- разработано и обосновано понятие «конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы» (конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в школе);
- разработана акмеологическая модель конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы (аксиологический компонент - система качеств, характеризующих индивидуальность и личность; информационный компонент - содержательный блок (знания); операциональный компонент - операциональный блок (умения). Аксиологический компонент является инвариантным, так как выполняет функцию регулятивного базиса для эффективного управления конфликтами. Информационный и операциональный компоненты включают инвариантную часть - знания и умения, необходимые во всех сферах воздействия на конфликт, и дифференцированную часть, отражающую специфику знаний и умений, необходимых для реализации каждой сферы ответственности);
- разработана научная концепция формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы;
- разработан и теоретически обоснован конфликтно-средовой подход как основа формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы, ориентирующий на учёт в процессе подготовки специфики профессионально-предметной среды педагога; на создание конфликтогенной образовательной среды, учёт закономерностей конфликтных процессов и явлений во всех компонентах конфликтологической подготовки; на использование внутриличностных конфликтов обучающихся как интрапсихической основы процесса обучения;
- описан принцип функционально-предметной дифференциации, обеспечивающий реализацию конфликтно-средового подхода в практике, сущность которого заключается в учёте особенностей функционально-предметного поля конфликтологической деятельности педагогов при определении всех компонентов процесса формирования их конфликтологической компетентности;
- разработана инвариантно-дифференцированная модель формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы в процессе вузовского и послевузовского образования (диагностический компонент включает методику и средства изучения конфликтологической компетентности педагогов и определения уровня её развития; целевой компонент представляет собой иерархизированную инвариантно-дифференцированную систему целей конфликтологической подготовки педагогов общеобразовательной школы; содержательный компонент модели представляет совокупность дидактических единиц, отобранных в соответствии с критериями отбора содержания конфликтологического образования и включает инвариантную и дифференцированную части; процессуальный компонент модели имеет следующие особенности: построение курса в соответствии с логикой развертывания конфликтов и управления ими; система учебных задач и заданий, предполагает презентацию и моделирование всего спектра управляющей деятельности в конфликте; учет возможных внутриличностных конфликтов студентов в организации педагогического взаимодействия; аналитический компонент предполагает определение уровня конфликтологической компетентности общими для образовательного процесса методами диагностики и специфическими конфликтологическими методами, организацию ситуации оценивания как продуктивного конфликта;
- разработана инвариантно-дифференцированная технология формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения (включает в себя взаимосвязанные диагностический, целевой, содержательный, процессуальный и аналитический компоненты, разработанные с учётом требований принципа функционально-предметной дифференциации конфликтологической подготовки. Технология представлена двумя блоками: инвариантным и дифференцированным).
1.Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения: монография / Г.С. Бережная – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – 229 с. (14,3 п.л.).
II. Учебные, учебно-методические, методические пособия:
2.Харханова, Г.С. Школьная психодиагностика и конфликтология: ме-тодическое пособие для студентов / Л.В. Сгурская, Н.В. Самсонова, Г.С. Харханова – Калининградский ун-т. – Калининград, 2000. – 85 с. (авторских 1 п.л.).
3.Харханова, Г.С. Разрешение конфликтов / Г.С. Харханова // Опыт тематического словаря-справочника по конфликтологии / Калининградский ун-т. Сост. Н.В. Самсонова; под общ. ред. О.С. Гребенюка. – Калининград, 2000. – С. 103 – 116 (0,8 п.л.).
4.Харханова, Г.С. Сборник задач по педагогической конфликтологии: методическое пособие / Г.С. Харханова, З.З. Дринка. – Калининград, Кали-нинградский областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования, 2000. – 51 с. (авторских 2,0 п.л.).
5.Харханова, Г.С. Педагогическая конфликтология: Практическое по-собие / Г.С. Харханова – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 103с. (6,4 п.л.).
6.Бережная, Г.С. Мониторинг конфликта в школе: учебно-методическое пособие / Г.С. Бережная, И.Н. Кваша. – Калининград: КОИРО, 2007. – 19 с. (авторских 0,6 п.л.).
7.Бережная, Г.С. Диагностика конфликтогенности школьного социума: методическое пособие / Г.С. Бережная, И.Н. Кваша, М.С. Николаенко. – Ка-лининград: КОИРО, 2007. – 31с. (авторских 1 п.л.).
8.Бережная, Г.С. Диагностика конфликтогенных качеств школьников и педагогов: методическое пособие / Г.С. Бережная, И.Н. Кваша, М.С. Никола-енко – Калининград: КОИРО, 2007. – 27 с. (авторских1п.л.).
9.Бережная, Г.С. Самодиагностика конфликтогенных качеств педаго-га: методическое пособие для работников образовательных учреждений / Г.С. Бережная. – Калининград: КОИРО, 2007. – 24 с. (1,35 п.л.).
10.Бережная, Г.С. Регулирование конфликтов в школе: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Г.С. Бережная. – Калининград: КОИРО, 2007. – 27 с. (1,62 п.л.).
11.Бережная, Г.С. Разрешение педагогических конфликтов: методиче-ское пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Г.С. Береж-ная. – Калининград: КОИРО, 2007. – 23 с. (1,35 п.л.).
12.Бережная Г.С. Методика работы над учебным проектом «Модели-рование конфликта»: методическое пособие для слушателей курсов повыше-ния квалификации. Преподавателей вузов / Г.С. Бережная – Калининград: КОИРО, 2007. – 15 с. (0,93 п.л.).
III. Научные статьи
а) опубликованные в ведущих российских периодических
изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публикации основных положений докторской диссертации:
13.Харханова, Г.С. Организация познавательного конфликта на уроке / Г.С. Харханова // География в школе. – 2005. – № 3. – С.35 – 37 (0,25 п.л.).
14.Бережная, Г.С. Методологические основы формирования конфлик-тологической компетентности педагога / Г.С. Бережная // Вестник Российс-кого государственного университета им. И.Канта. Вып.4: Сер. Педагогичес-кие и психологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – С. 47 – 53 (0,5 п.л.).
15.Бережная, Г.С. Принцип функционально-предметной дифферен-циации конфликтологической подготовки педагогов общеобразовательного учреждения / Г.С. Бережная // Вестник Российского государственного униве-рситета им. И.Канта. Вып.11: Сер. Педагогические и психологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – С. 25 – 30 (0,5 п.л.).
16.Бережная, Г.С. Профессиональные дисфункции педагогов как при-чины конфликтов в школе / Г.С. Бережная // Преподавание истории в школе. – 2008. – №2. – С. 11 –13 (0,2 п.л.).
17.Бережная, Г.С. Конфликтогенность образовательного социума как предмет ответственности педагогов / Г.С. Бережная // Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. Вып.5: Сер. Педагогические и психологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. – С. 29 – 35 (0,6 п.л.).
18.Бережная, Г.С. Конфликт – это перспектива / Г.С. Бережная // Нача-льная школа плюс До и После. – 2008. - №9. – С. 53 – 55 (0,2 п.л.).
19.Бережная, Г.С. Педагогическая конфликтология как отрасль педаго-гической науки / Г.С. Бережная, Н.В. Самсонова // Профильная школа. – 2008 - №6. – С. 10 – 12 (авторских 0,15 п.л.).
б) опубликованные в международных,
российских и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках
20.Харханова, Г.С. Реализация развивающих возможностей интерак-тивных методов обучения на обобщающих уроках (на примере соревнова-тельной игры) / Г.С. Харханова // Творческий рост учителя в развивающем обучении: сб. статей. – Калининград, 1999. – С. 85 – 88 (0,2 п.л.).
21.Харханова, Г.С. Педагогические условия реализации возможностей интерактивных методов обучения при формировании мотивации конфликта / Н.В. Самсонова, Г.С. Харханова // Актуальные проблемы общего и профес-сионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / Калининград. ун-т. – Калининград, 1999. – С. 38 - 43 (авторских 0,15).
22.Харханова, Г.С. Возможности конфликтной ситуации как метода воспитания / Г.С. Харханова // Реализация концепции педагогики индивиду-альности в высшей и средней школе: сб. науч. статей / Науч. ред. О.С. Гребе-нюк; Калининград. ун-т. – Калининград, 2000. – С.74 –77 (0,2 п.л.).
23.Харханова, Г.С. Цели конфликтологической подготовки педагогов-психологов / Г.С. Харханова // Проблемы профессиональной подготовки бу-дущего учителя в системе университетского образования / Под ред. Т.Б. Гре-бенюк, Н.В. Самсоновой. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – Вып.2. – С. 103 –106 (0,2 п.л.).
24.Харханова, Г.С. Конфликтологический подход в профессиональной подготовке педагогов-психологов к работе с конфликтом в образовательном учреждении / Н.В. Самсонова, Г.С. Харханова // Профессиональное мастер-ство: формирование, становление и развитие: межвузовский сборник науч-ных трудов; под ред. В.П. Горшенина, И.В. Резанович. – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2003. – С.178 –185 (авторских 0,2) .
25.Харханова, Г.С. Реализация конфликтологического подхода в про-фессиональной подготовке педагога-психолога / Г.С. Харханова // Вестник Калининградского государственного университета. Вып. 2: Сер. Социально-педагогические проблемы образования. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004.– С. 44 – 48 (0,5 п.л.).
26.Харханова, Г.С. Особенности конфликтологической компетентно-сти педагога-психолога в использовании конфликта как педагогического средства / Г.С. Харханова // Непрерывное педагогическое образование: сб. науч. ст. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. – С. 125– 131(0,4 п.л.).
27.Бережная, Г.С. Концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами / Г.С. Бережная // Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. Вып.11: Сер. Педагогические и психологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. – С. 65 – 70 (0,45 п.л.).
28.Бережная Г.С. Объективные детерминанты содержания конфликто-логической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения / Г.С. Бережная // Проблемы компетентностного подхода в средней и высшей школе: Сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта. – 2008. – С. 39 – 41 (0,2 п.л.).
IV. Материалы научных, научно-практических международных и всероссийских конференций
29.Бережная, Г.С. Возможности интерактивных методов обучения в формировании мотивации конфликта у школьников / Г.С. Бережная // Науч-ные и научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслово-го флота и подготовки кадров: сб. тезисов докладов второй отраслевой меж-вузовской научно-технической конференции аспирантов и соискателей. – Калининград. БГАРФ, 1998. – С. 50 – 51 (0,1 п.л.).
30.Харханова, Г.С. Система умений и навыков разрешения конфликт-ных ситуаций / Г.С. Харханова // Международная научно-техническая кон-ференция посвященная 70-летию КГТУ. Материалы, Часть II. – Калининград: Изд-во КГТУ – 2000. – С.81–83 (0,1 п.л.).
31.Харханова, Г.С. Содержание дидактического материала конфликто-логической подготовки студентов – будущих учителей / Г.С. Харханова // Федеральные и региональные проблемы образования в условиях модерниза-ции: материалы конференции. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. –С.177 – 179 (0,1 п.л.).
32.Харханова, Г.С. Познавательный конфликт как средство развития индивидуальности школьника / Г.С. Харханова // Педагогика индивидуаль-ности как основа становления и развития открытой образовательной систе-мы: материалы научно-практической конференции. 25 – 26 сентября 2002г., г. Светлогорск. Часть II. Калининград, 2002. – C.51 – 55 (0,25 п.л.).
33.Харханова, Г.С. Совершенствование конфликтологической подго-товки педагогов-психологов /Н.В. Самсонова, Г.С. Харханова // Модерниза-ция системы профессионального образования на основе регулируемого эво-люционирования: материалы 2-й Всероссийской научно-практической кон-ференции: В 4 ч. Ч.2 / Южно-Уральский гос. ун-т; Ин-т доп. проф. образ. пед. раб.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. – С. 48 –51 (авторских 0,1п.л.).
34.Харханова, Г.С. Место курса "Конфликтология" в профессиональ-ной подготовке педагога-психолога / Г.С. Харханова // Психологические ос-новы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе: материа-лы межвузовской научно-практической конференции. 2 июля 2003 г. Ч.I. /Институт КВШУ. – Калининград, 2003. – С. 42 – 45 (0,2 п.л.).
35.Харханова, Г.С. Моделирование конфликта в целях становления самоопределения школьников / Г.С. Харханова // Направления развития среднего образования в Калинингадской области: сборник материалов. Изд.2, испр. и доп. – Калининград: КОИПКиПРО. 2003. – С. 84 – 86 (0,1 п.л.).
36.Харханова Г.С. Конфликтологическая компетентность педагога-психолога / Н.В. Самсонова, Г.С. Харханова // Личностное и профессио-нальное развитие будущего специалиста: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов, 2003. – С. 56 ¬– 59 (авторских 0.1 п.л.).
37.Харханова, Г.С. Возможности конфликтной ситуации как средства формирования конфликтологической компетентности педагога-психолога / Г.С. Харханова // Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции (19 – 20 декабря 2003 г., Калининград) – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – С. 194 –196 (0,2 п.л.).
38.Харханова, Г.С. Проблема интрапсихической основы обучения в высшей школе / Г.С. Харханова // Наука и образование – 2004: материалы Международной научно-технической конференции (Мурманск, 7 – 15 апреля 2004 г.): В 6 ч. Ч.2. – Мурманск: МТГУ, 2004. – С. 293 – 296 (0.2 п.л.).
39.Харханова, Г.С. Модель формирования конфликтологической ком-петентности педагога-психолога / Г.С. Харханова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирова-ния: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции: В 6 ч. Ч.3 / Южно-Уральский гос. ун-т; Ин-т доп. проф.- пед. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – С. 120 –123 (0,25 п.л.).
40.Харханова, Г.С. Конфликтологический подход как методологиче-ская основа конфликтологического образования / Г.С. Харханова // Препода-ватель в условиях модернизации образования в странах Балтийского региона: материалы междунар. научно-практ. конференции, 14 - 15 апреля 2004 года / Калинингр. гос. ун-т; [редкол. : А. П. Клемешев (отв. ред.) [ и др.]. - Кали-нинград : Изд-во КГУ, 2004. – 155- 157 (0,25 п.л.).
41.Харханова, Г.С. Конфликтологический подход в профессиональной подготовке специалистов / Г.С. Харханова // Матеріалі Міжнародної науково-практичної конференії «Дні наукі ‘2005». Том 26. Проблеми підготовки фахі-вців. – Дніпропетровськ: Наука і освіта, 2005. – С. 57 – 59 (0,25 п.л.).
42.Бережная, Г.С. Организация работы педагога-психолога с конфлик-том в образовательном учреждении / Г.С. Бережная // Теоретические и при-кладные проблемы психологии личности: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006. - С. 123-125 (0.25 п.л.).
43.Бережная, Г.С. Концепция конфликтологической подготовки педа-гога / Г.С. Бережная // Модернизация системы профессионального образова-ния на основе регулируемого эволюционирования: материалы V-й Всерос-сийской научно-практической конференции: В 6 ч. Ч.2 /Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. раб. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – Челябинск: Изд-во «Обра-зование», 2006. - С. 13 - 20 (0,5 п.л.).
44.Бережная, Г. С. Конфликтологическая подготовка педагога в сис-теме повышения квалификации / Г. С. Бережная // Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской об-ласти: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Калининград, 2007. – С. 35- 37 (0,1 п.л.).
45.Бережная, Г.С. Конфликтологический мониторинг как основа управления социальной сферой образовательного учреждения / Г.С. Береж-ная // Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы: сборник статей II Всероссийской на-учно-технической конференции. – Пенза, 2007. – С. 138 –140 (0,2 п.л.).
46.Бережная, Г.С. Конфликтологическая подготовка педагогов в сис-теме непрерывного образования / Г.С. Бережная // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007 г. – С. 243 –246 (0,2 п.л.).
47.Бережная, Г.С. Условия совершенствования конфликтологической подготовки педагога в процессе обучения в вузе / Г.С. Бережная // Универси-тетский округ в региональной образовательной системе: опыт, проблемы пе-рспективы: Материалы Первой Всероссийской научно-практической конфе-ренции университетских округов России 7-8 февраля 2007 г. / [отв. ред. С.Б. Смирнов]. – Санкт-Петербург: Ассоциация «Университетский образователь-ный округ Санкт-Петербурга и ленинградской области», 2007. – С.114 – 116 (0.2 п.л.).
48.Бережная, Г.С. Технология формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения / Г.С. Береж-ная // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологи в образова-нии: сборник статей XV международной научно-методической конференции. – Пенза, 2008. – С. 17 – 19 (0,2 п.л.).
Научное редактирование
49.Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя в сис-теме университетского образования: сб. статей /под ред. Т.Б. Гребенюк, Н.В. Самсоновой, Г.С. Хархановой) – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – Вып.2. – 131 с.