- обоснована целесообразность совместного моделирования личностной и деятельностной сторон общения в учебной деятельности школьников как таковой и по овладению иноязычным общением, в частности, что позволило: а) расширена и дополнена сущность понятия коллективной учебной деятельности в группе и показано ее место в общей системе организационных форм учебного процесса в средней школе; б) доказано, что коллективная учебная деятельность в группе по своему компонентному составу и факторам ее организации адекватна общению и является организационной формой овладения иноязычным общением и развития учащихся как субъектов учебной деятельности и общения;
- разработана концептуальная базовая модель коллективной учебной деятельности в группе по овладению иноязычным общением, которая представляет собой сложное системное трехступенчатое образование, включающее: а) социокультурную среду протекания коллективной учебной деятельности, б) коллективный субъект и в) его сотруднические перцептивно-речевые взаимодействия. В ней также содержатся факторы, организующие перечисленные компоненты на достижение результата коллективной учебной деятельности, и средства, с помощью которых учитель и учащиеся как равноправные участники осуществляют организационный процесс;
- созданы четыре типа организационных форм коллективной учебной деятельности в группе, их виды и варианты, как результат реализации базовой модели на разных этапах овладения иноязычным общением и организации коллективной учебной деятельности на решение системы репродуктивных, поисковых и творческих учебных и речевых задач;
- разработана система организационных форм коллективной учебной деятельности в группе, которая специально организована на овладение учащимися иноязычным общением и методически оснащена комплексом средств для ее реализации в разных условиях овладения иноязычным общением учащимися общеобразовательной школы. Система адаптирована к младшей, средней и старшей ступеням обучения и представлена в виде адекватных им подсистем.
1.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность как организационная форма овладения иноязычным общением: монография. — Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. – 81 с.
2.Куклина С.С. Система организации форм коллективной учебной дея-тельности в группе для овладения учащимися иноязычным общением: монография. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. - 209 с.
Статьи, опубликованные в ведущих
рецензируемых научных журналах и изданиях.
3.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения // Иностранные язы-ки в школе. - 1998. - № 5. - С. 11-17.
4.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 58-61.
5.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на за-вершающих этапах овладения иноязычным общением // Иностран-ные языки в школе. - 2000. - № 6. - С. 38-41.
6.Куклина С.С. Диалог культур становится реальностью // Иностран-ные языки в школе. - 2002. - № 6. - С. 82-86.
7.Куклина, С.С. Ролевая работоспособность как одно из качеств кол-лективного субъекта по овладению иноязычным общением // Вест-ник Университета Российской Академии образования. – 2008. - №1 (39). – С. 93-96.
8.Куклина, С.С. Позиционная целеустремленность как одно из качеств коллективного субъекта по овладению иноязычным общением // Казанский педагогический журнал. – 2008. - №5 (59). – С. 56-60.
9.Куклина, С.С. Количественный состав коллективного субъекта на этапе формирования навыков иноязычного общения // Вестник Вят-ского государственного гуманитарного университета. – 2008. - № 2 (1). - С. 135-138.
10.Куклина, С.С. Комплекс средств организации коллективной учеб-ной деятельности по овладению чтением на английском языке // Иностр. языки в школе. – 2008. - №6. – С. 27-32.
Учебно-методические пособия и методические рекомендации
11.Куклина С.С. Методические рекомендации по организации процесса формирования лексических навыков говорения на разных ступенях обу-чения английскому языку в средней школе. - Киров: изд-во КГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 45 с.
12.Куклина С.С. Семинарские занятия по теоретическим основам методи-ки обучения иностранным языкам в средней школе: методические реко-мендации. - Киров: изд-во КГПИ им. В.И. Ленина, 1989. - 24 с.
13.Куклина С.С., Долгушева Н.Г. Комплексы упражнений для обучения различным видам чтения на английском языке в средней школе: методи-ческие рекомендации. - Киров: изд-во ВГПУ, 1995. - 32 с. (в соавт.).
14.Куклина С.С. Методические рекомендации по организации коллектив-ной учебной деятельности при овладении грамматикой английского язы-ка в 11 классе средней школы. - Киров: изд-во ВГПУ, 1996. – 26 с.
15.Куклина С.С. Организация коллективной учебной деятельности в речевых группах при обучении чтению на английском языке старшеклассников: мето-дические рекомендации. - Киров: изд-во ВГПУ, 1996. – 42 с.
16.Куклина С.С. Организация коллективной учебной деятельности в речевых группах на завершающих этапах овладения устной формой иноязычного общения: методические рекомендации. - Киров: изд-во ВГПУ, 1996. - 51 с.
17.Куклина С.С. Организация коллективной учебной деятельности на уроках иностранного языка в средней школе: учебно-методическое по-собие. - Киров: изд-во ВГПУ, 1998. - 131 с.
18.Куклина С.С., Татаринова М.Н. Организация индивидуального управляемого чтения научно-методической литературы. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2004. - 36 с. (в соавт.).
Научные статьи:
19.Куклина С.С., Кимеева О.А. Организация самостоятельной работы уча-щихся в условиях коллективной учебной деятельности на уроках анг-лийского языка в старших классах средней школы // Организация вне-классной работы по иностранным языкам в школе и вузе: Межвузовский сборник. Киров: изд-во КГПИ им. В.И. Ленина, 1992. - С. 39-23. (в соавт).
20.Куклина С.С. Лексические трудности и пути их преодоления в ком-плексе упражнений для формирования лексических навыков говорения // Оптимизация процесса обучения иностранным языкам в средней шко-ле. – Екатеринбург: изд-во СГПИ, 1994. - С. 30-36.
21.Куклина С.С. Вопросы организации коллективной учебной деятельно-сти на уроках иностранного языка в средней школе // Вопросы романо-германской филологии и методов преподавания иностранных языков в вузе. Т. 2. - Киров: изд-во ВГПУ, 1995. - С. 8-15.
22.Куклина С.С. О создании групп для коллективной учебной деятельно-сти на уроках иностранного языка в средней школе // Совершенствова-ние преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1996. - С. 46-54.
23.Куклина С.С. Организационные формы коллективной учебной деятель-ности на разных этапах овладения иноязычным общением в средней школе // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1996. - С. 55-65.
24.Куклина С.С., Татаринова М.Н. Реализация принципов развивающего обучения в процессе коллективной учебной деятельности по овладению иноязычным общением в средней школе // Совершенствование препода-вания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1996. - С. 35-41. (в соавт).
25.Куклина С.С. Подготовка студентов факультета иностранных языков к организации коллективной учебной деятельности школьников // Вестник Вятского педуниверситета. Дидактика. - Киров: изд-во ВГПУ, 1997. - Вып. 1. - С. 10-12.
26.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе как органи-зационная форма овладения иноязычным общением // Совершенствова-ние преподавания иностранных языков в школе и в вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1997. - Вып. 2. - С. 9-16.
27.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе как средство формирования субъекта иноязычного общения // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1997. - Вып. 2. - С. 16-24.
28.Куклина С.С., Вшивцева И.П. Приемы развития умений учебного взаи-модействия в группе на уроках английского языка во 2-м классе // Со-вершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1998. - Вып. 2. - С. 33-37. (в соавт).
29.Куклина С.С. Коллективный субъект и его организация для овладения иноязычным общением в средней школе // Совершенствование препода-вания иностранных языков в школе и в вузе. - Киров, ВГПУ, 1998. - Вып. 3. - С. 13-19.
30.Куклина С.С., Хромушина М.Н. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования грамматических навыков чтения в стар-ших классах средней школы // Совершенствование преподавания ино-странных языков в вузе и в школе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1998. - Вып. 3. - С. 31-35. (в соавт).
31.Куклина С.С. Учебная деятельность школьников по овладению ино-язычным общением // Совершенствование преподавания иностранных язы-ков в школе и в вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1998. - Вып. 3. - С. 65 72.
32.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе как средство овладения интеракционным способом иноязычного общения // Совер-шенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе: Сборник научно-методических трудов. - Киров: изд-во ВГПУ, 1999. - Вып. 4. - С. 19-27.
33.Куклина С.С. Управление коллективной учебной деятельностью в группе по овладению иноязычным общением на старшей ступени обу-чения английскому языку в средней школе // Совершенствование препо-давания иностранных языков в школе и в вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1999. - Вып. 4. - С. 27-39.
34.Куклина С.С., Греку Ю.В. Американская технология кооперативного учения и принципы ее организации // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 1999. - Вып. 4. - С. 13-19. (в соавт).
35.Куклина С.С. Специфика организации коллективной учебной деятель-ности в группе на занятиях по английскому языку в вузе // Вестник Вят-ского госпедуниверситета. Киров: изд-во ВГПУ, 1999. - № 2. - С. 87-89.
36.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе как средст-во овладения информационным способом общения // Совершенствова-ние преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 2000. - Вып. 5. - С. 36-46.
37.Куклина С.С. Совместная учебная деятельность как одна из форм овла-дения иноязычным общением // Совершенствование преподавания ино-странных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 2000. - Вып. 5. - С. 46-54.
38.Куклина С.С., Прозорова Т.Г. Подготовка студентов факультета ино-странных языков к применению коллективной учебной деятельности в группе в ходе чтения научно-методической литературы // Совершенст-вование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 2000. - Вып. 5. - С. 54-60. (в соавт).
39.Куклина С.С. Коллективная деятельность как фактор организации со-циокультурной среды общения // Совершенствование преподавания ино-странных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 2001. - Вып. 6. - С. 42-51.
40.Куклина С.С. Овладение средствами иноязычного общения в коллек-тивной учебной деятельности в группе // Совершенствование препода-вания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 2001. - Вып. 6. - С. 51-62.
41.Куклина С.С., Ткаченко О.А. Коллективная учебная деятельность в группе для обучения дискуссионной форме иноязычного общения // Со-вершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВГПУ, 2001. - Вып. 6. - С. 72-75. (в соавт).
42.Куклина С.С. Американские технологии кооперативного учения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Ки-ров: изд-во ВятГГУ, 2002. - №6. - С. 139-143.
43.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность как организацион-ная форма овладения иноязычным общением в средней школе // Про-блемы иноязычного образования. - Липецк: изд-во ЛГПУ, 2002. - Вып. 11, ч. 2. - С. 39-44.
44.Куклина С.С., Бузикова С.К. Коллективная познавательная деятель-ность старшеклассников на этапе обучения иноязычному общению // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2002. - Вып. 7. - С. 13-18. (в соавт).
45.Куклина С.С. Критерии отбора и организации качественного состава коллективного субъекта для овладения иноязычным общением // Со-вершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2002. - Вып. 7. - С. 48-58.
46.Куклина С.С. Средства отбора и организации коллективного субъекта для овладения иноязычным общением // Совершенствование преподава-ния иностранных языков в вузе и школе. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2002. - Вып. 7. - С. 58-66.
47.Куклина С.С. Организация сотруднических взаимодействий школьни-ков на уроках иностранного языка в средней школе // Технологии со-вершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов, посвященных 60-летию Рос-сийской академии образования / под ред. Р.Ш. Маликова. - Казань: изд-во КГУ, 2003. - С. 243-247.
48.Куклина С.С. Типология организационных форм коллективной учеб-ной деятельности для овладения иноязычным общением // Совершенст-вование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2003. - Вып. 8. - С. 47-56.
49.Куклина С.С. Репродуктивный тип коллективной учебной деятельно-сти для формирования навыков иноязычного общения // Совершенство-вание преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2003. - Вып. 8. - С. 56-67.
50.Куклина С.С., Журавлева О.А. Использование коллективной учебной деятельности для обучения студентов письменной речи // Совершенст-вование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2003. - Вып. 8. - С. 41-47. (в соавт).
51.Куклина С.С., Воронцова Т.Н. Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма технологии мастерских на этапе со-вершенствования навыков иноязычного общения // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических трудов. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2004. - Вып. 9. - С. 19 25. (в соавт).
52.Куклина С.С. Репродуктивно-поисковый тип коллективной учебной деятельности для совершенствования навыков иноязычного общения // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических статей. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2004. - Вып. 9. - С. 48-59.
53.Куклина С.С. Поисково-творческий тип коллективной учебной дея-тельности для развития умений иноязычного общения // Совершенство-вание преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических статей. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2004. - Вып. 9. - С. 59-70.
54.Куклина С.С. Базовая модель как организованная основа коллективной учебной деятельности по овладению иноязычным общением // Техноло-гии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Р.Ш. Мали-кова. - Казань: изд-во КГУ, 2004. - С. 295-299.
55.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность как феномен // Со-вершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических статей. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2005. - Вып. 10. - С. 45-52.
56.Куклина С.С. Подсистема организационных форм коллективной учеб-ной деятельности на младшей ступени обучения иноязычному общению // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и ву-зе: Сборник научно-методических статей. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2005. - Вып. 10. - С. 52-62.
57.Куклина С.С. Творческий тип коллективной учебной деятельности по овладению иноязычным общением // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: Теория и практика / Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию Казани / под ред. З.Г. Нигматова, В.Ш. Маликова. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. - Вып. 5. - С. 293-295.
58.Куклина С.С. Образцы материалов для реализации подсистемы органи-зационных форм коллективной учебной деятельности на младшей сту-пени обучения // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических статей. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2006. - Вып. 11. - С. 17-22.
59.Куклина С.С. Подсистема организационных форм коллективной учеб-ной деятельности на средней ступени обучения иноязычному общению // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и ву-зе: Сборник научно-методических статей. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2005. - Вып. 11. - С. 22-28.
60.Куклина С.С. Средства организации и управления сотрудничеством школьников при овладении иноязычным общением // Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе: Межвузовский сборник научных статей. - Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. - С. 150-160.
61.Куклина С.С. Средства организации коллективной учебной деятельно-сти в группе по овладению иноязычным общением // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических статей. – Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. - Вып. 12– С. 37-49.
62.Куклина С.С., Широнина Н.С. Специфика использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка в средней школе // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе: Сборник научно-методических статей. – Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. - Вып. 12. – С. 49-55. (в соавт).
63.Kuklina, S.S., N. Butler, W.A. Kritsonis, K.G. Griffith. Learning Tools for Overcoming Difficulties in Structuring Cooperative Activities in EFL Classrooms, // The Lamar University Electronic Journal of Student Research. – Spring 2008. – Vol.7. - <dept. lamar.edu / lustudentjnl /current / 20 edition> (в соавт).
Материалы и тезисы докладов на научных конференциях:
64.Куклина С.С. Групповая работа как одна из эффективных форм обуче-ния практической грамматике английского языка на II курсе языкового вуза // Вятская земля в прошлом и настоящем: Тезисы докладов и сооб-щений II научной конференции. - Киров: изд-во КГПИ им. В.И. Ленина, 1992. - С. 258-259.
65.Куклина С.С. Организация коллективной учебно-познавательной дея-тельности на уроках английского языка в старших классах средней шко-лы: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции «Современные средства и методы обучения иностранным языкам». - Пя-тигорск: изд-во ПЛУ, 1995. - С. 152-153.
66.Куклина С.С. Организация коллективной учебной деятельности стар-шеклассников при чтении английской литературы // Тезисы докладов международной научной конференции «Английская литература в кон-тексте мирового литературного процесса». - Киров, 1996. - С. 163-165.
67.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность как средство созда-ния психологически благоприятного климата для овладения иноязыч-ным общением // Тезисы докладов научно-практической конференции «Деятельностный подход в обучении студентов». - Часть 2. - Киров: изд-во ВГПУ, 1997. - С.52-53.
68.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе как средство подготовки учащихся к межкультурной коммуникации на иностранном языке // Образование, язык, культура на рубеже XX-XXI: Материалы международной научной конференции (22-25 сентября 1998 г.). Часть 1. - Уфа: изд-во БГПУ, 1998. - С. 153-155.
69.Куклина С.С. Развитие иноязычных способностей учащихся в ходе кол-лективной учебной деятельности в группе по овладению изучающим чтением на английском языке //Актуальные проблемы сопоставительно-го языкознания и межкультурной коммуникации: Материалы межрегио-нальной конференции. - Уфа: БГПУ, 1999. - С. 139-142.
70.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе как ведущая организационная форма овладения иноязычным общением в средней школе // Актуальные проблемы иноязычного образования в России в XXI веке: Материалы международной научно-методической конферен-ции. - Ч.2. – Воронеж: изд-во ВГУ, 2000. - С. 132-133.
71.Куклина С.С. Пути включения студентов в диалог культур на иностран-ном языке // Провинция: процесс международной интеграции в XXI ве-ке: Материалы международной научно-практической конференции. - Киров: изд-во ВСЭИ, 2001. - С.254-255
72.Куклина С.С. Организация социокультурной среды протекания коллек-тивной учебной деятельности по овладению иноязычным общением // Проблемы современного языкового образования: Доклады и тезисы док-ладов на международной научной конференции 27-29 марта 2003г. - в 2-х томах. Том П. - Владимир: изд-во ВГПУ, 2003. - С. 113 116.
73.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность как организационная форма диалога культур // Становление сознания специалиста: междис-циплинарный диалог: Материалы Российско-Белорусской научно-теоретической конференции (Россия, г. Киров, 2-4 апреля 2003 г.). - Ки-ров: изд-во ВятГГУ, 2003. - С. 415-416.
74.Куклина С.С. Система организационных форм коллективной учебной деятельности для овладения иноязычным общением // Материалы пер-вой Всероссийской научно-практической конференции: Теория и методи-ка обучения иностранным языкам в свете межкультурной коммуникации / отв. ред. О.Ф. Родин. - Часть 2. - Нижний Тагил, 2004. - С. 23-27.
75.Куклина С.С. Сотрудническое взаимодействие как функциональная единица коллективной учебной деятельности // Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в школе и в вузе в свете личностно-ориентированной парадигмы: Материалы междуна-родной научно-практической конференции. г. Киров, 14-15 февраля 2007. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. - С.17-22.
76.Куклина С.С. Организация коллективной учебной деятельности в груп-пе с использованием структур Mastery Learning на этапе формирования навыков иноязычного общения // Материалы международной научно-практической конференции. г. Киров, 14-15 февраля 2007. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. - С. 57-59.
77.Куклина С.С. Организаторская деятельность учителя для включения школьников в сотрудничество при овладении иноязычным общением //Лингвистические основы межкультурной коммуникации: Сборник ма-териалов международной научной конференции. г. Нижний Новгород, 20-21 сентября 2007 г. – Нижний Новгород: изд-во ГОУ ВПО НГЛУ, 2007.- С.168-170.
78.Kuklina S.S. Strategies for Getting EFL Students to Discuss Uncomfortable Topics // New Trend: International Simposium on the Future of Cultural Creativity. – Kaohsiung. Taiwan R.O.C.: Shih Chien University, 2008. – V. 12/5. – P. 22-25.