- выявлены тенденции развития современного художественного образования студента [изменение (переход) приоритетов от освоения художественных знаний до формирования художественных ценностей; сохранение и продолжение культурных традиций в социальной мобильности; учет особенностей регионального менталитета; поддержка талантливой молодежи; межкультурное взаимопонимание, обеспечивающее поливариантность выбора субъектов художественного образования, включение студентов в художественную деятельность на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний];
- конкретизировано научное представление о содержании понятия «художественное образование как целостная педагогическая система» [художественное образование как целостная педагогическая система есть единство и взаимосвязь базового и профессионального художественного образования, осуществляемого в рамках целенаправленного педагогического руководства и педагогических влияний, достигаемых за счет организации художественного обучения и художественного воспитания и дополняемых неформальным художественным образованием за пределами педагогического целеполагания. Уровень дополнения: целостность педагогической системы художественного образования достигается за счет интеграции неформального художественного образования в базовое и профессиональное, благодаря которой становится возможным объяснять появление новых художественных ценностей в контексте решения проблемы формирования художественной культуры студента в единстве с его ориентацией на приобщение учащихся к ценностям художественной культуры. Функциями художественного образования являются: социальная (связана с культурной художественной подготовкой детей и учащейся молодежи в учреждениях различного уровня и ведомственной принадлежности), психологическая, культуросообразующая, педагогическая, диагностическая, проектировочная];
- раскрыты содержание понятия «художественная культура студента» и ее структура [художественная культура студента как цель художественного образования отражает опыт художественного освоения мира и представляет совокупность ценностного отношения к искусству, которые не только определяют направленность студента на художественную деятельность, но и содержат центр его взаимодействия с искусством; в такой центрации студента на искусство происходит превращение духовного в материальное и наоборот. Педагогическая система обеспечивает формирование художественной культуры студента. Структурными компонентами являются мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный. Содержание мотивационно-ценностного компонента образуют художественные ценности, принимающие форму мотива художественной деятельности, и оценки, являющиеся (ценность и оценка) «полюсами» ценностного отношения студента к искусству, к художественной деятельности и ее продуктам. Содержание когнитивного компонента образуют знания об искусстве, когнитивный опыт художественной деятельности, культурная компетентность. Содержание операционального компонента образуют художественный опыт, художественная деятельность, художественные умения];
- обосновано содержание уровней сформированности художественной культуры студента [креативный (характеризует студента как субъекта культурной художественной деятельности, который осознает ее смысл, ориентируется в мире ценностей художественной культуры общества и стремится ее обогатить, самореализуется в культурной художественной деятельности, в которой фиксируется контекст общественного и личностного художественного опыта; умеет осуществлять культурную художественную деятельность в культурном пространстве; выделять ведущие идеи и понятия искусства различных народов на основе «диалога культур»; влиять на ситуацию в художественной культуре социума; оценивать результаты культурной художественной деятельности); активно-пассивный (характеризует студента, обладающего личностным опытом в культурной художественной деятельности, ориентирующегося на выявление ценностного значения продуктов коллективной культурной художественной деятельности, стремящегося к самостоятельному усовершенствованию отдельных элементов своей познавательной практической культурной художественной деятельности, видящего в перспективе цели данной деятельности); исполнительский (характеризует студента как недостаточно осознающего важность воспроизводства художественных ценностей, формально относящегося к культурной художественной деятельности, не испытывающего потребность участвовать в развитии художественной культуры общества)];
- выявлены закономерности художественного образования студентов [закономерностями, выявление которых осуществлялось под знаком доминантности искусства как ведущего педагогического средства художественного обучения и воспитания, педагогического статуса искусства как культурно-ценностной «ниши», содержащей возможность свободного выбора студентом художественных ценностей, являются обусловленность системы художественного образования студентов потребностями цивилизационного, социально-культурного и духовного развития общества и отдельной личности; взаимозависимость культурных, личностно-деятельностных и психолого-педагогических факторов, обеспечивающих развитие системы художественного образования; взаимообусловленность познавательной и творческой деятельности обучаемых и обучающих в процессе художественного образования; связь между овладением художественной информацией и способами художественной деятельности; сохранение объективной связи между методами педагогической деятельности по формированию художественной культуры студента; согласованность цели, процесса и результата художественного образования студента];
- выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет основания концепции художественного образования как педагогической системы [подходы: системный, культурологический, синергетический, компетентностный; принципы: принцип развития обеспечивает закономерное, целостное, необратимое структурное изменение системы художественного образования; культурологический принцип обеспечивает культуросообразность художественного образования; принцип гуманизации обеспечивает становление гуманистического отношения студента к искусству, к художественной деятельности ее субъектам и художественным интересам в рамках перехода художественных ценностей «для себя» в художественные ценности «для другого»; принцип интегративности обеспечивает реализацию содержания базового и профессионального художественного образования, дополняемых неформальным художественным образованием; принцип дифференциации обеспечивает реализацию художественного образования с учетом возрастных факторов познавательной и творческой художественной деятельности; принцип преемственности обеспечивает переход от одного этапа художественного образования к другому, последовательность смены требований к объему знаний и способам художественной деятельности, взаимосвязь содержания, методов и форм художественного образования, которая позволяет личности самореализовываться в направлении продолжения художественного образования в целом и осуществления художественной деятельности в частности; принцип регионализации обеспечивает устранение противоречий между объективными и субъективными факторами развития художественного образования в регионе, предполагает рассмотрение художественного образования в культурной целостности региона, основу которой составляют единство содержания и формы; соединение художественного обучения с окружающей действительностью региона];
- сконструирована прогностическая модель целостной педагогической системы художественного образования студента [включает цель (формирование художественной культуры студента); закономерности; принципы; задачи (формирование знаний, умений, опыта эмоционально-ценностного отношения к художественной деятельности); содержание; методы; средства; формы; этапы (мотивационно-целевой, конструктивно-содержательный, результативно-обобщающий); педагогические условия; результат];
- обосновано содержание художественного образования студента [содержание художественного образования студента, раскрываемое в особом методологическом ракурсе - сквозь «призму» феномена искусства, обусловлено содержанием понятий «художественная культура студента», «художественное освоение мира», «художественные ценности»];
- определены организационно-педагогические условия педагогической системы художественного образования, обеспечивающие формирование художественной культуры студента [непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом отечественного опыта и мировых достижений в художественном образовании; привлечение художественной общественности и средств массовой информации в процессе становления художественного образования; создание поля творческого выбора].
1. Сальдаева, О. В. Развитие художественной культуры личности сту-дента (региональный аспект) / О. В. Сальдаева. — Оренбург : ГУ «РЦРО», 2007. — 186 с.
2. Сальдаева, О. В. Региональная система художественного образования: теория и практика / О. В. Сальдаева. — М. : Логос, 2008. — 232 с.
3. Сальдаева, О. В. Художественное образование студента (целостная педагогическая система) / О. В. Сальдаева. — М. : Дом педагогики, 2008. — 185 с.
Учебно-методические пособия, методические рекомендации
4. Сальдаева, О. В. Моделирование в учебно-методической работе в средних специальных учебных заведениях / О. В. Сальдаева. — Пермь, 1999. — 17 с.
5. Сальдаева, О. В. Организация методической работы в средних специ-альных учебных заведениях / О. В. Сальдаева. — Пермь, 1999. — 20 с.
6. Сальдаева, О. В. Организация самостоятельной работы студентов : учебно-методическое пособие / О. В. Сальдаева. — Оренбург : Пресса, 2000. — 48 с.
7. Сальдаева, О. В. Воспитательная система педагогического училища № 2 / О. В. Сальдаева, Н. Н. Волкова, Т. Б. Старостина. — Оренбург : Пресса, 2001. — 149 с.
8. Сальдаева, О. В. Педагогическая технология взаимодействия «КЛАД» / О. В. Сальдаева, С. П. Андреева, Т. Б. Старостина. — Оренбург : Пресса, 2003. — 141 с.
9. Сальдаева, О. В. Система воспитательной работы колледжа / О. В. Сальдаева, Н. Н. Волкова, Т. Б. Старостина. — Оренбург : Пресса, 2006. — 127 с.
10. Сальдаева, О. В. Сказкотерапия как форма работы с детьми с осо-бенностями развития : методические рекомендации для родителей и педаго-гов / О. В. Сальдаева. — Самара, 2006. — 25 с.
11. Сальдаева, О. В. Художественное образование детей с особенностя-ми развития / О. В. Сальдаева, Л. О. Крайнова, С. В. Кориненко, Г. А. Писа-рева. — Самара : МУ Реабилитационный центр «Журавушка», 2008. — 25 с.
12. Сальдаева, О. В. Развитие детей с нарушениями зрения (методиче-ские рекомендации для родителей). — Самара : [Б. и.], 2008. — 18 с.
13. Сальдаева, О. В. Речевое развитие детей с особенностями развития : методические рекомендации для родителей / О. В. Сальдаева. — Самара : [Б. и.], 2008. — 23 с.
14. Сальдаева, О. В. Сенсорное воспитание детей с особенностями раз-вития : методические рекомендации для родителей / О. В. Сальдаева. — Са-мара : [Б. и.], 2008. — 28 с.
15. Сальдаева, О. В. Развитие ребенка с недостатками умственного и фи-зического развития : методические рекомендации для родителей / О. В. Саль-даева. — Самара : [Б. и.], 2008. — 78 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
16. Сальдаева, О. В. Регионализация как принцип модернизации худо-жественного образования / О. В. Сальдаева // Сибирский пед. журн. — 2008. — № 4. — С. 380—388.
17. Сальдаева, О. В. Концептуальные основы построения региональной системы художественного образования / О. В. Сальдаева // Сибирский пед. журн. — 2008. — № 5. — С. 77—89.
18. Сальдаева, О. В. Художественная культура личности в региональном контексте ее развития / О. В. Сальдаева // Искусство и образование. — 2008. — № 3. — С. 133—139.
19. Сальдаева, О. В. Концептуальные основы построения региональной системы художественного образования бакалавра / О. В. Сальдаева // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 6. — С. 62—67.
20. Сальдаева, О. В. Художественная культура личности в педагогике художественного образования / О. В. Сальдаева // Вестн. ун-та (ГУУ). Сер. Социология и управление персоналом. — 2008. — № 6 (44). — С. 111—113.
21. Сальдаева, О. В. О регионализации художественного образования / О. В. Сальдаева // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2008. — № 7. — С. 150—161.
22. Сальдаева, О. В. Моделирование региональной системы художест-венного образования / О. В. Сальдаева, Е. Ю. Никитина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2008. — № 7. — С. 92—102.
23. Сальдаева, О. В. Развитие национальной художественной культуры личности / О. В. Сальдаева // Известия Уральского гос. ун-та. Сер. 1 : Про-блемы образования, науки и культуры. — 2008. — № 56. — С. 57—65.
Статьи в сборниках научных трудов и журналах
24. Сальдаева, О. В. Общение как обмен ценностями / О. В. Сальдаева // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика : материалы республ. конф. — Оренбург, 1993. — С. 267—277.
25. Сальдаева, О. В. О некоторых аспектах подготовки педагогических кадров в процессе реализации Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. статей. — Оренбург, 1998. — С. 3—18.
26. Сальдаева, О. В. Проблема подготовки учителя музыки как учителя искусства / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. статей. — Оренбург, 2000. — С. 9—21.
27. Сальдаева, О. В. Аксиологический и коммуникативный потенциал личности: некоторые аспекты взаимосвязи / О. В. Сальдаева // Педагогическая мысль и образование XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2000. — С. 277—293.
28. Сальдаева, О. В. Общение как педагогический феномен / О. В. Саль-даева // Материалы региональной конференции. — Бузулук : Изд-во ОГУ, 2000. — С. 274—276.
29. Сальдаева, О. В. Развитие аксиологического потенциала будущего учителя в процессе музыкального образования / О. В. Сальдаева // Музыкаль-но-эстетическое образование в социокультурном развитии личности : материа-лы I Междунар. межвуз. науч.-практ. конф., 29—31 марта 2001 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — Т. 5. — С. 45—47.
30. Сальдаева, О. В. К вопросу о художественной культуре студента / О. В. Сальдаева // Искусство и образование во II тысячелетии (Теория. Прак-тика. Педагогические позиции) : материалы 2-й Российской науч.-практ. конф. — Оренбург : Изд-во Ин-та искусств, 2001. — С. 86—93.
31. Сальдаева, О. В. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущего учителя / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. статей. — Оренбург : Пресса, 2001. — С. 54—67.
32. Сальдаева, О. В. Концепция воспитательной системы педагогическо-го училища / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. статей. — Орен-бург : Пресса, 2002. — С. 3 — 7.
33. Сальдаева, О. В. Развитие творческого потенциала студентов в про-фессиональной деятельности / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. статей. — Оренбург : Пресса, 2003. — С. 16—18.
34. Сальдаева, О. В. Общение как ценностное взаимодействие / О. В. Сальдаева // В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири : мате-риалы региональной науч.-практ. конф., Оренбург 12—14 марта 2003 г. : в 3 т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — Т. 3. — С. 65—70.
35. Сальдаева, О. В. В. А. Сухомлинский и педагогический смысл искус-ства / О. В. Сальдаева // Научные записки. Вып. 52 : в 3 ч. Сер.: Пед. науки. — Кировоград : РВВ КДПУ им. В. Винниченка. — 2003. — Ч. 1. — С. 213—215.
36. Сальдаева, О. В. Принципы и задачи воспитательной системы / О. В. Сальдаева, Н. Н. Волкова, Т. Б. Старостина // Педагогический журнал / Ассо-циация Оренб. гос. пед. ун-та и образовательных учреждений Оренб. обл. и г. Оренбурга. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2003. — № 2 (7). — С. 36—38.
37. Сальдаева, О. В. Творческий потенциал в творческой подготовке бу-дущего учителя искусства / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. ста-тей. — Оренбург : Пресса, 2005. — С. 13—25.
38. Сальдаева, О. В. Эмоциональная культура как компонент профес-сионализма будущего учителя / О. В. Сальдаева // Диалоги : сб. науч.-метод. статей. — Оренбург : Пресса, 2007. — С. 42—45.
39. Сальдаева, О. В. Моделирование региональной системы художест-венного образования / О. В. Сальдаева // Вестн. развития науки и образова-ния. — 2008. — № 2. — С. 57—65.
40. Сальдаева, О. В. Взаимосвязь национальной художественной культу-ры общества и личности в региональном художественном образовании / О. В. Сальдаева // Научная жизнь. — 2008. — № 2. — С. 63—70.
41. Сальдаева, О. В. Региональное художественное образование как пе-дагогическая категория / О. В. Сальдаева // Научная жизнь. — 2008. — № 3. — С. 94—97.
42. Сальдаева, О. В. Основные направления деятельности Педагогиче-ского колледжа № 2 г. Оренбурга / О. В. Сальдева // Профессия — дирек-тор. — 2008. — № 2. — С. 143—144.
43. Saldayeva, O. V. Personality’s artistic culture in pedagogics of artistic education / Сальдаева, О. В. Художественная культура личности в педагогике художественного образования / О. В. Сальдаева // Poland — Kazakhstan: inte-gration aspects of European science: Scientific papers = Польша — Казахстан: интеграционные аспекты европейской науки : сб. науч. статей. — Cracow, 2008. — С. 384—394.