Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. определены теоретико-методологические положения, составляющие концептуальный базис исследования становления и развития творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования. Создан комплекс ведущих категорий, идей, подходов к исследованию, главными из которых выступают: понятие творческого потенциала педагога как совокупности его возможностей для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием учащихся (воспитанников), организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством; признание динамичности и интегративной структуры творческого потенциала, разработка критериев его оценки (ценностное отношение к творчеству, ценностное отношение к педагогическому творчеству, комплексное профессионально значимое знание о творчестве, профессионально-личностная пластичность педагога); признание ценностной природы становления и развития творческого потенциала; осуществление гуманистического личностно ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к данным процессам;   
  2. разработана концепция становления и развития творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования,  основанная на ретроспективно-прогностическом рассмотрении данных процессов и открывающая возможности совершенствования современного профессионально-педагогического образования. Центральными положениями предложенной концепции являются  идея о ценностной детерминации и понимание педагога как субъекта, овладевающего в непрерывном педагогическом образовании опытом творческого самоопределения и творческой самореализации. Разработка концепции потребовала научного осмысления сути процессов становления и развития, уточнения научных представлений о сущности непрерывного педагогического образования и его характеристиках (непрерывность, преемственность, целостность, динамичность, гибкость, наличие вертикальных и горизонтальных связей); 
  3. выявлены и научно представлены ведущие тенденции, закономерности, принципы, условия становления и развития творческого потенциала педагога, которые в своей совокупности дополняют и обогащают научное осмысление изучаемых процессов; 
  4. на основе глубокого научного анализа разработана модель становлении и развитии творческого потенциала педагога в контексте его профессионально-личностного становления и развития в системе непрерывного педагогического образования, включающая цель, основные направления, содержание, приоритетные системы, технологии, формы организации образовательного процесса, формы, способствующие творческому развитию педагога, результат. В модели отражены тенденции, закономерности, принципы и условия рассматриваемых процессов, учтены важнейшие характеристики непрерывного педагогического образования;
  5. научно представлено системно-технологическое обеспечение исследуемых процессов, использование которого на практике обеспечивает реализацию единой стратегии по подготовке и профессиональному совершенствованию педагога с позиции творчества, позитивное изменение его творческого потенциала в системе непрерывного педагогического образования.    
Список опубликованных работ
I.Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Мартишина, Н.В. Становление творческого потенциала личности будущего педагога на этапе допрофессиональной подготовки / Н.В. Мартишина // Известия Российской Академии образования. – 2006. – №1 – С.76-83 (0,6 п.л.).

2.Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога / Н.В. Мартишина // Педагогика. – 2006. – № 3 – С. 48-57 (0,7 п.л.).

3.Мартишина, Н.В. К вопросу о становлении и развитии творческого потенциала педагога // Электронный ресурс. Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал» - СПб., 2006., ART 1109, Гос. рег. N 0420600031. Режим доступа: http:// www.emissia.50g. com/offline/2006/1109.htm – (0,5 п.л.).

4.Мартишина, Н.В. Условия становления и развития творческого потенциала педагога / Н.В. Мартишина // Известия Российской Академии образования. – 2006. – № 4 – С.51-59 (0,7 п.л.).

5.Мартишина, Н.В. Соответствовать требованиям времени и профессии / Н.В. Мартишина // Народное образование. – 2007. – № 4. – С. 180-183 (0,4 п.л.).

6.Мартишина, Н.В. К вопросу о психолого-педагогических условиях становления и развития творческого потенциала педагога / Н.В. Мартишина // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7 – С. 103-114 (1 п.л.).

7.Мартишина, Н.В. Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога / Н.В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 5 – С. 9-11 (0,3 п.л.).

8.Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога: модели и технологии / Н.В. Мартишина // Российский научный журнал. – 2008. – № 2 (3). – С.103-111 (0,6 п.л.).

9.Мартишина Н.В. К вопросу о становлении и развитии творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования / Н.В. Мартишина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 6 (30). – С. 130-134 (0,5 п.л.).

10.Мартишина Н.В. Творческий потенциал педагога, его становление и развитие: методологические подходы к исследованию/ Н.В. Мартишина // Российский научный журнал. – 2008. – № 3 (4). – С.133-139 (0,5 п.л.).

11.Мартишина Н.В. Тенденции становления и развития творческого потенциала педагога / Н.В. Мартишина // Образование и общество. – 2009. - № 1. – С. 14-16 (0,5 п.л.).

II. Монография и учебные пособия

12.Мартишина, Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога: монография / Н.В. Мартишина. – М.: Изд. дом Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т, 2006-264с. (16,5 п.л.).

13.Мартишина, Н.В. Конкурсы…конкурсы…конкурсы: учеб.-метод. пособие / Л.К. Гребенкина, Е.В.Известнова, Н.В. Мартишина. – Рязань: РГПУ, 1995. – 92с. (авт. – 1,9 п.л.).

14.Мартишина, Н.В. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 1995. – 172с. (авт. – 1 п.л.).

15.Мартишина, Н.В. Теория и практика воспитания: учеб. пособие / Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 1996. – 196с. (авт. – 0,6 п.л.).

16.Мартишина, Н.В. Педагогические технологии в развивающейся школе: учеб.-метод. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 1997. – 108с. (авт. – 0,4 п.л.)

17.Мартишина, Н.В. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / Рекомендовано Советом Учебно-методич. объединения вузов РФ по педагогическому образованию / Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 1999. – 232с. (авт. – 1,3 п.л.); Москва: Педагогическое общество России, 2000. – 249с. (авт. – 1,6 п.л.)

18.Мартишина, Н.В. Конкурсы…конкурсы…конкурсы: учеб.-метод. пособие / Л.К. Гребенкина, Т.В. Ганина. Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 2001. – 152 с. (авт. – 2,4 п.л.).

19.Мартишина, Н.В. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина и др. – М.: Издательский центр «Академия» – 1-е изд. – 2002; 2-е изд. – 2004; 3-е изд. – 2005; 4-е изд.– 2006 – каждое 144 с. (авт. – 1,8 п.л.); 5-е изд., испр. и перераб.. – 2007. – 160с. (авт. – 2 п.л.).

III. Программы, практикумы, методические рекомендации

20.Мартишина, Н.В. Введение в педагогическую профессию: программа курса / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина – Рязань: РГПУ, 1994. – 6с. (авт. – 0,2 п.л.).

21.Мартишина, Н.В. Педагогика творчества: программа курса по выбору / Н.В. Мартишина, Л.К. Гребенкина – Рязань: РГПУ, 1994. – 6 с. (авт. – 0,3 п.л.).

22.Мартишина, Н.В. Введение в педагогическую деятельность: рабочая тетрадь по курсу / Л.К. Гребенкина, Т.В. Ганина, Н.В. Мартишина – Рязань: РГПУ, 2002 – 72с. (авт. – 1,5 п.л.).

23.Мартишина, Н.В. Социальная педагогика, коррекционная педагогика: рабочая тетрадь по курсам / Л.К. Гребенкина, Т.В. Ганина, Н.В. Мартишина. – Рязань: РГПУ, 2004. –156с. (авт. – 3,3 п.л.).

24.Мартишина, Н.В. Путь к мастерству: психолого-педагогический практикум / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 2004. –108с. (авт. – 0,9 п.л.).

25.Мартишина, Н.В. Теория и методика воспитательной работы; Педагогические технологии: рабочая тетрадь по курсам / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, Н.В. Мартишина и др. – Рязань: РГПУ, 2004. – 140с. (авт. – 1,4 п.л.).

26.Мартишина, Н.В. Введение в педагогическую деятельность: рабочая тетрадь по курсу / Л.К. Гребенкина, Т.В. Ганина, Н.В. Мартишина – Рязань: РГПУ, 2007. – 52с. (авт. – 1,1 п.л.).

IV. Научные статьи

27.Мартишина, Н.В. Театральная анимация как средство воспитания будущих педагогов / Н.В. Мартишина, Н.Г. Бабкина, С.А. Федяева // Сб. науч. статей. «Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика».– Рязань: РЗИ МГУКИ, 2001 г. – 200с. – С.171-180 (авт. - 0,5 п.л.).

28.Мартишина, Н.В. Вуз как воспитательное пространство: материалы круглого стола / Л.К Гребенкина, Е.М. Аджиева, Н.В. Мартишина и др. // Педагогика. – 2002. – № 7 – С. 52-71 (авт. – 0,1 п.л.).

29.Мартишина, Н.В. Система организации воспитательной работы на естественно-географическом факультете РГПУ / Н.В. Мартишина, Н.Г. Бабкина // Сб. науч.-метод. статей «Воспитательная работа в вузе». – Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2003. – 156с. – С.102-107 (авт. – 0, 3 п.л.).

30.Мартишина, Н.В. Воспитательная работа куратора // Сб. науч.-метод. статей «Воспитательная работа в вузе». – Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2003. – 156с. – С.107-113 (0, 4 п.л.).

31.Мартишина, Н.В. Система организации воспитательной работы на естественно-географическом факультете РГПУ / Н.Г. Бабкина // Сб.материалов «Опыт реализации государственной молодёжной политики в Рязанской области»: Вып. 14:В 2 ч.: Ч.1: «Совершенствование воспитательной работы в вузах». – Рязань, 2004. – 109с. – 6с. (авт. – 0,3 п.л.).

32.Мартишина, Н.В. Влияние образовательно-воспитательного пространства на становление творческого потенциала личности педагога /Н.В. Мартишина // Психолого-педагогический поиск. – №1 (4). – 2006. – С. 76-83 (0,5 п.л.).

33.Мартишина, Н.В. К вопросу о моделировании процесса становления творческого потенциала личности педагога // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 3. – С. 9-11 (0,3 п.л.)

34.Мартишина, Н.В. Пути совершенствования научно-исследовательской работы студентов в современных условиях //Гребенкина Л.К., Ганина Т.В., Мартишина Н.В. // Психолого-педагогический поиск. – № 1(7). – 2008. – С.54-61 (авт. – 0,2 п.л.).

V. Материалы конференций

35.Мартишина, Н.В. Использование идей музейной и театральной педагогики в профессиональной подготовке будущих учителей / Т.В. Ганина, Н.В. Мартишина // Проблемы преемственности в системе непрерывного педагогического образования: II междунар. науч.-практ. конф.: материалы. г. Мичуринск. – 2002. – 184с. – С. 56 - 58 (авт. – 0,1 п.л.).

36.Мартишина, Н.В. Социальный аспект формирования педагогической культуры учителя / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Человек в мире культуры: рефлексия и саморефлексия: материалы междунар. философ.-культурол. симпозиума. – Рязань. – 2003. – 184с. – С. 32-36 (авт. – 0,1 п.л.).

37.Мартишина, Н.В. Творчество как основа профессиональной подготовки будущего педагога / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Юбилейной междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию Междунар. академии наук педагогического образования: В 2-х ч.- Ч.1 – М.: МАНПО, 2005. – 566с. – С. 67 - 71 (авт. – 0, 2 п.л.)

38.Мартишина, Н.В. Пути становления творческой личности педагога / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы IV Междунар. науч. конф. - Эрлаген, Германия, 2006. – 835с. – С. 264-269 (авт. – 0,2 п.л.).

39.Мартишина, Н.В. Влияние воспитательной работы в вузе на становление и развитие творческого потенциала будущего педагога // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: материалы Междунар. науч. конф.- М., МПГУ. – Ч.1. – 500с. – стр. 251-256 (0,3 п.л.).

40.Мартишина, Н.В. Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: материалы Междунар. науч. конф. 15-16 марта 2007 года.- М., МПГУ. – Ч.1. – 500с. – стр. 391-396 (0,3 п.л.).

41.Мартишина Н.В. Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития будущего педагога (региональный компонент) // Инновационные подходы к организации краеведческой работы в школе и социуме: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Рязань, 2008. – 248с. – С.11-15 (авт. - 0,4 п.л.)

42.Мартишина, Н.В. Коменский о творчестве в профессии учителя / Н.В. Мартишина // Педагогическое наследие Я.А. Коменского и современная школа: к 400-летию со дня рождения: тез. выступлений на обл. науч.-практ. конф. – Рязань, 1992. – 86с. – С.44-45 (0,1 п.л.).

43.Мартишина, Н.В. Творческие формы работы со студентами в курсе «Введение в педагогическую профессию» /Н.В. Мартишина // Активные формы и методы обучения в вузе: тез. докл. межвуз. конф. – Рязань, 1994. – 226с. – С.125-127 (0,2 п.л.)

44.Мартишина, Н.В. К.Д. Ушинский о творчестве и мастерстве учителя-воспитателя. /Н.В. Мартишина // К.Д. Ушинский и современная школа: тез. докл. науч.-практ. конф. – Рязань, 1994. – 173с. – С.116-118 (0,2 п.л.).

45.Мартишина, Н.В. К вопросу о формировании опыта творческой деятельности у студентов в условиях сельской школы: / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Проблемы многоуровневой подготовки сельского учителя: тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. – Орел, 1994. – 267с. – С.206-208 (авт.- 0,1 п.л.).

46.Мартишина, Н.В. Некоторые подходы к развитию профессионального творчества преподавателей вуза /Н.В. Мартишина // Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования: тез. Рос. семинара. – Рязань, 1994. – 150с. – С.37-38 (0,1 п.л.).

47.Мартишина, Н.В. Технология организации конкурса педагогического мастерства. / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Технология профессиональной деятельности: Тез. докл. на межвуз. науч.-практ. конф. – Белгород, 1995. – 144с. – С.36-38 (авт. – 0,1 п.л.).

48.Мартишина, Н.В. Условия развития профессионального творчества преподавателей педагогических вузов / Н.В. Мартишина // Инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе вуза и школы: тез. докл. науч.-практ. конф. – Рязань, 1996. – 176с. – С.23-26 (0,3 п.л.).

49.Мартишина, Н.В. Модель личности преподавателя современной высшей школы / Н.В. Мартишина // Психолого-педагогическая деятельность офицера-десантника: опыт, основные перспективы ее совершенствования в Воздушно-десантных войсках: докл., сообщения. – Рязань, 1997. – 359с. – С.339–343 (0,3 п.л.).

50.Мартишина, Н.В. Сотворчество преподавателей и студентов как направление гуманизации учебно-воспитательного процесса в высшей школе /Н.В. Мартишина // Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Рязань, 1997. – С. 124–126 (0,2 п.л.).

51.Мартишина, Н.В.Традиции как средства формирования профессионализма учителя / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Гуманистические ценности педагогического краеведения. Тез. докл. межрегион. науч.-метод. конф. – Рязань: РГПУ, 2000 г. – 168с. – С. 85-88 (авт. – 0,1 п.л.).

52.Мартишина, Н.В. Включение идей культуры мира в профессиональную подготовку будущего учителя /Н.В. Мартишина // Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки учителя ХХI века. Тез. докл. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань: РГПУ, 2000 г. – 175с. – С.112-114 (0,2 п.л.).

53.Мартишина, Н.В. Искусство театра как средство профессионально-личностного становления личности будущего педагога / Н.В. Мартишина, С.А. Федяева // Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки учителя ХХI века. Тез. докл. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань: РГПУ, 2000г. – 175с. – С.114-116 (0,1 п.л.).

54.Мартишина, Н.В. Формирование гуманистического отношения к профессии педагога / Н.В. Мартишина // Приоритеты и ценности гуманистического образования и воспитания. Тез. докл. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань: РГПУ, 2001 г. – 158с. – С.64-65 (0,1 п.л.).

55.Мартишина, Н.В. Пути повышения профессионализма педагога в условиях школы и вуза / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Качество педагогического образования: материалы Рос. науч.-практ. конф. в 3-х частях. – Ч.III – Рязань: РГПУ, 2001 г. – 68с. – С.8-12 (авт. – 0,2 п.л.)

56.Мартишина, Н.В. Педагогические мастерские как средство развития творческой личности будущего учителя / Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина //. Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования. Материалы Рос. науч.-метод. конф. – Рязань, РГПУ, 2002. – 188с. – С.51-53 (авт. – 0,1 п.л.).

57.Мартишина, Н.В. Сотрудничество с социокультурными учреждениями как составная часть образовательного процесса (из опыта работы ср. школы №14 с углубленным изучением английского языка г. Рязани) / Н.В. Мартишина, М.А. Астахова // Краеведение как средство взаимодействия вуза и школы с социокультурными учреждениями. Тез. докл. науч.-метод. конф. –Рязань, РГПУ, 2003 г. – 108с. – С.10-12 (авт. – 0,1п.л.)

58.Мартишина, Н.В. Театр как средство развития творческих способностей студентов – будущих учителей /Н.В. Мартишина, О.Ф. Цирульникова // Краеведение как средство взаимодействия вуза и школы с социокультурными учреждениями. Тезисы докладов научно-метод. конфер. – Рязань, РГПУ, 2003г. – 108с. – С.63-65 (авт. – 0,1 п.л.).

59.Мартишина, Н.В. Создание музея истории Рязанского педагогического университета – путь развития профессионального творчества студентов / Т.В. Ганина, Н.В. Мартишина // Воспитательное пространство образовательного учреждения: материалы конф. – Рязань, Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. 2003. – 208с. – С. 9-11 (авт. – 0,2 п.л.).

60.Мартишина, Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога /Н.В. Мартишина // Проблема формирования творческой личности педагога у условиях непрерывного педагогического образования: тез. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань, Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2005. – 104с. – С.3-6 (0,3 п.л.).

61.Мартишина, Н.В. Учебно-воспитательная работа на базе культурно-просветительных учреждений как средство профессионального развития творческой личности студентов - будущих педагогов /Н.В. Мартишина, Т.В. Ганина, О.Ф. Цирульникова // Проблема формирования творческой личности педагога у условиях непрерывного педагогического образования: тез. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань, Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина 2005. – 104с. – С. 22-26 (авт. – 0,1 п.л.).

62.Мартишина, Н.В. Пути становления творческой личности будущего учителя /Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Педагогические системы развития творчества. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, Уральский гос. пед. ун-т. – 337с. – С.246-250 (авт. – 0,2 п.л.).

63.Мартишина, Н.В. Становление и развитие творческого потенциала будущего педагога на этапе профессиональной подготовки системы непрерывного педагогического образования / Н.В. Мартишина //Личность педагога-профессионала в изменяющемся мире: материалы науч.-метод. конф. – Рязань, Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2006. –168с. – С.11-15 (0,3 п.л.).

64.Мартишина Н.В. Личность педагога дополнительного образования. Некоторые аспекты моделирования / Е.М. Аджиева, Н.В. Мартишина // Управление качеством образования в системе дополнительного образования детей и подростков: материалы Рос. науч.-практ. конф. – Рязань, 2007. – 340с. – С.3-6 (авт. - 0,2 п.л.).

65.Мартишина Н.В. Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития будущего педагога в вузе / Н.В. Мартишина // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., Международная академия наук педагогического образования, 2008. – 212 с. – С.68-72 (0,3 п.л.).