Научная тема: «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.01; 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. выявлены концептуальные идеи индивидуализации профессиональной подготовки студентов в образовательной системе России, проведен теоретико-методологический анализ состояния проблемы индивидуализации образования, проанализировано ее становление в отечественной и зарубежной науке, определены особенности международного опыта индивидуализации высшего образования;
  2. охарактеризована сущность индивидуализации в междисциплинарном и педагогическом аспектах, уточнены содержательные и структурные характеристики понятия «индивидуализация профессиональной подготовки»;
  3. разработана концепция индивидуализации профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, выявлены закономерности и определены  принципы индивидуализации;
  4. обоснована логико-содержательная модель индивидуализации профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, определены ее структура, содержание, компоненты;
  5. определены педагогические условия, обусловливающие эффективность индивидуализации профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе;
  6. обоснован и охарактеризован вариативно - рефлексивный подход, отражающий стратегию индивидуализации профессиональной подготовки  будущих учителей;
  7. выявлены организационно-педагогические условия реализации основных положений вариативно - рефлексивного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей в вузе, разработан комплекс средств, обеспечивающих создание этих условий.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией

1. Бурлакова, Т.В. Из опыта подготовки студентов к проведению внеклассной работы по математике [Текст] / Т.В. Бурлакова // Начальная школа. - № 11. - 2005. - С. 15 - 19.

2. Бурлакова, Т.В. К вопросу индивидуализации подготовки будущего учителя [Текст] / Т.В. Бурлакова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова – Т. 12. – 2006. - С. 198 – 203.

3. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация как основа подготовки будущего учителя (из опыта работы) [Текст] / Т.В. Бурлакова // Наука и школа. - № 1. - 2007. - С. 64 – 66.

4. Бурлакова, Т.В. Закономерности и принципы индивидуализации подготовки будущего учителя в вузе [Текст] / Т.В. Бурлакова // Гуманизация образования. - № 2. - 2007. - С. 57 – 61.

5. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация подготовки студента как педагогическое явление [Текст] / Т.В. Бурлакова // Высшее образование сегодня. - №.9. - 2007.- С. 43 – 45.

6. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация как условие подготовки будущих учителей начальных классов [Текст] / Т.В. Бурлакова //Начальная школа. - № 10. – 2007. – С. 82 – 85.

7. Бурлакова, Т.В. К вопросу внедрения вариативно-рефлексивного подхода как основы педагогической практики [Текст] / Т.В. Бурлакова // Наука и школа. - № 3. - 2008. - С. 54 – 56.

8. Бурлакова, Т.В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] / Т.В. Бурлакова // Ярославский педагогический вестник. - № 4. - 2008. – С. 37 – 40.

Монографии, учебно-методические пособия, учебные программы

9. Бурлакова, Т.В. Программа педагогической практики студентов 1 –5 курсов физико–математического факультета [Текст]: методические рекомендации / Под ред. А.В. Полтева. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1988. – 66 с. - (авторских – 35 с.).

10. Бурлакова, Т.В. Система учебных заданий, ориентированная на формирование познавательного интереса учащихся в обучении геометрии [Текст]: методические указания для студентов физико-математического факультета по курсу «Методика преподавания математики» / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1991. – 38 с.

11. Бурлакова, Т.В. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по методике преподавания математике на 3 курсе [Текст] / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1994. – 34 с.

12. Бурлакова, Т.В. Руководство по педагогической (учебно- воспитательной) практике для студентов математико - технологического факультета (физико–математическое отделение) [Текст]: методические рекомендации / Под ред. Г.Е. Муравьевой. – Шуя: Изд-во ШГПИ, 1995. – 34 с. - (авторских – 21 с.).

13. Бурлакова, Т.В. Уравнения и неравенства, содержащие знак абсолютной величины [Текст]: методические рекомендации по курсу «Элементарная математика» для студентов физико-математического факультета педагогического вуза // Т.В. Бурлакова, Л.В. Замогильнова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1998. - 74 с. - (авторских – 43 с.).

14. Бурлакова, Т.В. Персональный компьютер как средство совершенствования процесса обучения математике учащихся сельской малокомплектной школы [Текст]: книга для учителя / Т.В. Бурлакова, Е.Ю. Огурцова, В.Н. Федосеев. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – 152 с. - (авторских – 98 с.)

15. Бурлакова, Т.В. Математика в сельской малокомплектной школе [Текст]: учебная программа курса региональной компоненты / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2002 . – 8 с.

16. Бурлакова, Т.В. Дополнительные разделы школьного курса математики [Текст]: учебная программа курса региональной компоненты / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2002 . – 8 с.

17. Бурлакова, Т.В. Проблема обучения учащихся решению геометрических задач [Текст]: учебная программа курса по выбору / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2004. – 8 с.

18. Бурлакова, Т.В. Методика преподавания математики в сельской малокомплектной школе [Текст]: учебная программа курса национально-регионального компонента / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2004. – 8 с.

19. Бурлакова, Т.В. Методические рекомендации по подготовке курсовых работ по теории и методике обучения математике для студентов физико-математического отделения [Текст] /Т.В. Бурлакова, Л.В. Замогильнова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2006. – 15 с. – (авторских – 7 с.).

20. Бурлакова, Т.В. Методические указания к проведению семинарских и лабораторных занятий по теории и методике обучения математике [Текст]: методические указания / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2006. – 34 с.

21. Бурлакова, Т.В. Теория и методика обучения математике [Текст]: учебная программа курса федерального компонента / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. – 18 с.

22. Бурлакова, Т.В. Учебно-методическое сопровождение педагогической практики студентов-математиков [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. – 33 с.

23. Бурлакова, Т.В. Маршруты профессионального становления [Текст]: пособие для студентов, аспирантов, преподавателей / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. – 110 с.

24. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы [Текст]: монография / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. – 17

Научные статьи, доклады, тезисы

25. Бурлакова, Т.В. Новые задачи [Текст] / Т.В. Бурлакова // Математика в школе. - 2620 - № 3. – 1983. - С. – 53; 2634 - № 4. – 1983. – С.- 51; 2687 - №1. – 1984. - С. - 67; 2727 - № 3. – 1984. – С.- 63; 2759 - №4.–1984.–С.–61; 2793 - № 6. – 1984. – С. 62. 26. Бурлакова, Т.В. Замечания к решениям задач [Текст] /Т.В. Бурлакова, В.А. Жаров, Г.В. Дорофеев // Математика в школе. – 1985.- № 5. - С. 76 – 77.

27. Бурлакова, Т.В. Развитие логического мышления учащихся средней школы при решении задач на геометрические места точек / Т.В. Бурлакова // Актуальные вопросы обучения геометрии в средней школе: межвузовский сборник научных трудов. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1989. – С. 47 – 54.

28. Бурлакова, Т.В. Об одном способе осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике // Содержание, методы и формы развивающего обучения математике в школе и вузе: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: Изд-во ОЗПИ, 1995. – С. 6 – 7.

29. Бурлакова, Т.В. Внутриклассная дифференциация при изучении математики с помощью системы учебных заданий [Текст] / Т.В. Бурлакова // Психодиагностика высшего и среднего образования: тезисы первой всероссийской научно-практической конференции - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996.- С. 119.

30. Бурлакова, Т.В. К вопросу об изучении курса «Методика преподавания математики» в педагогическом вузе [Текст] / Т.В. Бурлакова // Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе: тезисы докладов международной конференции. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. – С. 150 – 151.

31. Бурлакова, Т.В. Проблема интеграции в обучении будущих учителей математики [Текст] / Т.В. Бурлакова // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя: тезисы докладов Российской научно–практической конференции. - В 2-х ч. – Ч. 2. – Тула: Изд-во Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996. – С. 109 – 111.

32. Бурлакова, Т.В. Подготовка будущих учителей к обучению учащихся решению задач [Текст] /Т.В. Бурлакова //Проблема повышения качества подготовки учителя: материалы международной научной конференции. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1999. – С. 26 – 27.

33. Бурлакова, Т.В. Методические основы организации различных форм деятельности в процессе обучения математике [Текст] /Т.В. Бурлакова, Ю.А. Лобкова //Актуальные вопросы обучения и управления в школе: сборник статей. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1999. – С. 1 – 6. - (авторских – 4 с.).

34. Бурлакова, Т.В. О подготовке студентов к преподаванию математики в условиях малокомплектной школы [Текст] /Т.В. Бурлакова //Актуальная проблема подготовки и поддержки учителя сельской школы: научно – методический сб. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 1999. – С. 104 – 113.

35. Бурлакова, Т.В Использование педагогических программных средств при формировании приемов поиска доказательств на уроках геометрии [Текст] /Т.В. Бурлакова, Ю.В. Ефремова //Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях: сборник статей к международной конференции. - В 2-х ч. - ч. II. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – С. 36 – 37. - (авторских – 1 с.).

36. Бурлакова, Т.В. Об особенностях применения ЭВМ при создании проблемных ситуаций на уроках математики [Текст] /Т.В. Бурлакова, А.Л. Перфильева //Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях: сбориник статей к международной конференции.- В 2-х ч. - ч. II. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000.- С. 38 – 39. - (авторских – 1 с.).

37. Бурлакова, Т.В. Методика обучения учащихся составлению геометрических задач [Текст] /Т.В. Бурлакова //Авторские подходы в преподавании математики и информатики в школе: материалы региональной научно – практической конференции. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – С. 45 – 46.

38. Бурлакова, Т.В. К вопросу формирования математических понятий на основе циклов взаимосвязанных задач [Текст] /Т.В. Бурлакова // Формирование математических понятий в контексте гуманитаризации образования: межвуз. сб. науч. тр. – Саранск: Поволжск. отд. РАО, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, СВМО, 2003.- С. 119 – 122.

39. Бурлакова, Т.В. Тенденция индивидуализации в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров [Текст] /Т.В. Бурлакова //Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования: материалы международной научно-практической конференции. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2004.- С. 16 – 19.

40. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация как необходимое условие профессионального обучения студентов педвуза [Текст] /Т.В. Бурлакова // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 35 – 37.

41. Бурлакова, Т.В. Индивидуальный подход в процессе методической подготовки студентов - математиков [Текст] /Т.В. Бурлакова // Труды вторых Колмогоровских чтений. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - С. 227 – 234.

42. Бурлакова, Т.В. Формирование у студентов основных методических умений в период педагогической практики [Текст] / Т.В. Бурлакова. //Подготовка будущего специалиста в процессе педагогической практики: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. – С. 237 – 242.

43. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация как один из способов оптимизации учебного процесса [Текст] /Т.В. Бурлакова // Труд учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты: материалы Республиканской научной конференции. - Рязань: Изд-во РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. - С. 35 – 38.

44. Бурлакова, Т.В. Осуществление индивидуализации обучения студентов в период педагогической практики [Текст] / Т.В. Бурлакова // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. научных трудов. Выпуск 3. – Казань, Изд-во Казанского государственного педагогического университета, 2004. - С. 116 – 120.

45. Бурлакова, Т.В. О формировании индивидуального стиля деятельности будущих учителей математики в процессе методической подготовки [Текст] / Т.В. Бурлакова // Труды третьих Колмогоровских чтений. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – С. 145 – 152.

46. Бурлакова, Т.В. Система повышения квалификации: возможности формирования индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / Т.В. Бурлакова // Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета: материалы VI Всероссийской научно- практической конференции «Качество образования. Система непрерывного педагогического образования». – Ростов-на Дону: Изд - во ИПО РГПУ, 2005. – С. 187 – 189.

47. Бурлакова, Т.В. Формирование личности студента в контексте педагогических технологий [Текст] / Т.В. Бурлакова // Мораль и этика в системе образования: материалы IV международной научно-практической конференции. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2005. - С. 146 – 148.

48. Бурлакова, Т.В. Философские основания индивидуализации [Текст] / Т.В. Бурлакова // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. научных трудов, посвященный 1000- летию Казани. Выпуск 5. – Казань, Татарское книжное изд-во: 2005.- С. 122 – 124.

49. Бурлакова, Т.В. Составление задач как средство реализации условий для творчества на уроках геометрии [Текст] /Т.В. Бурлакова // Авторские подходы в преподавании математики и физики в школе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2005.- С. 9 – 14.

50. Бурлакова, Т.В. Самостоятельная работа студентов: пути развития [Текст] / Т.В. Бурлакова // Самостоятельная работа в современном российском вузе: проблемы организации и перспективы развития: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Орел: Изд-во ОГУ, 2005. – С. 76 –78.

51. Бурлакова, Т.В. Элементы индивидуализации учения сельских школьников [Текст] / Т.В. Бурлакова // Актуальные вопросы развития образования на селе: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Л.В. Байбородовой, В.В. Белкиной. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – С. 50 – 52.

52. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация как методологическая основа профессионального образования [Текст] / Т.В. Бурлакова // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «V Славянские педагогические чтения» (1 – 2 ноября 2006 года, г. Москва). – М.: Педагогика, 2006.- С. 17 – 23.

53. Бурлакова, Т.В. Индивидуализация начального периода профессионального образования [Текст] / Т.В. Бурлакова // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. научн. трудов. Выпуск 7. – Казань, Татарское книжное изд-во: 2006. - С. 16 – 18.

54. Бурлакова, Т.В. Вариативно-рефлексивный подход в методической подготовке будущего учителя математики [Текст] / Т.В. Бурлакова //Методическая подготовка учителя математики в педвузе: методология, теория, практика: межвуз. сб. научн. трудов / под ред. Г.И. Саранцева. – Саранск, изд-во Мордов. гос. пед. ин-та: 2007. – С. 26 – 30.

55. Бурлакова, Т.В. Подготовка будущих учителей в вузе на основе идеи индивидуализации [Текст] / Т.В. Бурлакова // Математическое образование: концепции, методики, технологии: сб. трудов Ш Международной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 85-летию со дня рождения В.И. Крупича). В 4-х ч. – Ч. 3. / под общ. ред. Р.А. Утеевой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. – С. 158 – 163.

56. Бурлакова, Т.В. Вариативно-рефлексивный подход в подготовке учителя [Текст] / Т.В. Бурлакова // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений К.Д. Ушинского: в 2 ч. Ч. 1.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. – С. 173 – 180.