- разработана методология целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, обеспечивающего восхождение от общей социальной установки - развития интеллектуальных возможностей «всех студентов» к индивидуальной цели развития интеллектуальных возможностей «каждого студента»;
- введено и раскрыто понятие «целостный процесс развития интеллектуальных возможностей», выявлены его структурные и содержательные компоненты с целью оценки его эффективности;
- предложена модель методической системы, этапы ее реализации, ориентирующих на приращение компонентов когнитивной компетентности, включающей систему химических знаний, интеллектуальных умений, стиля мышления, востребованных в подготовке компетентных специалистов;
- предложена методика определения критериальных характеристик процесса развития интеллектуальных возможностей;
- обоснована и разработана методика организации целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, направленной на совершенствование вузовского химического образования;
- определены методические закономерности организации целостного процесса развития интеллектуальных возможностей, позволяющих разработать методическое обеспечение реального процесса обучения химии в техническом вузе;
- охарактеризована возможность интегрированного образовательного пространства, обоснована его структура, условия эффективного существования по организации, управлению, педагогической поддержке целостного процесса развития интеллектуальных возможностей студентов.
1.Егорова Г.И. Интеллектуальная культура в системе профессиональной подготовки специалистов. Книга I. Монография.– СПб.: ИОВ РАО, 2004. – 181 с.
2. Егорова Г.И. Теория и практика интеллектуального развития студентов при изучении химических дисциплин в условиях технического вуза. Моно-графия. Ч 1. – СПб.: ИОВ РАО, 2006. – 294 с.
3.Егорова Г.И. Развитие интеллектуальных возможностей студентов в про-цессе обучения химии в техническом вузе. Монография Ч.2.СПб: ИОВ РАО, 2008.–240с.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
4.Егорова Г.И. Интеллектуальные закономерности профессионального об-разования в условиях нового века //Среднее профессиональное образова-ние. – 2004. – Специальный выпуск № 3. – 0,6 п.л.
5.Егорова Г.И. Основы интеллектики в профессиональной деятельности специалистов. Социокультурные и образовательные аспекты современной цивилизации. // Вестник Томского государственного университета. Бюлле-тень оперативной научной информации.- 2004.- № 28.- 0,8 п.л.
6.Егорова Г.И. От интеллекта личности к интеллектуализации профессио-нальной деятельности специалиста. Методологический подход. // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной науч-ной информации. - 2004. - № 28. - 1 п.л.
7.Егорова Г.И. Интеллект специалиста как необходимый компонент интел-лектуальной культуры. Историко–логический анализ // Вестник Томского государственного университета. - 2004. - № 28.- 0,5 п.л.
8.Егорова Г.И. Принцип интеллектуализации как один из приоритетных в современной системе инженерного образования // Вестник Томского госу-дарственного университета. - 2004. - № 28. - 0, 8 п.л.
9.Егорова Г.И. Менделеевские чтения в Тобольске // Химия в школе. -1988.- №4.- 0,25 п.л.
10.Егорова Г.И. Интеллектуальная подготовка студентов технического университета как необходимое условие повышение качества обучения// Из-вестия Томского политехнического университета. Том 308.–2005.- № 1– 0,5п.л.
11.Егорова Г.И. Интеллектуализация инженерного образования как страте-гически важна задача высшей школы. Историко – методологический анализ // Известия вузов. Нефть и газ. – 2005. – №3. – 0.6 п.л.
12.Егорова Г.И. Воспитательный, образовательный потенциал интеллекту-альной культуры специалиста. Ведущие подходы, принципы функциониро-вания //Ползуновский вестник.– 2005 - №3.– 1п.л.
13.Егорова Г.И. Психолого-педагогические закономерности процесса ин-теллектуального развития студентов в техническом вузе //Прикладная пси-хология. – 2006. –№ 6 – 1. С. 79-88. – 1 п.л.
14.Егорова Г.И. Интеллектуальная педагогика или педагогическая интел-лектика: Социокультурный подход //Вестник Тюменского государственного университета.– 2006. – № 1. - С. 239 – 246.
Учебные пособия
15.Егорова Г.И. Теоретические основы педагогической технологии. Учеб-ное пособие для студентов. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2001.- 233 с. (14, 7/ 7,35 п.л.)
16.Егорова Г.И. История и методология химии. Теоретический и приклад-ной аспекты. Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. СПб: ИОВ РАО,2001. - 136с.(8,5 п.л.).
17.Егорова Г.И. Основы общей и неорганической химии. Учебное пособие для студентов механических, химико-технологических специальностей. Тюмень: ТГПИ им. Д.И Менделеева, 2001.- 96 с.(6 п.л.).
18.Егорова Г.И. Лабораторные и семинарские занятия по общей и неорга-нической химии. Учебное пос. для вузов.- СПб.: УМЦ, 2002.- 80с. (5 п.л.).
19.Егорова Г.И. Химия элементов. Лабораторные и семинарские занятия. Учебное пособие для вузов.- СПб.: УМЦ,2002.- 98с.(6,125 п.л.).
20Егорова Г.И. Общедидактические технологии как педагогическая ос-нова проектирования технологии обучения. Выпуск XII. Учебное пособие. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002.- 70 с. (5 п.л).
21.Егорова Г.И. Теоретические основы педагогической технологии: Учеб-ное пособие для студентов педагогического института. Учеб. пособие для межвузовского использования. изд. 2-е, исп. и доп. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003.- 16 п.л. (8 п.л., гриф СИБРУМЦ).
22.Егорова Г.И. Интеллектуальная компетентность при подготовке специа-листа в вузе. Учебное пособие. – СПб.: ИОВ РАО, 2003.- 70 с. (5 п.л.).
23.Егорова Г.И. Основы коррозии и коррозионная защита. Учебное посо-бие для вузов – Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. – 162 с. (6 п.л.).
24.Егорова Г.И. Инновационные технологии программы формирования ин-теллектуальной культуры специалиста в вузе. Учебное пособие. Часть 2. СПб.: ИОВ РАО, 2005.- 207 с. (14 п.л.).
25.Егорова Г.И. Организационно-педагогические особенности непрерывно-го образования. Учебное пособие.– Тюмень: ТюмГНГУ, 2006.- 6,5 п.л. (2,16 п.л.)
26.Егорова Г.И. Теория и практика интеллектуального развития студен-тов при изучении химических дисциплин в условиях технического вуза. Учеб пособие для учителя. Ч 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2006. – 84с.(6 п.л.)
27.Егорова Г.И. Региональные аспекты изучения химических дисциплин в системе интеллектуального развития студентов в вузе. Учеб пособие для студентов. Ч 1. – Тюмень: ТОГИРРО, 2006. – 93с. (7 п.л.).
28.Егорова Г.И. Коррозия металлов и сплавов в интеллектуальном разви-тии студентов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведе-ний. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева. 2007.- 102с. (8 п.л.) (гриф Сиб РУМЦ).
29.Егорова Г.И. Материал по истории химии в системе интеллектуального развития студентов в вузе. Учеб пособие для студентов. Ч 1. – Тюмень: ТО-ГИРРО,2007.–155с. (11 п.л.)
30.Егорова Г.И. Обзор свойств металлов и сплавов в системе интеллекту-ального развития студентов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Тюмень: ТОГИРРО.- 2007.- 102с.(7, 5 п.л.).
Программы, рекомендации, факультативы
31.Егорова Г.И. Окружающий мир глазами химика. Интегрированный фа-культатив //Педагогическая культурология. Методические рекомендации для преподавателей учебных заведений Западно-Сибирского региона. - Тю-мень-Тобольск, 1995. - С. 283 - 291.(0,6 п.л.).
32.Егорова Г.И. Формирование кругозора школьника по химии с целью интеллектуального развития. Методические рекомендации учителю химии.- Тюмень: ТюмГНГУ, 1997. - 20с. (1,25 п. л.).
33.Егорова Г.И. Региональная химия. Программа интегрированного спец-курса для инженеров химического профиля//Актуальные проблемы препо-давания естественнонаучных дисциплин: Материалы региональной научно-метод. конф. – Ишим: Вектор Бук, 2003. - С. 139- 142. (0,25 п.л.).
34.Егорова Г.И. Интегрированный курс «Педагогическая интеллектика» в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации. Акту-альные проблемы реализации концепции модернизации Российского обра-зования. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. – С. 40-45. (0,3 п.л).
35.Егорова Г.И. Интегрированный спецкурс «Проектно – интеллектуальная деятельность специалиста как средство формирования интеллектуальной культуры» //Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 6-й Межрегиональной науч. – практ. конф. / Отв. ред. А.А. Макареня и др.– СПб: ИОВ РАО, 2005. – С. 318 – 322. (0,3 п.л.).
Методические указания
36.Егорова Г.И. Методические указания к лабораторным работам по об-щей и неорганической химии в 5 частях. – Тюмень: ТюмГНГУ, 1996. (7 п.л.).
37.Егорова Г.И. Экологические термины, понятия, законы в формировании интеллектуальной культуры студентов.- Тюмень: ТюмГНГУ,1999.-32с.(2 п.л.).
38.Егорова Г.И. Интеллектуальные игры на занятиях по химии. Методиче-ские указания для студентов химических и нехимических специальностей очной и заочной форм обучения по курсу «Химия».Тюмень: ТюмГН-ГУ,1999.-24с.(1,5 п.л.).
39.Егорова Г.И. Персонифицированные тексты по химии в формировании интеллектуальной культуры студентов в 2 ч.- Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. (3 п.л.).
40.Егорова Г.И. Химические основы здорового питания в формировании эколого-валеологической культуры студентов. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999.-16с.(1п.л.).
41.Егорова Г.И. Основы нефтехимии в профессиональной деятельности инженера. В 2 частях. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям. Тюмень: ТюмГНГУ,2000. – 64 с. (4 п.л.).
42.Егорова Г.И. Химическое сопротивление материалов и защита от кор-розии. В 2 частях. Методические указ. к лабораторным занятиям по дисцип-лине «Химическое сопротивление материалов». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 64 с.(4 п.л.).
43.Егорова Г.И. Химические, электрохимические свойства металлов в ин-теллектуальном развитии студентов. В 2 частях. Методические указания для студентов. Тюмень: ТюмГНГУ, 2001. – 64 с. (4п.л.).
Научно – методические статьи
44.Егорова Г.И. Проблемы интеллектуальной культуры специалиста хими-ческих профессий //Педагогическая культурология, ее роль в реализации ба-зовых учебных планов: Материалы практ. конф.- Тобольск,1996.-С.26-33.(0,6 п.л.).
45.Егорова Г.И. Реализация современной концепции химического образо-вания при использовании различных технологий обучения в высшей школе. //Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образо-вания в высшей школе: Материалы докладов VI Всероссийского координа-ционного совещания. Нижний Новгород: НижГПУ. – 1998.- С.102 – 103.(0,33 п.л.).
46.Егорова Г.И. Региональные аспекты организации и совершенствования химического образования. //Совершенствование подготовки кадров в фи-лиалах вузов Западной Сибири. Региональная науч. – метод. конф.- То-больск, 1999. - С.32-34.(0,2п.л.).
47.Егорова Г.И. Интеллектуальность химических дисциплин в высшей школе//Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов Западной Сибири. Региональная науч.- метод. конф. - Тобольск,1999.-С.153-154. (0,2 п.л.).
48.Егорова Г.И. Принципы и формы взаимодействия ТИИ с промышлен-ными предприятиями Тобольска при изучении химических дисциплин. //Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов Западной Сиби-ри. Региональная науч.- метод. конф. - Тобольск, 1999.- С.69-70. (0,33 п.л.).
49.Егорова Г.И. Интеллектуальный мониторинг как критерий формиро-вания интеллектуальной культуры в системе непрерывного образования взрослых. //Антропоэкология как педагогика жизнедеятельности. Материа-лы международной конф.Ч 1.-Тюмень: ТОГИРРО, 2000 - С. 32-34. (0,25 п.л.).
50.Егорова Г.И. Основные критерии интеллектуального развития студен-тов в техническом университете. //Формирование профессиональных зна-ний, умений, навыков у студентов при изучении общенаучных, специальных дисциплин: Материалы межвуз. науч.- метод. конф. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2001.- С.6-9.(0.25 п.л.).
51.Егорова Г.И. Интеллектуализация химического образования в рамках компетентностного подхода. //Проблемы управления качеством подготовки специалистов учреждений Тюменской области: Материалы региональной науч. – практ. конф.- Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2002.–С.143-147.(0,31 п.л.).
52.Егорова Г.И. Интеллектуальная компетентность при становлении про-фессионализма личности. //Проблемы управления качеством подготовки специалистов для учреждений Тюменской области: Материалы региональ-ной науч. – практ. конф. – Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2002.–С.139-143.(0,25 п.л.).
53.Егорова Г.И. Приоритетные условия повышения качества интеллекту-альной деятельности специалистов в высшей школе. //Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов Западной Сибири: Материалы науч.- метод. конф.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.- С.26 -33. (0,22 п.л.).
54.Егорова Г.И. Творческие мастерские в повышении качества интеллек-туального потенциала высшей школы. //Управление качеством образования: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Тюмень: ТюмГН-ГУ,2003.С.72-75.(0,25 п.л.).
55.Егорова Г.И. Интеллектуальный потенциал в решении экологических вопросов Тюменского региона. //Инновационные технологии в экологиче-ском образовании, пути, формы и методы их реализации. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003.- С.71-73.(0,25.п.л.).
56.Егорова Г.И. Интеллектуальные основы курса общей и неорганической химии в повышении качества профессиональной подготовки инженера – технолога. //Качество образования в северном филиале ВУЗа: Факторы и технологии: Материалы межвузовской науч. - практ. конф. – Надым, 2003.-С. 81-85.(0,3 п.л.).
57.Егорова Г.И. Аксиологические аспекты интеллектуального воспита-ния студентов высшей школы средствами общей и неорганической химии. //Проблемы образования в условиях северных городов: Материалы науч. – практ. конф. - Нягань: ТГУ, 2004. – С. 104 – 110. (0.5 п.л.).
58.Егорова Г.И. Интеллектуально-образовательная среда как условие фор-мирования культуры специалиста в высшей школе. //Социокультурный под-ход. XI Киришинские чтения. Международная науч.- практ. конф. – Полта-ва, 2004. – С. 82-85. (0,44 п.л.).
59.Егорова Г.И. Интеллектуальное развитие студентов средствами химии как основа фундаментальной подготовки специалистов. //Фундаментализация профессионального образования в университетском комплексе. Материалы региональной науч.- метод. конф. Тюмень: ТюмГН-ГУ, 2004.- С.42-46. (0,4 п.л.).
60.Егорова Г.И. Интеллектуальная среда и формирование интеллекта. Со-циокультурный подход. //Вестник ТГПИ. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Мен-делеева. – 2005. - №4 – С. 17 – 25. (0,7 п.л.).
61.Егорова Г.И. Метод «интеллект – карт» в интеллектуальной подготовке специалистов. //Проблемы педагогической инноватики. Социальность со-временного образования: Материалы IX региональной науч. – практ. конф. - Тобольск ТГПИ им. Д.И. Менделеева; СПб: ИОВ РАО, 2005. - С.10 – 104. (0.3 п.л.).
62.Егорова Г.И. «Портфолио» - Эффективная технология оценки качества интеллектуальной деятельности студента в вузе. Сборник учеб.– метод. ма-териалов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2005.–С.101–106.(0,5 п.л.).
63.Егорова Г.И. Инновационно-интеллектуальная деятельность в развитии студентов технических вузов. //Образование и культура как фактор развития региона: Материалы Всероссийских чтений, посвященных 90 –летию То-больского института. - Тобольск: ТГПИ, 2006. - С.48 – 50. (0,5 п.л.).
64.Егорова Г.И. Социальная значимость интеллектуального развития сту-дентов в техническом вузе. //Модернизация Российского образования. Сборник научных трудов. / Отв. ред. С.В. Кривых. – Астрахань: ГНУ ИОВ РАО, 2006. (0,4 п.л.).
65.Егорова Г.И. Специальные средства и методы интеллектуального разви-тия студентов в техническом вузе. //Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации. Сборник научных трудов /Отв. ред. А.А. Макареня и др. – СПб: ГНУ ИОВ РАО, 2006. – (0,6 п.л.).
66.Егорова Г.И. Интеллектуальная деятельность специалиста в процессе формирования общей культуры //Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 7-й Межрегиональной межотраслевой науч.-практ. конф./Отв. ред. Н.Н. Суртаева. – СПб, 2006.(0,6 п.л.).
67.Егорова Г.И. Интеллектуальное развитие личности как стратегическая цель в формировании инновационного общества// Педагогика в глобализи-рующемся пространстве науки: Материалы Всероссийской науч. – практ. конф. – Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2007.(0,3 п.л.).
68.Егорова Г.И. Интеллектуальные закономерности педагогического про-цесса в XXI века//Вестник ТГПИ им. Д.И. Менделеева.–2007.-№8.–С.92-103. (1 п.л.)
69.Егорова Г.И. «Региональная химия» как важная составляющая интел-лектуального развития будущего специалиста //Вестник ТГПИ им. Д.И.Менделеева. – 2008 . - №8. – С.105 – 114.(0,8 п.л.)
70.Егорова Г.И. Интеллектуализация химико-педагогического образова-ния. //Естественнонаучное образование в реализации идей гуманистической педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: ОмГПУ, 2001 - С. 114-120.(0,44п.л.).
71.Егорова Г.И. Современные педагогические технологии в интеллекту-альном становлении инженера//Повышение качества подготовки специали-стов: Материалы науч.- практ. конф.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2001.-С.72-74.(0.2 п.л.).
72.Егорова Г.И. Некоторые аспекты формирования интеллектуальной культуры специалистов химико-технологического профиля. //Второе выс-шее и дополнительное профессиональное образование в химико-технологических вузах страны: Материалы межвуз. конф. М.:РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2003.-С.80–82.(0,2 п.л.).
73.Егорова Г.И. Формирование интеллектуально - культурной среды кур-сом по выбору студентов «Региональная химия»//Проблемы педагогиче-ской инноватики в профессиональной школе.–СПб,2007,С.177-182.(0,375 п.л.).
74.Егорова Г.И. Понятие «кругозор» и особенности его формирования у студентов в проектной деятельности на занятиях по химии// Материалы всероссийской науч. - практ. конф. Модель Российского образования. – СПб: ИОВ РАО, - 2007. С.125 – 129. (0, 31 п.л.).
75.Егорова Г.И. Стратегические направления современного инженерного образования. Условия их реализации на примере химических дисциплин // Опыт и основные тенденции совершенствования формирования контингента инженерно – технического вуза: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. – Нефтеюганск, 2007. – С. 26 – 36. (0, 6 п.л.)
76.Егорова Г.И. Развитие интеллектуальных возможностей студентов при обучении химии в вузе. Методологический аспект.// Совершенствование качества профессиональной подготовки и переподготовки учительства в процессе формирования профессиональной элиты: Материалы междун. конф. - Москва, 2008. – С.116 - 122. (0, 5 п.л.)