- на основе проведенного анализа установившихся и развивающихся практик управления вузами в условиях становления инновационного образования выявлены общие, особенные и единичные черты в отечественных и зарубежных подходах к организации контрольно-оценочных процедур;
- уточнено место контроля в системе управления современным вузом, что позволило рассмотреть его как особый вид социально-педагогической деятельности, использующий гуманитарные технологии, обеспечивающий выявление внутренних механизмов и источников инновационного развития системы высшего профессионального образования, предоставляющий рекомендации для принятия управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса;
- разработана концепция системы контроля качества образовательного процесса в вузе, в которой одной из основных функций контроля становится не диагностика текущего состояния изучаемых педагогических процессов и их измерений, а инициирование изменений путем ориентации на лучшие образовательные практики, регулирование процессов под «идеальные», стимулирование инновационной активности в вузе;
- научно обоснована праксеологически обусловленная технология реализации контроля качества образовательного процесса в вузе, базирующаяся на предложенной автором концепции.
1.Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006. (11,5 п.л.)
2.Граничина О.А. Математические модели контроля качества образователь-ного процесса в учреждениях высшего профессионального образования. – СПб.: Изд-во «ВВМ». 2008. (11,25 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия
3.Бордовский Г.А., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Модели и методы внеш-него и внутреннего оценивания качества образования в вузах. Научно-методические материалы «Междисциплинарные исследования и гумани-тарные технологии». – СПб: Изд-во ООО «Книжный дом». 2008. (21,25 п.л., авторских 7,5 п.л.)
4.Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавате-лей, факультетов и кафедр в вузе. – СПб.: Изд-во «Книжный дом». 2007. (9,9 п.л., авторских 3,13 п.л.)
5.Граничина О.А. Математические основы психолого-педагогических ис-следований. Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во «Образование». 1994. (1,69 п.л.)
6.Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических иссле-дований. Учебное пособие. – СПб: Изд-во РГПУ. 2002. (3,25 п.л.)
7.Граничина О.А. Методы статистики в социальных исследованиях (допол-нительные материалы к курсу «Социальная статистика»). Учебное посо-бие. – СПб.: Изд-во СПбГИПиСР. 2003. (4,19 п.л.)
8.Граничина О.А., Калинина М.И., Каменкова Н.Г. и др. Теоретические ос-новы и технологии начального математического образования // Аттеста-ционно-педагогические измерительные материалы по дисциплинам на-правлений педагогического образования. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. (4, 75 п.л., авторских 0, 37 п.л.)
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
9.Граничина О.А. Рандомизированные алгоритмы оптимизации при контро-ле качества в образовательном процессе // Стандарты и качество. – М.: Изд-во РИА. 2006. №8. (0,125 п.л.)
10.Граничина О.А. Изучение значимости показателей качества образователь-ного процесса, используемых при определении рейтингов высших учеб-ных заведений // Высшее образовАние сегодня. – М.: Изд-во РИА. 2007. №1. (0,31 п.л.)
11.Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Построение модели системы комплексно-го оценивания качества деятельности вуза с использованием процессного подхода // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Сер. Общественные и гума-нитарные науки.– СПб. 2007. № 9(50). (0,94 п.л., авторских 0,47 п.л.)
12.Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Создание инновационно-технологических центров при вузах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество инновации образование. – М.: Изд-во РИА. 2007. №2. (0,25 п.л., авторских 0,125 п.л.)
13.Бордовский Г.А., Трапицын С.Ю., Граничина О.А. Мониторинг качества педагогического образования: состояние и проблемы // Стандарты и мо-ниторинг в образовании. – М.: РИА. 2008. № 6. (0, 31 п.л., авторских 0, 1 п.л.)
14.Граничина О.А. Использование современных квалиметрических методов при оценке качества образования в вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герце-на. Сер. Общественные и гуманитарные науки. – СПб. 2008. № 11(75). (0,5 п.л.)
15.Граничина О.А. Концептуальные основы контроля качества образователь-ного процесса в учреждениях высшего профессионального образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Сер. Общественные и гуманитарные науки.– СПб. 2008. № . 11(78). (0,5 п.л.)
16.Комаров С.Н., Терехов А.Н., Граничина О.А. Интегрировано-распределен-ная автоматизированная информационная система для крупного научно-образовательного учреждения // Вестник СПбГУ. Сер. 10. – СПб. 2008. Вып.1. (0,5 п.л., авторских 0,17 п.л.)
17.Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Использование процессного подхода при создании системы комплексного оценивания качества деятельности учре-ждения высшего профессионального образования // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – Архангельск. 2008. №2. (0,56 п.л., авторских 0,28 п.л.)
18.Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Технологии организации и проведения мониторинга качества педагогического образования // Известия Волго-градского государственного педагогического университета. – Волгоград. 2008. № 9(33) (0,3 п.л., авторских 0,16 п.л.)
Научные, научно-методические статьи в журналах
19.Вершик А.М., Граничина О.А.. Редукция неголономных вариационных за-дач к изопериметрическим и связности в главных расслоениях // Матема-тические заметки. – М. 1991. Т. 49. Вып. 5. (0,5 п.л., авторских 0,25 п.л.)
20.Граничина О.А. Проблема контроля и оценки качества образовательного процесса в вузе в свете модернизации высшего образования // Научное обозрение. – М. 2005. № 6. (0,25 п.л.)
21.Граничина О.А. К вопросу о совершенствовании оценивания качества ус-воения учебной дисциплины // Ученые записки СПбГИПСР. – СПб. Вып.2. 2007. Том 8. (0,31 п.л.)
22.Граничина О.А. Факторы качества деятельности высшего учебного заве-дения // Ученые записки СПбГИПСР. – СПб. Вып.1. 2007. Том 7. (0,44 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов и материалы научных и научно-практических конференций
23.Граничина О.А. Проверка статистических гипотез в педагогических иссле-дованиях // В сб. Дошкольник и младший школьник в системе образова-ния. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена. 2005. (0,125 п.л.)
24.Граничина О.А. Математические модели управления качеством образова-тельного процесса в вузе с активной оптимизацией // В сб. Стохастическая оптимизация в информатике. Вып.2. – СПб: Изд-во СПбГУ. 2006 (2,0 п.л.)
25.Граничина О.А. Научная и инновационная деятельность высшего учебного заведения как важнейший фактор повышения качества образовательного процесса // В сб. Актуальные вопросы современного университетского образования. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2006. (0,38 п.л.)
26.Граничина О.А. Основные подходы к оценке качества высшего образова-ния в России и за рубежом: черты сходства и различия // В сб. VI Акаде-мические чтения. – СПб.: Изд-во ГИПСР. 2006 (0,38 п.л.)
27.Граничина О.А. Сравнительный анализ европейских систем внешней оценки качества образовательного процесса // В сб. Менеджмент 21 века: управление образованием.– СПб.: Изд-во «Книжный дом». 2006. (0,125 п.л.)
28.Вахитов А.Т., Граничина О.А. Алгоритмы классификации за минимальное число шагов // В сб. Стохастическая оптимизация в информатике. Вып. 2. Межвузовский сборник. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006. (0,56 п.л., авторских – 0,28 п.л.)
29.Граничина О.А., Комаров С.Н., Федин Д.С. Информационные и математи-ческие модели в управлении крупного научно-образовательного учрежде-ния // В сб. Системное программирование. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006. (1,125 п.л., авторских 0,37 п.л.)
30.Граничина О.А. Алгоритм интегрального оценивания качества усвоения знаний студентами вузов // В сб. Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы. – СПб.: Изд-во «Сага». 2007.(0,56 п.л.)
31.Граничина О.А. Значимость показателей качества деятельности высшего учебного заведения с позиций преподавателей и студентов вузов // В сб. Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы. – СПб.: Изд-во «Сага». 2007. (0,56 п.л.)
32.Граничина О.А. Содержание оценивания качества образовательного про-цесса в вузе: отвечает ли оно реалиям сегодняшнего дня? // В сб. Актуаль-ные вопросы современного университетского образования. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена. 2007. (0,375 п.л.)
33.Граничина О.А. Характеристика основных моделей оценивания качества образования в вузе // В сб. Менеджмент 21 века: образование и бизнес. – СПб.: Изд-во «Книжный дом». 2007. (0,19 п.л.)
34.Граничина О.А., Дедков Ю.С., Молодцов С.Л., Федин Д.С. Применение ме-тодики измерения с пробным случайным возмущением в фотоэмиссион-ном эксперименте // В сб. Стохастическая оптимизация в информатике. Вып.3. – СПб: Изд-во: СПбГУ. 2007. (0,75 п.л., авторских 0,188 п.л.)
35.Граничина О.А., Котова С.А. Личностный рост студентов как ведущий показатель качества университетского образования // В сб. Актуальные вопросы современного университетского образования. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена. 2007. (0,25 п.л., авторских- 0,125 п.л.)
36.Граничин О.Н., Граничина О.А. Создание информационной системы кон-троля качества образовательного процесса в вузе // В сб. Стохастическая оптимизация в информатике. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. Вып. 4. (2,12 п.л., авторских 1,0 п.л.)
37.Калинина М.И., Граничина О.А., Каменкова Н. Г., Сурикова С. В. Про-блемы естественно – математического образования на современном этапе развития высшей школы // В сб. «Естественно-математическое образова-ние в системе начального школьного образования». – СПб.: Изд-во ТЕС-СА. 2008. (0,375 п.л., авторских 0,1 п.л.)