- выявлены сущностные особенности педагогической технологии, делающие её законосообразной и позволяющие обеспечить высокую гарантию результата: целевой элемент технологии - образовательный результат, рассматривается как целостный опыт; технологии строятся на основе шагов деятельности ученика;
- разработана метамодель процессуальной стороны педагогического процесса, объединяющая его основные составляющие в целостную совокупность; определены их содержательные компоненты: целостный опыт как результат образования, активность ученика как сущностная характеристика его деятельности, особенности методов обучения, проявляющиеся в классификации их по степени самостоятельности ученика, как характеристика деятельности педагога; определены уровневые особенности компонентов; уровневые проявления метамодели представлены соответствующими общепедагогическими технологиями, являющимися технологическим описанием педагогического процесса определённого типа;
- предложено в качестве основы для уровневой систематизации типов педагогических процессов использовать степень активности познавательной деятельности учащегося;
- разработана структурная модель образовательного результата, базирующаяся на разработанной И.Я. Лернером концепции, но имеющая уровневый характер, включающая элемент «опыт осуществления мыслительных действий» и предусматривающая различную степень обобщённости образовательного результата; в качестве критерия уровня сформированности образовательного результата обосновано использование освоенного способа деятельности, под которым понимается устойчивая совокупность типичных для определённого уровня мотивов вхождения в деятельность и особенностей осуществления основных её этапов (целеполагание, поиск информации, переработка информации, планирование, контроль хода и результатов деятельности, оценивание);
- выявлены особенности вариативно-технологического подхода к проектированию педагогического процесса: понимание под результатом проектирования набора уточнённых под конкретные условия общепедагогических технологий; предоставление возможности согласованной постановки педагогом и учеником образовательных целей разного уровня в зависимости от образовательных потребностей и готовности учеников; возможность одновременной реализации различных общепедагогических технологий в образовательных траекториях отдельных обучающихся; широкая вариация используемых методов и приёмов обучения, средств представления содержания, форм контроля результатов с учётом индивидуальных предпочтений учащихся;
- введены в научный оборот понятия «вариативно-технологический подход к проектированию педагогического процесса», «общепедагогические технологии», для обозначения типа педагогического процесса, соответствующего личностно-ориентированному образованию, предложен термин «субъектно-ориентированный педагогический процесс».
1.Юдин В.В. Знать, чтобы преодолеть. Классификация типичных ошибок учащихся токарных групп ПТУ (статья). / А.М. Копейкин, В.В. Юдин, В.Ф. Шевчук // Профессионально-техническое образование. – 1977. – № 9. – С. 32–33.
2.Юдин В.В. Взгляд на различные ступени профессионального образования (статья). // Профессиональное образование. – 1998. – № 6. – С. 28–29.
3.Юдин В.В. Где искать педагогические основы Е-learning? В защиту дидактики (статья) // Открытое образование. – 2005. – № 5. – С .4–9.
4.Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности / В.В. Юдин // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 4 (52). – С. 13 - 24.
5.Юдин В.В. Общепедагогические технологии в профессиональном образовании. / Юдин В.В., Косоурихина А.В. // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 5. – С. 73–75.
6.Юдин В.В. Педагогические основы Е-learning. // Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования. – 2008. – № 8. – С. 36-40.
7.Юдин В.В. Педагогические подходы к развитию одаренности. / Юдин В.В. Скворцова Ю.В. // Ярославский педагогический вестник – Ярославль. – 2008. – № 3 (51). – С. 48–54.
8.Юдин, В.В. Особенности и порядок проектирования педагогического процесса с использованием вариативно-технологического подхода / В.В. Юдин // Теория и методика профессионального образования : сборник научных трудов / под ред. П.Ф. Кубрушко ; Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – Вып. 6/1 (31). – М .: МГАУ, 2008. – С. 110–118.
Монографии
9.Юдин В.В. Педагогическая технология. Часть 1. – Ярославль : Изд-во ЯПИ, 1997. – 48 с.
10.Модель функционирования системы начального профессионального образования в социально-экономических условиях рынка : монография / ред. В.В. Юдин. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2000. – 160 с. (Авторский коллектив).
11.Юдин В.В. Общепедагогические технологии : монография. – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2007. – 179 с.
12.Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. – М. : Университетская книга, 2008. – 302 с.
Учебные пособия
13.Юдин В.В. Применение технических и технологических задач в преподавании машиностроительных дисциплин : учебно-методическое пособие. – Ярославль : изд-во ЯПИ, 1981. – 30 с.
14.Юдин В.В., Косоурихина А.В., Менакерман С.И. Педагогические средства реализации стандарта профессионального образования : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 1998. – 42 с.
15.Юдин В.В., Сапегин К.В. Руководство по разработке учебно-методических комплексов с использованием современных компьютерных средств : учебное пособие. – Ярославль : МУБиНТ, 2006. – 47 с.
Методические разработки
16.Юдин В.В., Соколов Б.А. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках спец. технологии : методические указания. - М. : ВНМЦ ПТО, 1985. – 24 с.
17.Урок теоретического обучения в ПТУ : методические указания. – Ярославль : Изд-во ЯПИ, 1991. – 38 с.
18.Методические рекомендации по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса развивающего типа в профессиональном учебном заведении на основе педагогической технологии / под ред. С.К. Бережной (авторы М.М. Кашапов, А.В. Косоурихина, Т.А. Степанова, В.В. Юдин) – Ярославль: Институт педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1996. – 54 с.
19.Практикум по профессиональной педагогике : методические указания для студентов специальности 03.05.00. «Профессиональное обучение» / сост.: В.В. Юдин, А.В. Косоурихина ; Яросл. гос. техн. ун-т. – Ярославль, 1999. – 20 с.
20.Практикум по методике обучения : методические указания / Сост.: В.В. Юдин, А.В. Косоурихина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2000. – 20 с.
21.Программа реализации проекта «Создание системы учебно-методической работы с педагогическими коллективами образовательных учреждений по освоению комплекса технологий открытого образования» (грант Института «Открытое общество») / В.В. Юдин. – Ярославль : Региональный центр образовательных технологий, 2002.
22.Руководство по оценке трудоемкости дисциплин в зачетных единицах (кредитах) и расчету образовательного рейтинга студентов : методические рекомендации / под ред. В.В. Юдина. – Ярославль : МУБиНТ, 2005. – 27 с.
Статьи и доклады
23.Юдин В.В. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся ПТУ // Проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов : межвуз. сб. – Ростов н/Д., 1986. – С. 106–112.
24.Юдин В.В. Современные проблемы ПТО в Советском Союзе (на японском языке) // Гиджицу Кейку Кенкю. – 1988. – № 32 (0287–2730). – С. 45–49.
25.Юдин В.В. Обязательные этапы познавательной деятельности учащихся, ведущие к освоению различных уровней содержания образования (на английском языке) // Вторая всеяпонская конференция по педагогической технологии. – Токио, 8–10 октября 1988 (0387 7434).
26.Юдин В.В. Элементы содержания образования и уровни их усвоения // Совершенствование технологии обучения в профессиональных учебных заведениях : сб. науч. трудов. – М. : Изд-во МИИСП им. В.П. Горячкина, 1992. – С. 84–94.
27.Юдин В.В. Элементы содержания образования как единое целое : Всесоюзная научная конференция (Волгоград, 8–11 сент. 1986 г.) : сборник тезисов докладов. – Волгоград, 1986. – С. 69–70.
28.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. – 1999. – № 3. – С. 34–40.
29.Юдин В.В. Дистанционное образование. Педагогические аспекты / Вестник МУБиНТ: сборник научных трудов к 10-летию университета / Международный университет бизнеса и новых технологий. – Ярославль : МУБиНТ, 2002. – С. 283–290.
30.Юдин В.В. Анализ занятия. Технологический подход // Школьные технологии.-2002. -№1.- С.28-34.
31.Юдин В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) // Педагогические технологии. – 2007. – № 1. – С. 37–45.
Диссертации, методические пособия и рекомендации,
выпущенные под научным руководством соискателя:
32.Методические рекомендации по осуществлению учебно-воспитательного процесса на разных ступенях профессионального образования / под ред. А.В. Косоурихиной. – Ярославль, 1998. – 78 с.
33.Особенности организации методической работы с педагогами, реализующими разные типы УВП / под редакцией Л.А. Шишковой – Ярославль, 2000. – 37 с.
34.Современные требования к компетенциям администраторов образовательных учреждений /под ред. Степановой Т.А.; отв. редактор Юдин В.В. Авт. коллектив. – Ярославль. 2002.
35.Трунова, И.В. Организационно-педагогические условия стратегического планирования развития профессионального училища: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Трунова. – Ярославль, 2002. – 17 с.