- сформулировано и обосновано понятие «дисциплинарный подход в педагогике» как исследовательский подход, определяющий в качестве основной единицы построения структуры педагогики дисциплину, рассматривающий стадии развития дисциплины, связи между структурными частями педагогики;
- введено понятие «статус научной педагогической дисциплины», который определяется как свойство, присущее научной дисциплине, связанное с отбором, восприятием и оценкой признаков дисциплины теми, для кого она представляет объект действия (дисциплинарным сообществом, представителями других дисциплин, инстанциями, осуществляющими научную политику и т. д.);
- сформулировано понятие «стратегии поддержания дисциплинарного статуса педагогической дисциплины», которые определяются как совокупность длительных и вариативных, планируемых и сознательно выбираемых на основе анализа различных альтернатив, признанных всеми членами дисциплинарного педагогического сообщества мер, связанных с отбором, восприятием и оценкой признаков дисциплины, направленных на приобретение или сохранение положения педагогической дисциплины среди других педагогических дисциплин;
- разработана концепция дисциплинарного подхода к анализу структуры педагогики, развивающая представление о педагогике как системе педагогических дисциплин;
- уточнено понятие педагогики как науки, отрасли научных знаний, научной области, научной дисциплины, а также целесообразность и возможность применения этих понятий к структурным образованиям, входящим в состав педагогики;
- обоснован двойной статус педагогики, как социальной и гуманитарной науки;
- составлена прогностическая модель структуры педагогики, демонстрирующая современное состояние структуры и перспективы ее развития;
- систематизированы характеристики дисциплины, позволяющие исследовать процесс становления и развития дисциплинарной структуры конкретной педагогической дисциплины;
- обоснованы возможности использования моделей развития науки, разработанных в науковедении, для изучения развития дисциплинарной структуры конкретной педагогической дисциплины;
- впервые в широких хронологических рамках (ХХ век) проведено комплексное исследование генезиса методики обучения дошкольников изобразительной деятельности во взаимосвязи основных компонентов ее дисциплинарной структуры;
- выявлен уровень дисциплинарного развития методики обучения дошкольников изобразительной деятельности;
- представлена периодизация развития методики обучения дошкольников изобразительной деятельности, как научной дисциплины, включающая четыре этапа: I этап - конец ХIХ - 1917 г.г.; II этап - 1917 - 1936 г.г.; III этап - 1936 - начало 90-х г.г.; IV этап - начало 90-х г.г. - настоящее время;
- сформулированы и обоснованы когнитивные и социальные стратегии развития дисциплинарного статуса методики обучения дошкольников изобразительной деятельности.
1.Вершинина Н.А. Структура педагогики: Методология исследования. - Мо-нография. – СПб, 2008. (20 п.л.)
2.Вершинина Н.А., Писарева С.А. Развитие научного знания в диссертацион-ных исследованиях по педагогике: Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 162с. (10 п.л / 5 п.л.)
3.Вершинина Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной дея-тельности как научная дисциплина: Информационная модель развития: Моногра-фия. – СПб.: Изд-во «Милена», 2007. - 193с. (11,9 п.л.)
4.Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современ-ное диссертационное исследование по педагогике: оценка качества. Книга для эксперта. 2-е издание, дополненное и переработанное. - Саратов: Саратовский го-сударственный социально-экономический ун-т, 2006. - 288с. (17,3 п.л./ 5,8 п.л.)
5.Вершинина Н.А. Особенности понятийно-терминологической системы ме-тодики обучения. Монография.– СПб, 2008. – 131с. (5,4 п.л.)
6.Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразитель-ной деятельности детей дошкольного возраста: Гносеологическая и логическая модель развития. Монография. – СПб., 2008. - 162с. (10 п.л / 5 п.л.)
7.Вершинина Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной дея-тельности как научная дисциплина: Социологическая модель развития. Моногра-фия. – СПб, 2008. –143с. (9 п.л.)
8.Вершинина Н.А. Педагогика как социо-гуманитарная научная дисциплина: Научно-методические материалы для магистрантов и аспирантов. – СПб.: Изд-во ООО «Книжный дом», 2008. - 200 с. (10, 8 п.л.)
Научные статьи из перечня изданий ВАК
9.Вершинина Н.А. Применение статистических методов для определения ин-формационного статуса ученого-педагога // Известия Волгоградского государст-венного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2005. - № 1 (10). - С.18-22. (0,4 п.л.)
10.Вершинина Н.А. Характеристика информационных потоков методики обу-чения дошкольников изобразительной деятельности // Вестник Оренбургского го-сударственного университета. – 2005. - № 7. - С.151-158. (0,7 п.л)
11.Вершинина Н.А. К вопросу об изучении дисциплинарной структуры отрас-лей педагогики // Известия Российского государственного педагогического уни-верситета им. А.И. Герцена. - № 6 (14): Психолого-педагогические науки (педаго-гика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2006. - С.97-114. (1,1 п.л)
12.Вершинина Н.А. Науковедческий аспект в историко-педагогическом иссле-довании // Известия Волгоградского государственного педагогического универси-тета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград. - № 1 (14). - 2006. - С. 81-85. (0,5 п.л.)
13.Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Диссерта-ционные исследования по педагогике в современном научном пространстве // Си-бирский педагогический журнал. – 2007. - № 8. – С. 10-28. (1,5 п.л./0,4 п.л.)
14.Вершинина Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина // Из-вестия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 8 (30): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб. – 2007. - С. 56-67. (0,9 п.л.)
15.Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Инстру-ментарий оценки качества диссертационного исследования по педагогике // Си-бирский педагогический журнал. – 2007. - № 14. – С. 17-34. (1,5 п.л./0,4 п.л.)
16.Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Определе-ние научных результатов исследования // Сибирский педагогический журнал. - 2008. – № 1 . – С. 9-32. (1,5 п.л./0,4 п.л.)
Научные и учебно-методические статьи и пособия
17.Вершинина Н.А.Анализ массива публикаций как метод изучения эмпири-ческой базы научной дисциплины // Северо-запад России: педагогические иссле-дования молодых ученых: Мат-лы региональной науч. конф. «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» 22 апреля 2005 г. / Под ред. А.Г. Козло-вой, Т.С. Буториной. А.П. Тряпицыной. – Вып. 2. – СПб.: ООО Нестор, 2005. - С.65-70. (0,5 п.л.)
18.Вершинина Н.А. Место педагогического науковедения среди других педа-гогических дисциплин // Актуальные проблемы методологии педагогического ис-следования в постнеклассический период развития науки: Материалы Всерос. ме-тодолог. конф-семинара / Науч.ред. В.В.Краевский. – Краснодар; Москва, 2008. - С.103-111. (0,6 п.л.)
19.Вершинина Н.А. Развитие методов педагогического исследования (на при-мере методики обучения дошкольников изобразительной деятельности) // Гума-нитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Сб.науч.статей по материалам научно-практич. конференции 9-11 апреля 2008 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. - С.35-41 (0,4 п.л.)
20.Вершинина Н.А. Использование наукометрических методов в анализе ис-тории методики обучения дошкольников изобразительной деятельности // Педаго-гическая акмеология: поиски и достижения: Сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - Вып. 6.- 2004. - С.95-108. (0,7 п.л.)
21.Вершинина Н.А. Возможности парадигмального подхода к анализу истории обучения детей изобразительной деятельности // Экология образования: Актуаль-ные проблемы // Сб. науч. ст. / Под ред. А.В. Пяткова. - Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – С.30-36. (0,4 п.л.)
22.Вершинина Н.А. Генезис педагогических ценностей в вопросах изобрази-тельной деятельности дошкольников конца XIX – первой половины XX вв// Перспективы развития дошкольного и начального образования: Герценовские чтения. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 11 – 13. (0,2 п.л.)
23.Вершинина Н.А. Изучение места методики обучения дошкольников изобра-зительной деятельности в системе наук как методологическая проблема // Совре-менное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Мат-лы междун. науч.-практ. конфер., посвящ. 300-летию СПб . – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С.218-223. (0,5 п.л.)
24.Вершинина Н.А. Моделирование процесса развития отечественной системы обучения дошкольников изобразительной деятельности (конец XIX – первая по-ловина XX века) // Проблемы культуры, языка, воспитания: Сб.науч.тр. – Вып.5. / Сост. и отв.ред. Т.В. Симашко. – Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - С.225-236. (0,5 п.л.)
25.Вершинина Н.А. Учебники по методике обучения дошкольников изобрази-тельной деятельности с точки зрения информационной модели развития науки // IV Пикалевские чтения гуманизация и гуманитаризация образования: Мат-лы. межвуз. науч.-практ. конфер. – СПб-Пикалево, 2004. - С.115-118. (0,2 п.л.)
26.Вершинина Н.А.Анализ диссертационного массива как условие определе-ния актуальных проблем изучения изобразительной деятельности дошкольников // Актуальные проблемы модернизации дошкольного образования в условиях гу-манизации российского образования: Мат-лы всероссийской науч.-практич. конф. – Киров, 2003. - С.88-92. (0,5 п.л.)
27.Вершинина Н.А.Динамика развития методики обучения дошкольников изобразительной деятельности в ХХ веке // Дошкольник и младший школьник в системе образования: Мат-лы междун. науч.-практ. конфер., 7-8 апреля 2004 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. (Герценовские чтения), 2004. - С.101-107.(0,5 п.л.)
28.Вершинина Н.А.История методики обучения детей изобразительной дея-тельности и математическое моделирование // Моделирование социально-педагогических систем: Мат-лы региональной науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004. http://www.pspu.ru/iec_news.php(0,6 п.л.)
29.Вершинина Н.А. О многозначности понятия педагогика // Социальная зна-чимость педагогических кафедр в подготовке специалистов системы образования изменяющейся России: Сборник статей / Ред. совет: А.П. Тряпицына, Н.А.Лабунская, И.В. Гладкая. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 271-280. (0,6 п.л)
30.Вершинина Н.А.Педагогика в контексте моделей развития науки // Новое в педагогических исследованиях. - Выпуск 1. – Сб. науч. ст. аспирантов и докторан-тов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО Нестор, 2004. - С. 8-13. (0,4 п.л.)
31.Вершинина Н.А.Представленность проблемы подготовки педагогов к обу-чению дошкольников изобразительной деятельности в диссертационном массиве ХХ века // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования: Мат-лы междун. науч.-практ. конф. – Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2004. - С.70-72. (0,2 п.л.)
32.Вершинина Н.А. Применение информационного подхода в исследовании развития теории школьного образования // Исследования школьного образования (педагогический аспект): Герценовские чтения. Ч.1. / Под ред. проф. А.П. Тряпи-цыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. – 2006. - С.23-30. (0,5 п.л.)
33.Вершинина Н.А. Проблемы воспитания дошкольников в процессе изобра-зительной деятельности в диссертационном массиве ХХ века // Проблемы культу-ры, языка, воспитания: Сб.науч.тр. – Вып.6. / Сост. и отв.ред. А.И. Есюков, П.В. Лизунов. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та им. М.В. Ломоносова, 2004. - С.223-227. (0,3 п.л.)
34.Вершинина Н.А. Характеристика обзорных изданий ХХ века по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Мат-лы научной конф. / Под ред А.Г. Козловой, Т.С. Буториной, А.П. Тряпицыной. В 2-хт.т. – Т.2. – СПб, 2004. - С.221-226. (0,4 п.л.)
35.Вершинина Н.А. Взаимосвязь физиологии и методики обучения дошколь-ников изобразительной деятельности как условие повышения эффективности на-учных исследований // Здоровье подрастающего поколения мегаполиса: Сб.тр. к 20 летнему юбилею кафедры / Под ред. В.Г. Каменской. – СПб.: Изд-во «Миле-на», 2007. - С.70-74. (0,6 п.л.)
36.Вершинина Н.А., Сомкова О.Н. Вклад ученых кафедры дошкольной педагогики в становление и развитие науки о дошкольном детстве // Педагогика детства: Петербургская научная школа: Учебное пособие для студентов и магист-рантов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 – Педа-гогика. – СПб.: Изд-во «Борей АРТ», «Адверта», 2005. - С. 33-50. (1 п.л. / 0,5 п.л.)
37.Вершинина Н.А. Возможности дисциплинарного подхода к анализу со-временного научного педагогического знания // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал".- CПб. ART 764. Гос. рег. N 0320100088. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com (0,5 п.л.)