- В концептуальном плане новым следует считать характеристику феномена этнокультурной компетентности как педагогической категории, которая рассмотрена нами через призму сущности явления, его содержания, цели, механизмов и форм его формирования, критериев действенности и эффективности. Нами определено, что этнокультурная компетентность как интегративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, формируется в ходе полиэтнического образования, условием реализации которого является полиэтническая образовательная среда. Данное положение следует рассматривать как авторскую концепцию формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. В рамках предложенной концепции также выявлены закономерности между формированием этнокультурной компетентности и воспитанием этнической толерантности. Изложено авторское понимание полиэтнической образовательной среды, раскрыто ее существо, обоснованы структурные компоненты и возможности ее использования в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся. Новым следует считать представленную и научно обоснованную модель формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.
- В научно-методическом плане новым является совокупность моделей введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования, созданных или адаптированных автором для формирования этнокультурной компетентности учащихся. Нами также определено, что пути формирования этнокультурной компетентности лежат не только через обновление содержания образования, но и через выработку адекватных методических стратегий, воплощенных в этноориетированных технологиях, и выделенных в две группы, первая из которых представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативами, уроками, а вторая - этноориентированными формами внеучебной работы.
- В учебно-методическом плане новым являются разработанные автором самостоятельно или в соавторстве программы, учебные пособия и методические рекомендации, в которых раскрываются научно-методические подходы к деятельности образовательных учреждений в поликультурной среде, особенности содержания и организации образовательного процесса. Значительное место в них занимают практические материалы по различным направлениям деятельности данных учреждений: этнокультурная составляющая содержания образования, работа с семьей, в социуме, организация работы педагогических советов, профессиональных педагогических объединений по обозначенной проблеме, методические разработки уроков и других форм педагогической организации жизнедеятельности детей. Новым можно считать совокупность активных методов обучения и воспитания, наполнение их этнокультурным содержанием с целью формирования этнокультурной компетентности и воспитания этнической толерантности учащихся.
1. Поштарева Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 116 с.
2. Поштарева Т. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей: Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 112 с.
3. Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной ком-петентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. – Ставрополь: Литера, 2006. – 300 с.
Учебные и учебно-методические пособия
4. Галяпина В. Н., Поштарева Т. В. Этнопедагогические и этнопсихологи-ческие аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учебн. заведений и слушателей ФПК и ИПК. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 352 с. (авт. – 50%)
5. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина, Т.В. Пошта-рева и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с. (авт. – 30%)
6. Ребенок в поликультурной среде: практика работы образовательных уч-реждений: Методическое пособие / Авт.-сост.: В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Га-ляпина, Т.В. Поштарева и др. Под общ. ред. В.Н. Гурова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 224 с. (авт. – 30%)
7. Разработки учебных и воспитательных мероприятий по проблеме «Фор-мирование личности ребенка в поликультурной среде»: Методическое пособие / Авт.-сост.: В.Н. Гуров, В.Н. Галяпина, Д.В. Гуров, Т.В. Поштарева и др. Под общ. ред. В.Н. Гурова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 128 с. (авт. – 30%)
8. Практика работы образовательного учреждения по проблеме формирова-ния культуры мира у старших дошкольников: Методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Поштаревой. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 108 с.
9. Полиэтническое образование: практика работы образовательных учре-ждений: Сборник научно-методических материалов / Под общ. ред. Т.В. По-штаревой. – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставропо-ля, ООО «Мир данных», 2008. – 156 с.
Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК
10. Поштарева Т.В. Этнокультурная направленность профессионально-педагогического образования // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 36. – Ставрополь: СГУ. – 2004. – С. 52-58.
11. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Пе-дагогика. – 2005. – № 3. – С. 35-42.
12. Поштарева Т.В. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 46. – Ставрополь: СГУ. – 2006. – С. 144-150.
13. Поштарева Т.В. Полиэтническая образовательная среда как условие реализации полиэтнического образования // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. – 2006. – № 7 (29). – Москва: МАРТ и ИТ. – С. 63-68.
14. Поштарева Т.В. Техника повышения межкультурной сензитивности // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 29-32.
15. Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 6. – С. 59-60.
16. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности уча-щихся посредством использования афористических изречений // Начальная шко-ла. – 2008. – № 6. – С. 21-25.
17. Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции // На-чальная школа плюс ДО и После. – 2008. – № 10. – С. 9-11.
18. Поштарева Т.В. Сделай правильно выбор // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 14-21.
19. Поштарева Т.В., Мажаренко С. В. Формы и методы формирования эт-нокультурной осведомленности детей // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 28-36. (авт. – 50%)
20. Поштарева Т.В., Мажаренко С. В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 43-46. (авт. – 50%)
Статьи и тезисы
21. Поштарева Т.В. Этнопедагогический аспект подготовки специалиста в сфере дошкольного и начального образования // Педагогическая наука и практика – региону: матер. научно-практ. конф.– Ставрополь: СРГПИД, 2001. – С. 8-12.
22. Поштарева Т.В. Воспитание толерантности у подрастающего поколе-ния // Ребенок в социокультурном пространстве современного города: материалы 9 Междунар. конф. – СПб.: СПб ГТУ, 2002. – С. 34-36.
23. Поштарева Т.В. Воспитание толерантности // Реальность этноса. Обра-зование и проблемы межэтнической коммуникации: материалы 4 Междунар. на-учно-практ. конф. – СПб.: Астерион, 2002. – С. 292-296.
24. Поштарева Т.В. К вопросу о взаимообогащении общечеловеческого и национального в условиях образовательного учреждения // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Информационный бюллетень. – Вып. 4 / Общ. ред. В.Н. Гуров, А.Е. Шабалдас, В.Ф. Вишнякова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002. – С. 19-22.
25. Поштарева Т.В. Формирование культуры мира у детей в полиэтниче-ской среде / КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поли-культурной среде: материалы 48-й научно-метод. конф. СГУ. Информационный бюллетень. – Вып. 8 / Общ. ред. В.Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. – Ставрополь: СКИПКРО, 2003. – С. 21-23.
26. Поштарева Т.В., Галяпина В.Н. Формирование этнокультурной компе-тентности педагогов в полиэтнической образовательной среде // Этнопсихологи-ческие и социокультурные процессы в современном обществе: матер. Междунар. научн. конф. – Балашов: Николаев, 2003. – С. 65-67. (авт. – 50%)
27. Поштарева Т.В. Сущностная взаимосвязь этнокультурной компетент-ности и этнической толерантности // Образование и религия в предотвращении экстремизма в современном мире: материалы Междунар. научно-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – С. 64-70.
28. Поштарева Т.В. Сущностные компоненты толерантности // Толерант-ность и коммуникативная культура педагога: материалы VI Всерос. научно-практ. конф. – Ачинск: АГПУ, 2004. – С. 52-54.
29. Поштарева Т.В. К вопросу о принятии и признании детьми этнокуль-турного разнообразия // Современные технологии обучения. Сб. статей и тезисов. – Вып. 4. – Владикавказ: Олимп, 2004. – С. 67-69.
30. Поштарева Т.В. Проблемы взаимопонимания в полиэтнической среде // Психология системного функционирования личности: материалы Междунар. на-учн. конф. – Саратов: СУ, 2004. – С. 244-246.
31. Поштарева Т.В. Этнические традиции и толерантность // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. материалов / Общ. ред. В.Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. – Вып. 13. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 12-15.
32. Поштарева Т.В., Чуркина Н.А. Некоторые методические приемы по формированию у детей этнокультурной компетентности и толерантности // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. материалов / Общ. ред. В.Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. – Вып. 13. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 15-20. (авт. – 50%)
33. Поштарева Т.В. Введение национально-регионального и этнокультур-ного компонентов в содержание образования // КНИЛ по проблемам формирова-ния современной личности в поликультурной среде: Сб. материалов / Общ. ред. В.Н. Гурова и др. – Вып. 15 – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 8-22.
34. Поштарева Т.В. Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема // Развитие ребенка в контексте культуры: материалы научно-практ. конф. работников дошкольного и начального образования / Под общ. ред. А.Е. Шабалдаса. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 32-36.
35. Поштарева Т.В. Структурные компоненты полиэтнической образова-тельной среды // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в по-ликультурной среде: Сб. матер. – Вып. 16 / Общ. ред. В.Н. Гурова, Л.Н. Харченко, С.В. Степанова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 31-36.
36. Поштарева Т.В. К вопросу о сформированности этнокультурной ком-петентности учащихся // КНИЛ по проблемам формирования современной лично-сти в поликультурной среде: Сб. матер. / Общ. ред. В.Н. Гурова, Л.Н. Харченко, С.В. Степанова. – Вып. 17 – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 6-12.
37. Поштарева Т.В. Проблема становления национальной школы в полиэт-нической среде // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. матер. / Общ. ред. В.Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса, С.В. Степанова. – Вып. 18 – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 10-15.
38. Поштарева Т.В. Образовательные стратегии и подходы в поликультур-ном, полиэтническом социуме // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. матер. / Общ. ред. В.Н. Гурова, Л.Н. Хар-ченко – Вып. 19 – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 15-25.
39. Поштарева Т.В. Проблемы межкультурного общения в полиэтнической образовательной среде // Эффективное межкультурное взаимодействие детей и взрослых в образовательном пространстве Ставропольского края: материалы 50-й научно-метод. конф. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 45-50.
40. Поштарева Т.В. Этнокультурная компетентность: сущность, содержа-ние и виды // Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: материалы Междунар. научно-практ. конф. / Отв. ред. П.П. Козлова. – Стерлита-мак: СГПА, 2005. – С. 76-78.
41. Поштарева Т.В. Идея национальной школы в полиэтнической среде // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 3-й Междунар. научно-практ. конф. – Ч. 4 / Отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 240-243.
42. Поштарева Т.В. Отношение педагогов к полиэтническому образованию // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы II Междунар. научн. конф. / Отв. ред. В.В. Гриценко. – Балашов: Ни-колаев, 2005. – С. 396-399.
43. Поштарева Т.В. Целевые и организационные условия формирования этнокультурной компетентности учащихся // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. материалов / Общ. ред. В.Н. Гурова и др. – Вып. 23 – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 32-47.
44. Поштарева Т.В. Проблема соотношения национального и общечелове-ческого в истории педагогической мысли // КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. материалов / Общ. ред. В.Н. Гурова и др. – Вып. 22 – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 16-19.
45. Поштарева Т.В. Этнопедагогический аспект в формировании этнокуль-турной компетентности учащихся // КНИЛ по проблемам формирования совре-менной личности в поликультурной среде: Сб. материалов / Общ. ред. В.Н. Гуро-ва, А.Е. Шабалдаса и др. – Вып. 25 – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 26-46.
46. Поштарева Т.В. Принципы формирования этнокультурной компетент-ности // Информационно-методические материалы по проблемам модернизации кадровой политики в системе образования города Ставрополя. – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, 2005. – С. 25-28.
47. Поштарева Т.В. К вопросу о необходимости внесения полиэтнического (этнокультурного) компонента в содержание образования // Инновации в образо-вании: опыт, проблемы, перспективы: материалы 51-й научно-метод. конф. пре-подавателей и студентов СГУ. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006. – С. 116-121.
48. Поштарева Т.В. Гражданское воспитание детей: сущность и компонен-ты // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научно-практ. конф. (г. Армавир) / Науч. ред. Вартумян А.А. – Ставро-поль: ООО «Базис», 2006. – С. 102-105.
49. Поштарева Т.В. Организационно-деятельностная игра как одна из форм реализации полиэтнического образования // Образование в современной школе. – 2006. – № 5. – С. 33-36.
50. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности уча-щихся во внеучебной деятельности // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: матер. Междунар. педагогического форума.– Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006.– С. 204-211.
51. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности как цель полиэтнического образования // Этносоциальное взаимодействие воспита-тельных систем: история и современность: материалы Междунар. научно-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – С. 351-352.
52. Поштарева Т.В. Концепция формирования этнокультурной компетент-ности учащихся в полиэтнической образовательной среде. // Циклы природы и общества: материалы XV Междун. научно-практ. конф. – Ставрополь: Ставро-польский инст. им. В. Д. Чурсина, 2007. – С. 195-198.
53. Поштарева Т.В. Особенности образования в полиэтнической среде. // Стратегия качества в промышленности и образовании. Материалы III Междун. конф. Том 2. – Днепропетровск – Варна: Фортуна-ТУ-Варна, 2007. – С. 299-302.
54. Поштарева Т.В. К вопросу о взаимодействии образовательного учреж-дения с семьями воспитанников с учетом полиэтничности среды. // Шолоховская весна-2008: материалы Междун. конф. – Ставрополь: РИО Ставропольского фи-лиала МГГУ им. М. А. Шолохова; Ставропольсервисшкола, 2008. – С. 366-369.
55. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социально-педагогическое явление. // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Междун. научн. конф. В 2-х т. / Отв. ред. В. В. Гриценко. – Смоленск: Универсум, 2008. – Т. 2. – С. 95-104.