- выделены компоненты культуры здоровья педагога: ценностно-смысловой - осознание собственного здоровья как профессионального ресурса, принятие здоровья школьников как общепедагогической ценности; когнитивный - знание педагогами здоровьесберегающих технологий, путей формирования здоровьеориентированного поведения школьников; эмоционально-волевой - ответственность, осознанная направленность деятельности педагога в вопросах здоровьесозидания и удовлетворенность её результатами; практический - организация и реализация здоровьесозидающей деятельности в личной жизни и в образовательном процессе;
- раскрыто содержание здоровьесозидающей деятельности (посредством которой происходит созидание и реализация культуры здоровья педагога), заключающееся в совершенствовании педагогом собственного здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда, использовании им принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать индивидуальное здоровье обучающихся, творчески дополнять содержание учебного предмета валеологическими знаниями, умениями, навыками с целью сохранения здоровья воспитанников, формирования их здоровьеориентированного поведения;
- с учетом осознанности и принятия педагогом позиции субъекта здоровьесозидающей деятельности охарактеризованы её уровни: ситуативно-прагматический - педагог отказывается от здоровьесозидающей деятельности; ситуативно-зависимый - он осуществляет эту деятельность формально; субъектно-принимающий - педагог активно включается в процесс созидания своего здоровья и здоровья обучающихся, но действует по образцу; субъектно-преобразующий - педагог творчески подходит к деятельности по созиданию здоровья, предлагая оригинальные здоровьесберегающие методы;
- разработана концепция развития культуры здоровья педагога как личностного и профессионального феномена, основными идеями которой являются: 1) в силу гуманистических смыслов педагогической деятельности присуще здоровьесозидающее начало; 2) в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности, педагог обязан осознавать ответственность за свое здоровье и здоровье обучающихся, представлять здоровьесохраняющие образцы и нормы поведения, давать конкретные рекомендации по сбережению здоровья, и, таким образом, формировать здоровьеориентированное поведение воспитанников; 3) осуществление педагогом деятельности по воспитанию культуры здоровья учащихся требует ресурсного обеспечения - развития внутреннего потенциала педагогов в условиях целенаправленно создаваемой здоровьесозидающей воспитательной системы;
- создана модель развития культуры здоровья, которая реализуется на практике в виде этапов актуализации и активизации внутренних ресурсов педагогов: осознания педагогом своей здоровьесозидающей миссии; созидания в самосознании педагога позитивного образа собственного «Я» и достижения им психоэмоционального и соматического благополучия; формирования ценностного отношения педагогов к здоровьесозидающей деятельности; овладение образовательными здоровьесберегающими технологиями.
1.Малярчук, Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагогов / Н.Н. Малярчук // Педагогика. 2009. № 1. С. 55-59.
2.Малярчук, Н.Н. Оценка адаптационных возможностей детей в условиях обучения в инновационном образовательном учреждении / Н.Н. Малярчук, В.М. Чимаров // Валеология. 2000. № 1. С.31-32 (1 с.).
3.Малярчук, Н.Н. Влияние инновационной образовательной системы Л.В.Занкова на адаптационные возможности учащихся младшего школьного возраста / Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. 2002. № 1. С.108-112.
4.Малярчук, Н.Н. Особенности здоровья учителей как профессиональной группы в условиях современной образовательной среды / Н.Н. Малярчук, В.М.Чимаров // Вестник Тюменского государственного университета. 2003.№ 2.С. 85-88 (2 с.)
5.Малярчук, Н.Н. Быть здоровым в древнерусском понимании / Н.Н. Малярчук // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2005. № 3. С. 134-138.
6.Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога в контексте культуры здоровья нации / Н.Н. Малярчук // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2005. № 3. С. 85-90.
7.Малярчук, Н.Н. Концептуальные подходы к понятию «культура здоровья» / Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 1.
С. 255-263.
8.Малярчук, Н.Н. Психологические защиты педагогов общеобразовательной школы / Н.Н. Малярчук // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2006. № 6. С. 109-116.
9.Малярчук, Н.Н. Формирование культуры здоровья педагогов / Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. № 6 . С.108-118.
10.Малярчук, Н.Н. Индивидуальные ресурсы педагогов как субъектов здоровьесозидающей деятельности / Н.Н. Малярчук // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 6. С.104-112.
Монографии, учебные пособия
11.Малярчук, Н.Н. Профессиональное здоровье педагога / Н.Н. Малярчук. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2005. 146 с.
12.Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога / Н.Н. Малярчук. Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. 192 с.
13.Малярчук, Н.Н. Валеология / Н.Н. Малярчук. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. 270 с.
14.Малярчук, Н.Н. Здоровый образ жизни / Н.Н. Малярчук. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. 134 с.
Статьи в журналах и сборниках научных работ
15.Малярчук, Н.Н. Влияние эмоционального состояния педагогов на мотивацию обучения школьников / Н.Н. Малярчук. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник научных трудов. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2003. С.78-82.
16.Малярчук, Н.Н. Обучение педагогов программам здоровьесбережения / Н.Н. Малярчук. Наркотическая аддикция: социальный медицинский и психологический аспекты: коллективная монография / под научной редакцией Г. Коллы, С.Ф. Сироткина. Ижевск-Люнебург: НИПЦ «ERGO», 2005. С. 146-159.
17.Малярчук, Н.Н. Проявления агрессивности в профессиональной деятельности педагога / Н.Н. Малярчук. Экология и жизнь. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд-во «Приволжский Дом Знаний», 2005.С. 56-60.
18.Малярчук, Н.Н. Пути профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания / Н.Н. Малярчук. Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе профессионального образования: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. С. 76-81.
19.Малярчук, Н.Н Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагога / Н.Н. Малярчук. Личностно-развивающее профессиональное образование в изменяющейся России. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. С. 142-147.
20.Малярчук, Н.Н. Социальное самочувствие педагогов общеобразовательной школы / Н.Н. Малярчук // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 4. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006. С.99-103.
21.Малярчук, Н.Н. Смысложизненные ориентации педагогов, имеющих признаки эмоционального выгорания / Н.Н. Малярчук. Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Курган: Курганский государственный университет, 2006. С. 146-149.
22.Малярчук, Н.Н. Характеристика валеологической компетентности педагогов общеобразовательной школы / Н.Н. Малярчук. Проблемы формирования профессиональной компетентности педагога в контексте личносто-ориентированной парадигмы образования. Сборник материалов V-й региональной научно-практической конференции «Знаменские чтения». Сургут: РИО Сур ГПУ, 2006. С. 24-28.
23.Малярчук, Н.Н Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива начальной школы / Н.Н. Малярчук. Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И.Кирикова. Выпуск 2. Воронеж: ВГПУ, 2006. С.164-174.
24.Малярчук, Н.Н. Перспективы развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Н.Н. Малярчук. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007. №.1: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. С.151-154.
25.Малярчук, Н.Н. Здоровьесберегающая профессиональная деятельность педагогического коллектива сельской школы / Н.Н. Малярчук, З.В. Цыганкова. Альманах «Продуктивное образование»: мониторинг образовательной деятельности: сборник научных статей / под ред. Е.А.Александровой. М.: Экшен, 2007. С. 150-158 (7 с.).
26.Малярчук, Н.Н. Здоровье и концепция жизни /Н.Н. Малярчук // Директор школы. 2007. № 10. С. 93-97.
27.Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога как один из критериев здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения / Н.Н. Малярчук. Образование и культура как фактор развития региона: Материалы Всероссийских Менделеёвских чтений. Тобольск: ТГПИ имени Д.И.Менделеева, 2007. С 200-201.
28.Малярчук, Н.Н Этапы развития здоровьесберегающей воспитательной системы / Н.Н. Малярчук. Качество жизни субъектов современного образования. Выпуск 2 /под ред. Н.А.Голикова. Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. С.34-43.
29.Малярчук, Н.Н. Понятийное поле культуры здоровья педагога / Н.Н. Малярчук // Научное обозрение. 2008. № 6. С.105-108.
30.Малярчук, Н.Н. Особенности культуры здоровья педагога как социально значимой профессиональной группы / Н.Н. Малярчук // Вестник развития науки и образования. 2008. № 6. С. 83-86.
31.Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога: современный аспект проблемы / Н.Н. Малярчук // Инновации в образовании. 2008. № 12. С.98-103.
32.Малярчук, Н.Н. Содержание культуры здоровья педагога как личностного и профессионального феномена / Н.Н. Малярчук // Научная жизнь. 2008. № 6.
С.113-116.
33.Малярчук, Н.Н.. Совершенствование профессионального самосознания – резерв развития здоровьесозидающей деятельности педагога / Н.Н. Малярчук. Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество: сб. науч. ст. VI международ. науч-практ. конф. / под науч. ред. А.А.Симоновой, Э.Э.Сыманюк, М.Г.Синяковой, Л.Ю.Шемятихиной. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО УрГПУ, 2008. С. 185-187.
34.Малярчук, Н.Н. Роль культуры здоровья педагога в созидании здоровья учащихся / Н.Н. Малярчук. Власть, общество, личность. III Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей. Пенза: РИО ПССХА, 2008. С.158-161.
35.Малярчук, Н.Н. Модель развития культуры здоровья педагогов общеобразовательной школы / Н.Н. Малярчук // Педагогические науки. 2008. № 6. С. 29-33.
36.Малярчук, Н.Н. Роль педагога как профессионала в сохранении здоровья обучающихся / Н.Н. Малярчук // М.: Вестник развития науки и образования. 2008. № 6. С. 86-89.
37.Малярчук, Н.Н. Здоровье учащихся как педагогическая ценность / Н.Н. Малярчук // Научная жизнь. 2008. № 6. С.116-118.
38.Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагогов: проблемы и пути решения / Н.Н. Малярчук // Научное обозрение. 2008. № 6. С.108-111.
Учебно-методические пособия и методические рекомендации
39.Малярчук, Н.Н. Роль педагога в коррекции школьной тревожности / Н.Н. Малярчук, Н.А. Данилова. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2004.78 с. (52 с.)
40.Малярчук, Н.Н. Педагогическая и психологическая коррекция психосоматических расстройств у младших школьников // Н.Н. Малярчук, Е.А. Савина. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2004. 94 с. (64 с.).
41.Малярчук, Н.Н. Здоровье учителя средней школы как субъекта образовательного процесса / Н.Н. Малярчук. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2005. 96 с.
42.Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога: психологический и телесный аспект / Н.Н. Малярчук. Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2005. 64 с.
43.Малярчук, Н.Н. Профессиональное здоровье педагогов: проблемы и пути реализации / Н.Н. Малярчук, О.В.Борисова, Е.А. Бухнер. Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2005. 84 с. (80 с.)
44.Малярчук, Н.Н. Воспитание здорового ребенка / Н.Н. Малярчук. Серия «Образование и здоровье». Выпуск 2. Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2006. 69 с.
45.Малярчук, Н.Н. Здоровьеформирующие аспекты уроков изобразительного искусства и музыки / Н.Н Малярчук, Т.И.Шестакова, Н.В. Петелина. Серия «Образование и здоровье». Выпуск 4. Учебно-методическое пособие. Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2006. 50 с. (25 с.)
46.Малярчук, Н.Н. ЛФК как метод восстановления здоровья субъектов образовательного процесса / Н.Н. Малярчук, С.Г Истомина, Л.Н. Лысенкова. Серия «Образование и здоровье». Выпуск 5. Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2007. 52 с. (40 с.)
47.Малярчук, Н.Н. Формирование здоровья субъектов образовательного процесса сельской школы в условиях Крайнего Севера / Н.Н. Малярчук. Научное издание / под редакцией Н.Н. Малярчук. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2007. 200 с.