Научная тема: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРО-ЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. в учебный процесс вузов физической культуры внедрен новый метод активного обучения - исследовательско-эвристические игры, позволяющие формировать профессионально - творческую личность студента - будущего специалиста;
  2. в программу подготовки специалистов вузов физической культуры внедрен новый класс учебных задач, решение которых способствует разрешению сложных профессиональных проблем, с использованием процессов творчества и воображения;
  3. реализована в учебном процессе модель активной познавательной деятельности студентов, на основе системы взаимосвязанных модулей: модульно-компьютерного, модульно-проблемного, модульно-блочного, модульно-проективного обучения;
  4. реализованы педагогические условия формирования творческого мышления будущих специалистов сферы физической культуры и спорта, в структуре которых: учет особенностей развития продуктивного мышления; реализация нового класса учебных задач, основанных на профессиональных ситуациях и индивидуальных особенностях обучающихся, активизация педагогов на использование в учебной деятельности различных компонентов творчества и воображения; создание специфической эмоциональной атмосферы взаимодействия в системе «студент - педагог», «студент - студент»;
  5. получены, посредством внедрения исследовательско-эвристических игр, новые данные позволяющие проектировать различные типы учебной творческой познавательной деятельности, способствующих, в свою очередь формированию продуктивной профессионально - компетентной деятельности будущих специалистов сферы физической культуры и спорта.
Список опубликованных работ
Монография

1.Воробьева, Е.В. Формирование творчества и воображения специалистов в области физической культуры и спорта через учебные задачи и исследовательско-эвристические игры / Е.В. Воробьева – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2007. – 134 с.

2.Воробьева, Е.В. Формирование творчества и воображения в учебной дея-тельности / Е.В. Воробьева. – М.: Физическая культура, 2008. – 202 с.

Научные статьи

в журналах, аккредитованных ВАК

3. Воробьева, Е.В. Технология проектов как одно из инновационных направ-лений в подготовке специалистов среднего звена / Е.В. Воробьева // Теория и практи-ка физ. культуры. – 2003. – № 9. – С. 6-7.

4. Воробьева, Е.В. Технология модульно-блочного обучения в формировании творчества и воображения специалиста / Е.В. Воробьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2005. – № 4 (44). – С. 250-254.

5. Воробьева, Е.В. Состояние компонентов креативного мышления студентов как педагогическая проблема / Е.В. Воробьева // Теория и практика физ. культуры. – 2006. - № 6. - С. 15-17.

6. Воробьева, Е.В. Применение модульно-блочной технологии как условие оптимизации процесса подготовки специалистов профильных вузов к организации тренировочной и соревновательной деятельности / Е.В. Воробьева // Вестник спор-тивной науки. – 2006. – № 1. – С. 37-42.

7. Воробьева, Е.В. Проблемное обучение как основа профессионального об-разования на современном этапе / Е.В. Воробьева // Вестник Иркутского государст-венного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 134-138.

8.Воробьева, Е.В. Ученые задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта / Е.В. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. - № 4. – С. 25-28.

9.Воробьева, Е.В. Исследовательско – эвристические игры, как модель творче-ской деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта /Е.В. Воробьева // Вестник спортивной науки. – 2008. - № 2. – С. 49-53.

Научные работы

10. Воробьева, Е.В. Комплексный подход к использованию проблемного обу-чения и элементов деловых игр в учебном процессе дисциплин «Теория и методика физической культуры. Теория спорта» / Е.В. Воробьева // Физкультура, образование, спорт: юбилейный сб. трудов ученых РГАФК. – М., 1998. – Т. 3. – С. 136- 140.

11. Воробьева, Е.В. Обучение спортивному плаванию студентов по методике «от модели объекта» к «модели проекта» / Е.В. Воробьева, А.А. Григорьев // Совре-менные проблемы развития системы физкультурного образования: материалы Регион. науч.- практ. конф., посвящ. 55-летию образования ИТФК (4 – 5 ноября 2002 г.) / Ир-кутский техникум физической культуры. – Иркутск, 1998. – С. 40-44.

12. Воробьева, Е.В. Концептуальные направления развития физкультурного образования в Иркутской области / Н.П. Лин-Бей, Е.В. Воробьева // Современные проблемы развития системы физкультурного образования: материалы Регион. науч. практ. конф., посвящ. 55-летию образования Иркут. техникума физ. культуры. – Ир-кутск, 1998. – С. 2-31.

13. Воробьева, Е.В. Пути совершенствования профессиональной подготовки на основе современных технологических подходов / Е.В. Воробьева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: материалы Регион. науч.- практ. конф. (5 – 6 ноября 1999г.) / Иркутский техникум физической культуры. – Иркутск, 1999. – С. 49-54.

14. Воробьева, Е.В. Пути совершенствование профессиональной подготовки на основе современных технологических подходов в преподавании курса «Теории и методики физической культуры» / Е.В. Воробьева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2000. – № 1. – С. 64-72.

15. Воробьева, Е.В. Проективные основы технологии обучения / Е.В. Воробь-ева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Ир-кутск, 2001. – № 2. – Т.1. – С. 73-75.

16. Воробьева, Е.В. Эффективный подход в решении задач формирования знаний, умений и навыков / Е.В. Воробьева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2001. – № 1. – Т.1. – С. 40-45.

17. Воробьева, Е.В. Внедрение модульно-блочного обучения в процесс подго-товки специалиста в области физической культуры / Е.В. Воробьева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2001. – № 1. – Т.1. – С. 46-50.

18. Воробьева, Е.В. Сравнительная характеристика использования средств, методов обучения и форм организации при проведении учебно-воспитательного про-цесса / Е.В. Воробьева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2001. – № 4. – С. 34-36

19. Воробьева, Е.В. Эффективность внедрения модульно–рейтинговой систе-мы на кафедре физического воспитания в Иркутской сельскохозяйственной академии / Е.В. Воробьева, А.И. Ракоца // Актуальные проблемы АПК: материалы регион. на-уч.- практ. конф. (22-23 марта 2001г.) – Иркутск, 2001. – С. 48-50.

20. Воробьева, Е.В. Новый взгляд на физкультурное образование при подго-товки специалистов высшего звена / Е.В. Воробьева, А.И. Ракоца // Актуальные про-блемы АПК: материалы регион. науч.- практ. конф. (22-23 марта 2001г.) – Иркутск, 2001. – С. 47-48.

21. Воробьева, Е.В. Технология проектов, как одно из инновационных на-правлений в подготовке специалистов среднего звена / А.А. Григорьев, Е.В. Воробье-ва // «Совершенствование системы физического воспитания и образования в Сиби-ри»: материалы 4 Всерос. науч.- практ. конф. (5- 6 ноября 2002 г.), / Иркутский фили-ал РГУФК. – Иркутск, 2002. – С.144-146.

22. Воробьева, Е.В. Инновационные направления в подготовке специалистов среднего звена / Е.В. Воробьева А.А. Григорьев // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2003. – № 3. – С.75-78.

23. Воробьева, Е.В. Применение модульно-блочных технологий на занятиях по практическим дисциплинам в учебных заведениях / Е.В. Воробьева А.А. Григорьев // «Совершенствование системы физического воспитания и образования в Сибири»: материалы 3 Всерос. науч.- практ. конф. (3 - 4 ноября 2004г.) / филиал Российского государственного университета физической культуры и спорта. – Иркутск, 2004. – С. 68-73.

24. Воробьева, Е.В. Реализации технологии модульно-блочного обучения при подготовке специалистов по физической культуре / Е.В. Воробьева // Методология современной и общей спортивной педагогики: материалы Всерос. науч. конф., по-свящ. 75-летию кафедры педагогики. (7 – 9 октября 2004г.) / Рос. гос. универ. физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2004. – С. 332-336.

25. Воробьева, Е.В. Построение занятий по физическому воспитанию с при-менением современных образовательных технологий / Е.В. Воробьева // Физкультур-ное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2004. – № 1. – С. 90-95.

26. Воробьева, Е.В. Оптимизация профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта / Е.В. Воробьева // Совершенствование под-готовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: тезисы докладов 3-й Всерос. науч.- практ. конф. (14-15 апреля 2005 г) М – в образовании и науки РФ и [др.]. – М., 2005. – С. 14-16.

27. Воробьева, Е.В. Содержание модульно-блочного и проблемно-поискового обучения в физкультурно-спортивной деятельности студента / Е.В. Воробьева // Физ-культурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюллетень. – Иркутск, 2005. – № 4. – С. 35-38.

28. Воробьева, Е.В. Развитие творческого потенциала специалистов в области физической культуры и спорта через исследовательско-эвристические игры / Е.В. Во-робьева // Перспективы современных технологий: материалы 2-й межд. науч.-практ. конф. (21-29 декабря 2005г.) – Днепропетровск, 2005. – С. 35-38.

29. Воробьева, Е.В. Содержание модульно-блочного и проблемно-поискового обучения деятельности студента / Е.В. Воробьева // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: Бюл. – Иркутск, 2005. – № 4. – С. 35-38.

30. Воробьева, Е.В. Эффективность внедрения учебных задач как средства развития речевой деятельности студентов при изучении общепрофессиональных дис-циплин в высшем учебном заведении / Е.В. Воробьева, А.А. Григорьев // Восток – Россия – Запад. Физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий: материалы междунар. научно-практ. конф. (9-12 июня 2005г.) – Иркутск, 2005. – С. 166-171.

31. Воробьева, Е.В. Педагогические условия развития речевой деятельности студентов средствами учебных задач / Е.В. Воробьева // Восток – Россия – Запад. Физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесбере-гающих технологий: материалы междунар. науч.-практ. конф. (9-12 июня 2005г.) – Иркутск, 2005. – С. 171-175.

32. Воробьева, Е.В. Проектирование учебного процесса при подготовке спе-циалистов профильных вузов к творческой организации профессиональной деятель-ности / Е.В. Воробьева, А.А. Григорьев // Актуальные проблемы сохранения и укреп-ления молодежи Сибирского региона: материалы междунар. науч. – практ. конф. (18 – 23 июня 2006г.) – Иркутск, 2006. – С. 133 – 136.

33. Воробьева, Е.В. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта через эвристические игры / Е.В. Воробьева // Актуальные проблемы сохра-нения и укрепления молодежи Сибирского региона: материалы междунар. науч. – практ. конф. (18 – 23 июня 2006г.) – Иркутск, 2006. – С. 136 – 137.

34. Воробьева, Е.В. Психогенетический подход к изучению мотивации дос-тижений / Е.В. Воробьева // Валеология. – 2006. – № 1. – С. 34-41.

35. Воробьева, Е.В. Функции педагогики в профессиональном образовании / С.Д. Неверкович, Е.В. Воробьева // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образо-вания: тезисы докладов 4 науч.-практ. конф. (29-31 марта 2006г.) – Москва, 2006.- С. 13-24.

36. Воробьева, Е.В. Модель формирования творческого мышления через учебные задачи у специалистов в области физической культуры и спорта / Е.В. Во-робьева // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: тезисы докладов 4 науч.-практ. конф. (29-31 марта 2006г.) – М., 2006. – С. 61-64.

37. Воробьева, Е.В. Результаты внедрения исследовательско-эвристических игр в учебный процесс / Е.В. Воробьева // Актуальные проблемы права, экономики и управления Сибирском регионе: материалы межд. науч.-практ. конф. (4-5 мая 2006г.) – Иркутск, 2006. – С. 337-338.

38. Воробьева, Е.В. Проекты методического обеспечения учебного процесса / Е.В. Воробьева // Совершенствование подготовки кадров в области физической куль-туры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: тезисы докладов 4 научно-практ. конф. (29-31 марта 2006г.) – Москва, 2006. – С. 29-34.

39. Воробьева, Е.В. Состояние факторов креативного мышления студентов как педагогическая проблема в современных социально-экономических условиях / Е.В. Воробьева // Наука и образование: материалы 9 междун. научно-практ. конф. (23-31 января 2006г.) – Днепропетровск, 2006. – С. 96-101.

Учебно–методические работы

40. Воробьева, Е.В. Методы активного обучения в системе физкультурно-педагогического образования: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Е.В. Во-робьева – М.: РИО РГАФК, 1998. – 87с. Авторский текст – 24 с.

41. Воробьева, Е.В. Педагогическая практика в системе училищ олимпийско-го резерва: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Е.В. Воробьева, Г.З. Кар-наухов – М,: 4-й филиал Воениздата, 1998. – 109с. Авторский текст – 47 с.

42. Воробьева, Е.В. Теория и методика физической культуры: учебник /под общей редакцией Ж.К. Холодова – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – 320 с. Автор-ский текст – С.157 -167.

43. Воробьева, Е.В. Построение учебно-тренировочного процесса бегунов на короткие дистанции: учеб. пособие / Е.В. Воробьева – Ангарск: изд-во АГТА, 2006. – 140 с.

44. Воробьева, Е.В. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под общей редакцией С.Д. Неверковича – М.: Физическая культура, 2006. – 528 с. Автор-ский текст – С. 134-168.