Научная тема: «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДАПТИВНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. системный анализ наиболее распространенных  моделей представления и контроля знаний;
  2. систематизация и обобщение основных  методологических положений по представлению и контролю знаний в области информатики на основе адаптивных семантических моделей;
  3. разработка методики создания этих моделей, разработке 43 новых учебных моделей по основным дисциплинам профильной подготовки учителей информатики по специальности  030100;
  4. разработка принципов построения  и структуры оригинальной автоматизированной системы обучения и контроля знаний;
  5. создание методики использования этой системы, получении количественных оценок эффективности основных результатов диссертации.
Список опубликованных работ
Монография

1.Шихнабиева Т.Ш. Методология и методика представления и контроля знаний на основе адаптивных семантических моделей. – Махачкала, ДГПУ, 2008.- 140 с.

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК:

2.Шихнабиева Т.Ш. Один из способов представления учебной информации при дистанционной форме обучения. Вестник МГОУ, том № 7, М., 2005 -.С.195 – 196.

3.Шихнабиева Т.Ш. Технология и методика дистанционного обучения. Ж. Открытое образование № 4, 2005.- С. 201 - 202.

4.Шихнабиева Т.Ш. О семантическом подходе к представлению процесса обучения по дистанционной форме. Вестник МГОУ, том № 1 (18). - М.: Изд – во МГОУ, 2006.- С.164.

5.Шихнабиева Т.Ш. Модели процесса обучения сельских школьников// Педагогическая информатика. 2006. № 4. - С. 88 -92.

6.Шихнабиева Т.Ш. О методологии структуризации знаний в области информатики на основе адаптивных семантических образовательных моделей. Журнал “Педагогическая информатика”, №3, 2007. - С. 77 - 83. (статья поступила в редакцию журнала 20.12.2006 г.)

7.Шихнабиева Т.Ш. О методологии и методике представления и контроля знаний на основе адаптивных семантических моделей. Вестник МГОУ №3, 2008. - С. 204 – 213.

8.Шихнабиева Т.Ш. О представлении и контроле знаний в автоматизированных обучающих системах // Информатика и образование, № 10, 2008. - С.55 – 59.

9.Шихнабиева Т.Ш. Использование адаптивных семантических моделей для представления и контроля знаний и оценка его эффективности на примере педагогической информатики // Вестник МГОУ, 2008. № 4. С.157 – 166.

Статьи, опубликованные в журналах

и трудах научных конференций и симпозиумов:

10.Шихнабиева Т.Ш. Использование ИТ при профессиональной подготовке учителей. Тезисы IX Международной конференции ”Применение новых технологий в образовании”, Троицк, 1996. - С. 96.

11.Шихнабиева Т.Ш., Курбанмагомедов К.Д. К вопросу использования семантических сетей для моделирования процесса обучения и распознавания, Деп. в ВИНИТИ, М., 1997. - 15 с.

12.Шихнабиева Т.Ш. Использование семантических моделей при профессиональной подготовке учителей. Тезисы X Международной конференции ”Применение новых технологий в образовании”, Троицк, 1997. - С. 196.

13.Шихнабиева Т.Ш. Использование семантических моделей как средство активизации учебно – познавательной деятельности. Материалы Всероссийской научно – практич. конференции Арзамас, 1997. - С. 66 - 68.

14.Шихнабиева Т.Ш. Использование компьютерных семантических сетей при профессиональной подготовке учителей //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск, 1998. - С.189 – 191.

15.Луканкин Г.Л., Шихнабиева Т.Ш. Об инновационных процессах новых информационных технологий (НИТ) при подготовке учителей в педвузе. Материалы Международной научно-практической конференции, посв. 70-летию Алматинского гос.университета им. Абая, ч.I, Алматы, 1998.- C. 145 – 150.

16.Шихнабиева Т.Ш., Луканкин Г.Л. Применение технологий компьютерного обучения (ТКО) в педвузе. Материалы Международной научно-практической конференции, посв. 70-летию Алматинского гос.университета им. Абая, ч.II, Алматы,1998.С.186 – 189.

17.Шихнабиева Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения при подготовке учителей математики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 1999. – С. 79 – 81.

18.Шихнабиева Т.Ш. Использование ТКО при подготовке будущих учителей математики. Журнал “Математика в школе”, №3, 1999. – С.56.

19.Шихнабиева Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. Дисс. … канд.пед.наук., М.: 1999. 166 с.

20.Шихнабиева Т.Ш. О месте информатики в условиях многоуровневой системы обучения. Труды Международной конференции “Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах”.- М.: РАГС, 1999. – С. 315 – 317.

21.Шихнабиева Т.Ш. Одна из моделей процесса обучения по дистанционной форме. Труды Международной юбилейной конференции МПУ.- М., 2001.- С.58.

22.Османова И.М., Шихнабиева Т.Ш. О воспитании личности творческой и духовно богатой при обучении математике. Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и пед. вузов.-Вологда, 2001. С. 101 – 103.

23.Шихнабиева Т.Ш., Османова И.М. Использование информационных технологий при подготовке будущих учителей математики. Труды XXI Всероссийского семинара преподавателей университетов и педагогических вузов. СПб., 2002 - С 202 - 203.

24.Османова И.М., Шихнабиева Т.Ш. Формирование коммуникативных умений будущего учителя математики. Труды XXI Всероссийского семинара преподавателей университетов и педагогических вузов. СПб., 2002. - С. 78 - 79.

25.Шихнабиева Т.Ш. О некоторых вопросах повышения квалификации сельских учителей в области информатики. Материалы Всероссийского симпозиума “Информатизация сельских школ”, Анапа, 2005.- С. 199 – 203.

26.Шихнабиева Т.Ш. Модели представления знаний при обучении информатике. Материалы научно-практич.конф ”ДагИТО - 2005”, Махачкала, 2005. С.39. – 42.

27.Шихнабиева Т.Ш. Семантические модели как один из способов представления учебной информации при дистанционной форме обучения. Сборник научных трудов (серия: Наука – образованию). Выпуск первый, - М., 2005. С.20 -21.

28.Шихнабиева Т.Ш. Некоторые вопросы методики подготовки специалистов по дистанционной форме обучения. Материалы международной научно-практической и отчетно-выборной конференции "Информатизация образования - 2005", Елец. 2005. - С. 123 – 125.

29.Шихнабиева Т.Ш. Семантическая структуризация учебных задач по информатике. Материалы научно-практической конференции ”ДагИТО - 2006”, Махачкала, 2006. - С.33 – 36.

30.Шихнабиева Т.Ш. О методике представления и контроле знаний при дистанционной форме обучения. Материалы Всероссийской научно-методической конференции “XX лет школьной и вузовской информатики”, Нижний Новгород, 2006. - С. 238 – 239.

31.Шихнабиева Т.Ш. О разработке электронных образовательных средств для учителей информатики. Труды Всероссийского научно – методического симпозиума “Информатизация сельских школ”, Анапа, 2006. - С. 364 - 366.

32.Шихнабиева Т.Ш. Использование адаптивных семантических моделей в обучении. Материалы Международной научно-практической конференция «Информационные технологии в образовании» («ИТО-Черноземье-2006»). Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Информатика и информатизация образования”, № 2 (7) 2006.С. 192 – 196.

33.Шихнабиева Т.Ш. Адаптивные семантические модели в обучении информатике. Материалы XVIII Международной Интернет – конференции молодых ученых и студентов (МИКМУС – 2006) ИМАШ РАН, М., 2006. - С.162.

34.Шахбанов Ш.Н., Шихнабиева Т.Ш. Система автоматизированного контроля знаний учащихся. Труды Всероссийского научно – методического симпозиума “Информатизация сельских школ”, Анапа, 2006. - С. 301 - 303.

35.Шихнабиева Т.Ш. О необходимости модульного представления и структуризации знаний в системах обучения информатике. Материалы научно-практической конференции ”ДагИТО - 2006”, Махачкала, 2006. - С.43 – 52.

36.Шихнабиева Т.Ш. О структуризации знаний в системах обучения информатике. Информатизация педагогического образования: материалы международной научно – практической конференции, часть II, Екатеринбург, 2007. - С. 148 – 155.

37.Шихнабиева Т.Ш. О представлении знаний по информатике в виде адаптивных семантических образовательных моделей //. Труды научно – практической конференции МГГУ им. М.А.Шолохова. М., 2008. – С. 79 – 90.

38.Шихнабиева Т.Ш. О некоторых направлениях использования адаптивных семантических моделей при обучении информатике. Материалы Международной научно- практической конференции “ИТО - 2007”, Калуга, 2007. С. 189 – 195.

39.Шихнабиева Т.Ш. Применение адаптивных семантических моделей в обучении математике и информатике.//Материалы Всероссийской конференции “Информационные технологии в образовании”. Тула, 2007. С. 176 – 181.

40.Шихнабиева Т.Ш. О необходимости структуризации знаний в системах обучения информатике. //Материалы XVIII Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”. Троицк, Московская область, 2007. - С. 231 – 233.

41.Шихнабиева Т.Ш. О структуризации знаний в области информатики на основе адаптивных семантических образовательных моделей. Труды XIII Всероссийской научно – методической конференции “Телематика ‘2007”, Том 1. С.279 – 283.

42.Шихнабиева Т.Ш. Об использовании семантических моделей в обучении и контроле знаний по информатике. Материалы XVII Международной конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2007»), М., 2007. – С.234 – 236.

43.Шихнабиева Т.Ш. О подготовке будущих учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Материалы Республиканской научно-практической конференции ”ДагИТО - 2007”, Махачкала, 2007. - С. 9-16.

44.Шихнабиева Т.Ш. Смешанные технологии подготовки учителей информатики с использованием семантических адаптивных образовательных моделей // Труды Всероссийского научно-методического симпозиума «СКО – 2007», п. Дивноморское Краснодарского края, 2007. - С. 103 – 105.

45.Шихнабиева Т.Ш. О необходимости структуризации знаний в системах обучения. Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2008.- С.123 – 129.

46.Шихнабиева Т.Ш. О формировании знаний будущих учителей информатики при использовании АОС КАСПИЙ. Материалы Всероссийской научно – практической конференции, - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - С. 125 – 128.

47.Шихнабиева Т.Ш., Мурсалова Э.Т. Педагогические возможности автоматизированной обучающей системы “Каспий” в обучении. Материалы Республиканской научно-практической конференции ”ДагИТО - 2007”, Махачкала, 2007. - С. 29-33.

48.Шихнабиева Т.Ш. Методика формирования знаний в обучающей системе КАСПИЙ.//Труды Всероссийского научно-методического симпозиума «СКО – 2008». Славянск – на – Кубани, 2007. - С. 156 – 161.

49.Шихнабиева Т.Ш. Об использовании семантических моделей в обучении и контроле знаний по информатике // Материалы XVII Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2007), М., С. 135- 139.

50.Шихнабиева Т.Ш. Методика формирования знаний по информатике в автоматизированной обучающей системе КАСПИЙ // Материалы Всероссийской научно – методической конференции “Информатизация образования - 2008”. – Славянск – на – Кубани, 2008. С. 120 – 125.

51.Шихнабиева Т.Ш. Представление и контроль знаний в автоматизированной обучающей системе “КАСПИЙ”// Труды V Всероссийского научно – методического симпозиума «Информатизация сельских школ”, Анапа, 2008.- С. 66 – 72.

52.Шихнабиева Т.Ш., Булаева Н.М., Гусейнова Н.О. Экспертная система на основе адаптивных семантических моделей обучения экологии. Труды V Всероссийского научно – методического симпозиума «Информатизация сельских школ”, Анапа, 2008.- С. 257 – 262.

53.Булаева Н.М., Шихнабиева Т.Ш. Использование ГИС – технологий в высшем профессиональном образовании. // Материалы Всероссийской научно – методической конференции “Информатизация образования - 2008”. – Славянск – на – Кубани, 2008. - С. 68 – 71.

54.Шихнабиева Т.Ш. О функциональных возможностях автоматизированной обучающей системы КАСПИЙ. // Материалы Всероссийской научно – практической конференции “Информационные технологии в высшей и средней школе”. Нижневартовск, 2008. С. 119 -124.

Учебно-методические публикации:

55.Багиров И.Г., Шихнабиева Т.Ш., Роль домашних контрольных в организации самостоятельной работы студентов по информатике. Махачкала, ДГПИ 1991. – 26 с.

56.Багиров И.Г., Шихнабиева Т.Ш., Биология и информатика: межпредметные связи (методические рекомендации). Махачкала, ДГПИ 1991. – 23 с.

57.Шихнабиева Т.Ш., Алиев М.А., Багиров И.Г., Эсетов Ф.А Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по информатике и автоматике для студентов математического и физического факультетов. - Махачкала, 1994. - 36 с.

58.Шихнабиева Т.Ш. Методическое пособие для преподавателей информатики “Методика создания и использования адаптивных семантических моделей в области информатики”. – Махачкала, 2008. – 32 с.