- Обоснована новая педагогическая концепция формирования конкурентоспособности будущего учителя, включающая в себя: 1)цель, которая предполагает обеспечение субъектного профессионального и личностного развития и саморазвития конкурентоспособности молодого профессионала; 2)двухуровневую систему принципов организации и осуществления образовательного процесса: а) на уровне системы образования в вузе: принципа сопряжения двух контекстов - социокультурного (контекста профессии и студенческого возраста) и субъектно-личностного (контекста профессионального и личностного самоопределения); б) на уровне педагогического процесса: приоритета ценностно-смыслового пути освоения профессиональной деятельности; педагогического обеспечения смены позиций (от студента - к специалисту); учета многообразия психологических механизмов освоения профессии; 3)содержание, которое представляет собой интеграцию дисциплинарных идей фундаментальных наук в межпредметных, пограничных областях, характеризует сориентированность педагогического образования на специфику функционирования психологических механизмов конкурентоспособного поведения и предполагает отражение в педагогическом образовании как системе, процессе, результате современного научного знания о педагогической профессии; 4)технологию, основанную на личностно-деятельностном и субъектном подходах, адаптированную к развитию и саморазвитию профессиональных компетенций, обеспечивающую согласование внешних и внутренних факторов становления конкурентоспособности, направленную на актуализацию внутренних потенциальных возможностей будущего учителя в самообразовании, саморазвитии, самоизменении; 5)педагогические условия интеграции личностно-деятельностного, компетентностного, акмеологического, системно-синергетического, социокультурного подходов в отборе содержания и методов профессионального обучения.
- Новым является определение конкурентоспособности учителя как системного, многоуровневого личностного образования, которая, имея проекции практически на все сферы жизни человека, может выступить фактором активизации его жизнедеятельности (прежде всего профессиональной деятельности) и стать важным целе-функциональным ориентиром образовательного процесса и обеспечить преимущество на педагогическом поприще в условиях социальной конкуренции.
- Предложена модель процесса формирования конкурентоспособности будущего учителя, определяющая теоретико-методологическую базу построения и управления таким процессом, систему проектных характеристик (целе-функциональных, мотивационно-направляющих, содержательных, структурно-логических, инструментально-технологических, организационно-управленческих), критерии и показатели результативности; приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции, общую логику и процедуру структурирования содержания образования, ситуации, проблемы и противоречия, принципиально значимые для овладения конкурентоспособным поведением.
- Уточнены и содержательно раскрыты базовые понятия исследования: 1)саморазвитие конкурентоспособности будущего учителя; 2)инвариантная (идеальная) модель конкурентоспособной личности учителя; 3)субъектное профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего учителя; 4)проектно-творческая деятельность студентов, будущих учителей; 5)педагогическая интеграция; 6)конкурентная среда/
- Выявлены возможности содержания высшего педагогического образования в развитии конкурентоспособности будущих педагогов. Показаны пути совершенствования образовательного процесса в формировании конкурентоспособного учителя на основе интеграции личностно-деятельностного, компетентностного, акмеологического, системно-синергетического подходов. В соответствии с приоритетными целями процесса формирования конкурентоспособности разработана технология, адаптированная к развитию и саморазвитию профессиональных компетенций, обеспечивающая согласование внешних и внутренних факторов становления конкурентоспособности, направленная на актуализацию внутренних потенциальных возможностей будущего учителя в самообразовании, саморазвитии, самоизменении, самопрезентации.
1. Мезинов, В.Н. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения. «Круглый стол» 9 июня 1999 г. [Текст] / В.Н. Ме-зинов // Педагогика, 1999. - №7. - 0,25 п.л.
2. Мезинов, В.Н. «Всмотримся, вникнем и сотворим». Свято¬отеческое наследие «Лествица» [Текст] / В.Н. Мезинов // Народное образование. 2000. - №1. - 0,25 п.л.
3. Мезинов, В.Н. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» [Текст] / В.Н. Мезинов // Alma mater. Вест-ник высшей школы. – 2003. - №9. – 0,1 п.л.
4. Мезинов, В.Н. Художественная литература как источник педагогического познания [Текст] / В.Н. Мезинов // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. - Вып. 3: межвузовский сборник научных трудов; под ред. Р.Ш. Маликова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 0,6 п.л.
5. Мезинов, В.Н. Культурно-образовательная среда как фактор профессионального воспитания будущего учителя [Текст] / В.Н. Ме¬зинов // Известия ТулГУ. Серия «Проблемы языкознания». - Вып.6. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. - 0,5 п.л.
6. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособного учителя в условиях интеграции педагогики и психологии: гендерный аспект [Текст] / В.Н. Мезинов, Н.Н. Пачина // Вестник Костромского госу-дарственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. – Серия «Психологические науки»: «Акмеология образова-ния». – 2005. - №3. - Т. 11. - 0,8 п.л. (авт. вклад 80%).
7. Мезинов, В.Н. Акмеологические предпосылки в подготовке конкурентоспособного учителя [Текст] / В.Н. Мезинов // Вестник Ко-стромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. На-учно-методический журнал. – Серия «Психологические науки»: «Ак-меология образования». – 2005. - №2. - Т. 11.- 0,5 п.л.
8. Мезинов, В.Н. Ориентация профессионального обучения на подготовку конкурентоспособного учителя [Текст] / Мезинов В.Н.// Высшее образование в России. - 2007. - №4. – 0,5 п.л.
9. Мезинов, В.Н. Обеспечение качества профессионального об-разования будущего учителя как условие формирования конкуренто-способности [Текст] / В.Н. Мезинов // Вестник Вятского государст-венного гуманитарного университета. – Научный журнал, 3 (3). – Ки-ров. - 2008. – 0,8 п. л.
10. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособности бу-дущего учителя в процессе педагогического образования [Текст] / Ме-зинов В.Н.// Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 3 (77), 2008. – 0,7 п.л.
Монографии, учебные и методические пособия
11. Мезинов, В.Н. Подготовка конкурентоспособного учителя в вузе. [Текст]: монография / В.Н. Мезинов. - Елец, 2007.- 10,6 п.л.
12. Мезинов, В.Н. Профессиональное воспитание учителя-филолога в университете [Текст]: монография / В.Н. Мезинов. - Елец, 2004. - 13,5 п.л.
13. Мезинов, В.Н. Профессиональное воспитание учителя-филолога [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Мезинов, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Сергеева. - Елец, 1998. - 6 п.л. (авторских 5 п.л.).
14. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую профессию [Текст]: учеб. пособие для студентов-заочников ЕГПИ / В.Н. Мезинов. - Елец, 1998. - 3 п.л.
15. Мезинов, В.Н. Профессиональное воспитание учителя: диа¬лог педагогики и художественной литературы [Текст]: методические указания к авторскому курсу по выбору / В.Н. Мезинов. - Елец, 2002. -2,5 п.л.
16. Мезинов, В.Н. Природа детства в творчестве М.М. Пришви-на и И.А. Бунина [Текст]: рабочая программа курса по выбору / В.Н. Ме¬зинов // Курсы по выбору студентов. Программы преподава-телей ка¬федры педагогики. - Елец, 2004. - 1 п.л.
17. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Мезинов. - Елец, 2005. - 6 п.л.
Научные статьи, доклады, тезисы.
18. Мезинов, В.Н. Педагогическое образование будущего учи¬теля в Елецкой гимназии конца 19 - начала 20 вв. [Текст] / В.Н. Мези¬нов // История и культура Ельца и Елецкого уезда. - Елец, 1992. - 0,3 п.л.
19. Мезинов, В.Н. Художественная литература в педагогической подготовке учителя русской национальной школы [Текст] / В.Н. Ме¬зинов // Русская национальная школа. - Елец, 1994. - 0,4 п.л.
20. Мезинов, В.Н. Содержание и технология педагогической подготовки учителя-филолога малокомплектной школы [Текст] / В.Н. Мезинов // Педагогика и методика работы учителя в сельской малокомплектной школе. - Елец, 1994. - 0,5 п.л.
21. Мезинов, В.Н. Творчество И. Бунина в профессиональном воспитании учителя-филолога. [Текст] / В.Н. Мезинов // И.А. Бунин и русская культура. - Елец, 1996. - 0,4 п.л.
22. Мезинов, В.Н. Самостоятельная работа студентов в системе подготовки будущего учителя к дифференцированному обучению в сельской школе [Текст] / В.Н. Мезинов // Проблемы дифференциро-ванного обучения в малокомплектной сельской школе: межвузовский сборник научных трудов. - Елец, 1998. - 0,5 п.л.
23. Мезинов, В.Н. Гимназическое образование в Ельце [Текст] / В.Н. Мезинов // Педагогическое краеведение. - Елец, 2000. — 1 п.л. (в соавторстве, авторских 0,5 п.л.).
24. Мезинов, В.Н. Диалог педагогики и художественной литера¬туры о воспитании ребенка [Текст] / В.Н. Мезинов // Межвузовский сборник научных статей. - Липецк: ИУУ, 2001. - 0,7 п.л.
25. Мезинов, В.Н. Педагогическая интерпретация художествен¬но-образного исследования проблем становления, воспитания и обра¬зования личности [Текст] / В.Н. Мезинов // Художественное образо¬вание: теория и практика. - Воронеж, ВГПУ, 2002. - 1 п.л.
26. Мезинов, В.Н. Проблемы формирования культурно-образовательной среды университета [Текст] / В.Н. Мезинов // Вос¬питательная система педагогического вуза: проблемы становления: межвузовский сборник научных трудов: в 2-х ч.; под ред. А.В. Ре-принцева. — Курск, 2002. - 0,8 п.л.
27. Мезинов, В.Н. Народная педагогика Елецкого края [Текст] / В.Н. Мезинов// Культурно-образовательная среда: история, современ¬ность, перспективы развития. - Елец, 2002. - 0,5 п.л.
28. Мезинов, В.Н. Педагогические идеи в творчестве М.Пришвина и И.Бунина [Текст] / В.Н. Мезинов // Михаил Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия: материалы на¬учной конференции, посвященной 129-летию со дня рождения писа¬теля. Вып. 1. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2002. - 0,5 п.л.
29. Мезинов, В.Н. Ценностные ориентации личности будущего учителя: диалог педагогики и художественной литературы [Текст] / В.Н. Мезинов // Формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере (XIX – XXвв.). Материалы XXII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли; под ред. З.И. Равкина. – М.: РАО, 2002. – 0,5 п.л.
30. Мезинов, В.Н. Диалог педагогики и художественной литера¬туры как вариативная составляющая содержания профессионального воспитания будущего учителя [Текст] / В.Н. Мезинов // Художествен¬ное образование: теория и практика. — Воронеж: ВГПУ, 2003. — 0,5 п.л.
31. Мезинов, В.Н. В поисках духовных начал: педагогический потенциал святоотеческой литературы [Текст] / В.Н. Мезинов // Обу-чение и воспитание: теория и практика. - Вып. 2. - Ч. 2. - Липецк, 2003. - 0,5 п.л.
32. Мезинов, В.Н. Проблемы ценностных ориентации личности будущего учителя [Текст] / В.Н. Мезинов // Общее и частное в образо¬вательном процессе высшей школы: сборник научных трудов. - М.: МГОУ, Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 0,25 п.л.
33. Мезинов, В.Н. Педагогическое содержание святоотеческой литературы [Текст] / В.Н. Мезинов II Собор. Альманах религиоведе¬ния. - Вып. 3. - Елец: ЕГУ им, И.А. Бунина, 2003. - 0,7 п.л.
34. Мезинов, В.Н. Педагогический контекст художественной литературы [Текст] / В.Н. Мезинов // Культура - Образование - Чело¬век: материалы III Летней культурно-антропологической школы мо-лодых ученых; под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курского гос. ун¬-та, 2003. - 0,5 п.л.
35. Мезинов, В.Н. Диалог художественной литературы и педа¬гогики в профессиональном воспитании будущего учителя [Текст] / В.Н. Мезинов // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сборник научных трудов; под ред. проф. А.А. Демченко. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 0,25 п.л.
36. Мезинов, В.Н. Культурно-образовательная среда универси¬тета в системе факторов профессионального воспитания будущего учителя. [Текст] / В.Н. Мезинов // Время и человек в зеркале гумани¬тарных исследований: материалы V Международной культурно-антропологической школы молодых ученых: в 2-х т. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. - 0,7 п.л.
37. Мезинов, В.Н. Творчество И.А. Бунина и М.М. Пришвина: литература в системе средств педагогического образования учителя. [Текст] / В.Н. Мезинов // Интеллигенция в потоке времени: размыш¬ления и судьбы: межвузовский сборник научных трудов; под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2004. - 0,7 п.л.
38. Мезинов, В.Н. Проблемы семейного воспитания в творчест¬ве И.А.Бунина [Текст] / В.Н. Мезинов // Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий. - Елец, 2004. - 0,5 п.л.
39. Мезинов, В.Н. Художественная литература как источник по¬знания педагогической действительности. [Текст] / В.Н. Мезинов // Гаудеамус. № 2 (6). - Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004. - 0,7 п.л.
40. Мезинов, В.Н. Становление понятия «профессиональное воспитание» в отечественной педагогике высшей школы [Текст] / В.Н. Мезинов // Педагогический вестник. - Елец, 2005. - 0,5 п.л.
41. Мезинов, В.Н. Духовно-нравственное воспитание личности в образовательном процессе вуза [Текст] / В.Н. Мезинов // Националь-ные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации: материалы международ-ной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2006.- 0,5 п.л.
42. Мезинов, В.Н. Конкурентоспособность учителя как проблема современного образования [Текст] / В.Н. Мезинов // Психология образования в поликультурном пространстве. - Научный журнал, т.1. (№ 1-2) – Елец, 2007. – 0,8 п.л.
43. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособного спе-циалиста в процессе педагогического образования: интегративный подход [Текст] / В.Н. Мезинов, Н.Н. Пачина // Межвузовский сборник научных трудов; под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2007. - 0,7 п.л. (авт. вклад 80%).
44. Мезинов, В.Н. Педагогические условия развития мотивации учения студентов в образовательном процессе [Текст] / В.Н. Мезинов, Рыжкова О.В. // Актуальные проблемы подготовки конкуренто-способного специалиста: материалы научно-практической конференции. – Елецкий филиал НОУ, 2007. – 0,5 п.л. (авт. вклад 80%).
45. Мезинов, В.Н. Конкурентоспособность специалиста как проблема современного образования [Текст] / В.Н. Мезинов Актуальные проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы научно-практической конференции. – Елецкий филиал НОУ, 2007. - 0,8 п.л.
46. Мезинов, В.Н. Конкурентоспособный учитель как проблема современного профессионального образования [Текст] / В.Н. Мезинов // Педагогический вестник. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 0,5 п.л.