. – Томск: Дельтаплан, 2003. – 63 с.
42.Пермяков О.Е., Ющенко О.И., Луков Е.В. Анализ результатов ЕГЭ – 2004 по истории в Томской области: Учебное издание. – Томск: Дельтаплан, 2004. – 56 с.
V. Статьи в научных журналах
43.Пермяков О.Е. Исследования успешности обучения студентов и прогностической валидности контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Вопросы тестирования в образовании № 3 (15). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С. 46 – 51
44.Пермяков О.Е. Методология формирования систем оценки качества образования // Качество образования – проблемы оценки и мониторинг (опыт проведения единого государственного экзамена в Томской области): Сборник научных статей. – Томск: Изд-во, ТПУ, 2005. – С. 6 – 19
45.Пермяков О.Е. Мониторинг технологии проведения ЕГЭ // Мониторинг единого государственного экзамена/ Опыт, технология, перспективы: Материалы и тезисы докладов всероссийской конференции и семинара-совещания 16-18 декабря 2003. – Самара: РЦМО, 2004. – С. 42 – 50
46.Пермяков О.Е. Проблемы и перспективы развития региональных систем оценки качества образования в контексте формирования общероссийской системы оценки качества образования // Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования: Материалы межрегионального совещания. – Новосибирск, 2006. – С. 15 – 20
47.Пермяков О.Е. Профессиональная подготовка специалистов для систем контроля качества образования (на примере подготовки тестологов) Штатный режим ЕГЭ. Проблемы переходного периода // Организация и задачи эксперимента по введению ЕГЭ 2005 года: Материалы межрегионального совещания. – СПб.: ГОУ ВПО СПбГУАП, 2004. – С. 86 – 87
48.Пермяков О.Е. Экспертное заключение 2 (по материалам аналитического доклада по итогам эксперимента по введению ЕГЭ в России) Анализ итогов эксперимента по введению ЕГЭ в России // Оценка качества образовательных достижений в системе общего образования: Материалы и тезисы докладов III Международной конференции. – М.: «Уникум – Центр», 2006. – С. 84 – 88
49.Пермяков О.Е., Горлов П.И. Менькова С.В. Формирование региональной системы оценки качества образования в Томской области // Качество образования – проблемы оценки и мониторинг (опыт проведения единого государственного экзамена в Томской области): Сборник научных статей. – Томск: Изд-во, ТПУ, 2005. – С. 20 – 34.
50.Пермяков О.Е., Горлов П.И. Менькова С.В. Формирование региональной системы оценки качества образования в Томской области // Материалы межрегионального совещания по проекту «Разработка типовых моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования» 17-18 ноября 2006 г. «Проблемы разработки общероссийской системы оценки качества образования». – М., 2006. 200 с. С.169 – 179
51.Пермяков О.Е., Горлов П.И. Формирование организационно-структурных элементов общероссийской системы оценки качества образования // Единый государственный экзамен. Выпуск 3. Теоретические предпосылки, методологические и организационные аспекты создания общероссийской системы оценки качества образования: Сб. ст./ Под ред. В.А. Болотова. – М.:Логос, 2005. – С. 62 – 76
52.Пермяков О.Е., Долматов О.Ю. Организация довузовской подготовки в специализированной школе молодого физика // Труды научно-методической конференции «Образовательные технологии состояние и перспективы». – Томск. ТПУ. 1999. – С. 134 – 142
53.Пермяков О.Е., Долматов О.Ю., Похолков Ю.П. Тенденции развития систем формирования контингента студентов высших учебных заведений // Формирование контингента инженерно-технического вуза: Мировой опыт и основные тенденции совершенствования: Труды Международного симпозиума. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – С. 8 – 13
54.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Влияние систематических ошибок оценивания учебных достижений на качество приема в вузы // Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы Междунар. научн.-метод. конф. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – С. 158 – 160
55.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Задачи и методы создания системы мониторинга качества приема в вузы Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация в образовании, 2006, – № 1(6). – С. 90 – 92
56.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Необходимость создания системы мониторинга качества приема в вузы Российской Федерации // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XII Международной конференции: в 2 т. – Санкт-Петербург, ЛЭТИ, 20-21 апр. 2006 г. – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006 – Т. 1. – С. 153 –155
57.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В. Проблемы и задачи формирования контингента студентов вузов в условиях ЕГЭ // Формирование контингента инженерно-технического вуза: Мировой опыт и основные тенденции совершенствования: Труды Международного симпозиума. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – С. 64 – 68
58.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В., Илюхина А.В. Системный подход к организации приема в вузы в условиях единого государственного экзамена. Вопросы тестирования в образовании № 3 (15). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С. 68 – 72
59.Пермяков О.Е., Илюхин Б.В., Ляшенко Е.О. Анализ угроз и уязвимостей информационной системы обеспечения массовых процедур оценки качества знаний // Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы Междунар. научн.-метод. конф. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – С. 144 – 146
60.Пермяков О.Е., Максимова О.А. Общие подходы к стандартизации тестовых заданий и тестов в электронных банках данных // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийской научно-методической конференции. – М.: «Федеральный центр тестирования», 2007. – С. 133 – 136.
61.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Качество подготовки и работы экспертов единого государственного экзамена // Качество образования – проблемы оценки и мониторинг (опыт проведения единого государственного экзамена в Томской области): Сборник научных статей. – Томск: Изд-во, ТПУ, 2005. – С. 35 – 44.
62.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Компьютерное тестирование как технология обучения и как технология контроля качества обучения тестологов (тезисы)// Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов VI Всероссийской научно-методической конференции. – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2004.– С.100 –101.
63.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Компьютерное тестирование как технология обучения и как технология контроля качества обучения тестологов // Вопросы тестирования в образовании. № 1 (13). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005 С.93 – 95.
64.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Мониторинг качества профессионального образования с позиций системного подхода // Менеджмент XXI века: управление образованием: Сб. научных статей [Материалы VI Международной научно-практической конференции]. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – С. 86 – 88
65.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Общественное мнение о тестовых технологиях // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов VII Всероссийской научно-методической конференции. – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С.97 – 98.
66.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Применение технологии модульного обучения тестологов – специалистов в области педагогических измерений // Менеджмент XXI века: управление образованием: Сб. научных статей [Материалы VI Международной научно-практической конференции]. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. – С. 98 – 99.
67.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Ресурсное обеспечение ЕГЭ (проект расчета) // Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена: Материалы научно-практического семинара в рамках VIII Всероссийской конференции «Довузовское образование: проблемы и перспективы развития», 5 – 8 октября 2003, Сочи.– М.:Уникум-центр, 2004. – С. 151 –154.
68.Пермяков О.Е., Менькова С.В. Социологические исследования среди профессионально-ориентированных групп населения Томской области в условиях эксперимента по введению ЕГЭ // Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена: Материалы научно-практического семинара в рамках VIII Всероссийской конференции «Довузовское образование: проблемы и перспективы развития», 5 – 8 октября 2003, Сочи.– М.:Уникум-центр, 2004. – С. 144 – 150.
69.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С. Когнитивный диссонанс мнений экспертов о ЕГЭ. Вопросы тестирования в образовании № 4 (16). – М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005. – С. 76 – 90.
70.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С. Методологические аспекты управления качеством подготовки тестологов // Современные технологии обучения «СТО – 2004»: Матер.X Междун.конф. Том 1. – СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004.– С. 158 – 162
71.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С. Технологии обучения в подготовке тестологов – специалистов в области педагогических измерений // Современные технологии обучения «СТО – 2004»: Матер.X Междун.конф. Том 1. – СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. – С. 174 – 178
72.Пермяков О.Е., Менькова С.В., Смирнова А.С., Максимова О.А. Как работают эксперты ЕГЭ: результаты социологических исследований в Томской области // ОКО. Оценка качества образования. Научно-методический журнал. № 1 – 2007. – С. 16 – 21.
73.Пермяков О.Е., Смирнова А.С. Результаты социологического исследования мнения абитуриентов о целесообразности проведения единого государственного экзамена. Вопросы тестирования в образовании № 3 (15). – М.: Федеральный центр тестирования, 2005. – С. 61 – 67