- Впервые в условиях Республики Тыва проведено комплексное (параллельное) исследование физического и моторного развития, особенностей типа конституции школьников 15-17 лет в зависимости от национально- этнической принадлежности коренных и некоренных жителей Тувы. Результаты проведенного комплексного исследования позволили охарактеризовать физическое и моторное развитие, также типологические особенности конституции старшеклассников, также сопоставлены показатели роста организма и темпов развития основных двигательных качеств. Выявлено сближение размерных характеристик физического развития коренных и некоренных представителей, но по антропометрическим данным выявлены различия, существенно влияющие на результаты двигательных тестов.
- Впервые - за 65-летний период произведен анализ динамики физического развития старших школьников популяции Республики Тыва и моторного развития - за 35- летний период. Выявлена существенная зависимость свойств моторики от типов телосложения, этнической принадлежности, что говорит о неодинаковом уровне развития физических качеств тувинских школьников, особенно в сенситивные периоды.
- Результаты проведенного комплексного исследования характеризуют этнические и типологические особенности конституции тувинских школьников, в соответствии с показателями физического развития и темпов развития основных двигательных качеств.
- Впервые разработаны и научно обоснованы содержание и методическое обеспечение национально-регионального компонента базисного учебного плана физического воспитания старших школьников. Разработана и представлена программа физического воспитания старшеклассников на основе национально-регионального компонента физического воспитания и состоящей из следующих разделов: 1)осуществлена классификация тувинских игр, элементов национальных видов спорта и танцев по их компонента спортивной и интеллектуальной направленности; 2)дифференциация тувинских школьников по конституциональным типам и по уровням двигательных возможностей выявила, что школьники мышечного типа сложения превосходят своих сверстников по уровням развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей, а наиболее высокий уровень развития координационных способностей и выносливости выявлен у учащихся торакального типа.
- Обоснована роль традиций тувинского народа в современной системе модернизации физкультурного образования; доказана необходимость включения актуальных элементов двигательной традиции в учебно-воспитательный процесс школьного физического воспитания.
- Впервые предложены и адаптированы в условиях современных школ Республики Тыва формы, методы и варианты описания физических упражнений национальных видов спорта, игр и танцев, их психолого-педагогический анализ и классификация применительно для уроков физической культуры и внеклассных занятий для 9-11 классов, в которых, прежде всего, формируются интересы к доступным видам физических упражнений и устойчивый интерес к физической культуре, направленных на привлечение учащихся к самоуправлению. Проверена экспериментально эффективность предложенной системы мероприятий физического воспитания, основанной на специфическом материале Республики Тыва.
- Разработана и внедрена методика дифференцированного (типоспеци-фического) подхода в физическом воспитании школьников старших классов разных типов телосложения, предусматривающая выбор и дозирование традиционных национальных упражнений для воздействия на «ведущие» и «отстающие» двигательные качества для представителей каждого из конституциональных типов.
1.Аг-оол Е.М. Республика Тыва: конституциональные особенности, физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения: Монография / Е.М.Аг-оол. – Москва – Кызыл, 2006. – 217 с.
2.Аг-оол Е.М. Влияние национально-региональных традиций на модернизацию школьного физкультурного образования в Республике Тыва (теория и практика): Монография / Е.М.Аг-оол. – Москва-Кызыл, 2006. – 235с.
3. Аг-оол Е.М.Национальные виды спорта и игры – основа физкультурного образования школьников Республики Тыва / Е.М.Аг-оол / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 2. – С. 59-61.
4.Аг-оол Е.М. Основное со¬держание программы по физическому воспитанию для 9-11 классов Республики Тува на основе традиционной двигательной активности / Е.М.Аг-оол / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 7-10.
5. Аг-оол Е.М. Национальный компонент в учебной программе для тувинских школьни-ков 9–11 классов / Е.М.Аг-оол / Физическая культура в школе. – 2006. – № 8. – С.2–8.
6. Аг-оол Е.М. Влияние социально-гигиенических, экологических факторов на состояние здоровья и физическое развитие школьников Республики Тыва / Е.М.Аг-оол / Гигиена и санитария. - 2007. – № 1. – С.64–67.
7. Аг-оол Е.М. Сравнительная характеристика особенностей физического развития подростков Тувы с другими этническими группами / Е.М.Аг-оол / Гигиена и санитария. - 2007. – № 2. – С.63-66.
8. Аг-оол Е.М. Состояние здоровья и демографическая ситуация в Туве/ Е.М.Аг-оол / Гигиена и санитария. - 2007. – № 3. – С.65–69.
9. Аг-оол Е.М. Исследование физического развития подростков Республики Тыва за 65-летний период / Е.М.Аг-оол / Гигиена и санитария. - 2007. – № 4. – С.61–65.
10. Аг-оол Е.М. Легкая атлетика в тувинских школах, 9-11 классы / Е.М.Аг-оол / Физическая культура в школе. – 2007. - № 4. – С.10–15.
11. Аг-оол Е.М. Танцевально-игровые упражнения в основе уроков гимнастики в старших классах (опыт работы школ Республики Тыва) / Е.М.Аг-оол, Г.В.Монгуш, А.М.Кечил-оол / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 3. – С. 63-66.
12. Аг-оол Е.М. Конституциональные особенности тувинских юношей и девушек разных этнических и социальных групп / Е.М.Аг-оол / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 1. – С. 24-29.
13. Аг-оол Е.М. Развитие физических качеств у школьников Тувы на основе использования традиционного двигательного материала с учетом конституциональной типологии / Е.М.Аг-оол / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 5. – С. 35-39.
14. Аг-оол Е.М. Оздоровительная программа для подростков Тувы на основе использования традиционной двигательной активности с учетом соматотипов / Е.М.Аг-оол / Теория и практика физической культуры и спорта. – 2008. – № 5.- С.90-91.
Научные статьи и тезисы докладов конгрессов и конференций
15. Аг-оол Е.М. Использование национального компонента в вариативной части школьной программы по физической культуре / Е.М.Аг-оол // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы науч. конф. – Омск: СибГАФК, 1996. – С. 86–88.
16. Аг-оол Е.М. Элементы тувинских национальных танцев на уроках физической культуры / Е.М.Аг-оол // Науч.-практ. конференция, посвященной 100-летию со дня рождения А.А. Пальмбаха. – Кызыл: Изд-во Тыв ГУ, 1998. – С.3–5.
17. Аг-оол Е.М. Классификация тувинских народных игр, танцев и национальных видов спорта / Е.М.Аг-оол // «Проблемы совершенствования Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири»: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов. – Омск: СибГАФК, 1998. – С.3–9.
18. Аг-оол Е.М. Традиционная физическая культура в школе /Е.М.Аг-оол, Х.Д-Н.Ооржак // «Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования»: материалы Межрег. науч.-практ. конференции. – Омск: СибГАФК, 1998. – С.12–14.
19. Аг-оол Е.М. Народные Тывинские игры в программе школьной физической культуры / Е.М.Аг-оол, Л.С.Дормидонтова //Физкультурное образование Сибири: Сборник статьей. – Омск: СибГАФК, 1998. – С.18–29.
20. Аг-оол Е.М. Разработка вариативной части учебной программы по физической культуре для 1-4 классов с использованием элементов тувинских национальных видов спорта, танцев и народных игр (автореферат) / Е.М.Аг-оол / Автореферат канд. дис. …– Омск: СибГАФК, 1998. – 20с.
21. Аг-оол Е.М. Использование тувинских народных игр, танцев и национальных видов спорта в уроках по физической культуре с учащимися 1-4 классов / Е.М.Аг-оол, Л.С.Дормидонтова, Н.А.Коротаева // Состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования: сборник науч. трудов второй Межрег. науч. -практ. конф. – Тобольск: Изд-во ТГУ, 1999. – С.109–115.
22. Аг-оол Е.М. Народная физическая культура в общекультурном образовании / Е.М.Аг-оол // «55 лет в составе России»: материалы науч.-практич. конф., посвященной 55-летию добровольного вхождения Тувы в состав России. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 1999. – С.101–103.
23. Аг-оол Е.М. Физическое развитие и конституциональные особенности школьников РТ / Е.М.Аг-оол // «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона»: материалы Первой Междунар. науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2002. – С.6–11.
24. Аг-оол Е.М. Динамика показателей роста школьников Республики Тыва / Е.М.Аг-оол // «Спорт и здоровье»: материалы Первого Междунар. Конгресса (19-21 апреля 2003), Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Олимп-СПб, 2003. – С.175–179.
25. Аг-оол Е.М. Лечебно-профилактическое направление плавания в Туве / Е.М.Аг-оол // Вторая Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003.– С.208–209.
26. Аг-оол Е.М. Состояние здоровья детей и подростков Республики Тува / Е.М.Аг-оол //Междунар.науч.-практ. конф. – Архангельск, 2003. – С.8–10
27. Аг-оол Е.М. Физическое развитие школьников (15-17 лет) Республики Тыва / Е.М.Аг-оол, Э.К.Кыргыс // «Россия и Тува 60 лет вместе: материалы науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – С.163–168.
28. Аг-оол Е.М. Физическое развитие, состояние здоровья школьников Республики Тыва / Е.М.Аг-оол, Ч.А.Дажы // «Россия и Тува 60 лет вместе: материалы науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – С.168-174.
29. Аг-оол Е.М. Народные подвижные игры, состязания являются трансляторами традиций тувинского народа / Е.М.Аг-оол, Э.К.Кыргыс // «Россия и Тува 60 лет вместе: материалы науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – С.185–191.
30. Аг-оол Е.М. Национальная физическая культура как основа здорового образа жизни в Республике Тыва / Е.М.Аг-оол // «Россия и Тува 60 лет вместе: материалы науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – С.182–185.
31. Аг-оол Е.М. Динамические сдвиги показателей роста детей и подростков Р. Тыва / Е.М.Аг-оол // «Россия и Тува 60 лет вместе: материалы науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – С.153.-163.
32. Аг-оол Е.М. Двигательная активность и здоровье / Е.М.Аг-оол // «Образ жизни – фактор здоровья»: материалы Республ. науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – С.87-89.
33. Аг-оол Е.М. Физическая культура и мотивы здоровья в среде современных школьников Республики Тыва / Е.М.Аг-оол // «Образ жизни – фактор здоровья»: материалы Республ. науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – С.87-89.
34. Аг-оол Е.М. Физическое развитие 15-17-летних школьников коренных и некоренных жителей Тувы / Е.М.Аг-оол // «Образ жизни – фактор здоровья»: материалы Республ. науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – С.137-141.
35. Аг-оол Е.М. Национальные виды спорта, народные игры, танцы являются средствами образования и оздоровления подрастающего поколения / Е.М.Аг-оол // «Образ жизни – фактор здоровья»: материалы Республ. науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – С.232–237.
36. Аг-оол Е.М. Национальные физические упражнения как основа здорового образа жизни школьников / Е.М.Аг-оол, О.Ч.Ондар // «Образ жизни – фактор здоровья»: материалы Республ. науч.-практ. конф. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – С.237–239.
37. Аг-оол Е.М. Характеристика состояния здоровья детей и подростков, проживающих в Республике Тыва / Е.М.Аг-оол // «Актуальные проблемы адап-тации организма в норме и патологии»: материалы Междунар. науч. конфер., пос-вященный со дня рождения профессора С.С.Полтырева.–Ярославль, 2005.–С.80–85.
38. Аг-оол Е.М. Роль школы в сохранении здоровья ученика / Е.М.Аг-оол, Т.В.Курыгина // «Актуальные проблемы адаптации организма в норме и патологии»: материалы Междунар. науч. конфер., посвященный со дня рождения профессора С.С.Полтырева. – Ярославль: Изд-во ЯГУ, 2005. – С.101–105
39. Аг-оол Е.М. Конституциональные особенности 15-17-летних юношей и девушек Тувы разных этнических групп / Е.М.Аг-оол // Междунар. науч. конфер: материалы – Иркутск, 2006. – С.25–29.
40. Аг-оол Е.М. Национальные виды спорта в модернизации физкультурного образования / Е.М.Аг-оол // Междун. науч. конфер: материалы–Иркутск, 2006.–С.30–34.
41. Аг-оол Е.М. Особенности физического развития 15-17-летних юношей и девушек Тувы за 65 лет / Е.М.Аг-оол, Э.К.Кыргыс // «Человек, спорт, здоровье»: материалы III междунар. Конгресса (19-21 апреля 2007), Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Олимп-СПб, 2007. – С.7–8.
42. Аг-оол Е.М. Оздоровительное значение тувинских национальных видов спорта и танцев / Е.М.Аг-оол, А.Ч.Делег // «Человек, спорт, здоровье»: материалы III междунар. Конгресса (19-21 апреля 2007), Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Олимп-СПб, 2007. – С.5–6.
43. Аг-оол Е.М. Конституциональные особенности тувинских школьников разных этнических и социальных групп / Е.М.Аг-оол, О.Ч.Ондар // «Человек, спорт, здоровье»: материалы III междунар. Конгресса (19-21 апреля 2007), Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Олимп-СПб, 2007. – С.8–9.
44. Аг-оол Е.М. Особенности традиционных средств и методов физического воспитания тувинского народа / Е.М.Аг-оол, Э.К.Кыргыс // Научно-практич. конфер.: сборник науч. трудов. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. – С.7–11.
45. Аг-оол Е.М. Совершенствование уроков физической культуры на основе использования традиционного двигательного материала / Е.М.Аг-оол, Э.К.Кыргыс // Науч.-практ. конфер.: сборник науч. трудов.–Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008.–С.11–15.
Учебно-методические пособия
46. Аг-оол Е.М. Методическое пособие для учителей физкультуры по разделам (10-11 классы) на основе использования элементов национальных видов спорта: Методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2003. – 65с.
47. Аг-оол Е.М. Использование элементов национальных видов спорта, танцев и игр на уроках физической культуры в 1-4 классов: Методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – 55с.
48. Аг-оол Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. –55с.
49. Аг-оол Е.М. Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем: Учебно-методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – 69с.
50. Аг-оол Е.М. Влияние экологических факторов на состояние здоровья школьников Тувы: Методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2006. – 60с.
51. Аг-оол Е.М. Особенности физического и моторного развития тувинских старше-классников: Учебно-методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – 56с .
52. Аг-оол Е.М. Физическое развитие и конституциональные особенности 15-17-летних подростков Тувы: Методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2004. – 58с.
53. Аг-оол Е.М. Национальные виды спорта, танцы и игры в модернизации школьного физкультурного образования Тувы: Учебно-методическое пособие / Е.М.Аг-оол, Л.С.Дормидонтова. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007. – 62с.
54. Аг-оол Е.М. Классификация и психолого-педагогические характеристики национальных видов спорта, подвижных и спортивных игр, танцев Тувы: Учебно-методическое пособие / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007. – 55с.
55. Аг-оол Е.М. Аг-оол Е.М. Ориентировочные половозрастные нормативы физической подготовленности 9-11-х классов Республики Тыва на основе учета конституциональной типологии: Методические рекомендации / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2006. – 38с.
56. Аг-оол Е.М. Ориентировочные половозрастные нормативы физического развития для 9-11-х классов Республики Тыва на основе учета конституциональной типологии: Методические рекомендации / Е.М.Аг-оол. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007.–40с.