- Предложена научно обоснованная целостная концепция раскрытия содержательных связей в курсе алгебры педагогического вуза, воплощающая продуктивную идею единства методологии математического познания и организации процесса изучения математического материала путем структурирования предметного содержания дисциплины с целью придания ему свойства целостности и соответствующей организации самостоятельной деятельности студента по раскрытию этой целостности. Научные идеи, составляющие содержание концепции раскрытия содержательных связей в курсе алгебры педагогического вуза, обогащают дидактическую концепцию личностно-деятельностного подхода к обучению в разработке составляющих процесса учения: субъектный опыт представляется как процесс выделения формализованного и конструктивного смысла математических понятий и вариативных отношений между ними.
- Раскрыта внутренняя связь между понятием целостности математического материала и аспектами процесса его понимания при изучении вузовской математики не только по линии освоения знания, но и на основе выделения идейной общности математических теорий, которой овладевает студент, в силу чего он становится профессионально мотивированным к изучению вузовской математики и подготовленным к восприятию методических дисциплин в своих умениях выполнять содержательный анализ математического материала. На основе этой выделенной методологической связи целостности и психолого-педагогического понимания математического материала предложена научная методическая идея организации деятельности студентов по изучению курса алгебры, состоящая в том, что направленность организации учебной деятельности определяется составом содержательных связей, определяемых обобщенным понятием алгебраической структуры, в их органическом единстве: координатизацией, формализацией и аксиоматизацией математических идей и понятий.
- Выделены признаки понятия содержательной связи, базирующиеся на идее целостности, основу которых составляет двунаправленное движение между абстрактным и конкретным, формальным и конструктивным: подчиненность единству (идеи, понятию), многоаспектность фактологии составляющих содержательных связей, объективность результата установления содержательных связей, концептуальность связующих отношений в математическом материале. Дана классификация содержательных связей курса алгебры педагогического вуза по герменевтическим принципам, в основание которой положены типы концептов математических понятий.
- Обогащена трактовка процесса понимания материала курса алгебры в педагогическом вузе: выделены составляющие, отвечающие структуре учебного материала, и компоненты учебной деятельности студентов, адекватные профессионально-педагогическому пониманию. Обосновано, что предметную основу в профессионально-педагогическом понимании учебного материала курса алгебры составляет обобщенное понятие алгебраической структуры, включающее в себя взаимосвязанную триаду: понятие алгебраической структуры, его конкретизации и формализации. Процесс профессионально-педагогического понимания алгебраического материала составляют действия, направленные на выявление компонентов обобщенного понятия алгебраической структуры в их двуединстве: учебное действие формализации, состоящее в выделении формального смысла изучаемых понятий, и учебное действие интерпретации, состоящее в установлении конструктивного смысла изучаемых понятий.
- Уточнены составляющие педагогической науки в структуре методической системы обучения математике, касающиеся целеполагания изучения математического содержания, состоящие в том, что направленность обучения на понимание математического материала определяется спецификой процесса и результата раскрытия содержательных связей, осуществляемых самим студентом в процессе организации адекватной их деятельности на постановку учебной задачи, ориентированной на раскрытие содержательных связей, и конструированием собственной деятельности по ее решению.
- Выявлена система педагогических условий, создание которых определяет направленность деятельности студента на раскрытие содержательных связей посредством создания учебных ситуаций и организацию выполнения студентами специально подобранных учебных заданий. Выделена основа разработанной системы педагогических условий: деятельность преподавателя на придание учебному материалу свойства целостности и методическая система действий по организации учебной деятельности студентов по выявлению этой целостности. Разработаны принципы структурирования содержания курса алгебры, направленного на придание учебному материалу свойства целостности, основным из которых является принцип содержательной параллельности, предусматривающий проектирование блоков учебного материала в смысловом единстве конструктивного и формального, и учет процессуальных составляющих по их изучению, генетически соотносимых с методологическими компонентами когнитивной деятельности, адекватных математическому познанию.
- Создана модель организации обучения, направленного на выявление студентами содержательных связей, состоящая в описании сущности основных форм учебного процесса, реализующего герменевтический подход к обучению математике. Основные формы обучения в этой модели предусматривают самостоятельную деятельность студентов по раскрытию целостности предметного содержания математических курсов педвузов: лекционное обучение ориентировано на создание «ситуаций непонимания», выражающихся в возникновении вопросов на соотнесение математических понятий с обобщенным понятием алгебраической структуры, осознание неполноты знаний и мотивировку к его устранению; практические занятия имеют лабораторный характер, что обеспечивается предоставлением математического материала, подлежащего интерпретации и формализации, вскрытию основной линии в изучаемом материале; организация самостоятельной работы студентов конструируется сериями математических задач интерпретационного и формализованного характера, вложенных в системы теоретических задач.
1.Изучение высшей алгебры: начальный этап. Практико-ориентированная монография. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 143 с.
2.Целостность курса алгебры как методологическая основа его понимания. Монография. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 356 с.
3.Герменевтический подход к обучению математике (теоретический аспект). Коллективная монография. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. – 260 с. (в соавт.: Н.И. Гоза, Е.Ф. Фефилова. – 33%).
Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
4.Алгебра: Логика и интуиция // Высшее образование в России. – М., 2003, № 2. – С.155-156.
5.Целостность курса высшей алгебры как основа его понимания // Вестник высшей школы. – М., 2003, № 11. – С.22-24.
6.Об одной модели организации обучения предметным дисциплинам при подготовке учителя математики (на примере курса алгебры) // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург: ОГУ, 2003, № 3(21). – С.54-58.
7.Фундаментальность алгебраических знаний в предметной подготовке учителя математики // Вестник Поморского университета. Физиологические и психолого-педагогические науки. – Архангельск: ПГУ, 2004, № 1(5). – С.95-99.
8.Целостность как ведущий принцип построения (реализации) курса алгебры в педагогическом вузе (в рамках герменевтического подхода) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал.– СПб.: РГПУ, 2005, № 5(12). – С.311-319.
9.Концепция раскрытия содержательных связей в курсе алгебры студентами педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2008, № 9. – С.51-58.
10.Содержательные связи курса алгебры педагогического вуза // Высшее образование сегодня. – М., 2008, № 8. С.69-72.
Учебные и учебно-методические пособия, разработки, программы
11.Элементы теории алгебраических систем. Методические рекомендации к спецкурсу. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1997. 23 с. (в соавт. Н.Л. Бобрышова. – 50%)
12.Введение в теорию групп. Учебно-методическая разработка. Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета, 1999. – 41 с.
13.Алгебра. Часть 2. Учебно-методическая разработка. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1999. – 31 с. (в соавт. И.В. Кузнецова, С.В. Мясникова. – 33%).
14.Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методическая разработка. Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 92 с. (в соавт. Е.А. Дементьева. – 80%)
15.Начала теории игр. Учебно-методическая разработка – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 38 с.
16.Курсовые работы по математике. Учебно-методическая разработка. - Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. – 16 с.
17.Программы по дисциплинам. Алгебра. Математическая логика. Теория алгоритмов. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 52 с. (в соавт. И.В. Кузнецова, С.В. Мясникова. – 33%)
18.Математика 10-11: Дополнительные главы: Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Поморский университет, 2004. 96 с (в соавт. Е.А. Дементьева, В.В. Сушков, Л.М. Харева. – 25%)
19.Программы по дисциплинам. Курсы по выбору. Дисциплины специализации «Абстрактная алгебра». – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 32 с. (в соавт. Н.М. Карелин, С.С. Лебедев. – 33%)
20.Лабораторные работы по теории определителей. Учебно-методическое пособие. Архангельск: Поморский университет, 2005. – 101 с.
21.Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Математика». Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. – 36 с.
22.Математика для гуманитариев. Часть 1: Учебное пособие в 2ч. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. – 229 с. [Гриф УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона]. (в соавт.: В.А. Попов, М.В. Поспелов, Г.В. Канева. – 25%)
23.Математика для гуманитариев. Часть 2: Учебное пособие в 2ч. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. – 156 с. [Гриф УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона]. (в соавт. В.А. Попов, М.В. Поспелов, Г.В. Канева. – 25%)
24.Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК): Методические указания для составителя. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. – 17 с. (в соавт. О.Н. Кушнир, Н.А. Михальченкова. – 33%)
25.Математика. Учебное пособие. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. – 162 с. [Гриф УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона]. (в соавт. Е.Ю. Яшина. – 50%)
Статьи и тезисы
26.Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел при подготовке учителя математики // Вестник математического факультета: Межвузовский сборник научных трудов. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета им. М.В. Ломоносова, 1997. – С.75-80.
27.Решение математических задач в процессе реализации методологического подхода к изучению курса алгебры и теории чисел в педвузе / Сочетание общекультурной и предметной составляющих в общем математическом образовании учащихся и в профессиональной подготовке будущих учителей математики: Тезисы докладов на Герценовских чтениях. – СПб.: Образование, 1997. – С.29.
28.Реализация методологического подхода к изучению вузовской математики – начало методической подготовки учителя математики / Х Ломоносовские чтения. Доклады и тезисы. Архангельск, 1998. – С.265-266.
29.Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел в педвузе / Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России. Тезисы докладов межрегиональной научной конференции. Киров, 1998. – С.142-143.
30.To the Question of Methodologization of Studying the Course of Algebra and Theory of Numbers at a Higher Education Teachers` Training Institution. / Teaching Mathematics and Physics in Secondary and Hifher Education. Proceedings of the Third Inter-Karelian Conferense Petrozavodsk, Rassia, 1998. – P.161-163.
31.Один из способов профессионально-педагогической направленности специальной подготовки учителя математики / Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы. Сборник научных трудов. Вып. IV. Москва: Международная педагогическая академия, 1999. – С.50-53.
32.Об одном из путей реализации принципа изучения математических дисциплин как средства подготовки учителя математики / Вестник математического факультета: Межвузовский сборник научных трудов. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета им. М.В. Ломоносова, 1999. – С.51-53.
33.Сущность и основы реализации методологического подхода к изучению вузовского курса алгебры и теории чисел / Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сборник научных трудов. Выпуск второй. / Под ред. В.П. Симонова. – М.: Международная педагогическая академия, 2000. – С.50-53.
34.К вопросу о подготовке учителя математики / XIII Ломоносовские чтения. Сборник научных трудов. – Архангельск: Поморский гос.университет, 2001. – С.513-517. (в соавт. С.А. Самсонова. – 50%)
35.Построение изучения вузовского курса алгебры в культурно-исторической концепции // Человек и вселенная. – М., 2001, №10. – С.21-25.
36.К вопросу о построении курса алгебры в педагогическом вузе с позиции культурно-исторической педагогики / Актуальные проблемы математики и методики ее преподавания. Межвузовский сборник научных трудов. – Пенза: Изд-во Пензенского гос.пед.ун-та, 2001. – С.371-372.
37.К вопросу об организации самостоятельной работы школьников на уроках математики / XIII Ломоносовские чтения. Сборник научных трудов. – Архангельск: Поморский госуниверситет, 2001. – С.517-519. (в соавт. Ю.П. Шиловская. – 50%)
38.Новые подходы в изучении математических дисциплин при подготовке учителя математики / XIV Международные Ломоносовские чтения: Сборник научных трудов. – Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2002. – С.391-395. (в соавт. С.А. Самсонова. – 50%)
39О построении обучения алгебре в педагогическом вузе / Актуальные проблемы научно-исследовательской работы в средней и высшей школе: Сборник материалов научно-практической конференции. – Мурманск: МГПИ, 2002. – С.16-20.
40.Об осмыслении математического содержания в подготовке учителя математики / VI Царкосельские чтения: Материалы конференции. Том XII / Под ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. С.29-30.
41.О стратегии в обучении математике в педагогических вузах / Телекоммуникации, математика и информатика – исследования и инновации Выпуск 6. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: ЛГОУ им А.С. Пушкина, 2002. – С.156-158.
42.Роль и место курсов по выбору в общей математической подготовке учителя математики // Аспирант и соискатель. – М., 2002, №3. – С.230-232.(в соавт. С.А. Самсонова. – 50%)
43.Подходы к изучению предметных дисциплин в процессе подготовки учителя математики / Вестник математического факультета: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.5. – Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2002. – С.137-140.
44.Курсы по выбору как средство повышения профессиональной подготовки будущих учителей математики / Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А.П. Киселева). Т.1: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Орел: Изд-во ОГУ, 2002. – С.320-324. (в соавт. С.А. Самсонова. 50%)
45.Изучение высшей математики в контексте культуротворческой парадигмы образования / Актуальные проблемы современной науки: Сборник тезисов региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей (г. Коряжма, 3-4 декабря 2002) Архангельск: Поморский гос.университет им.М.В.Ломоносова,2002.–С.85-94.
46.К вопросу о реализации концепции профессионально-педагогической направленности при подготовке учителей математики / Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А.П. Киселева). Т.1: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Орел: Изд-во ОГУ, 2002. – С.325-330. (в соавт. С.А. Самсонова. – 50%)
47.Обучение математике в вузе с позиции культурно-исторической теории // Методология и методика преподавания основ наук в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14-15 июня 2002 г. В 2-х частях. – Часть II / Под общ. ред. С.М. Усманова. – Бирск: БирГПИ, 2002. – С.140-143.
48.Уровни раскрытия целостного понимания математики при изучении курса алгебры в подготовке учителя // Модернизация школьного математического образования и проблемы подготовки учителя математики: Труды ХХI Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов / Под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2002. – С.102-103.
49.Об изучении алгебры в вузе // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию «55-е Герценовские чтения» / Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2002. – С.161-162.
50.Вузовское изучение алгебры в культуротворческой парадигме образования / Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы V Российско-Американской научно-практической конференции, 13-16 мая 2002 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2003. – С.234-235.
51.Содержательные и идейные связи в алгебраическом курсе при подготовке учителя математики / Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования: Материалы XXII Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов и университетов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – С. 59.
52.Формализация содержательного знания в подготовке учителя математики / Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию «56 Герценовские чтения». – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С.23-25.
53.Основы математической подготовки специалистов в педагогическом вузе / Актуальные проблемы обучения в школах и вузах малых городов России: Материалы региональной научно-практической конференции 3-4 декабря 2002 года, г. Коряжма. – Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2003. – С.55-59.
54.Формализация и интерпретация при изучении алгебры в педагогическом вузе // Инновации в образовании. М., 2003, № 6. – С.30-35.
55.The contours of integral approach for studying algebra in training a mathematics teacher / Mathematics and Science Education in the North-East of Europe: History, Traditions & Contemporary Issues. Proceedings of the Sixth Inter-Karelian Conference Sortavala, Russia 11-14 September, 2003. – Joensuu University Press, 2003. P.147-150.
56.Профессиональный аспект качества предметных знаний будущих учителей математики / XV международные Ломоносовские чтения. Сборник научных трудов. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. – С.367-370.
57.Приемы организации изучения алгебры при подготовке учителя математики / Тенденции развития гуманистической педагогики: Материалы межрегиональной научно- практической конференции (23 октября 2003 г.) / Отв. ред. В.И. Новикова. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003. – С.97-100.
58.Реализация идейного содержания алгебры в подготовке учителя математики / Методология и история математики: Сборник научных трудов / Под ред. Н.М. Матвеева, Э.К. Гроскрейца, С.В. Базанова. М.: Изд.дом "Руда и металлы", 2003. Том 4. – С.252-255.
59.К вопросу о контроле в изучении вузовской математики / 16-е международные Ломоносовские чтения. Сборник научных трудов. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – С.391-395. (в соавт. В.В. Сушков. – 50%)
60.Содержательные взаимосвязи в алгебраическом материале как основа его целостности // Проблемы теории и практики обучения математике. Труды международной конференции «57 Герценовские чтения» / Под ред. В.В. Орлова. - С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. С.262-265.
61.Функции предметных дисциплин при подготовке учителя математики и их реализация (на примере курса алгебры) / Академические чтения. Выпуск 4: Ценности современного образования: региональный аспект. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – С.82-85.
62.К проблеме понимания математики в современном вузовском обучении / Фундаментальные и прикладные проблемы образования: Материалы Всероссийского методологического семинара: В 2 т. / Под науч.ред. Н.В. Бордовской. Том II. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И Герцена, 2004. – С.167-171.
63.Особенности задачного материала курса вузовской алгебры при подготовке учителя математики / Задачи при обучении математике: Сборник научных работ. Выпуск I. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – С.47-56.
64.Подготовка учителя математики в условиях профилизации старшеклассников / Актуальные проблемы профилизации математического образования в школе и вузе: сборник научных трудов и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию / Под ред. М.И. Зайкина. – Арзамас, АГПИ, 2004. – С.10-15.
65.Содержательные параллели при изучении алгебры в педагогическом вузе / Роль педуниверситетов Северо-Запада России в развитии сельской школы региона в условиях модернизации образования: сборник научных и методических работ, предоставленных на региональную научно-практическую конференцию/ Под ред. С.И. Смирновой. Петрозаводск, ГОУ ВПО «КГПУ», 2004. – С.183-187.
66.К проблеме учебных задач на основе личностно-деятельностного подхода / Повышение качества образования на основе личностно-ориентированного подхода: Межвузовский сборник научных статей. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004. – С.202-205.
67.Целостность при изучении алгебры в педвузе // Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России: Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – С.54-55.
68.Основные действия по пониманию высшей алгебры // Математика в высшем образовании: Тезисы докладов 12-й международной конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – С.20.
69.Содержательный анализ вузовской алгебры / Актуальные проблемы преподавания математики в педагогических вузах и средней школе. Тезисы докладов XXIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, 13-15 октября 2004 г. / Гл.ред. Е.В. Яковлев. – Челябинск; Москва, 2004. – С.113-114.
70.Содержательные связи вузовского курса алгебры педагогического вуза / Проблемы математического образования в вузах и школах России в условиях его модернизации: Сборник трудов межрегиональной научно-методической конференции. - Сыктывкар: Коми педагогический институт, 2005. – С.35-36.
71.Понимание математики в учебном познании // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Теория и практика управления. – Сыктывкар, 2005, № 1(6). – С.84-91.
72.Основные направления в построении целостного курса алгебры при подготовке учителя математики в вузе / Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «58 Герценовские чтения». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С.265-266.
73.Проблемы предметной подготовки учителя математики в современных условиях / Наука, образование, культура: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции (Коряжма, 24-25 января 2005 г). – Архангельск: Поморский университет, 2005. – С.114-118.
74.Составляющие процесса понимания математического материала в учебной деятельности студентов // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми. Теория и практика управления. – Сыктывкар.: КРАГСиУ, 2006, № 2-3(7-8). – С.132-149.
75.Два основных подхода к выбору методики обучения математике в вузе / Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы V Всероссийской науч.-теорет. конф (19 апреля 2006 г., Сыктывкар) в 4ч. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. – Ч.IV. – С.172-176.
76.Содержательные связи курса алгебры педагогического вуза и раскрытие их студентами // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 8: Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – С.199-207.
77.Один из приемов содержательного обобщения в курсе алгебры педагогического вуза / Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах: Материалы XXV Всероссийского семинара преподавателей математики ун-тов и педвузов. – Киров; М.: ВятГГУ, МПГУ, 2006. – С.159-160.
78.Сущность герменевтического подхода к обучению математике / Новые средства и технологии обучения математике в школе и вузе: материалы XXVI Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2007. – С.109-110.
79.Роль лабораторных работ по математике в реализации герменевтического подхода к обучению / Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на европейском севере. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (18 апреля 2007г., Сыктывкар). В 2 ч. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. – Ч. II. – С.96-102.
80.Некоторые вопросы герменевтического подхода к обучению математике в вузе / Модернизация педагогического образования и проблемы педагогики высшей школы: методология, практика, инновации: Сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции (19-20 февраля 2007 года, г. Сыктывкар). – Сыктывкар: Изд-во Коми пед.института, 2007. – С.288-291.
81.Основания герменевтического подхода к обучению математике / Проблемы и тенденции формирования и развития деятельности региона: Материалы I межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. – Сыктывкар: СФ СПбГУСЭ, 2007. – С.81-95.
82.Специфика учебных действий, направленных на раскрытие содержательных связей в математическом материале (на примере курса алгебры педагогического вуза) / Современные образовательные технологии в системе математического образования. Часть II. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Коряжма, 2008 г.) – Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2008. – C. 294-302.
83.Типология учебных задач при изучении математики в вузе / Проблемы математического образования в вузах и школах России в условиях его модернизации: Материалы II межрегиональной научно-методической конференции / Под ред. В.А. Попова. – Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2008. – С.64-65.
84.Структурирование предметного содержания курса алгебры / Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы: Материалы XXVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов, посвященного 70-летию со дня рождения И.Д. Пехлецкого (24-26 сентября 2008 г.) – Пермь: Перм.гос.пед.ун-т, 2008. – С.144.