- Разработана историко-теоретическая концепция обучения грамоте в парадигме личностно развивающего образования, заключающаяся в том, что на основе системно-антропологического подхода к отечественной букваристике как саморазвивающейся методической системе определены исторические факторы развития современной методики обучения грамоте, необходимые для теоретического обоснования ее методического аппарата и принципов личностно развивающего обучения грамоте, модели методики обучения первоначальному чтению как развивающей системы и основных направлений ее реализации в личностно развивающем начальном образовании.
- Выявлен непрерывный и целостный процесс саморазвития отечественной букваристики: основные исторические эпохи-периоды с точки зрения важнейших изменений методики обучения грамоте как научно-прикладной отрасли знаний (эпоха зарождения и становления методики обучения грамоте как прикладной отрасли знаний (Х-ХVIII вв.), эпоха становления научных основ методики обучения грамоте (ХIХ в.), эпоха эволюционного развития методики обучения грамоте в ХХ в.); критерии оценки конкретных методических систем обучения грамоте (букварей), знаменовавшие собой целые направления в развитии отечественной букваристики.
- Реализована полная классификация применявшихся в отечественной букваристике методов обучения грамоте, в которой использовано параллельное деление методов по способу познавательной деятельности в обучении (анализа и синтеза), по внутрипредметному синтезу чтения и письма, по единице анализа как основе обучения, по способу получения единицы чтения.
- Построена на основе выделенных исторических факторов модель методики обучения первоначальному чтению как развивающей системы, отражающей структуру академической среды коэволюционного развития личности младшего школьника.
- Определен комплекс методических процедур (модули, задачи-задания, диагностики и т. п.), обеспечивающих построение эффективных методик обучения грамоте как систем развития ученика-речедеятеля.
1.Штец, А.А. Областная научно-практическая конференция «Гумани-стические технологии: реализация идей педагогики здравого смысла» / А.А.Штец // Начальная школа: плюс - минус. - 1999. - № 8. – С. 24-28 (0,5 п.л.).
2.Штец, А.А. Национально-региональный компонент в системе Образо-вательной программы «Школа 2100» / А.А. Штец // Начальная школа: плюс - минус. – 2000. - № 6. – С. 44-50 (0,7 п.л.).
3.Штец, А.А. О новом прочтении педагогического наследия Л.Н.Толстого / А.А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 7. – С. 87-91 (0,5 п.л.).
4.Штец, А.А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании / А.А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 8. – С. 69-72 (0,5 п.л.).
5.Штец, А.А. Обучение грамоте в Древней Руси (Х-ХVвв.) / А.А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 3. – С. 42-48 (0,6 п.л.).
6.Штец, А.А. Обучение грамоте в русской школе ХVI-ХVII вв. / А.А.Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 4. – С. 63-67 (0,6 п.л.).
7.Штец, А.А. Обучение грамоте в русской школе ХVI-ХVII вв. / А.А.Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 5. – С. 88-93 (0,6 п.л.).
8.Штец, А.А. Отечественная букваристика в ХVIII веке / А.А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 7. – С. 86-90 (0,6 п.л.).
9.Штец, А.А. Л. Н. Толстой: Методика обучения грамоте «Азбука» 1872 года / А.А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 8. – С. 90-95 (0,6 п.л.).
10.Штец, А.А. Л. Н. Толстой: Методика обучения грамоте «Азбука» 1872 года / А.А. Штец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 9. – С. 93-95 (0,5 п.л.).
11.Никитина, Е.Ю. Метод целых слов в отечественной букваристике на-чала ХХ века / Е.Ю. Никитина, А.А. Штец // Вестник Челябинского государст-венного педагогического университета. - 2008. - № 9. – С. 101-110 (0,4/0,2п.л.).
12.Никитина, Е.Ю. Методические системы обучения грамоте В.П. Вах-терова и В.А. Флерова / Е.Ю. Никитина, А.А. Штец // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 10. – С. 74-83 (0,4/0,2 п.л.).
Монографии
13.Штец, А.А. Совершенствование обучения грамоте. Результаты регио-нального педагогического исследования. Монография / А.А. Штец. - Мур-манск: НИЦ «Пазори», 2004. – 198 с. (12,3 п.л.).
14.Штец, А.А. Теория и методика обучения грамоте в дореволюционной России. Часть I: Методы обучения первоначальному чтению. Монография. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 164 с. (10 п.л.).
15.Штец, А.А. Теория и методика обучения грамоте в дореволюционной России. Часть II: Методические системы обучения первоначальному чтению. Монография. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 175 с. (11 п.л.).
16.Штец, А.А. История дореволюционной отечественной букваристики: Монография / А.А. Штец. – Москва: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2007. – 360 с. (24 п.л.).
17.Штец, А.А. Глава ХХVI. Классификация методов обучения грамоте В.А.Флерова / А.А. Штец // Научные исследования: информация, анализ, про-гноз: монография / Н.Б. Андренов, Л.Ф. Бобрышова, Т.В. Казакова и др.; под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 19. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 334-343 (25/0,8 п.л.).
18.Штец, А.А. Глава ХХVII. Адаптивное обучение грамоте / А.А. Штец, Р.В. Сабодах // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: моно-графия / Н.Б. Андренов, Л.Ф. Бобрышова, Т.В. Казакова и др.; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 19. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 344-353 (25/ 0,4 п.л.).
19.Штец, А.А. Глава ХХIV. Оценка адаптивности методик обучения гра-моте в системе развивающего обучения / А.А. Штец, Р.В. Сабодах // Филосо-фия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / С.Э. Алескерова, Н.Б. Андренов, Т.А. Бахор и др.; под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 293-303 (22,4/0,4 п.л.).
20.Штец, А.А. Глава ХХV. Механизмы аналитического чтения в теории дореволюционной букваристики / А.А. Штец // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / С.Э. Алескерова, Н.Б.Андренов, Т.А. Бахор и др.; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 304-313 (22,4/0,8 п.л.).
21.Штец, А.А. Глава XXVI. Оценка методов обучения грамоте по исто-рическим данным рубежа ХIХ-ХХ вв. / А.А. Штец // Педагогика: семья-школа-общество: монография / [Ф.Г. Арсланов, Т.А. Бахор, О.И. Бебина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 15. - Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 329-338 (26,75/0,8 п.л.).
22.Штец, А.А. Глава XXV. Современные методики обучения грамоте: оценка адаптивности / А.А. Штец, Р.В. Сабодах // Педагогика: семья-школа-общество: монография / [Ф.Г. Арсланов, Т.А. Бахор, О.И. Бебина и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 15. - Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 319-328 (26,75/0,4 п.л.).
Учебники и учебные пособия
23.Штец, А.А. Букварь (Экспериментальная программа системного обу-чения) / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева, Н.П. Сергеева. - СПб: Культ Информ Пресс, 1995. – 160 с. (10/6 п.л.).
24.Штец, А.А. Вариативные дидактические системы начального образо-вания. Образовательная программа повышения квалификации учителей на-чальных классов / В.С. Апанасевич, Н.С. Васильева, Л.Б. Денисова, Н.Б. Зари-пова, Н.В. Макарова, А.А. Штец. - Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 1999. – 78 с. (4,8/2,3 п.л.).
25.Штец, А.А. Обучение чтению и письму в букварный период (1-4). Программа. Методические рекомендации: Пособие для учителей начальных классов / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 208 с. (10/13 п.л.).
26.Штец, А.А. Букварь: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Мо-сква: АРКТИ: Рольф, 2002. – 200 с. (12,5/10 п.л.).
27.Штец, А.А. Помощница букваря: Учебное пособие для 1 класса четы-рехлетней начальной школы / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 80 с. (5/2 п.л.).
28.Штец, А.А. Тетрадь по чтению и письму. Учебное пособие для 1 клас-са четырехлетней начальной школы / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 64 с. (4/3 п.л.).
29.Штец, А.А. Пропись 1. Учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 32 с. (2/1 п.л.).
30.Штец, А.А. Пропись 2. Учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 32 с. (2/1 п.л.).
31.Штец, А.А. Пропись 3. Учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 32 с. (2/1 п.л.).
32.Штец, А.А. Пропись 4. Учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева. - Москва: АРКТИ: Рольф, 2002. – 32 с. (2/1 п.л.).
33.Штец, А.А. Секреты чтения. Учимся читать дома: Книга для родите-лей и всех, кто хочет открыть для своего ребенка волшебный мир чтения / А.А.Штец. - Москва: АРКТИ, 2002. – 80 с. (5 п.л.).
34.Штец, А.А. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» / А.А. Штец, А.В. Радевкина. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 137 с. (9/6 п.л.).
Научные статьи
35.Штец, А.А. Развивающее обучение: настоящее и будущее / А.А. Штец // Проблемы образования и воспитания: педагогический опыт, идеи, творчест-во. Сборник статей в 2-х частях. Часть II. – Мурманск, 1995. – С. 60-62 (0,3 п.л.).
36.Штец, А.А. Развитие начальной школы и повышение педагогического мастерства учителя / А.А. Штец // Развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров Мурманской области. Материалы науч-но-практической конференции 26-27 декабря 1994 года. - Мурманск, МОИПК и ПРО, 1995. – С. 73-78 (0,4 п.л.).
37.Штец, А.А. Системное обучение чтению в букварный период началь-ной школы / А.А. Штец // Педагогика и социум // Сборник научных статей / Сост. Н.Ф. Ткач. - Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 1999. – С. 95-98 (0,3 п.л.).
38.Штец, А.А. О системном подходе к обучению грамоте в начальной школе / А.А. Штец // Актуальные проблемы образования и пути их разрешения на рубеже веков. Вторые Погодинские чтения 4-5 марта 1999 г. // Сборник док-ладов и тезисов выступлений. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 1999. – С. 86-89 (0,3 п.л.).
39.Штец, А.А. Образовательная технология с позиций педагогики здра-вого смысла / А.А. Штец // Гуманистические технологии: реализация идей пе-дагогики здравого смысла. Материалы научно-практической конференции 13-14 апреля 1999 года. - Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 2000. – С. 28-34 (0,4 п.л.).
40.Штец, А.А. Некоторые технологические аспекты обучения русскому языку в начальной школе / А.А. Штец // Гуманистические технологии: реализа-ция идей педагогики здравого смысла. Материалы научно-практической кон-ференции 13-14 апреля 1999 года. - Мурманск: МОИПКРО, НИЦ «Пазори», 2000. – С. 151-157 (0,4 п.л.).
41.Штец, А.А. Национально-региональный компонент в культурно ори-ентированном образовании / А.А. Штец // «Школа 2100». Приоритетные на-правления развития Образовательной программы / Под научной ред. А.А.Леонтьева. Вып. 4. - Москва: Баласс, 2000. – С. 174-202 (2 п.л.).
42.Штец, А.А. Повышение профессиональной компетенции педагога в условиях вариативного образования / А.А. Штец // «Учитель ХХI: проблемы последипломного образования». Межрегиональная научно-практическая кон-ференция . 8-9 декабря 1999 г. Тезисы докладов / Сост. Г.М. Угличина. - Мур-манск: НИЦ «Пазори», 2000. – С. 21-30 (0,7 п.л.).
43.Штец, А.А. Чтение как компонент подготовки к обучению грамоте / А.А.Штец // Вестник дошкольного образования: Информационный научно-методический бюллетень Мурманского областного института повышения ква-лификации работников образования. - Мурманск. - 2004. - № 4. – С. 9-12 (0,3 п.л.).
44.Штец, А.А. Методика обучения грамоте в вариативном образовании / А.А.Штец // Педагогические чтения, посвященные памяти Л.Ю. Бобкова: Ма-териалы межвузовской научно-практической конференции (6 декабря 2004 г.). – Мурманск: МГПУ, 2004. – Вып. III. – С. 97-103 (0,45 п.л.).
45.Штец, А.А. Личность и творчество в парадигме современного отече-ственного образования / А.А. Штец // Художественная культура: личность, творчество, досуг: Материалы региональной научно-практической конферен-ции 18-19 октября 2004 года / Под ред. Р.И. Трипольского, Л.С. Беляевой. – Мурманск: МГПУ, 2004. – Т. 2. – С. 3-7 (0,5 п.л.).
46.Штец, А.А. Методологические основы методики как отрасли научных знаний / А.А. Штец // Актуальные проблемы развития современного образова-ния: Сборник научных статей. – Мурманск: МОИПКРО, 2005. – С. 130-154 (1,5 п.л.).
47.Штец, А.А. К вопросу о личностно образующей деятельности: лич-ность как субъект ориентации / А.А. Штец // Тенденции и перспективы разви-тия музыкального и художественного образования в XIX веке: Материалы ре-гиональной научно-практической конференции 11-12 апреля 2005 г. Т.1 – Мур-манск: МГПУ, 2005. – С. 12-18 (0,45 п.л.).
48.Штец, А.А. Теория свободного воспитания Л.Н. Толстого / А.А. Штец // Педагогические чтения памяти Л.Ю. Бобкова: Материалы V юбилейной ре-гиональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию фа-культета ПиМНО МГПУ. Т.1 – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. 85-95 (0,65 п.л.).
49.Штец, А.А. Национально-региональный компонент в современном российском образовании: национальная модель / А.А. Штец // Наука и образо-вание: Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социаль-ных наук. - Мурманск. - 2006. - № 7. – С. 21-26 (1 п.л.).
50.Штец, А.А. Факторы развития отечественной букваристики в дорево-люционной России (XIX- начало XX в.) / А.А. Штец, Е.А. Ефимова // Педаго-гические чтения памяти Л.Ю. Бобкова: Материалы V юбилейной региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию факультета ПиМ-НО МГПУ. Т.1 – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. 127-131 (0,3/0,2 п.л.).
51.Штец, А.А. Отечественная букваристика первой половины XIX века / А.А.Штец // Актуальные вопросы развития образования: Сборник научных ста-тей. Ч. 2 – Мурманск, 2006. – С. 104-115 (0,75 п.л.).
52.Штец, А.А. Отечественная букваристика в ХI-ХVII в. / А.А. Штец // Труды Псковского политехнического института. - Псков: Изд-во ППИ. 2006. - № 10.1. – С. 133-139 (1 п.л.).
53.Штец, А.А. Модели структуры содержания обучения в дореволюци-онной букваристике / А.А. Штец // Человек и общество: Сборник научных ста-тей. Часть 1 / Сост. Стрельская Н.И. –Мурманск: МОИПКРОиК, 2006. С. 99-109 (0,7 п.л.).
54.Штец, А.А. Национально-региональный компонент в современном российском образовании: региональная модель / А.А. Штец // Наука и образо-вание: Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социаль-ных наук. - Мурманск. - 2007. - № 8. – С. 40-49 (1,3 п.л.).
55.Штец, А.А. Образовательная среда в парадигме личностно развиваю-щего образования / А.А. Штец // Информационно-образовательная среда со-временного вуза как фактор повышения качества образования / Information-educational environment of a prestnt day high educational institution as a factor of improving education quality: Материал международной научно-практической конференции. Ноябрь 2007 года / Отв. ред. Р.И. Трипольский. – Мурманск: МГПУ, 2007. – С. 7-12 (0,5 п.л.).
56.Штец, А.А. Идеи развивающего обучения в отечественной буквари-стике 70-90 гг. ХIХ века (методические системы письма-чтения) / А.А. Штец // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. - 2008. - № 2 (10). – С. 46-54 (0,6 п.л.).
57.Штец, А.А. Этнокультурный компонент в содержании начального обучения русскому языку / А.А. Штец, А.Н. Кохичко // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. - 2008. - № 2 (10). – С. 98-107 (0,6/0,1 п.л.).
58.Штец, А.А. Идеи развивающего обучения в отечественной буквари-стике 70-90 гг. ХIХ века (методические системы обучения первоначальному чтению) / А.А. Штец // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. - 2008. - № 5(13). – С. 10-16 (0,5 п.л.).
59.Штец, А.А. Урок адаптивного обучения первоначальному чтению в букварный период первого класса / А.А. Штец, Р.В. Сабодах // Учебное заня-тие: поиск, инновации, перспективы. – Челябинск: «Образование», 2008. - № 5 (13). – С. 80-86 (0,5/0,2 п.л.).
60.Штец, А.А. Классификация методов обучения первоначальному чте-нию / А.А. Штец // Педагогика и жизнь: международный сборник научных тру-дов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 7. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 157-165 (0,6 п.л.).
61.Штец, А.А. Деятельностный подход к адаптивному обучению перво-начальному чтению в первом классе / А.А. Штец, Р.В. Сабодах // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Выпуск 7. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 185-173 (0,6/0,3 п.л.).
62.Штец, А.А. Проблема классификации методов обучения грамоте в дореволюционной российской дидактике / А.А. Штец // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск ХLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 232-239 (0,6 п.л.).
63.Штец, А.А. Дезадаптация как педагогическая проблема в современ-ном российском образовании / А.А. Штец, Сабодах Р.В. // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск ХLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 240-246 (0,6/0,3 п.л.).
64.Штец, А.А. Из истории русской букваристики: традиция обучения грамоте у древних славян / А.А. Штец // Философия в ХХI веке: международ-ный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 13-20 (0,6 п.л.).
65.Штец, А.А. Системно-антропологический подход к изучению истории букваристики / А.А. Штец, Р.В. Сабодах // Философия в ХХI веке: междуна-родный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Вы-пуск 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 20-28 (0,6/0,3 п.л.).
66.Штец, А.А. Классификация методов обучения / А.А. Штец // Филосо-фия в ХХI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 13-19 (0,6 п.л.).