Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проведен историко-педагогический анализ проблемы становления и развития творческой компетентности будущего учителя на основе структурно-функционального анализа с применением системного, компетентностного, личностно-развивающего подходов; выявлены характер и тенденции исследований по названной проблеме на рубеже XX-XXI веков. В диссертации впервые системно представлены наиболее важные аспекты становления и развития творческой компетентности будущего учителя. В русле  системного подхода к исследованию проблемы рассмотрены: структура профессионально-творческой компетентности; система противоречий, тенденций, предпосылок, факторов, принципов, методов, педагогических условий совершенствования профессиональной педагогической подготовки специалистов; предложена системная модель  становления и развития творческой компетентности будущего учителя. В теорию и практику профессионального образования введено понятие "творческая компетентность учителя", которая используется в диссертации в качестве теоретического конструкта позволяющего разрешать противоречия между тенденцией к стандартизации и новыми требованиями к учителю, возникающие в условиях динамично меняющейся социальной ситуации развития образования в Российской Федерации.
  2. Разработана оригинальная концепция становления и развития творческой компетентности будущего  учителя в системе профессионального педагогического образования как новое научное обоснование повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
  3. Предложена модель оптимального функционирования системы педагогической профессионализации будущего учителя, ориентированной на становление и развитие его творческой компетентности на различных ступенях педагогического образования; уточнены характеристики обобщённой образовательной траектории и индивидуальных образовательных маршрутов будущих учителей с определённой профессионально-типологической принадлежностью.
  4. Определены критериально-уровневый аппарат, методы педагогической диагностики и процедуры их использования в процессе формирования и развития  творческой компетентности будущего учителя.
  5. Разработана авторская методика становления и развития творческой компетентности будущего учителя в системе педагогического  образования с учётом регионально-национального компонента, включая  содержание этапов педагогического процесса, комплекс новых методов и форм учебно-творческой деятельности.
  6. Выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена система педагогических условий становления и развития творческой компетентности будущего учителя, которая состоит из общепедагогических, частных и специфических      условий.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ:

1. Тутолмин, А.В. Динамика развития профессионально-творческой готовности студентов [Текст] /А.В.Тутолмин // Мир образования – образование в мире: Научно-методический журнал. – М., 2006. - № 2. – С. 93-103.

2. Тутолмин, А.В. Анализ динамики экспериментального развития профессионально-творческой готовности студентов-педагогов [Текст] /А.В.Тутолмин //Прикладная психология и психоанализ: Научный журнал – М.: Издательский Дом МПА - Пресс, 2006. - № 4. – С. 122 – 131.

3. Тутолмин, А.В. Профессиональная мозаика подготовки педагога для национальной

школы [Текст] /А.В.Тутолмин // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ: Научно-методический и психолого-педагогический журнал.– М., 2006.- № – С.3-8.

4. Тутолмин, А.В. Программа по музыке для школ с углублённым изучением устно-песенного фольклора [Текст] /А.В.Тутолмин //Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ: Научно-методический и психолого-педагогический журнал. - М., 2007. - № 2. – С.6-11.

5. Тутолмин, А.В. Организационно-методические условия развития профессионально-творческой компетентности педагога начального образования в ВУЗе [Текст] /А.В.Тутолмин //Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал Российской академии естествознания. – М., 2008. - №4. – С. 42-48.

6. Тутолмин, А.В. Теоретико-методологические основания исследования проблемы профессионально-творческой компетентности [Текст] /А.В.Тутолмин //Вестник Университета Российской академии образования. - М., 2008. - № 4 . - С. 51-56.

7. Тутолмин, А.В. Системный подход к изучению проблемы становления и развития творческой компетентности будущего учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Вестник Университета Российской академии образования. - М., 2009 - № 1. - С.

Монографии

8. Тутолмин, А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: методологические аспекты [Текст]: монография /А.В.Тутолмин. - М: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова, 2006. – 112 с.

9. Тутолмин, А.В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография /А.В.Тутолмин. - М: МГОПУ им. Шолохова. 2006. – 112 с.

10. Тутолмин, А.В. Формирование профессионально – творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента [Текст]: /А.В.Тутолмин. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко, 2006. – 250 с.

11.Тутолмин, А.В. Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников //П.А.Тутолмин-Линдт П.А., Тутолмин А.А., Тутолмин А.В. – Глазов: ГГПИ им. В.Г.Короленко, 2008. – 170 с.

Статьи

12. Тутолмин, А.В. Креативные психолого-педагогические технологии развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя на вузовской ступени непрерывного педагогического образования //Россия в современном мировом образовательном пространстве: Материалы Международной науч. – практ. конф. «Седьмые Есиповские чтения». – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. – 78-81.

13. Тутолмин, А.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента в образовании [Текст] / Т.В Сафонова, А.В.Тутолмин //Педагогические традиции народов: Известия Академии педагогических и социальных наук.– М.: Изд-во МПСИ, НПО «МОДЭК», 2006. Вып. 10. – С. 496-506. (доля авторского участия 50%).

14. Тутолмин, А.В. Этнопедагогическая транскрипция профессиональной подготовки учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Педагогика в этнокультурных традициях народа: Известия Академии педагогических и социальных наук.– М.: Изд-во МПСИ, 2003. – Вып. 7. - С. 229-234.

15. Тутолмин, А.В. Этнопедагогический аспект в профессионально-творческом становлении педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Педагогические традиции в этногенезе: Известия Академии педагогических и социальных наук. – М.: Изд-во МПСИ, 2004. - Вып. 8. – С. 292-300.

16.Тутолмин, А.В. Систематизирующие основания педагогического творчества [Текст]/А.В.Тутолмин //Творчество в педагогической деятельности: монографический сборник научных трудов.– Глазов: Изд-во ГГПИ, 1993. – Вып. 2. -С. 3-28.

17. Тутолмин, А.В. Педагогическое творчество и эстетическая чувственность [Текст] /А.В.Тутолмин //Творчество в педагогической деятельности: монографический сборник научных трудов.– Глазов: Изд-во ГГПИ, 1993. – Вып. 2. - С. 74-92.

19. Тутолмин, А.В Адаптивность и креативность в становлении творческой личности учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Адаптация личности в современном мире: сборник материалов международной научно-практической конференции.-М., 2008.-С.291-295

21. Тутолмин, А.В. Творческий потенциал в системе личностных потенциалов педагога [Текст] /А.В.Тутолмин // Проблемы школьной и вузовской педагогики: Межвузовский сборник статей. - Глазов, 1997. – С. 50-54.

22. Тутолмин, А.В. Психолого-педагогические факторы профессионально-творческого саморазвития личности учителя [Текст] /А.В.Тутолмин // Исследование проблем творчества: Сборник статей. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2000. – С. 63-66.

23. Тутолмин, А.В. Методологические основы формирования творческой готовности будущего учителя к педагогическому труду в современной школе [Текст] /А.В.Тутолмин // Вестник педагогического опыта: научно-методический журнал. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2002. – Вып. 17. – C 7-14.

24. Тутолмин, А.В. Профессиональная готовность учителя современной школы как интегральная характеристика его личности [Текст] /А.В.Тутолмин // Вестник педагогического опыта: научно-методический журнал. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2002. – Вып. 17. – С. 14-17.

25. Тутолмин, А.В. Готовность учителя к творческому педагогическому труду как один из элементов его профессиональной подготовки [Текст] /А.В.Тутолмин // Вестник педагогического опыта: научно-методический журнал. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2002. – Вып 17. – С. 17-23.

26. Тутолмин, А.В. Теоретическая модель оптимального функционирования процесса формирования творческой готовности учителя к педагогическому труду [Текст] /А.В.Тутолмин // Вестник педагогического опыта: научно-методический журнал. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2002. – Вып. 17. – С. 23-28

27. Тутолмин, А.В. Сопоставительный анализ возможностей, предоставляемых для воспитания творческой готовности к педагогическому труду учебными планами, программами факультетов Глазовского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко [Текст] /А.В.Тутолмин // Вестник педагогического опыта: научно- методический журнал. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2002. – Вып. 17. – С 23-29.

28. Тутолмин, А.В. Профессиональная мозаика подготовки специалиста педагогической квалификации для национальной школы [Текст] /А.В.Тутолмин //Акмеология: Методологические и методические проблемы /Под ред. Н.В.Кузьминой, Л.И.Дубровиной. – СПб.: Изд-во ЦСИ, 2005. – С. 223-231.

29. Тутолмин, А.В. Становление профессионально-творческой компетентности студента-педагога в контексте Образовательной программы «Школа 2100» [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. – М.: Баласс; Издательский Дом РАО, 2007. С. 61-63.

30. Тутолмин, А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. – М.: Баласс; Издательский Дом РАО, 2007. – С. 173-190.

31. Тутолмин, А.В. Экспериментальное обоснование педагогических условий воспитания готовности к профессионально-творческому труду у будущего педагога начальной школы [Текст] /А.В.Тутолмин //Инновации в современном образовательном пространстве: теория и опыт: сборник статей. - Глазов: ГГПИ, 2004. – С. 58-66.

32. Тутолмин, А.В. Исследование эффективности и надёжности метода педагогической виртуальности [Текст] /А.В.Тутолмин //Инновации в современном образовательном пространстве: теория и опыт: сборник статей. – Глазов: ГГПИ, 2004. – С. 34-42.

33.Тутолмин, А.В. Методика развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя //Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100». Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – С. 93-97.

34. Тутолмин, А.В. Педагог начального образования как фактор национальной безопасности [Текст] /А.В.Тутолмин // Проблемы подготовки педагога начального образования в системе непрерывного педагогического образования: сборник материалов научно-практической конференции. - Глазов, 2004. – С. 3-20.

35. Тутолмин, А.В. К вопросу о формировании культуры учебного труда будущего педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин // Достижения науки практики в деятельность образовательных учреждений: тезисы докладов. - Глазов, 2004. – С. 157-163.

36. Тутолмин, А.В. Разработка методики формирования педагогической интерпретации у будущего учителя на разных ступенях непрерывного педагогического образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы школьного и дошкольного образования: материалы региональной научно-практической конференции. – Глазов: ГГПИ, 2005. – С. 174-178.

37. Тутолмин, А.В. Профессионально-творческая подготовка педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Педагогическое образование в Удмуртской Республике: история, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвящённой 130-летию образования в Удмуртии. – Глазов: Издательство ГГПИ им. В.Г.Короленко, 2006. – С.87-92.

38. Тутолмин, А.В. Особенности становления профессионально-творческой компетентности педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Педагогическое образование в Удмуртской Республике: история, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвящённой 130-летию образования в Удмуртии. – Глазов: Издательство ГГПИ им. В.Г.Короленко, 2006. – С.93-111.

39. Тутолмин, А.В. Особенности становления профессионально-творческой компетентности педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин // Научное обозрение: научно-образовательный журнал. – М., 2006. – № 4. -С. 148-160.

40.Тутолмин, А.В. Педагогическая диагностика профессионально-творческой компетентности студента-педагога//Социально-экономические и научно-технические проблемы регионального развития. – Глазов. Изд. – во ГИЭИ. 2007. – с. 112-136.

41. Тутолмин, А.В. Методическое сопровождение стратегии понимающего образования на этапе развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования: Сборник научных статей. - Москва-Чебоксары, 2008. - С.138-141.

42.Тутолмин, А.В. Программно-методическое обеспечение развития профессионально-творческой компетентности педагога начального образования //Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования: Сборник научных статей. Выпуск 3. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2008. – С. 145-148.

43. Тутолмин, А.В. Методика развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя //Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования: Сб. науч. статей. Вып. 3. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2008. – С. 149-160.

Материалы выступлений на научных конференциях

44. Тутолмин, А.В. Дышетись лэн ужас этно-педагогической культураез лэн интыез [Текст] /А.В.Тутолмин // Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах: Материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 1995. – С. 57-59.

45. Тутолмин, А.В. Алгоритм формирования творческой активности учителя музыки [Текст] /А.В.Тутолмин //Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики: Материалы первых Есиповских чтений. – Глазов: ГГПИ, 1994.– С.98-100.

46. Тутолмин, А.В. Этнопедагогическая культура учителя начальных классов как фактор творческой деятельности [Текст] /А.В.Тутолмин //Человек в педагогической системе К.Д.Ушинского: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: Издательство КГПУ, 1995. – С. 143-145.

47. Тутолмин, А.В. Кружок музицирования как фактор творческого развития будущего учителя в условиях педвузовского образования [Текст] /А.В.Тутолмин // Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Издательство ЧГПУ. - 1994. – С. 130-131.

48. Тутолмин, А.В. Теоретические основы интегративно-алгоритмического подхода к исследованию творческого потенциала личности педагога [Текст] /А.В.Тутолмин //Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: ТГПУ, 1995. – С. 86-87.

49. Тутолмин, А.В. Этнопедагогическая культура учителя как фактор творческой деятельности [Текст] /А.В.Тутолмин // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность: материалы региональной научно–практической конференции. – Глазов, 1995. - С. 55-57.

50. Тутолмин, А.В. Концепция целостности научно-педагогической подготовки учителя начальных классов в системе: «педагогический колледж-институт-университет» [Текст] /А.В.Тутолмин //Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики: Материалы вторых Есиповских чтений. – Глазов: Издательство ГГПИ, 1996. - С. 107-109.

51. Тутолмин, А.В. Педагогическая технология рефлексивно-творческой подготовки будущего учителя в курсе «Введение в педагогическую профессию [Текст] /А.В.Тутолмин // Проблемы школьной и вузовской педагогики: материалы третьих Есиповских чтений. – Глазов: Издательство ГГПИ, 1997. – С. 107-109.

52. Тутолмин, А.В. Теоретические основы интегративно-алгоритмического подхода к подготовке учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы вузовской и школьной педагогики: материалы региональной научно–практической конференции. – Глазов: Издательство ГГПИ, 1999. – С. 1.

53. Тутолмин, А.В. Педагогические условия обеспечения профессионально-творческой компетентности будущего учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы школьного и дошкольного образования: материалы региональной научно-практической конференции. – Глазов: Издательство ГГПИ, 1999. – С.3-5.

54. Тутолмин, А.В. Педагогическая проницательность в труде учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы воспитания и подготовка будущего учителя к воспитательной работе в школе: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Глазов: Издательство ГГПИ, 2000. – С. 63-64.

55. Тутолмин, А.В. Системный подход как методологическая основа изучения, моделирования и формирования профессионально-творческой компетентности учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Издательство ЧГПУ, 2000. – С. 117-119.

56. Тутолмин, А.В. Динамика развития профессионально-творческой готовности студентов-педагогов [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы региональной научно-практической конференции. – Глазов: ГГПИ, 2004. – С. 103 -104.

57. Тутолмин, А.В. Теория научного образования в понимании С.И.Гессена [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы региональной научно–практической конференции. – Глазов: Издательство ГГПИ, 2005. – С. 49-50.

58. Тутолмин, А.В. Особенности становления творческой готовности педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Традиционные и инновационные формы, методы и технологии воспитания в образовательном процессе: Материалы региональной научно-практической конференции. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2005. – С. 77-79.

59. Тутолмин, А.В. Становление профессионально-творческой компетентности студента-педагога в контексте Образовательной программы «Школа 2100»//Проблемы подготовки учителя для современной российской школы. – Баласс: Изд. Дом РАО, 2007. – с.61-63.

60. Тутолмин, А.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя //Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2007. – с. 5-11.

61. Тутолмин, А.В. Воспитание творческой готовности к педагогическому труду у будущего учителя //Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2007. – с.89-98.

62. Тутолмин, А.В. Методика развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя //Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Девятой региональной научно-практической конференции. – Глазов: ГГПИ, 2007. – С. 57-58.

63. Тутолмин, А.В. Развитие профессионально-творческой компетентности студентов //Целостный педагогический процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.К.Енисеева. – Чебоксары: Изд.-во ЧГПУ, 2007. – с.287-288.

64. Тутолмин, А.В. Программа развития общих учебных умений в контексте развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя //Инновационные процессы в системе образования: Материалы Республиканской итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов ГОУ ВПО ГГПИ. – Ижевск: Буква, 2007. – С. 83-89.

65.Тутолмин, А.В. Авторская технология развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя //Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Десятой региональной науч.-практ. конф. «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – Глазов: Глазов. гос. пед ин-т, 2008 – С.46-47.

66. Тутолмин, А.В. Теоретико-методологические основания изучения профессионально-творческой компетентности учителя начальных классов [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов. Глазов. Гос. пед. ин-т, 2008. - С.25-28.

67. Тутолмин, А.В. Модель развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя - педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов: Глазов. Гос. пед. ин-т, 2008. - С.28-32.

68. Тутолмин, А.В. Методика развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя - педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов.: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. - С. 35-40.

69. Тутолмин, А.В. Организационно-педагогические условия развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов.: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. - С.41-43.

70. Тутолмин, А.В. Результаты экспериментальной проверки действенности авторской методики и эффективности педагогических условий развития профессионально-творческой компетентности будущего учителя - педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов.: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. - С.44-52.

71. Тутолмин, А.В. Характеристика уровнего проекта становления профессионально-творческой компетентности педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов.: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. - С.52-60.

72. Тутолмин, А.В. Методика исследования креативной эрудиции будущего учителя - педагога начального образования [Текст] /А.В.Тутолмин //Проблемы общего, дополнительного, профессионального образования: Материалы Одиннадцатой региональной науч. практ. конф. "Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений. - Глазов.: Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. - С.85-90.

Учебные и учебно-методические пособия:

73. Тутолмин, А.В. Педагогическая проницательность в труде учителя [Текст]: учебное пособие /А.В.Тутолмин. - Глазов: ГГПИ им. В.Г.Короленко, 2001. – 56 с.

74. Тутолмин, А.В. Дидактическое исследование [Текст]: учебно-методическое пособие /А.В. Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 1995. – 62 с.

75. Тутолмин, А.В. Программы курсов подготовки педагога-исследователя [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.П.Сокольников, А.В.Тутолмин. - М., 1997. – 92 с. (доля авторского участия 1/ 2).

76. Тутолмин, А.В. Вопрос-ответ [Текст]: учебно-методическое пособие /А.В.Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 1997. – 48 с.

77. Тутолмин, А.В. Педагогика творческого развития школьника [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В.Тутолмин Глазов: ГГПИ, 1997. – 48 с.

78. Тутолмин, А.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: методические рекомендации /А.В.Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 2001. – 52 с.

79. Тутолмин, А.В. Культура учебной деятельности [Текст]: методические рекомендации /А.В.Тутолмин. - Глазов: ГГПИ, 2005. – 88 с.

80. Тутолмин, А.В. Теоретико-методологические основы педагогики [Текст]: методические рекомендации /А.В.Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 2005.– 82 с.