- Раскрыты структура и содержание понятия «педагогический дискурс», представлены его сущностные характеристики, выявлены свойства, определены функции.
- Обоснован системно-целостный подход, выступающий методологическим регулятивом проектирования педагогического дискурса и обеспечивающий целенаправленное формирование дискурсивно-проективной компетентности субъектов образовательного процесса.
- Разработана концепция проектирования педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя, отражающая взаимосвязь теоретико-методологических основ и технологического сопровождения исследуемого процесса.
- Выработана стратегия проектирования педагогического дискурса: диалогическая (по характеру), ценностно-смысловая (по назначению и содержанию), рефлексивно-оценочная (по результату).
- Разработаны дискурсивные практики академического, квазипрофессионального, учебно-профессионального типа, обеспечивающие формирование ценностного отношения субъекта образования к педагогической деятельности, овладение им продуктивными способами проектирования педагогического дискурса и трансляции их другому (будущему ученику).
- Разработаны технологии (когнитивно ориентированные, деятельностно ориентированные, личностно ориентированные) проектирования педагогического дискурса, направленные на преобразование технократического педагогического дискурса в гуманитарный и обеспечивающие пошаговую организацию изучаемого процесса.
1.Ежова, Т. В. Теоретические основы проектирования педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Педагогика: семья — школа — общество : коллек-тивная монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. — Воронеж : ВГПУ, 2006. — Кн. 7, гл. XXV. — С. 335—345.
2.Ежова, Т. В. Дискурсивный подход к формированию общекультур-ной компетентности студентов / Т. В. Ежова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 176 с.
3.Ежова, Т. В. Педагогические условия проектирования педагогиче-ского дискурса / Т. В. Ежова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз : коллективная монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирико-ва. — Воронеж : ВГПУ, 2007. — Кн. 16, гл. XIX. — С. 226—241.
4.Ежова, Т. В. Педагогический дискурс как средство реализации цело-стной гуманитарной стратегии образования / Т. В. Ежова. — Оренбург : Пресса, 2007. — 206 с.
5.Ежова, Т. В. Проектирование педагогического дискурса: методоло-гия, теория, практика / Т. В. Ежова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 320 с.
Учебные и учебно-методические пособия
6.Ежова, Т. В. Формирование общекультурной компетентности сту-дентов : учеб. пособие / Т. В. Ежова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — 124 с.
7.Ежова, Т. В. Учебное пособие по домашнему чтению по роману Ио-ганнеса Бехера «Прощание» / Т. В. Ежова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — 44 с.
8.Ежова, Т. В. Работа с текстом на занятиях по немецкому языку : учеб. пособие / Т. В. Ежова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — 72 с.
9.Ежова, Т. В. Учебное пособие по сравнительной типологии не-мецкого и русского языков / Т. В. Ежова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 32 с.
10.Ежова, Т. В. Диалог культур: Россия — Германия : программа к спецкурсу / Т. В. Ежова, С. С. Телигисова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 20 с.
11.Ежова, Т. В. Диалог культур: Россия — Германия : учеб. пособие / Т. В. Ежова, С. С. Телигисова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 132 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
12.Ежова, Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГУ, 2006. — № 2 (52). — С. 52—57.
13.Ежова, Т. В. Проектирование педагогического дискурса: системно-целостный подход / Т. В. Ежова // Образование и наука. — Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2006. — № 4 (35). — С. 5—12.
14.Ежова, Т. В. Закономерности проектирования педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГУ, 2006. — № 11, приложение, ч. 2. — С. 309—313.
15.Ежова, Т. В. Диалог культур как основа современной парадигмы образования / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГУ, 2006. — № 10, приложение, ч. 1. — С. 30—36.
16.Ежова, Т. В. Принципы проектирования педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Философия образования. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007. — № 1 (18). — С. 185—191.
17.Ежова, Т. В. Диалог культур в контексте гуманитарного образова-ния / Т. В. Ежова // Философия образования. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007. — № 2 (19). — С. 210—214.
18.Ежова, Т. В. Структура и содержание педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Философия образования. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007. — № 4 (21). — С. 311—317.
19.Ежова, Т. В. Особенности проектирования педагогического дис-курса в контексте гуманитарного образования [Электронный ресурс] / Т. В. Ежова // Культура & общество : Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М. : МГУКИ, 2006. № гос. рег. 0420600016. Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/ Еzhova.pdf, свободный.
20.Ежова, Т. В. Модель процесса проектирования педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Образование и наука. — Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2008. — № 9 (57). — С. 34—41.
21.Ежова, Т. В. Дискурсивно-проективная компетентность будущего учителя как результат проектирования педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Известия Самарского научного центра Рос. академии наук. Сер. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. — Cамара, 2009. — № 1. — С. 27—31.
Научные статьи
22.Ежова, Т. В. Характеристика процесса формирования общекуль-турной компетентности будущего учителя при изучении иностранного язы-ка / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — № 3 (29). — С. 136—149.
23.Ежова, Т. В. Педагогические условия формирования общекультур-ной компетентности будущего учителя / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — № 4 (30). — С. 127—139.
24.Ежова, Т. В. Педагогический потенциал иностранного языка в фор-мировании общекультурной компетентности студентов / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — № 3 (37). — С. 68—73.
25.Ежова, Т. В. Межкультурная компетентность личности как фактор успешности коммуникации / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2005. — № 4 (42). — С. 59—64.
26.Ежова, Т. В. Функционально-семантическое поле пассивности в со-временном немецком языке / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — № 1 (43). — С. 32—38.
27.Ежова, Т. В. Сущностные характеристики педагогического дискур-са / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — № 1 (43). — С. 135—139.
28.Ежова, Т. В. Интеграция и диверсификация подходов к проектиро-ванию педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Педагогика и жизнь : меж-дунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова.— Воронеж : ВГПУ, 2006. — Вып. 1. — С. 58—66.
29.Ежова, Т. В. Стратегические направления развития системы совре-менного образования / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Орен-бург : Изд-во ОГПУ, 2006. — № 3 (45). — С. 106—112.
30.Ежова, Т. В. Теоретические основы проектирования педагогическо-го дискурса / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — № 4 (46). — С. 76—84.
31.Ежова, Т. В. Проблемы и перспективы гуманитарного образования в эпоху социальных реформ [Электронный ресурс] / Т. В. Ежова // Элек-тронное научное издание «Письма в Emissia.Offline : электрон. науч.-пед. журн». — CПб., 2006. ART 1110, Гос. рег. № 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1110.htm, свободный.
32.Ежова, Т. В. Культурологические основы современной парадигмы образования / Т. В. Ежова, К. Ш. Бикмурзин // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — № 1 (47). — С. 64—69.
33.Ежова, Т. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Т. В. Ежова, К. Ш. Бикмурзин // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — № 1 (47). — С. 69—74.
34.Ежова, Т. В. Создание гуманитарной образовательной среды в вузе как педагогическое условие проектирования педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — № 3 (49). — С. 96—101.
35.Ежова, Т. В. Педагогический дискурс и его проектирование [Элек-тронный ресурс] / Т. В. Ежова // Эйдос : Интернет-журнал. — 2007. — 30 сент. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-5.htm.
36.Ежова, Т. В. Качество педагогического дискурса и критерии его экспертизы / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — № 3 (49). — С. 87—96.
37.Ежова, Т. В. Педагогические условия проектирования педагогиче-ского дискурса / Т. В. Ежова // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. — № 1 (51). — С. 76—87.
38.Ежова, Т. В. Субъект-субъектное диалогическое взаимодействие студента и преподавателя как педагогическое условие построения гумани-тарного педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Инновации в образова-нии. — М., 2008. — № 11. — С. 16—25.
Материалы научно-практических конференций
39.Ежова, Т. В. К вопросу разработки понятийного аппарата по про-блеме формирования общекультурной компетентности будущего учителя / Т. В. Ежова // Научный потенциал XXI века : материалы науч. конф. моло-дых исследователей проблем педагогики и школы. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2001. — С. 74—78.
40.Ежова, Т. В. «Диалог культур» в процессе освоения иностранного языка как условие эффективного формирования общекультурной компе-тентности / Т. В. Ежова // Интеллектуальный потенциал высшего педагоги-ческого образования : материалы XXIII преподавательской и XLI студенче-ской науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2001. — Ч. 2. — С. 125—127.
41.Ежова, Т. В. Общекультурная компетентность будущего учителя как фактор успешности педагогической деятельности / Т. В. Ежова // Ак-туальные проблемы развития культуры педагогической деятельности : материалы науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2001. — С. 59—62.
42.Ежова, Т. В. Интегративно-культурологический подход к формиро-ванию общекультурной компетентности будущего учителя / Т. В. Ежова // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего обра-зования на современном этапе : материалы II Самарской региональной на-уч.-практ. конф. ученых и педагогов-практиков. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. — С. 140—143.
43.Ежова, Т. В. Критерии и показатели сформированности общекуль-турной компетентности будущего учителя / Т. В. Ежова // Наука XXI века: проблемы и перспективы : материалы XXIV преподават. и XLII студ. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — Ч. 4. — С. 10—16.
44.Ежова, Т. В. Сущность и содержание общекультурной компетент-ности будущего учителя / Т. В. Ежова // Модернизация образования: про-блемы и перспективы : материалы регион. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. — Ч. 2. — С. 66—70.
45.Ежова, Т. В. Сущностные характеристики общекультурной компе-тентности будущего учителя / Т. В. Ежова // Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество : тр. Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2002. — Ч. 2. — С. 33—36.
46.Ежова, Т. В. Общекультурная компетентность учителя как компо-нент его педагогической культуры / Т. В. Ежова // В. А. Сухомлинский и со-временная школа Урала, Сибири : материалы регион. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — Ч. 2. — С. 96—102.
47.Ежова, Т. В. Развитие положительной мотивации студентов к педа-гогической деятельности / Т. В. Ежова // Качество профессионального обра-зования: новые приоритеты, системы оценки : материалы XXVI препод. на-уч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. — Ч. 1. — С. 30—36.
48.Ежова, Т. В. К вопросу развития человеческого капитала молоде-жи / Т. В. Ежова, Л. Б. Соколова // Молодежь — будущее цивилизации : сб. материалов междунар. конф. — СПб., 2005. — С. 241—245.
49.Ежова, Т. В. Системно-целостный подход в иерархии подходов к проектированию педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Теории, содер-жание и технологии высшего образования в условиях глобализации образ. процесса : материалы XXVII преподават. науч.-практ. конф. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — Ч. 5. — С. 17—27.
50.Ежова, Т. В. Основные тенденции развития системы современного образования / Т. В. Ежова // Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление : сб. статей V междунар. конф. — Орен-бург, 2006. — С. 59—64.
51.Ежова, Т. В. Валеологический аспект гуманизации педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т. В. Ежова // Актуальные вопросы военной и практической медицины : сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. врачей. — Оренбург, 2006. — Т. 1. — С. 217—220. Режим доступа : http://www.esculapus.far.ru/2006/, свободный.
52.Ежова, Т. В. К вопросу о педагогическом дискурсе / Т. В. Ежова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. материа-лов II Всерос. науч.-практ. конф. — Пенза, 2006. — С. 249—252.
53.Ежова, Т. В. Предметно-информационная среда как субстрат мето-дологического познания [Электронный ресурс] / Т. В. Ежова, И. А. Шуль-га // Актуальные вопросы военной и практической медицины : сб. материа-лов VII Всерос. науч.-практ. конф. врачей. — Оренбург, 2006. — Т. 1. — С. 220—223. Режим доступа: http://www.esculapus.far.ru/2006, свободный.
54.Ежова, Т. В. Гуманитаризация образования — одно из направлений модернизации российского общества / Т. В. Ежова // Актуальные проблемы проектирования образовательных систем : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Кумертау, 2007. — С. 71—80.
55.Ежова, Т. В. Истоки педагогического дискурса и их роль в форми-ровании его гуманитарного качества / Т. В. Ежова // Современные факторы повышения качества профессионального образования : материалы XXVIII препод. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — Т. 7. — С. 95—108.
56.Ежова, Т. В. Проблемы интеграции российской системы образова-ния в европейское образовательное пространство / Т. В. Ежова, К. Ш. Бик-мурзин // Европа — Россия — Азия: пути интеграции и приграничного со-трудничества в сфере образования : сб. материалов междунар. конф. — Оренбург : Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2008. — С. 48—52.
57.Ежова, Т. В. Характеристика процесса проектирования педагогиче-ского дискурса / Т. В. Ежова // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов : материалы XXIX препод. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. — Т. 5. — С. 65—75.
58.Ежова, Т. В. Реализация идей «Школы диалога культур» в процессе обучения студентов иностранному языку / Т. В. Ежова // Основные тенден-ции развития дидактики: проблемы и перспективы предметности обучения : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е. О. Ивановой. — М. : ООО «Образование 3000», 2008. — С. 302—307.
59.Ежова, Т. В. Концепция проектирования гуманитарного педагоги-ческого дискурса в процессе высшего профессионального образования бу-дущего учителя / Т. В. Ежова // А. Я. Роткович : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. ученого. — Cамара : Изд-во СГПУ, 2009. — С. 36—41.
60.Jeshova, T. W. Möglichkeiten des pädagogischen Diskurses in der Op-timierung der bestehenden unterrichtlichen Praxis / T. W. Jeshova // Wirtschaft, Ethik, Bildung : Materialien der Internationalen Konferenz. — Augsburg : Wild-bad Kreuth, 2008. — S. 58—64.