- определены и научно обоснованы значение, статус, функции и возможности интегративно-дифференцированного подхода в развитии субъектности при обучении французскому языку;
- научно обоснована типология основных педагогических систем в отечественной и зарубежной дидактике с точки зрения интеграции и дифференциации обучения;
- обоснованы сущность и структура интегративно-дифференцированного подхода, представляющего собой педагогическую систему, основанную на интеграции и дифференциации, характеризующуюся комплексностью, синтезом, обобщенностью ее элементов, универсализацией и специализацией содержания педагогического образования и создающую условия для развития субъектности студентов;
- внесен определенный вклад в развитие понятийного тезауруса, раскрывающий содержание предлагаемого интегративно-дифференцированного подхода;
- рассмотрена специфика взаимосвязи интеграции и дифференциации в рамках интегративно-дифференцированного подхода и определено критериальное поле их взаимодействия в совокупности автономного, эмпирического, теоретического и методологического критериев;
- в структуре интегративно-дифференцированного подхода выделены следующие аспекты: психологические, позволяющие систематизировать формирование и направленность личности студентов; педагогические, предполагающие создание системы обучения, основанной на дифференциации и интеграции и направленной на развитие субъектности студентов; социальные, формирующие социально-ответственную, интеллектуально и профессионально развитую личность;
- на основе психолого-педагогических критериев разработана классификация видов дифференциации и интеграции как взаимосвязанных процессов; основой такой классификации является, с одной стороны, модель механизмов развития субъектности студента, с другой - учет специфики предметного материала и возможностей его усвоения обучающимися;
- обоснована сущность категории субъектности как интегративно-дифференцированного признака, проявляющегося в адаптации студентов к педагогическому воздействию, в самостоятельном преобразовании их личности на основе субъектного опыта, в стремлении обучающихся к максимальной персонализации, в поиске средств и способов обозначения своей индивидуальности;
- предложена новая логико-уровневая основа для систематизации и анализа интегративно-дифференцированного подхода, включающая в себя парадигматический уровень, позволяющий рассмотреть методологические основы интегративно-дифференцированного подхода; синтагматический уровень, дающий возможность определить составляющие ИДПО, а также целостно, системно представить изучаемый объект, выделить связи между его компонентами; прагматический уровень, раскрывающий способность интегративно-дифференцированного подхода оказывать педагогический эффект на субъектов образовательного процесса;
- определены классификационные параметры, определяющие сущность и структуру модели интегративно-дифференцированного подхода и включающие в себя характер применения модели и уровни взаимодействия ее компонентов, ее методологический базис, целевые ориентации и направленность на развитие субъектности, характер содержания и структуры, подход к обучаемым и тип образовательного взаимодействия, характер организации модели, характер контрольно-коррекционной деятельности;
- разработана теоретическая модель реализации интегративно-дифференцированного подхода, включающая в себя субъектно-смысловую, структурно-содержательную, организационно-методическую и результативно-оценочную составляющие; определен их компонентный состав и обосновано педагогическое значение модели, раскрывающее личностно-ориентированный характер педагогической деятельности;
- разработаны принципы, определяющие взаимодействие субъектов в процессе обучения с информационной средой, отбор учебного материала и организацию учебного процесса, которые легли в основу построения модели интегративно-дифференцированного подхода;
- выявлена системная взаимосвязь психолого-педагогических условий, обеспечивающих логику реализации интегративно-дифференцированного подхода к развитию субъектности при обучении французскому языку;
- в качестве оснований дифференциации и интеграции выделены: мотивация; направленность, включающая в себя потребности, интересы, склонности, мировоззрение; восприятие; память; мышление; темперамент; а также такие психические образования, как знания, умения и навыки;
- предложен вариант проектирования содержания обучения иностранным языкам (на примере французского языка), направленный на развитие субъектности и соответствующий требованиям интегративно-дифференцированного подхода;
- разработана технологическая модель интегративно-дифференцированного подхода, включающая в себя орентировочно-операционный, организационно-деятельностный и контрольно-регулировочный этапы.
1.Гвоздева, А.В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков [Текст] / А.В. Гвоздева // Иностранные языки в шко-ле. – № 5. – 1999. – С. 73 – 79 (0,4 п.л.) (в соавторстве с Г.В. Сороковых; авторский вклад 0,3 п.л. (75%)).
2.Гвоздева, А.В. Формирование компетентности субъекта образования: ин-тегративный аспект [Текст] / А.В. Гвоздева // Вестник университета: Социология и управление персоналом. – М.: ГОУ ВПО Государственный университет управле-ния. – № 9. – 2006. – С. 73 – 75 (0,4 п.л.).
3.Гвоздева, А.В. Мониторинг как эффективная результативно-оценочная составляющая педагогической технологии в вузе [Текст] / А.В. Гвоздева // Вестник Тамбовского университета: Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов. – № 10. – 2007. – С. 104-106. (0,3 п.л.).
4.Гвоздева, А.В. О взаимосвязи интеграции и дифференциации в обучении [Текст] / А.В. Гвоздева // Педагогическое образование и наука. – М. – № 3. – 2007. – С. 31 – 32. (0,2 п.л.).
5.Гвоздева, А.В. Дидактические принципы в концепции интегративного подхода к дифференцированному обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Знание. По-нимание. Умение. – М. – № 3. – 2007. – С. 34 – 38 (0,4 п.л.).
6.Гвоздева, А.В. Роль комплекса дидактических условий в моделировании интегративного подхода к дифференцированному обучению иностранным языкам [Текст] / А.В. Гвоздева // Педагогическое образование и наука. – М. – № 6. – 2007. – С. 43 – 47. (0,4 п.л.).
7.Гвоздева, А.В. Системный подход в моделировании интегративно-дифференцированного обучения [Текст] / А.В. Гвоздева // Вестник университета: Социология и управление персоналом. – М.: ГОУ ВПО Государственный универ-ситет управления. – № 8. – 2007. – С. 36 – 38 (0,4 п.л.).
8.Гвоздева, А.В. Теоретические основы моделирования интегративного подхода к дифференцированному обучению в вузе [Текст] / А.В. Гвоздева // Выс-шее образование сегодня. – М.: Издательская группа «Логос». – 2008. – № 3. – С. 65-67. (0,3 п.л.).
9.Гвоздева, А.В. Категория субъектности в контексте интегративно-дифференцированного подхода к обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Высшее обра-зование сегодня. – М.: Издательская группа «Логос». – 2008. - № 9. – С. 77-78. (0,2 п.л.).
Монографии, учебно-методические пособия, методические рекомендации:
10.Гвоздева, А.В. Интегративно-дифференцированный подход в развитии субъектности студентов (на материале обучения французскому языку): Моногра-фия [Текст] / А.В. Гвоздева. – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2008. – 212 с. (13,25 п.л.).
11.Гвоздева, А.В. Сборник контролирующих заданий по грамматике фран-цузского языка (для I курса языкового вуза): Учебно-методическое пособие [Текст] / А.В. Гвоздева. – Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - 45 с. (2,8 п.л.).
12.Гвоздева, А.В. Мультимедийная обучающая программа по грамматике для самостоятельной работы студентов [Электронный] / А.В. Гвоздева. – Курск, 2002. – 10,4 Мбайт.
13.Гвоздева, А.В. Грамматика французского языка в таблицах и схемах: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.В. Гвоздева. – Ч.1. – Курск: Изд-во КГУ, 2004. – 124 с. (7,7 п.л.).
14.Гвоздева, А.В. Грамматика французского языка в таблицах и схемах: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.В. Гвоздева. – Ч.2. – Курск: Изд-во КГУ, 2006. – 73 с. (4,6 п.л.).
15.Гвоздева, А.В. Подготовка олимпиадных заданий по французскому языку при разноуровневом подходе к обучению // Методические рекомендации по подго-товке и проведению областной олимпиады по французскому языку [Текст] / А.В. Гвоздева. – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2005. – 18 с. (1,12 п.л.) (В соавтор-стве с Р.О. Исхаковой, Н.Л. Лукошкиной; авторский вклад 0,37 п.л. (33%)).
16.Гвоздева, А.В. Дидактические условия обучения студентов грамматике французского языка с учетом типов восприятия учебной информации: Монография [Текст] / А.В. Гвоздева. – Курск: Изд-во КГУ, 2006. – 153 с. (9,5 п.л.).
Статьи в журналах и научно-методических сборниках:
17.Гвоздева, А.В. Алгоритмы и опорные конспекты как средство интенсифи-кации процесса обучения [Текст] / А.В. Гвоздева // Язык и образование: Сб. науч. тр.: в 2 ч. – Курск: Изд-во КГПУ, 1999. – Ч. 2. – С. 108 – 110 (0,2 п.л.).
18.Гвоздева, А.В. Инновационные методики при изучении грамматики фран-цузского языка [Текст] / А.В. Гвоздева // Язык и образование: Сб. науч. тр.: в 2 ч. – Курск: Изд-во КГПУ, 1999. – Ч. 2. – С. 116 – 119. (0,3 п.л.).
19.Гвоздева, А.В. Обучение грамматике французского языка с учетом лич-ностных особенностей восприятия студентов [Текст] / А.В. Гвоздева // Научный поиск молодых ученых: Материалы школы молодых ученых педагогов-преподавателей педагогических вузов Центрального региона России. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 42 – 46. (0,3 п.л.).
20.Гвоздева, А.В. Использование компьютерных программ в самостоятель-ной работе студентов по грамматике (на примере французского языка) [Текст] / А.В. Гвоздева // Лингвометодические аспекты преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. – Курск: Изд-во КГПУ, 2001. – С. 66 – 72. (0,4 п.л.).
21.Гвоздева, А.В. Дифференцированный подход к обучению грамматике французского языка [Текст] / А.В. Гвоздева // Язык и образование: Сб. науч. тр.: в 2 ч. – Курск: Изд-во КГУ, 2004. – Ч. 2. – С. 11 – 14 (0,25 п.л.).
22.Гвоздева, А.В. Проблема формирования учебной деятельности в свете дифференцированного подхода к обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств учителя в образо-вательном пространстве вуза: Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во КГУ, 2005. – С. 130 – 133 (0,25 п.л.).
23.Гвоздева, А.В. Проблемы подачи учебного материала при дифференциро-ванном подходе к обучению иностранным языкам [Текст] / А.В. Гвоздева // Язык и образование: Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во КГУ, 2006. – С. 17 – 19 (0,2 п.л.).
24.Гвоздева, А.В. Принципы интегративно-дифференцированного обучения [Текст] / А.В. Гвоздева // Объединенный научный журнал. – М. – № 19. – 2006. – С. 31 – 33 (0,2 п.л.).
25.Гвоздева, А.В. Социальный аспект дифференцированного обучения [Текст] / А.В. Гвоздева // Объединенный научный журнал. – М. – № 20. – 2006. – С. 56 – 57 (0,13 п.л.).
26.Гвоздева, А.В. Индивидуальные стратегии обучения французскому языку при дифференцированном подходе [Текст] / А.В. Гвоздева // Ученые записки: Элек-тронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск. – №2. – 2007. – Режим доступа: http://www.scientifical-notes.ru. свободный. – Загл. с экрана (0,25 п.л.).
27.Гвоздева, А.В. Дифференцированное обучение иностранным языкам: ди-дактический аспект [Текст] / А.В. Гвоздева // Язык и образование: Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во КГУ, 2007. – С. 37 – 39. (0,19 п.л.).
28.Гвоздева, А.В. Поэтапная организация учебной деятельности в процессе интегративно-дифференцированного обучения иностранным языкам [Текст] / А.В. Гвоздева // Язык и образование: Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во КГУ, 2007. – С. 39 – 42. (0,25 п.л.).
29.Гвоздева, А.В. Результативно-оценочная составляющая когнитивно-образовательного процесса [Текст] / А.В. Гвоздева // Объединенный научный жур-нал. – М. – № 10. – 2007. – С. 24 – 26. (0,19 п.л.).
30.Гвоздева, А.В. Мультимедийные технологии в дифференцированном обу-чении в вузе [Текст] / А.В. Гвоздева // Объединенный научный журнал. – М. – № 11. – 2007. – С. 36 – 38. (0,2 п.л.).
31.Гвоздева, А.В. Специфические принципы интегративно-дифференцированного подохода к обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Ученые за-писки Орловского государственного университета. – Орел: Изд-во ОГУ. – Т.4. – 2007. – С. 36-39. (0,3 п.л.).
32.Гвоздева, А.В. Сравнительно-сопоставительный анализ дифференциро-ванного обучения в России и Франции [Текст] / А.В. Гвоздева // Формирование личности школьника в политкультурной среде: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. И.Ф. Исаева, И.П. Ильинской. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – С. 88 – 93. (0,37 п.л.).
33.Гвоздева, А.В. Интегративный подход к реализации дифференцированно-го обучения как новая образовательная технология [Текст] / А.В. Гвоздева // Дея-тельность университета по подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечению качества жизни в регионе, развитию его духовно-нравственной среды: сборник на-учных трудов профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников Курского государственного университета / Отв. ред. А.Н. Худин. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. – С. 49-51. (0,19 п.л.).
34.Гвоздева, А.В. Теоретические аспекты отбора дидактического содержания в условиях интегративно-дифференцированного обучения иностранным языкам в вузе [Текст] / А.В. Гвоздева // Объединенный научный журнал. – М. – 2006. – № 5. – С. 31 – 33. (0,2 п.л.).
35.Гвоздева, А.В. Теоретические подходы к реализации интегративно-дифференцированного подхода в обучении студентов в вузе [Текст] / А.В. Гвоздева // Теория и практика формирования учителя как субъекта профессиональной куль-туры: сб. науч. статей. – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2008. – С. 62-65. (0,25 п.л.).
Материалы конференций:
36.Гвоздева, А.В. Психолого-педагогические особенности восприятия при изучении клише французского языка [Текст] / А.В. Гвоздева // Материалы научно-практической студенческой конференции (г. Курск, 9 - 11 апреля 1997 г.). – Курск: Изд-во КГПУ, 1997. – С. 23 (0,1 п.л.).
37.Гвоздева, А.В. Фасилитационный подход при обучении диалогической речи [Текст] / А.В. Гвоздева // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века: тезисы докладов и вступлений на международной научной конференции. – Курск: Изд-во КГПУ, 1997. – С. 294 – 295 (0,1 п.л.).
38.Гвоздева, А.В. Особенности составления тестовых заданий при изучении французского языка [Текст] / А.В. Гвоздева // Илиадиевские чтения: тезисы докла-дов и вступлений международной научной конференции. – Курск: Изд-во КГПУ, 1998. – С. 225 – 226 (0,1 п.л.) (в соавторстве с Т.И. Салиховой; авторский вклад 0,05 п.л. (50%)).
39.Гвоздева, А.В. Активизация мыслительной деятельности студентов через использование обобщающих схем-конспектов [Текст] / А.В. Гвоздева // Илиадиев-ские чтения: тезисы докладов и вступлений международной научной конференции. – Курск: Изд-во КГПУ, 1999. – С. 216 – 217 (0,2 п.л.).
40.Гвоздева, А.В. Визуализация информации как средство интенсификации процесса обучения грамматике иностранного языка [Текст] / А.В. Гвоздева // Илиа-диевские чтения: тезисы докладов и вступлений международной научной конфе-ренции. – Курск: Изд-во КГПУ, 2000. – С. 45–46 (0,2 п.л.).
41.Гвоздева, А.В. Управление процессом восприятия как средство повыше-ния эффективности обучения [Текст] / А.В. Гвоздева // Илиадиевские чтения: тези-сы докладов и вступлений международной научной конференции. – Курск: Изд-во КГПУ, 2002. – С. 141–143 (0,2 п.л.).
42.Гвоздева, А.В. Учет личностных стратегий изучения иностранного языка при организации самостоятельной работы студентов [Текст] / А.В. Гвоздева // Каче-ство педагогического образования. Кадры: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. / Под ред. Д.М. Забродина, В.В. Гвоздева. – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. – Ч. 2. – С. 85 – 87 (0,2 п.л.).
43.Гвоздева, А.В. Реализация деятельностной модели обучения при изучении грамматики французского языка [Текст] / А.В. Гвоздева // Комплексная система языковой подготовки в условиях региона: Материалы региональной (Черноземье) научно-практической конференции. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «Борисоглебский ГПИ», 2004. – С. 56 – 57 (0,2 п.л.).
44.Гвоздева, А.В. Организация самостоятельной работы студентов с исполь-зованием мультимедийных технологий [Текст] / А.В. Гвоздева // Лингводидактиче-ские проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Краснодар: КГУКИ, 2007. – С. 35 – 39 (0,3 п.л.).
45.Гвоздева, А.В. Аппарат упражнений в свете дифференцированного под-хода к обучению иностранным языкам [Текст] / А.В. Гвоздева // Лингводидактиче-ские проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Краснодар: КГУКИ, 2007. – С. 39 – 44 (0,37 п.л.).
46.Гвоздева, А.В. Психолого-педагогические аспекты дифференцированного обучения. Педагогика и психология как ресурс развития современного общества [Текст] / А.В. Гвоздева // Материалы международной научной конференции: В 2-х т. – Т. 2. – Рязань, 2007. – С. 31 – 33. (0,2 п.л.).
47.Гвоздева, А.В. Оптимизация обучения иностранным языкам в условиях дифференцированного подхода [Текст] / А.В. Гвоздева // Сборник материалов Все-российской научно-практической электронной конференции «Язык. Коммуника-ция. Культура». Материалы Интернет-конференции. – Курск: Изд-во КГМУ, 2007. – С. 126 – 128. (0,2 п.л.).
48.Гвоздева, А.В. Адаптивная дифференциация как новый вид дифференци-рованного обучения [Текст] / А.В. Гвоздева // Профессиональная подготовка спе-циалиста: проблемы, перспективы, тенденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: КГУ, 2007. – С. 110 – 112. (0,2 п.л.).
49.Гвоздева, А.В. Контроль знаний, умений, навыков в условиях интегратив-но-дифференцированного обучения иностранным языкам в вузе [Текст] / А.В. Гвоз-дева // Vědecký potenciál světa. Materiály IV mezinárodní vědecko-praktická konference. – Praha: Publishing House “Education and Science”, 2007. – S. 69 – 72. (0,25 п.л.).
50.Гвоздева, А.В. Системная взаимосвязь психолого-педагогических условий интегративно-дифференцрованного подхода к обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: Материалы II Региональных историко-педагогических чтений. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 267 – 271. . (0,25 п.л.).
51.Гвоздева, А.В. Лигводидактические основы интегративно-дифференцированного обучения иностранным языкам в вузе [Текст] / А.В. Гвоздева // Wiadomości naukowej myśli. Materiały III międzynarodowej naukowi-praktycznej kon-ferencji. – Przemyśl: “Nauka i studia”, 2007. – S. 26 – 32. . (0,5 п.л.).
52.Гвоздева, А.В. Базовые концептуальные положения интегративно-дифференцированного подхода к обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Инновации в непрерывном профессиональном образовании конкурентоспособных кадров: сбор-ник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Изд-во КГУ, 2007. – Ч. 1. – С. 66-68. (0,2 п.л.).
53.Гвоздева, А.В. Базовые концептуальные положения интегративно-дифференцированного подхода к обучению [Текст] / А.В. Гвоздева // Инновации в непрерывном профессиональном образовании конкурентоспособных кадров: сбор-ник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Изд-во КГУ, 2007. – Ч. 1. – С. 99-103. (0,3 п.л.).
54.Гвоздева, А.В. К вопросу о проектировании методической модели обуче-ния иностранным языкам в рамках интегративно-дифференцированного подхода [Текст] / А.В. Гвоздева // Nowoczesnych naukowych osiągnięć: Materiały IV między-narodowej naukowi-praktycznej konferencji. – Przemyśl: “Nauka i studia”, 2008. – P. 15 – 18. (0,25 п.л.).
55.Гвоздева, А.В. Дифференциация в обучении иностранным языкам в вузе: Типологический аспект [Текст] / А.В. Гвоздева // Динамика научных исследований - 2008: Материалы IV международной научно-практической конференции. – София: Бял ГРАД-БГ, 2008. – С. 14– 16 (0,19 п.л.).
56.Гвоздева, А.В. Обучающее-контролирующие эталоны как средство управ-ления учением [Текст] / А.В. Гвоздева // Сборник материалов Всероссийской науч-но-практической электронной конференции «Язык. Коммуникация. Культура». – Курск: Изд-во КГМУ, 2008. – С. 294 – 297. (0,25 п.л.).