- на основе концепции системного понимания воспитания поставлена и решена на общетеоретическом уровне проблема формирования основ музыкальной культуры учащихся с легкой умственной отсталостью, отвечающая потребностям общества на современном этапе;
- рассмотрены общетеоретические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей, уточнено и дополнено понятие «музыкальное воспитание умственно отсталых детей», проанализировано его соотношение с категориями «музыкальная культура», «музыкальная культура умственно отсталых детей», «развитие музыкальной культуры», «музыкальное образование», «музыкальное воспитание»;
- выявлены особенности и отличительные черты формирования основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников, пути становления и развития их музыкальных способностей с учетом психологической структуры музыкальной деятельности и индивидуально-типологических особенностей;
- рассмотрены общие факторы воспитания: деятельность воспитанников (учение, игра, труд, занятия искусством, спортом и др.), воспитателей (преподавание, педагогическое общение, педагогическое руководство и др.), воспитательные коллективы и определено их влияние на формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых детей;
- определена совокупность принципов, составляющих теоретическую базу формирования основ музыкальной культуры школьников с нарушением интеллекта. К ним относятся общие, частные и специфические дидактические принципы (природосообразность, культуросообразность, гуманизм, социальное партнерство, органичный коллективизм; художественность, творческое самовыражение, целенаправленное управление музыкально-воспитательным процессом; единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекционных мероприятий, индивидуализация и дифференциация, учет лечебно-компен-саторных и терапевтических свойств музыки);
- определены концептуальные подходы к построению модели музыкального воспитания умственно отсталых учащихся;
- разработана и внедрена модель процесса музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта, включающая следующие компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат;
- предложена и апробирована система трех основных иерархически взаимосвязанных групп педагогических условий эффективности музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта, способствующих формированию музыкального опыта, овладению музыкально-исполнительскими умениями: общие условия эффективности целостного коррекционно-образовательного процесса, влияющие на результативность музыкального воспитания умственно отсталых детей; частные условия, воздействующие на плодотворность музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта; специфические условия музыкального воспитания, предопределяемые характерными особенностями умственно отсталых детей;
- определены критерии развития основ музыкальной культуры умственно отсталых детей с точки зрения когнитивной, практически-действенной и эмоционально-чувственной сфер личности, что позволило ранжировать и выявить конкретные показатели в соответствии с уровнями развития музыкальной культуры.
1.Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального вос-питания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шо-лохова, 2006. – 143 с. (9 п.л.).
2.Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-сирот: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. – 148 с. (9 п.л.).
3.Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 143 с. (9 п.л.). Рекомендовано УМО по специально-стям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031700 - Олигофре-нопедагогика.
4.Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для спе-циальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004. – 330 с. (20,75 п.л.). Допущено Министерством образо-вания Российской Федерации.
5.Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для спе-циальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. – 374 с. (24,75 п.л.). Допущено Министерством образования Российской Федерации.
6.Евтушенко И.В. Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами //Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами. Се-рия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Моск-ве»: Учеб.-метод. пособие. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 3-56 (3,4 п.л.).
7.Евтушенко И.В. Гражданско-правовое воспитание в специальной (кор-рекционной) школе-интернате VIII вида: Метод. пособие. - М.: В.Секачев, 2008. - 72 с. (4,5 п.л.).
Программы
8.Евтушенко И.В. Музыка и пение //Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 1999. С. 22-24 (0,125 п.л.). Рекомендовано Министерством общего и профес-сионального образования Российской Федерации.
9.Евтушенко И.В. Пение и музыка //Программа 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 1999. С. 104-120 (0,7 п.л.). Рекомендовано Министерством общего и профессионального образо-вания Российской Федерации.
10.Евтушенко И.В. Музыка //Программы для 5-9 классов специальных (кор-рекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 151-165 (0,6 п.л.). Допущено Министерством образования Российской Федерации.
11.Евтушенко И.В. Педагогические системы воспитания детей-сирот с откло-нениями в интеллектуальном развитии: Программа учебной дисциплины высших учебных заведений. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. – 19 с. (1,25 п.л.).
12.Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание детей с отклонениями в интел-лектуальном развитии: Программа учебной дисциплины высших учебных заве-дений. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. – 30 с. (2,0 п.л.).
13.Евтушенко И.В. Основы олигофренопедагогики: Программа учебной дисциплины высших учебных заведений. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. – 22 с. (1,25 п.л.).
14.Евтушенко И.В. Музыка и пение //Программа подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008. С. 22-24 (0,125 п.л.). Допущено Министерством обра-зования и науки Российской Федерации.
15.Евтушенко И.В. Пение и музыка //Программа 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-е изд. - М.: Про-свещение, 2008. С. 104-120 (0,7 п.л.). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
16.Евтушенко И.В. Нормативно-правовое обеспечение специального обра-зования: Программа учебной дисциплины высших учебных заведений. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008. – 41 с. (1,6 п.л.).
Статьи, тезисы, материалы конференций
17.Евтушенко И.В. Роль музыкальных занятий в коррекции поведения умст-венно отсталых детей //Психолого-педагогические проблемы обучения: Сб. на-уч. статей аспирантов. - М.: МГОПИ, 1994. С. 124-128 (0,2 п.л.).
18.Евтушенко И.В. Уровни притязания и эмоциональной отзывчивости ум-ственно отсталых детей-сирот в процессе музыкальной деятельности //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвуз. сб. науч. трудов. - М.: МГОПУ, 1997. С. 136-144 (0,37 п.л.).
19.Евтушенко И.В. Эмоционально-поведенческие расстройства умственно от-сталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей //Московские педа-гогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специаль-ной психологии: Тезисы докладов. - М.: МГПУ, 1999. С. 193-194 (0,1 п.л.).
20.Евтушенко И.В. Педагогическое руководство самоуправлением в услови-ях коррекционного детского дома //Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. науч.-метод. тру-дов. Вып.4. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2001. С. 189-194 (0,25 п.л.).
21.Евтушенко И.В. Значение музыкально-коррекционных занятий для реа-билитации умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Материалы V Царскосельских чтений. Том V. - СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2001. С. 46-48 (0,125 п.л.).
22.Евтушенко И.В. Комплексный подход в осуществлении эмоционально-личностного развития умственно отсталых детей-сирот //Детский дом на рубе-же веков: Сб. материалов IV Всероссийских Католиковских педагогических чтений. - М.: Минобраз. РФ, 2001. С. 195-198 (0,15 п.л.).
23.Евтушенко И.В. Особенности организации воспитательного процесса в условиях коррекционного детского дома //Материалы VI Царскосельских чте-ний. Том VII. - СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002. С. 125-126 (0,1 п.л.).
24.Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание детей-инвалидов в условиях коррекционного детского дома //Актуальные вопросы психолого-педагогичес-кой и социальной помощи детям с проблемами в развитии. - М.: МГОПУ, 2002. С. 87-99 (0,5 п.л.).
25.Евтушенко И.В. Дыхательные упражнения в пропедевтический период обучения пению умственно отсталых детей //Совершенствование педагогиче-ского процесса в условиях модернизации системы образования в России. Вып.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. С. 87-90 (0,15 п.л.)
26.Евтушенко И.В. Основные положения воспитательной работы в учрежде-нии для детей-сирот с отклонениями в интеллектуальном развитии //Совершенст-вование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. Вып.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. С. 183-185 (0,125 п.л.).
27.Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуаль-ной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конферен-ции. - Новокузнецк: ИПК, 2003. С. 109-113 (0,2 п.л.).
28.Евтушенко И.В. Педагогическое управление самоподготовкой учащихся в условиях коррекционного детского дома VIII вида //Совершенствование педагоги-ческого процесса в условиях модернизации системы образования в России: Сб. на-уч. трудов. Вып.4. Ч.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004. С. 158-162 (0,2 п.л.).
29.Евтушенко И.В. Некоторые аспекты использования логопедической рит-мики в музыкальном воспитании детей с интеллектуальными нарушениями // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации сис-темы образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.4. Ч.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004. С. 207-212 (0,25 п.л.).
30.Евтушенко И.В. Лечение музыкой в коррекционно-образовательном про-цессе детского дома VIII вида //Личностно-ориентированный подход в лечеб-ной и специальной педагогике: Материалы науч.-практич. конференции. 22-23 июня 2004 г. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. С. 65-68 (0,15 п.л.).
31.Евтушенко И.В. Эстетическое воспитание как средство развития дошко-льника с нарушением интеллекта в условиях семьи //Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: Сб. науч. статей. - М.: АПСН, 2004. С. 114-117 (0,15 п.л.).
32.Евтушенко И.В. Дополнительное музыкальное образование в условиях специального (коррекционного) детского дома VIII вида //Коррекционная педа-гогика. 2004. №3 (5). С. 26-32 (0,29 п.л.).
33.Евтушенко И.В. Использование логопедической ритмики в коррекцион-но-образовательном процессе школы VIII вида //Коррекционная педагогика. 2005. №4 (10). С. 72-80 (0,8 п.л.).
34.Евтушенко И.В. Правовое воспитание как фактор социализации умствен-но отсталых детей-сирот //Совершенствование педагогического процесса в ус-ловиях модернизации системы образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.5. Ч.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. С. 152-155 (0,15 п.л.).
35.Евтушенко И.В. Развитие личности умственно отсталого ребенка средст-вами искусства //Совершенствование педагогического процесса в условиях мо-дернизации системы образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.5. Ч.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. С. 175-178 (0,15 п.л.).
36.Евтушенко И.В. Особенности музыкальных способностей умственно от-сталых детей //Совершенствование педагогического процесса в условиях мо-дернизации системы образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.6. Ч.1. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. С. 40-43 (0,15 п.л.).
37.Евтушенко И.В. Использование карты развития ребенка для фиксации ре-зультатов воспитательного процесса в детском доме //Совершенствование педа-гогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.6. Ч.1. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. С. 28-31 (0,15 п.л.).
38.Евтушенко И.В. Нетрадиционные формы организации музыкального вос-питания в интернатных учреждениях для умственно отсталых детей-сирот // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации сис-темы образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.6. Ч.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. С. 42-47 (0,25 п.л.).
39.Евтушенко И.В. Дифференцированный подход в музыкально-коррекци-онном воспитании умственно отсталых учащихся I-IV классов // Совершенст-вование педагогического процесса в условиях модернизации системы образо-вания в России: Сб. науч. трудов. Вып.6. Ч.2. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. С. 47-52 (0,25 п.л.).
40.Евтушенко И.В. Современные задачи музыкального воспитания в специ-альной (коррекционной) школе VIII вида //Современные технологии диагно-стики, профилактики и коррекции нарушений развития: Научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том IV. - М.: МГПУ, 2005. С. 70-72 (0,125 п.л.).
41.Евтушенко И.В. Преемственность в музыкальном воспитании умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов //Состояние и перспекти-вы развития образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.1. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. С. 82-84 (0,125 п.л.).
42.Евтушенко И.В. Особенности музыкальной субкультуры воспитанников-сирот //Состояние и перспективы развития образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.1. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. С. 7-12 (0,25 п.л.).
43.Евтушенко И.В. Использование компьютерных технологий в процессе музыкального воспитания умственно отсталых детей //Состояние и перспекти-вы развития образования в России: Сб. науч. трудов. Вып.2. Ч.1. – М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. С. 11-13 (0,125 п.л.).
44.Евтушенко И.В. Управление образовательным процессом в специальном (коррекционном) детском доме VIII вида //Проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи: Сб. науч. статей. - М.; Чебоксары: АН ЧР, 2006. С. 21-22 (0,125 п.л.).
45.Евтушенко И.В. Условия эффективности музыкального воспитания детей с комбинированными нарушениями //Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: «Наука-Питер», 2006. С. 261-263 (0,125 п.л.).
46.Евтушенко И.В. Дифференцированный подход к умственно отсталым де-тям-сиротам с учетом уровня сформированности музыкальной культуры // Проблемы формирования личности учащейся молодежи в условиях модерниза-ции системы образования: Сб. науч. статей. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яков-лева, 2006. С. 39-42 (0,25 п.л.).
47.Евтушенко И.В. Формирование пространственно-временных представле-ний и понятий у умственно отсталых детей на музыкальных занятиях // Про-блемы формирования личности учащейся молодежи в условиях модернизации системы образования: Сб. науч. статей. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2006. С. 42-45 (0,25 п.л.).
48.Евтушенко И.В. Значение игры в музыкальном воспитании умственно от-сталых детей //Современные тенденции теории и практики воспитания детей, имеющих проблемы в развитии: Материалы межрег. науч.-практич. конференции, Киров, 27-28 февраля 2007 г. - Киров: КИПК и ПРО, 2007. С. 30-33 (0,2 п.л.).
49.Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентно-сти учителя-дефектолога //Коррекционная педагогика. 2008. №1 (25). С. 57-66 (0,925 п.л.).
50.Евтушенко И.В. Организация процесса музыкального воспитания в спе-циальных (коррекционных) образовательных учреждениях для умственно от-сталых детей //Организация и содержание образования детей с нарушениями в развитии: Материалы международ. науч.-практич. конференции, Москва, 25-27 июня 2008 г. Ч.I. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008. С. 178-187 (0,4 п.л.).
51.Евтушенко И.В. Современные музыкальные технологии в преодолении речевых нарушений //Наука и молодежь: новые идеи и решения: Материалы II Международной науч.-практич. конференции молодых исследователей, Волго-град, 14-16 мая 2008 г. Ч.II. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2008. С. 404-408 (0,18 п.л.).
52.Евтушенко И.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности специ-альных (коррекционных) учреждений //Коррекционная педагогика. 2008. №4 (28). С. 13-19 (0,6 п.л.).
53.Евтушенко И.В. Системный подход к организации работы по музыкаль-ному воспитанию умственно отсталых учащихся //Известия вузов. Специальная психология. 2009. №1. С. 17-26 (0,7 п.л.).
Статьи в изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК
Минобрнауки РФ от 20.10.06 г. №39/88 для публикации основных
результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук
54.Евтушенко И.В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот //Дефектология. 1995. №5. С. 44-50 (0,4 п.л.).
55.Евтушенко И.В. Формирование музыкальных представлений и понятий у умственно отсталых детей //Социально-гуманитарные знания. 2006. №6. С. 128-131 (0,2 п.л.).
56.Евтушенко И.В. Специфические условия формирования музыкальной культуры умственно отсталых детей //Социально-гуманитарные знания. 2007. №1. С. 343-347 (0,28 п.л.).
57.Евтушенко И.В. Использование педагогических возможностей вокально-инструментальных ансамблей в системе дополнительного образования школ-интернатов VIII вида //Среднее профессиональное образование. 2007. №2. С. 23-25 (0,2 п.л.).
58.Евтушенко И.В. Формирование у будущего учителя представлений об особенностях музыкальной субкультуры воспитанников-сирот //Среднее про-фессиональное образование. 2007. №3. С. 12-13 (0,16 п.л.).
59.Евтушенко И.В. Система работы по музыкальному воспитанию в специ-альных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида //Вестник Университета Российской академии образования. 2007. №3 (37). С. 58-61 (0,28 п.л.).
60.Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культу-ры детей с интеллектуальным недоразвитием //Вестник Университета Россий-ской академии образования. 2008. №2(40). С. 113-115 (0,2 п.л.).