- определена социокультурная сущность образовательного пространства и на этой основе выделены особенные характеристики национально-регионального образовательного пространства (своеобразная образовательная структура региона, прошедшая неповторимый исторический путь; индивидуально-особенное взаимодействие образовательных сред; специфика учреждений образования; образовательный потенциал общества; архаичная или современная интеллектуальная система, своеобычная «архитектура духа»; региональноособенные субъекты образовательных процессов);
- исследованы основные образовательные среды (сфера народной педагогики, корни которой уходят во времена родового доклассового общества; сфера средневекового арабоязычного религиозного образования; сфера современного русскоязычного светского образования), функционировавшие в рамках образовательного пространства Ингушетии в 1868-1934 гг.;
- определены отличия становления и развития национально-регио-нального образовательного пространства Ингушетии от условий формирования образовательного пространства других национальных субъектов образовательного процесса на Северном Кавказе;
- выделены условия, необходимые для введения в России, а затем в Ингушетии всеобщего начального образования; выявлены проблемы введения всеобщего начального обучения на территории Ингушской автономной области, пути их решения, которые были определены органами народного образования;
- выявлены особенности восстановления и развития образовательного пространства Ингушетии после гражданской войны, дана оценка данного процесса, когда Ингушетия была в составе Горской республики и Ингушской автономной областью;
- выделены особенности создания и развития системы профессионального образования Ингушетии, роль данного процесса в завершении формирования ее целостного образовательного пространства, где доминировала современная светская образовательная среда;
- разработана периодизация становления и развития национально-регионального образовательного пространства Ингушетии.
1.Гудиева Л.Х-У. Начальный этап развития образовательного про-странства Ингушетии: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Ростов-на-Дону: изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2005. – 10,4 п.л.
2.Гудиева Л.Х-У. Развитие культурно-образовательного пространства Ингушетии 1920-1934гг.: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. – 11,0 п.л.
3.Гудиева Л.Х-У. Общие основы педагогики: Дидактика. Ч. 1. Воспи-тание. Ч.2. /Л.Х-У. Гудиева: учебно-метод. комплекс. В 2 ч. – Магас: Изд-во ИнгГУ, 2007. - 4,0 п.л.
4.Гудиева Л.Х-У. Развитие образовательного пространства Ингуше-тии 1868-1940 гг.: монография /Л.Х-У. Гудиева. – Назрань: изд-во «Пилиг-рим», 2008. – 19,0 п.л.
Научные статьи, опубликованные в ведущих научных журналах
и изданиях, рекомендованных ВАК:
5.Гудиева Л.Х-У. Развитие образовательного пространства Ингуше-тии в начале XX в. / Л.Х-У. Гудиева, Т.Т. Матиев //Научная мысль Кавказа. – № 4. – 2005. – 0,8 п.л.
6.Гудиева Л.Х-У. Ликвидация безграмотности в Ингушетии 1920-1930 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Педагогика, 2006. – № 10. – 0,7 п.л.
7.Гудиева Л.Х-У. Подготовка учителей для школ Ингушетии в 1920-1930гг. /Л.Х-У. Гудиева, А.М. Мартазанов //Педагогика, 2007. – № 5 – 0,5 п.л.
8.Гудиева Л.Х-У. Состояние и тенденции развития образовательного пространства в Ингушетии второй половины XIX в. – начала XX в. / Л.Х-У. Гудиева // Гуманизация образования. – 2008. – № 3. – 0,4 п.л.
9.Гудиева Л.Х-У. Горские школы на Северном Кавказе 1920-1930-х гг. / Л.Х-У. Гудиева // Педагогика. – 2008. – № 4 . – 0,9 п.л.
10.Гудиева Л.Х-У. Введение всеобщего начального обучения в Ингуш-ской Автономной области 1930-1934 гг. / Л.Х-У. Гудиева // Педагогика. – 2008. – № 8 . – 0,5 п.л.
11.Гудиева Л.Х-У. Роль и место профессионального образования в ста-новлении образовательного пространства Ингушетии в 20-х – 30-х гг. ХХ в. /Л.Х-У. Гудиева // Гуманизация образования. – 2008. – № 4. – 0,4 п.л.
12.Гудиева Л.Х-У. Развитие российской школы и образования в Кав-казском регионе во второй половине XIX – начале XX вв. /Л.Х-У. Гудиева //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – №3. – 0,4 п.л.
13.Гудиева Л.Х-У. Особенности становления образовательного про-странства одного из субъектов Северного Кавказа – Ингушетии во второй половине XIX века. / Л.Х-У. Гудиева //Вестник Московского государствен-ного университета культуры и искусств. – 2008. – №4. – 0,4 п.л.
Статьи, тезисы, доклады
14.Гудиева Л.Х-У. История ингушской национальной одежды и быто-вых вещей и материалов нетканого производства /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование в современных условиях: матер. науч.-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2002. – 0,2 п.л.
15.Гудиева Л.Х-У. Из истории просвещения в Ингушетии /Л.Х-У. Гу-диева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ , 2004. – 0,2 п.л.
16.Гудиева Л.Х-У. Из истории развития образовательного пространства в сельских районах Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,2 п.л.
17.Гудиева Л.Х-У. Открытие новых начальных училищ на территории плоскостной Ингушетии в начале ХХ века /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское об-разование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,2 п.л.
18.Гудиева Л.Х-У. Создание школьной сети на территории Ингушетии для введения всеобщего начального образования /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,13 п.л.
19.Гудиева Л.Х-У. Первые педагогические кадры ингушской нацио-нальности / Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2005. – 0,13 п.л.
20.Гудиева Л.Х-У. Контроль и руководство за организацией учебного процесса в школах Терской области в конце XIX века / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 3. – Магас, 2005. – 0,8 п.л.
21.Гудиева Л.Х-У. Об учителях и попечителях Назрановской горской школы /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверси-тета. Вып. 3. – Магас, 2005. – 0,7 п.л.
22.Гудиева Л.Х-У. Начало развития образовательного пространства Ингушетии: объективные и субъективные причины /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 3. – Магас, 2005. – 0,6 п.л.
23.Гудиева Л.Х-У. Б.М. Зязиков. Первый учитель ингушской нацио-нальности/ Л.Х-У. Гудиева //Научная мысль Кавказа. Приложение – 2005. – № 13. – 0,6 п.л.
24.Гудиева Л.Х-У. Школьное строительство в Ингушетии в составе Горской республики 1921-1924 гг. / Л.Х-У. Гудиева, Т.Т. Матиев // Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2006. – № 13. – 0,8 п.л.
25.Гудиева Л.Х-У. Начало развития образовательного пространства в ИАО 1924-1928 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 4. – Магас, 2006. – 0,5 п.л.
26.Гудиева Л.Х-У. Организация учебного процесса в Назрановской горской школе / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского гос-университета. Вып. 4. – Магас, 2006. – 1,3 п.л.
27.Гудиева Л.Х-У. Структура школьного образования в СССР 1917-1941 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ингушского госунивер-ситета. Вып. 4. – Магас, 2006. – 0,45 п.л.
28.Гудиева Л.Х-У. Народная, религиозная и светская педагогика как составляющие образовательного пространства Ингушетии конца XIX – на-чала XXв. / Л.Х-У. Гудиева //Развитие образовательных процессов в услови-ях России: история и современность: Межвуз. сб. науч. ст. – Армавир: Арма-вирский гос. пед. ун-т, 2006. – 0,3 п.л.
29.Гудиева Л.Х-У. Особенности заселения Ингушетии как фактор раз-вития образовательного пространства в XIX – начале XХ вв. / Л.Х-У. Гудиева // Развитие образовательных процессов в условиях России: история и совре-менность: Межвуз. сб. науч. ст. – Армавир: Армавирский гос. пед. ун-т, 2006. – 0,3 п.л.
30.Гудиева Л.Х-У. Развитие многоуровнего, многофункционального культурно-образовательного пространства Ингушетии начиная с 1993г. / Л.Х-У. Гудиева / /Рефлексия, 2007. – № 1. – 0,4 п.л.
31.Гудиева Л.Х-У. Структурно-функциональный анализ образователь-ного процесса 20-х годов XX в. /Л.Х-У. Гудиева // Рефлексия, 2007. – № 1. – 0,6 п.л.
32.Гудиева Л.Х-У. «Культурные походы» – специфичная форма куль-турного строительства в отсталых субъектах Северо-Кавказского края /Л.Х-У. Гудиева, Х.С. Оздоева //Рефлексия. 2007. – № 2. – 0,3 п.л.
33.Гудиева Л.Х-У. Мероприятия по совершенствованию учебного про-цесса в школах I ступени Ингушетии в 20-х годах ХХ века /Л.Х-У. Гудиева, Х.С. Оздоева // Рефлексия, 2007. – № 4. – 0,3 п.л.
34.Гудиева Л.Х-У. Генезис светского русскоязычного образования в сельских районах Ингушетии 1868-1920 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Сборник науч-ных трудов Ингушского госуниверситета. Вып. 5. – Магас, 2007. – 0,5 п.л.
35.Гудиева Л.Х-У. Возрождение образовательного пространства Ин-гушетии с 1920 по 1934 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов Ин-гушского госуниверситета. Вып. 5. – Магас, 2007. – 0,6 п.л.
36.Гудиева Л.Х-У. Кадровое обеспечение начальных школ Ингушетии 1920-1933 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. реги-он. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2007. – 0,13 п.л.
37.Гудиева Л.Х-У. Состояние культурно образовательного пространст-ва Ингушетии 1940-1957 гг. /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и нау-ка: матер. регион. науч-практ. конф. – Магас: ИнгГУ, 2007. – 0,13 п.л.
38.Гудиева Л.Х-У. Место русского языка в учебных программах гор-ской школы на северном Кавказе / Л.Х-У. Гудиева // Русский язык как язык межнационального общения в образовательном, научном и культурном про-странстве полиэтнической России: Всерос. науч. конф. – Магас, 2007. – 0,13 п.л.
39.Гудиева Л.Х-У. Генезис и дальнейшее развитие печатного дела в Ингушетии/ Л.Х-У. Гудиева //Наука, образование и производство: Матер. Междунар. научно-практ. конф. посвященной 95-летию со дня рождения акад. Миллионщикова – Грозный: ГГНИ, 2008. – 0,5 п.л.
40.Гудиева Л.Х-У. Становление образовательного пространства Ин-гушской Автономной области 1924-1934 годы / Л.Х-У. Гудиева // Наука, об-разование и производство: Матер. Междунар. научно-практ. конф. посвя-щенной 95-летию со дня рождения акад. Миллионщикова: матер. Всерос. на-учно-практ. конф. – Грозный: ГГНИ, 2008. – 0,6 п.л.
41.Гудиева Л.Х-У. Общественно-политические и экономические пред-посылки развития русскоязычного образования в Ингушетии / Л.Х-У. Гу-диева //Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учре-ждении: теория и практика: Матер. II Всерос. науч-практ. конф. – Волгоград: ВГИПК РО, 2008. – 0,43 п.л.
42.Гудиева Л.Х-У. Русскоязычное образование – необходимое условие интеграции ингушей в систему общественных отношений России /Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном уч-реждении: теория и практика: Матер. II Всерос. науч-практ. конф. – Волго-град: ВГИПК РО, 2008. – 0,8 п.л.
43.Гудиева Л.Х-У. Объективные причины генезиса русскоязычного об-разования в Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения: музей антропологии и этнографии им. Петра Великого при Кунсткамере РАН. – С.-Петербург, 2008. – 0,15 п.л.
44.Гудиева Л.Х-У. Пути решения проблемы подготовки ингушских на-циональных инженерно-технических кадров: 1924-1934 гг. / Л.Х-У. Гудиева //Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения: музей антропологии и эт-нографии им. Петра Великого при Кунсткамере РАН. – С.-Петербург, 2008. –0,15 п.л.
45.Гудиева Л.Х-У. Вовлечение горцев Северного Кавказа в русскоя-зычное образовательное пространство Российской Империи /Л.Х-У. Гудиева // Актуальные проблемы качества – менеджмент образования в России: Все-рос. науч. практ. конф. – Армавир, 2008. – 0,6 п.л.
46.Гудиева Л.Х-У. Программное обеспечение учебного процесса тру-довых школ (1920-1941 гг.) /Л.Х-У. Гудиева //Социально-экономическое раз-витие общества: система образования и экономика знаний: V Междунар. на-уч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,9 п.л.
47.Гудиева Л.Х-У. Проблемы обучения детей в школах I ступени на се-верном Кавказе (1920-1928 гг.) / Л.Х-У. Гудиева //Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: V Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2008. – 0,5 п.л.
48.Гудиева Л.Х-У. Сравнительный анализ культурного строительства в Ингушетии с другими субъектами Северного Кавказа (1920-1930 гг.) /Л.Х-У. Гудиева //Вузовское образование и наука: матер. регион. науч.-практ. конф.- Магас: ИнгГУ, 2008. – 0,2 п.л.
49.Гудиева Л.Х-У. Проблемы обучения ингушских детей в школах I ступени (1920-1930 гг.) / Л.Х-У. Гудиева //Сбоник научных трудов Ингуш-ского госуниверситета. Вып. 6. – Магас, 2008. – 0,75 п.л.
50.Гудиева Л.Х-У. Понятие образовательного пространства и его сущ-ностные характеристики /Л.Х-У. Гудиева //Актуальные, социально-политические и этнокультурные проблемы Ингушетии: сб. науч. тр. – Магас, 2008. – 1,6 п.л.
51.Гудиева Л.Х-У. Ингушская письменность как фактор развития обра-зовательного пространства Ингушетии / Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарные нау-ки: исследования и методика преподавания в высшей школе: матер. 6-й Все-рос. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 0,2 п.л.
52.Гудиева Л.Х-У. Введение всеобщего обязательного начального обучения детей школьного возраста в Ингушетии /Л.Х-У. Гудиева //Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе: Материалы 6-й Всерос. науч.-метод. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 0,25 п.л.
53.Гудиева Л.Х-У. Статистическая характеристика состояния образова-тельного пространства Терской области в 1912 г. /Л.Х-У. Гудиева //Сборник научных трудов – Магас, 2008. – 0,7 п.л.
54.Гудиева Л.Х-У. Назрановское горское начальное училище – образ-цовое учебное заведение Северного Кавказа /Л.Х-У. Гудиева // Теория и практика педагогического проектирования: сб. науч. ст. Вып. 2. – Сочи, 2009. – 0,5 п.л.