Научная тема: «СИСТЕМА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»
Специальность: 13.00.03
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. выявлены многовариантные особенности нарушений раннего социального, познавательного, речевого, двигательного развития детей с церебральным параличом в ходе сравнительного изучения основных линий развития (социального, познавательного, речевого, двигательного). Получены новые экспериментальные данные о вариативности нарушений психофизического развития детей 1-3 лет в зависимости от преобладающего расстройства той или иной линии развития или функциональной системы.
  2. впервые разработаны теоретико-методологические и организационно-технологические основы и модель ранней системной комплексной помощи, обеспечивающей компенсацию нарушений, социальную и образовательную адаптацию детей раннего возраста с церебральным параличом.
  3. дана многоаспектная медико-психолого-педагогическая характеристика различных групп детей с ДЦП от одного года до трех лет и обоснован дифференцированный подход к коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом на начальных этапах развития.
  4. обоснована роль средового фактора в компенсации сложных полиморфных нарушений, образовательной и социальной адаптации при ДЦП.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г. – 160 с. 10,0 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия

2.Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика //под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. – с.316-332. 1,0 п.л.

3.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – 192 с. – доля участия автора 6 п.л. (50%).

4.Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика // под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – с.183-219. 2,3 п.л.

5.Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 160 с. – доля участия автора 5 п.л. (50%).

6.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Системный подход к разработке индивидуальных программ обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: приложение к курсу лекций // под ред. Е.А.Стребелевой, А.В.Закрепиной. – М.: 2006. – с. 41-43. 0,2 п.л.

7.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с. 7,0 п.л.

8.Артоболевский Д.В., Галлямова Ю.С., Приходько О.Г. Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате / Сенсорная комната – волшебный мир здоровья // Под ред. В.Л.Жевнерова, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1. Темная сенсорная комната. – с.56-61. – доля участия автора 0,2 п.л.(30%).

9.Галлямова Ю.С., Приходько О.Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате / Сенсорная комната – волшебный мир здоровья // Под ред. В.Л.Жевнерова, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1. Темная сенсорная комната. – с.61-76. – доля участия автора 0,5 п.л.(30%).

10.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с. – доля участия автора 3,7 п.л. (30%).

11.Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст: Методическое пособие. – М.: Изд. Дом «Образование Плюс», 2008. – 198 с. – доля участия автора 3,1 п.л. (25%).

12.Приходько О.Г. Педагогические системы обучения и воспитания людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // под ред. Н.М. Назаровой. – Т.3 : Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с. – доля участия автора 2,4 п.л.(10%).

13.Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В., Марунова Л.А. Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка. Сборник № 1 – М.: 2008. – 175 с. – доля участия автора 1,8 п.л. (15%)

14.Кальянов И.В., Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Новикова Т.Н., Климова Е.И. Классификация и диагностика речевых нарушений. Сборник № 2 – М.: 2008. – 162 с. – доля участия автора 2,0 п.л. (20%).

15.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста– СПб.: КАРО, 2008. – 160 с. 10,0 п.л.

Программы

16.Приходько О.Г. Дизартрия (программа курса) / Программы дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности 031800 – «Логопедия». Сборник // Под ред. О.Г. Приходько – М.: МГПУ, 2005. – с. 13-18. 0,3 п.л.

17.Сборник программ по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г. Приходько – М.: НАНОО «МСГИ», 2005. – 240 с. 15 п.л.

18.Приходько О.Г. Ранняя комплексная дифференцированная коррекционно-развивающая помощь детям с двигательной патологией (программа спецкурса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 87-96. п.л.

19.Приходько О.Г., Гусейнова А.А.. Познавательное развитие детей в младенческом и раннем возрасте (программа курса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 24-33. п.л.

20.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Психофизическое развитие детей младенческого и раннего возраста в онтогенезе (программа курса) / Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия» // Под ред. О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2009. – с. 5-11. п.л.

Статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК

21.Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями // Дефектология. – 2003 г. – № 4. – с. 36-39. 0,5 п.л.

22.Приходько О.Г. Коррекция нарушений речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008 г. – № 10. – с. 187-198. 0,7 п.л.

23.Приходько О.Г. Система комплексной педагогической работы по коррекции полиморфных нарушений развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008 г. – № 12. – с. 204-212. 0,5 п.л.

24.Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией // Дефектология. – 2009 г. – № 1. – с. 31-38. 0.8 п.л.

25.Приходько О.Г. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2009 г. – № 1. – с. 23-29. 0,5 п.л.

26.Приходько О.Г. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией // Дошкольное воспитание. – 2009 г. – № 2. – с. 92-100. 0,5 п.л.

27.Приходько О.Г. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста с церебральным параличом // Дошкольное воспитание. – 2009 г. – № 3. – с. 66-74. 0,5 п.л.

Научные статьи

28.Приходько О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими неврологическими заболеваниями // Развитие и коррекция. – 1998 г. – Вып. 3 – с. 65-76. 0,75 п.л.

29.Приходько О.Г. Современные подходы к логопедической работе с детьми при ДЦП // Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии (16-19 марта 1999г.). Тезисы докладов. – М.: МГПУ, 1999 г. – с.141-143. 0,2 п.л.

30.Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. – 1999 г. – Вып.5. – с.51-57. 0,4 п.л.

31.Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т., Ильина З.И., Приходько О.Г. Опыт использования мягкой игровой комнаты в комплексном лечении детей с перинатальной энцефалопатией и детским церебральным параличом // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции (16-19 июня 1998г.). – Смоленск: изд-во СГМА, 1998 г. – с.35-36. – доля участия автора 0,1 п.л. (20%).

32.Приходько О.Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей раннего возраста // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием (25-26 апреля 2000г.) т.III. – СПб.: ЛГОУ, 2000. – 0,2 п.л.

33.Приходько О.Г. Особенности логопедического обследования детей с церебральным параличом // V Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием (24-25 апреля 2001г.). Том V. – СПб, ЛГОУ, 2001 г. – с.159-161. 0,2 п.л.

34.Приходько О.Г. Повышение эффективности обучения студентов педагогических ВУЗов особенностям коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата / «Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков». – София-Москва, 2001. – с. 172-192. 1,0 п.л.

35.Приходько О.Г., Сологубов Е.Г., Кожевникова В.Т., Ильина З.И. Опыт использования мягкой игровой комнаты компании «Рехаб энд медикал» в комплексном лечении детей с перинатальной энцефалопатией и ДЦП / Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты «Снузлин». – М., 2001. – доля участия автора 0,1 п.л. (20%).

36.Приходько О.Г. Сложная структура нарушений у детей раннего возраста с церебральным параличом / «А.Р.Лурия и психология 21 века». 2-я международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия. 24-27 сентября 2002г. Тезисы сообщений. – М., 2002. – с. 116. 0,1 п.л.

37.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличом / Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 13-15 октября 2003 г. Т. 2. – СПб: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – с. 492-497. 0,4 п.л.

38.Приходько О.Г. Раннее выявление речедвигательных расстройств у детей первых лет жизни с церебральным параличом / Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство: Сб. науч.-метод. трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – с. 243-246. 0,25 п.л.

39.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы / «Ранняя медико-психолого-психологическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003г. // Сост. Ю.А.Разенкова, Е.Б.Айвазян. – М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 284-302. 1,0 п.л.

40.Приходько О.Г. Рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по преодолению тяжелых дизартрических расстройств // Коррекционная педагогика. – 2004 г. – № 1. – с. 28-35. 1,0 п.л.

41.Приходько О.Г. Специфика раннего речевого развития детей с церебральным параличом / «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 21-23 декабря 2004 года. – М.: 2004. – с. 111-115. 0,3 п.л.

42.Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с церебральным параличом / Сборник научных трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ (вып. 1). – М.: МГПУ, 2005. – с. 84-88. 0,3 п.л.

43.Приходько О.Г. Нарушения развития у детей с перинатальным поражением ЦНС в первые годы жизни / Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Т. 2. – М.: МГПУ, 2005. – с. 189-192. 0,25 п.л.

44.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом / Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Т. 4. – М.: МГПУ, 2005. – с.188-191. – доля участия автора 0,1 п.л. (50%).

45.Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия / Логопедия ХХI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. – с. 253-258. 0,3 п.л.

46.Приходько О.Г. Речевое развитие детей с церебральным параличом и система коррекционного воздействия // Логопед в детском саду. – 2006 г. – № 6. – с. 14-17. 0,25 п.л.

47.Приходько О.Г., Парамонова Г.В. Специфика нарушений развития познавательной деятельности детей с церебральным параличом в первые годы жизни / Сборник научных трудов, посвященный 30-летию факультета специального образования, Минск, БГПУ, 25 апреля 2006 г. – Мн.: БГПУ, 2006. – с. 262-267. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).

48.Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами // Коррекционная педагогика: теория и практика.– 2007 г. – №3 (21). – с. 5-14. – доля участия автора 0,2 п.л. (30%).

49.Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией и пути коррекционного воздействия // Практическая психология и логопедия. – 2007 г. – № 4 (27). – 0,3 п.л.

50.Приходько О.Г. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с двигательной патологией / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (12-14 сентября 2007г.) – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – с. 32-39. 0,5 п.л.

51.Приходько О.Г. Раннее речевое развитие детей с церебральным параличом / Актуальные вопросы современной логопедии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию МСГИ. – М.: НАНОО «МСГИ», 2007. – с.48-53. 0,3 п.л.

52.Приходько О.Г. Профилактика и коррекция нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи в полифункциональной среде сенсорной комнаты / Коррекционная педагогика: проблемы теории и практики: сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – с. 136-141. 0,4 п.л.

53.Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Коррекционно-развивающая работа с детьми с двигательной патологией в полифункциональной среде сенсорной комнаты / Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (12-14 сентября 2007г.) (12-14 сентября 2007г.) – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007. – с. 18-21. – доля участия автора 0,1 п.л. (50%).

54.Приходько О.Г., Белякова Ю.Ю. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией // Логопед в детском саду. – 2007 г. – №7. – с. 36-39. – доля участия автора 0,15 п.л. (50%).

55.Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Особенности современной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2007 г. – № 1 (16). – с. 98-104. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).

56.Приходько О.Г. Актуальные проблемы подготовки психолого-педагогических кадров для ранней помощи детям с отклонениями в развитии / Конференция МГПУ. 9-11 декабря 2008г. – М.: МГПУ, 2008. – с. . 0,25 п.л.

57.Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития / «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения». Материалы III Международной конференции дефектологов. 28-29 ноября 2007 г. Ч.I. – М.: 2008. – с. 6-12. 0,4 п.л.

58.Приходько О.Г. Специфика нарушений психики у детей с церебральным параличом в первые годы жизни / «Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 0,3 п.л..

59.Приходько О.Г. Специфика нарушений развития у детей первых лет жизни с двигательной церебральной патологией / Специальное образование: традиции и инновации. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10-11 апр. 2008г. – Минск: БГПУ, 2008. – с.268-271. 0,25 п.л.

60.Приходько О.Г., Гусейнова А.А. К вопросу интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Сборник научных трудов (международный межвузовский выпуск). Т.II // Сост. М.Н.Русецкая, О.Г.Приходько. – М.: МГПУ, 2008. – с. 263-268. – доля участия автора 0,2 п.л. (50%).

61.Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Актуальные проблемы непрерывного специального образования детей с церебральным параличом на современном этапе / Проектирование модели «Школа будущего для детей, нуждающихся в особом внимании». Материалы городского круглого стола. – М., 2008. – с. 17-25. – доля участия автора 0,1 п.л.(50%).

62.Приходько О.Г. Логопедическая работа по коррекции речедвигательных нарушений у детей с церебральным параличом в первые годы жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 2. – с. . 0,5 п.л.