- Определены принципы рефлексивного диалога в образовательном процессе вуза, такие как: психологическая поддержка, событийность, системность и самоэффективность в качестве определяющих отношения участников образовательного процесса вуза.
- Разработана педагогическая концепция развития профессиональной рефлексивной компетентности будущих специалистов, основными положениями которой являются следующие: рефлексивность - это качество, свойство типа направленности личности, определяющей ценностную ориентацию, способ жизнедеятельности, особенности общения людей, их взаимодействий, рефлексивное отношение, характеризующееся позитивным регулирующим отношением к себе, а также познавательно осмысленным отношением к окружающему миру; профессиональная рефлексивная компетентность - профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, обеспечивающей процесс развития и саморазвития личности (в отличие от других видов компетентности, предполагающих нормативное функционирование), способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижение максимальной эффективности и результативности. Содержанием рефлексии (как механизма переосмысления стереотипов) могут выступать не только рациональный опыт в виде предметных знаний или функциональных навыков, но и эмоционально-чувственные состояния, личностные переживания, раскрывающиеся в общении, отношениях партнеров в процессе разрешения деятельностной проблемно-конфликтной ситуации, а также культурные нормы и смыслы существования.
- Разработана модель рефлексивного развития творческой направленности личности студентов, включающая в себя такие компоненты, как: виды обучения и соответствующие виды субъектности - теоретическое обучение (субъект культурно-ценностных отношений; практическое обучение (субъект профессионально-деятельных отношений); воспитательная работа (субъект индивидуально-личностных отношений); совокупность элективных курсов для студентов и преподавателей, направленных на развитие творческой направленности личности в вузе, лаборатория рефлексивно-психологической поддержки, как системообразующий фактор развития взаимоотношений педагогов и студентов в рефлексивном диалоге, обеспечения необходимых условий для становления рефлексивно-диалогических компетенций (рис.1).
- Разработана структура профессиональной рефлексивной компетентности как профессионального качества личности, позволяющего наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, обеспечивающей процесс творческого развития и саморазвития, достижения максимальной результативности в профессиональной деятельности. Основными компонентами структуры профессиональной рефлексивной компетентности являются следующие: "Я -- как компетентный субъект межличностного общения"; "Я -- как компетентный субъект профессионально-деловых отношений"; "Я -- как компетентный субъект культурно-ценностных отношений", а также "Я -- как компетентный субъект рефлексивных отношений", характеризующихся позитивным регулирующим отношением к себе и познавательно- осмысленным отношением к окружающему миру.
- Выявлены критерии развития творческой направленности личности студентов в вузе, определяемые социорефлексивным развитием трех основных компонентов рефлексивного диалога: развитие индивидуально-личностных отношений (показатели - идентификация, ощущение способности личности к эмоциональному принятию себя, разотождествление, определяющее способность посмотреть на себя со стороны); развитие рефлексивных умений (показатели - овладение навыками организационного взаимодействия, овладение рефлексивными умениями управленческой деятельности, связанными с переходом в позицию организатора решения проблем); развитие рефлексивных знаний (показатели - социокультурное проектирование, основанное на синтезе проектного подхода к действию и рефлексивных актов, рефлексивного мышления с использованием понятий определенного предметного курса; рефлексивное знание, основанное на интегральном опыте практического и теоретического действования).
- Критерий развития рефлексивного знания, соответствующий уровню развития рефлексивных отношений, основан на оценке развития индивидуально-личностных отношений, профессионально-деятельностных умений и рефлексивно-предметных знаний.Разработаны технологии рефлексивного диалога в следующих педагогических подсистемах: "преподаватель-студент", "преподаватели-администрация", "родители-администрация", "родители-студенты", предполагающие рефлексию целей взаимодействия, которые могут быть связаны с эмоциональной адаптацией (ничего не менять, просто выслушать человека); транслированием определенных норм в проблемно-конфликтной ситуации; изменением ценностного отношения к происходящему событию. Выделены три типа поведения субъектов проблемного взаимодействия: адаптивное, нормативное и творческое (проективное), которые можно описать с помощью символических обозначений (рис.2).
- Определены педагогические условия осуществления рефлексивного диалога в вузе, которые определяются реализацией его основных принципов.
- Разработана структура лаборатории рефлексивно-психологической поддержки творческого развития личности в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающая целостность и целесообразность образовательного процесса во всей совокупности составляющих его элементов и отвечающая общим целям личностно-ориентированного образования, включающая следующие структурные компоненты: 1) социорефлексика межличностных отношений (семинары, тренинги, элективное обучение); 2) социорефлексика профессионально-деятельных умений (семинары, тренинги, элективные курсы); 3) социорефлексика культурного проектирования (разработка курсовых и дипломных проектов).
1.Давыдова Г.И. Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно–диалогического взаимодействия [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Мир психологии. Научно–методический журнал.– 2008. – №1. – С.59–71. – (Авторство не разделено).
2.Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в учебном процессе будущего управленца [Текст] / Г.И. Давыдова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008 – №7. – С.21–23.
3.Давыдова Г.И. Развитие мышления и личности студентов в рефлексивном диалоге [Текст] / Г.И. Давыдова // Среднее профессиональное образование. – 2008 – №9. – С.55–57.
4.Давыдова Г.И. Применение инновационных технологий в образовательном процессе вуза [Текст] / Е.Е. Бухтеева, Г.И. Давыдова, О.И. Кравец // Высшее образование сегодня. – 2008. – №11. – С.87–89. – (Авторство не разделено).
5.Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог преподавателя и студента в процессе обучения [Текст] / Г.И. Давыдова // Вестник Московского университета МВД России. – 2008 – №6. – С.8–9.
6.Давыдова Г.И. Роль рефлексивного диалога в образовательном процессе [Текст] / Г.И. Давыдова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №10. – С.81–83.
7.Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза [Текст] / Г.И.Давыдова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С.91–93.
8.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н.Семенов // Мир психологии. Научно–методический журнал. – 2006. – №4. – С.110–118. – (Авторство не разделено).
9.Давыдова Г.И. Cоциорефлексика развития личности подростков [Текст] / Г.И.Давыдова // Ярославский психологический вестник. – М.–Ярославль: Российское психологическое общество, 2005. – Выпуск 16. – С.61–69.
II. Монографии
10.Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза [Текст] /Г.И. Давыдова. – М.: РИД ВЛАДИ, 2008. – 274 c.
11.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогические технологии в образовательной практике вуза [Текст] /Г.И. Давыдова. – М.: РИД ВЛАДИ, 2008. – 135 c.
III. Учебные пособия, методические разработки
12.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход к профессиональной подготовке предпринимателей в непрерывном образовании: Учеб.–метод. пособие [Текст] / Г.И. Давыдова. – М.: РИД ВЛАДИ, 2007.–39 с.
13.Давыдова Г.И. Убеждающее воздействие: Рефлексивно–диалогический подход: Метод. рекомендации [Текст] / Г.И. Давыдова. – М., РИД ВЛАДИ, 2007.– 23 с.
14.Давыдова Г.И. Социорефлексика творческой направленности личности в образовательном процессе вуза: Учеб.–метод. материалы [Текст] / Г.И. Давыдова. – М.: РИД ВЛАДИ, 2007.–68 с.
15.Давыдова Г.И. Мотивация трудовой деятельности: Рабочая программа для подготовки специалистов специальности 080505.65 управление персоналом [Текст] / Г.И. Давыдова, С.В. Рыбников. – Краснознаменск: Полиграф¬принт, 2006. – 39 c. – (Авторство не разделено).
16.Давыдова Г.И. Основы управления персоналом: Рабочая программа для подготовки специалистов специальности управление персоналом [Текст] /Г.И. Давыдова. – Краснознаменск: Полиграф¬принт, 2006. – 65 c.
17.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход в развитии профессиональных качеств менеджера туристской организации: Учеб. пособие [Текст] / Г.И. Давыдова. – Краснознаменск: Полиграф¬принт, 2006. –80 c.
18.Рефлексивно–психологическая концепция и инновационно–комплексные программы по игрорефлексике: Учеб.–метод. материалы [Текст] / Г.И. Давыдова, Г.Н. Бершацкий, И.Н. Семенов [и др.]; Под ред. И.Н. Семенова. – М.: МАГО, 1996. – 117 c.
IV. Статьи в сборниках научных трудов и журналах
19.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход в образовательном пространстве вуза [Текст] / Г.И.Давыдова // Образование. Наука. Научные кадры. – №3. – 2008. – С.87–89.
20.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход к направленности личности ребенка как субъекта общества [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Новые ценности образования. – 2008. – № 1 (33). – С.93–107. – (Авторство не разделено).
21.Давыдова Г.И. Формирование рефлексивной самооценки психолого–педагогической поддержки развития личности [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Новые ценности образования. – 2007. – №1(31). – С.167–182. – (Авторство не разделено).
22.Давыдова Г.И. Применение рефлексивно–тренинговых технологий в профессиональном образовании [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования: Сб. статей / Под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. – М.–Ярославль: Ремдер, 2004. – С.84–93. – (Авторство не разделено).
23.Давыдова Г.И. Психотерапевтическое развитие личности: экзистенциально–рефлексивный подход [Текст] / Г.И.Давыдова, И.Н.Семенов // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования: Сб. статей / Под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. – М.–Ярославль: Ремдер, 2004. – С.112–130. – (Авторство не разделено).
24.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход в психологии развития самооценки [Текст] / Г.И.Давыдова // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования: Сб. статей / Под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. – М.–Ярославль: Ремдер, 2004. –С.124–130.
25.Давыдова Г.И. Теоретические и прикладные аспекты рефлексивной диалоготерапии [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Журнал практического психолога. – 2004. – №1. – С.93–107.
26.Давыдова Г.И. Рефлексивно–экзистенциальная парадигма в следственно–юридической практике [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Актуальные вопросы современной психологии: Сб. статей / Под ред. М.Н. Берулавы. – Сочи: НОЦ–РАО, 2004. – С.21–25. – (Авторство не разделено).
27.Давыдова Г.И. Информационно–психологическая безопасность русской молодежи: проблемы и рефлексия [Текст] / Г.И. Давыдова // Русская молодежь: Демографическая ситуация. Миграции: Сб. статей / Рук. коллектива, составитель Е.С. Троицкий. – М.: Граница, 2004. – С.192–198
28.Давыдова Г.И. Формирование самооценки и направленности личности школьника в рефлексивном диалоге с учителем / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Рефлексивно–организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении: Сб. материалов международного симпозиума / Под. ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТ и ГО МАГО, 2003. –С.140–150. – (Авторство не разделено).
29.Давыдова Г.И. Развитие личности учащихся в процессе формирования рефлексивно–диалогического взаимодействия в классе/ Т.Г. Болдина, Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Рефлексивно–организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении: Сб. материалов международного симпозиума / Под. ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТ и ГО МАГО, 2003. –С.150–162. – (Авторство не разделено).
30.Давыдова Г.И. Теоретические принципы экзистенциально–рефлексивного подхода в психотерапии / Г.И. Давыдова // Рефлексивно–организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении: Сб. материалов международного симпозиума / Под. ред. И.Н. Семенова, Т.Г. Болдиной. – М.: ИРПТ и ГО МАГО, 2003. –С.121–135.
31.Давыдова Г.И. Правда России или имитация решения российских проблем (рефлексивно–методологический анализ) [Текст] / Г.И. Давыдова // Русская нация и государство: Сб. статей / Рук. коллектива, составитель Е.С. Троицкий. – М.: Граница, 2002. – С.273–284.
32.Давыдова Г.И. Рефлексивная диалого–терапия: теория и практика [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Форум психиатрии и психотерапии. Научно–практический журнал. – Львов: Простiр-М, 2001. – Т.3. – С.58–63. – (Авторство не разделено).
33.Давыдова Г.И. Становление педагогической рефлексии в процессе развития творческой самоэффективности учителя [Текст] / Г.И. Давыдова, А.Б. Черенкова // Педагогические встречи: Альманах. – №1. – М.: ЮЗОУО, 2000. – С.48–51. – (Авторство не разделено).
34.Давыдова Г.И. Рефлексивно–психологическое обеспечение профилактики наркомании в школе [Текст] / Г.И. Давыдова, А.Б. Черенкова // Учитель–ученик: проблемы, поиски, находки: Тематический сборник. – №16. – сер. №2. – М.:ЮЗОУО, 1999 – C.64–67. – (Авторство не разделено).
35.Давыдова Г.И. Рефлексивно–психологические проблемы профессиональной переподготовки персонала в процессе социальной адаптации к современным условиям жизнедеятельности [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Психологические аспекты социальной работы: Сб. статей / Под ред. Т.А. Шиловой. – М.: СТИ ГАСБУ. – 1999. – С.114–120. – (Авторство не разделено).
36.Давыдова Г.И. Профориентация и рефлексивно–психологическое обеспечение социально–педагогических проблем занятости [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Профессиональный потенциал. Научно-методический журнал. – 1999. – №3 (7). – С.15–19. – (Авторство не разделено).
37.Давыдова Г.И. Социальная функция практического психолога в школе [Текст] / Г.И. Давыдова // Психологические аспекты социальной работы: Сб. статей / Под ред. Т.А. Шиловой. – М.: СТИ ГАСБУ 1999. –С.72–77.
38.Давыдова Г.И. Диалогическая коррекция образа «Я» личности подростков наркоманов [Текст] / Г.И. Давыдова // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества: Сб. статей / Ред.-составитель И.Н. Семенов. – М.: Логос, 1999. – С.44–46.
39.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогическая концепция построения философии и методологии инновационно–образовательной деятельности / Г.И. Давыдова // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества: Сб. статей / Ред.-составитель И.Н. Семенов. – М.: Логос, 1999. – С.7–9.
40.Давыдова Г.И. Рефлексивные механизмы становления психической саморегуляции личности / Г.И. Давыдова // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества: Сб. статей / Ред.-составитель И.Н. Семенов. – М.: Логос, 1999. – С.17–21.
41.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход к формированию у школьников умения учиться / Г.И. Давыдова, А.Б. Черенкова // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества: Сб. статей / Ред.-составитель И.Н. Семенов. – М.: Логос, 1999. – С.29–31. – (Авторство не разделено).
42.Давыдова Г.И. Диалогическое взаимодействие с учащимися как фактор развития творческого профессионализма педагога [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Prace naukowe. Wyzsza Szkota Pedagogiczna w Czestochowa. – Seria: Wychowanie techniczne / Pod. red. K. Tubielewicza. – 1999. – P. 225–231. – (Авторство не разделено).
43.Давыдова Г.И. Условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова) // Новые исследования в психологии. Научно-образовательный журнал. – 1991. – №1. – М.: Педагогика, 1991. – С.41–48.
44.Давыдова Г.И. Связь самооценки и направленности личности в младшем школьном возрасте [Текст] / Г.И. Давыдова // Новые исследования в психологии. Научно-образовательный журнал. – 1988. – №2. – М.: Педагогика, 1988. – С.131–139.
45.Давыдова Г.И. Методы определения уровня сформированности основных компонентов теоретического мышления у детей 7 лет [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова), А.З. Зак // Научный реферативный сборник: Педагогическая психология. Возрастная физиология. Школьная гигиена. Дефектология. –Вып.1 (31). – М., 1984. – С.21–31. – (Авторство не разделено).
46.Давыдова Г.И. Характеристика сформированности основных компонентов теоретического мышления у первоклассников в начале обучения [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова), А.З. Зак // Новые исследования в психологии. Научно-образовательный журнал. – 1984. – №1. – М.: Педагогика, 1984. – С.31–34. – (Авторство не разделено).
47.Давыдова Г.И. Развитие рефлексии у младших школьников [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова) // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сб. науч. трудов / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Изд.–во АПН СССР, 1983. – С.89–97.
48.Давыдова Г.И. Проблемы диагностики теоретического мышления при определении сформированности учебной деятельности [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова), А.З. Зак // Психология учебной деятельности: Сб. науч. трудов / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Изд.–во АПН СССР, 1982. – С.35. – (Авторство не разделено).
49.Давыдова Г.И. К вопросу о взаимосвязи основных компонентов теоретического мышления у младших школьников [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова), А.З. Зак, Л.Д. Прохонова // Психология формирования личности и проблема обучения: Сб. науч. Трудов / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Изд–во АПН СССР, 1980. – С.29–37. – (Авторство не разделено).
V. Тезисы докладов и материалы научных конференций
50.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогический подход в специальном образовании [Текст] / Г.И. Давыдова // Специальное образование XXI века: Сб. науч. материалов научно–практической конф. 23–24 января 2007 г. / Сост. Грибова О.Е. – М.: АПК и ППРО, 2008. – С.38–50.
51.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогическое взаимодействие с учащимися как фактор развития профессионализма педагога [Текст] / Г.И. Давыдова // Рефлексивные процессы и управление: Сб. материалов VI Международного симпозиума 10–12 октября 2007г. / Под ред. В.Е.Лепского – М.: Изд–во Когито Центр, 2007. – С.27–29.
52.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогическая модель развития субъекта: психотерапевтическая парадигма [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Рефлексивные процессы и управление: Сб. материалов VI Международного симпозиума 10–12 октября 2007г. / Под редакцией В.Е. Лепского – М.: Изд–во Когито Центр, 2007. – С.29–30. – (Авторство не разделено).
53.Давыдова Г.И. Социорефлексика как образовательная технология развития профессионального мышления будущих персонал–менеджеров [Текст] / Г.И. Давыдова // Современные тенденции и вопросы преподавания в туристском вузе: Сб. материалов и докладов II межрегиональной научно–практической конф. 8 февраля 2006г. / Под ред. Н.А. Барской [и др.] – Воскресенск, 2006. – С.41–45.
54.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогические технологии принятия управленческих решений [Текст] / Г.И. Давыдова //. Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно–практической конф. 12-14 октября 2006г. / Под ред. А.В. Карпова.– Ярославль, 2006. – Т.1. – С.138–141.
55.Давыдова Г.И. Социорефлексика развития творческого потенциала учебно–воспитательного процесса [Текст] / Г.И. Давыдова // Материалы ежегодной всероссийской научно–практической конф. психологов–практиков 10–13 февраля 2005г. / Под. ред. А.Н. Сукманюк. – Москва, 2005. – С.57–60.
56.Давыдова Г.И. Рефлексивно–диалогические основы психотерапии и психологического консультирования [Текст] / Г.И. Давыдова // Теория и практика личности в психологическом консультировании и психотерапии: Материалы Международной научно–практической конф. 17–19 мая 2005г. – Киев: Изд–во КМПУ им. Б.Д. Гринченка, 2005. – С.26–28.
57.Давыдова Г.И. Применение тренинговых технологий в рефлексивно–диалогическом подходе [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Теория и практика личности в психологическом консультировании и психотерапии: Материалы Международной научно–практической конф. 17–19 мая 2005г. – Киев: Изд–во КМПУ им. Б.Д. Гринченка, 2005. – С.28–30. – (Авторство не разделено).
58.Давыдова Г.И. Экзистенциально–диалогическое развитие сознания личности [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение: Сб. трудов Международной науч. конф. 9–12 сентября 2004г. / Под ред А.П. Романовой; сост.Л.В. Баева, П.Л. Карабущенко [и др.]. – Астрахань: Издательский дом Астраханский университет, 2004. – С.99–102. – (Авторство не разделено).
59.Давыдова Г.И. Методы рефлексивно–диалогического развития мышления и личности [Текст] / Г.И. Давыдова // Рефлексивные процессы и управление: Тезисы IV Международного симпозиума 7–9 октября 2003г. / Под ред. В.Е. Лепского. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – С.33–36.
60.Давыдова Г.И. Рефлексивно–психологический тренинг в профессиональном образовании [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии, педагогики, социального развития и профессионального образования: Материалы международного симпозиума 1–2ноября 2001г. / Отв. ред.-сост. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. – М.–Брянск, 2002. – С.170–183. – (Авторство не разделено).
61.Давыдова Г.И. Рефлексивно–методические основания психотерапевтической помощи наркоманам [Текст] / Г.И.Давыдова, И.Н. Семенов //Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии, педагогики, социального развития и профессионального образования Материалы международного симпозиума 1–2 ноября 2001г. / Отв. ред.-сост. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. – М.–Брянск, 2002. – С.133–155. – (Авторство не разделено).
62.Давыдова Г.И. Рефлексивно–психологическое направление психотерапевтического развития личности подростков [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Душевное здоровье человека – духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской научно–практической конф. по психотерапии и клинической психологии 18–22 июня 2002г. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2002. – С.204–205. – (Авторство не разделено).
63.Давыдова Г.И. Историко–культурный аспект психотерапии: рефлексивно–психологическое развитие философских взглядов Роджерса [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Феноменология искренности: к 100–летию К.Роджерса: Материалы международной научно–практической конф. 27–29 июня 2002г. / Под. ред. И.А. Слободянюка. – Винница: Подiлля–2000, 2002. – С.128–137. – (Авторство не разделено).
64.Давыдова Г.И. Рефлексивная культурадигма отношений системы организации психотерапевтической помощи наркоманам [Текст] / Г.И. Давыдова // Отношения в психотерапевтическом процессе: Материалы научно–практической конф. 30 июня – 2 июля 2000г. / Сост. И.А. Слободянюк [и др.]. – Винница: Континент–ПРИМ, 2000. – С.88–104.
65.Давыдова Г.И. Роль рефлексивной поддержки в психологической коррекции отношений личности [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Отношения в психотерапевтическом процессе: Материалы научно-практической конф. 30 июня – 2 июля 2000г. / Сост. И.А. Слободянюк [и др.]. – Винница: Континент–ПРИМ, 2000. – С.55–66. – (Авторство не разделено).
66.Давыдова Г.И. Метод диалогической коррекции отношений в профилактике наркологической зависимости у подростков [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Психология личности в кризисной ситуации: Материалы научно–практической конф. 14 апреля 2000г. /Под ред. Н.Т. Колесника. – М.: СТИ МГУС, 2001. – С.86–90. – (Авторство не разделено).
67.Давыдова Г.И. Профориентация и рефлексивно–психологическое решения социально–педагогических проблем занятости [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Профориентация и психологическая поддержка – новые возможности занятости: Сб. докладов Межрегиональной научно-практической конф. 8–9 июня 1999г. – М.: Триада, 1999. – С.120–126. – (Авторство не разделено).
68.Давыдова Г.И. Воспитание рефлексивной культуры учащихся в концептуальном пространстве школьного образования [Текст] / Г.И. Давыдова // Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможности периодизации: Тез. докладов Международной психологической конф. 17–20 ноября 1999г. – М.: РГГУ, 1999. – С.31–33.
69.Davydova G. Dialogigal orientation in pedagogy [Текст] /G.Davydova, I.Semenov// Adult Education. Warszawa–Torun 26–28 October 1998. – P. 97–104. – (Авторство не разделено).
70.Давыдова Г.И. Рефлексивная квалиметрия самооценки в образовательном процессе [Текст] / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Квалиметрия человека и образование: Проблемы измеримости образовательных стандартов и квалиметрического мониторинга образования: Материалы седьмого симпозиума 17–19 ноября 1998г. – М.: МГТА,1998. – С.123–127. – (Авторство не разделено).
71.Давыдова Г.И. Развитие творческого потенциала личности в игрорефлексике [Текст] / Г.И. Давыдова // Применение психологических знаний в практике управления: Материалы научно–практической конф. – Вып.2. –Уфа: БАПУ, 1997. – С.100–103.
72.Давыдова Г.И. Роль рефлексивной самооценки в развитии критического и творческого мышления [Текст] / Г.И. Давыдова // Психология сегодня: Материалы первой всероссийской научной конф. 16–18 марта 1996г. – Ежегодник РАО. – Т.2 – вып.3– М.: РПО, 1996. – С.99–100.
73.Давыдова Г.И. Становление рефлексивной структуры самооценки [Текст] / Г.И. Давыдова // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы Второй Всероссийской конф. Рефлексивные процессы и творчество 6–8июня 1995г. – Новосибирск: Экор, 1995. – С.137–152.
74.Davydova G. Self–concept development as personality reflection component [Текст] /G. Katrich (Davydova) //Abstracts XI th Biennial Meetings of ISSBD.– Minneapoles, Minnesota, U.S.A. July 3–7, 1991. – Р.281
75.Давыдова Г.И. Методические средства изучения регулятивных функций самооценки [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова), С.Ю. Степанов // Интеллектуальные системы и творчество: Методические рекомендации Всесоюзной конф. – Новосибирск: НГУ 1991. – С.102–108. – (Авторство не разделено).
76.Давыдова Г.И. Методика изучения регулятивных функций самооценки в творческом процессе [Текст]/ С.Ю. Степанов, Г.И. Катрич (Давыдова) // Интеллектуальные системы и творчество: Методтческие рекомендации Всесоюзной конф. – Новосибирск: НГУ, 1991. – С.99–102. – (Авторство не разделено).
77.Давыдова Г.И. Этапы становления рефлексивной способности и типов самооценки [Текст] / С.Ю. Степанов, Г.И. Катрич (Давыдова) // Интеллектуальные системы и творчество: Тез. докладов. – Ч.IV – Новосибирск: НГУ 1990. – С.126–129. – (Авторство не разделено).
78.Давыдова Г.И. Становление самооценки у младших школьников [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова) // Возрастная и педагогическая психология: Материалы YII Всесоюзного съезда Общества психологов 14–17 июля 1989г. – М.: Изд–во АПН СССР, 1989. – С.125
79.Давыдова Г.И. Методологические принципы исследования рефлексивной способности [Текст] / С.Ю. Степанов Г.И. Катрич (Давыдова) // Формы представления знаний и творческое мышление: Тез. докладов и сообщений Всесоюзного семинара 21–23 апреля 1989г. – Ч.II. – Новосибирск: НГУ, 1989. – С.67–71. – (Авторство не разделено).
80.Давыдова Г.И. Учет типологии самооценки младших школьников как одно из условий творческого решения воспитательных задач [Текст] / Г.И. Катрич (Давыдова) // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно–практической конференции 25–28 октября 1988г. – Секция Y: Детство и творчество. – М.: Изд–во АПН СССР, 1988. – С.119.